Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

08.10.2010

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.09.2010 г.

N ЗРУ-263

 

 

Принят Законодательной палатой 12 августа 2010 года

Одобрен Сенатом 28 августа 2010 года

 

 

Глава 1. Общие положения (статьи 1-7)

Глава 2. Органы и учреждения, осуществляющие

профилактику безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних, и их полномочия (статьи 8-19)

Глава 3. Организация индивидуальной

профилактической работы (статьи 20-24)

Глава 4. Порядок помещения несовершеннолетнего

в центр социально-правовой помощи (статьи 25-27)

Глава 5. Порядок помещения несовершеннолетнего

в специализированное учебно-воспитательное

учреждение (статьи 28-31)

Глава 6. Заключительные положения (статьи 32-36)

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Статья 2. Законодательство о профилактике безнадзорности

и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья 3. Основные понятия

Статья 4. Основные задачи деятельности по профилактике

безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья 5. Основные принципы деятельности по профилактике

безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья 6. Информационное обеспечение деятельности

по профилактике безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

Статья 7. Участие родителей или лиц, заменяющих

родителей, в профилактике безнадзорности и

правонарушений среди несовершеннолетних

 

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

 

 

Статья 2. Законодательство о профилактике безнадзорности

и правонарушений среди несовершеннолетних

 

Законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, то применяются правила международного договора.

 

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

 

профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних - система социальных, правовых, медицинских и других мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений или иных антисоциальных действий, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой;

 

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - несовершеннолетний, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его содержанию, воспитанию и образованию, либо совершает правонарушение или иные антисоциальные действия;

 

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, в которой родители или лица, заменяющие родителей, уклоняются от выполнения своих обязанностей или ненадлежаще исполняют свои обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;

 

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие уклонения от выполнения своих обязанностей или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по его содержанию, воспитанию и образованию со стороны родителей или лиц, заменяющих родителей;

 

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий;

 

беспризорный - безнадзорный, не имеющий определенного места жительства;

 

антисоциальные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, занятии проституцией, попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права, свободы и законные интересы других граждан.

 

 

Статья 4. Основные задачи деятельности по профилактике

безнадзорности и правонарушений среди

несовершеннолетних

 

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершения ими правонарушений или иных антисоциальных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих им;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или иных антисоциальных действий.

 

 

Статья 5. Основные принципы деятельности по профилактике

безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

 

Основными принципами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются:

законность;

гуманность;

системность;

поддержка семьи и взаимодействие с ней;

индивидуальный подход к воспитанию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

 

 

Статья 6. Информационное обеспечение деятельности

по профилактике безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

 

Государственные органы и иные организации, а также граждане незамедлительно информируют:

органы прокуратуры - о нарушении прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

комиссии по делам несовершеннолетних - о нарушении прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также о допущенных недостатках в деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

органы опеки и попечительства - о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их содержанию, воспитанию и образованию;

органы по труду и социальной защите населения - о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной помощи государства;

органы внутренних дел - о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антисоциальные действия, а также о родителях и других лицах, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или иных антисоциальных действий либо совершающих в отношении них другие противоправные деяния;

органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения - о несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность;

органы управления образованием и образовательные учреждения -о несовершеннолетних, самовольно покинувших специализированные учебно-воспитательные или другие детские учреждения либо не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях и нуждающихся в социальной помощи государства.

 

 

Статья 7. Участие родителей или лиц, заменяющих

родителей, в профилактике безнадзорности

и правонарушений среди несовершеннолетних

 

Родители или лица, заменяющие родителей, выполняя обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики их безнадзорности и правонарушений принимают меры по недопущению:

нахождения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в ресторанах, кафе, барах, клубах, дискотеках, кинотеатрах, компьютерных запах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети Интернет, либо иных местах развлечений (досуга), за исключением посещения указанных заведений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;

употребления несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, курения;

совершения несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий.

Родители или лица, заменяющие родителей, принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в ресторанах, кафе, барах, клубах, дискотеках, кинотеатрах, компьютерных залах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети Интернет, либо иных местах развлечений (досуга) в ночное время без сопровождения одного из них.

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

ПРОФИЛАКТИКУ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

 

Статья 8. Система органов и учреждений,

осуществляющих профилактику безнадзорности

и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних

Статья 10. Органы внутренних дел

Статья 11. Подразделения профилактики правонарушений

среди несовершеннолетних органов внутренних дел

Статья 12. Центры социально-правовой помощи несовершеннолетним

Статья 13. Органы управления образованием

и образовательные учреждения

Статья 14. Специализированные учебно-воспитательные учреждения

Статья 15. Органы опеки и попечительства

Статья 16. Органы управления здравоохранением

и учреждения здравоохранения

Статья 17. Органы по труду и социальной защите населения

Статья 18. Участие учреждений культуры и спорта, организаций

сферы туризма и средств массовой информации в профилактике

безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья 19. Участие органов самоуправления граждан и

негосударственных некоммерческих организаций в профилактике

безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

 

 

Статья 8. Система органов и учреждений, осуществляющих

профилактику безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

 

В систему органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, входят:

комиссии по делам несовершеннолетних;

органы внутренних дел;

органы управления образованием и образовательные учреждения;

органы опеки и попечительства;

органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

органы по труду и социальной защите населения.

Органы и учреждения, не указанные в части первой настоящей статьи, участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних

 

Комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий:

осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав, свобод и законных интересов;

разрабатывают комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав, свобод и законных интересов, а также осуществляют контроль за реализацией этих мероприятий;

координируют деятельность органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

принимают участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;

проводят правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних в органах и учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

обращаются в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством;

рассматривают ходатайства образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних из этих учреждений;

рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей, а также иных лиц, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи государства;

привлекают граждан, имеющих необходимую подготовку, жизненный опыт или опыт работы с детьми, с их согласия для оказания помощи родителям или лицам, заменяющим родителей, в перевоспитании несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антисоциальные действия;

приглашают на свои заседания должностных лиц, специалистов и иных лиц для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

вносят представления в государственные органы и иные организации с целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, улучшения воспитательно-профилактической деятельности;

направляют сообщения в органы прокуратуры о случаях нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

вносят предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, а также непринятия мер по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий по делам несовершеннолетних;

применяют в установленном порядке меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 10. Органы внутренних дел

 

Органы внутренних дел в пределах своих полномочий осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, являются подразделения профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и центры социально-правовой помощи несовершеннолетним (далее - центр социально-правовой помощи). Другие подразделения органов внутренних дел в пределах своих полномочий принимают участие и оказывают необходимое содействие в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

 

 

Статья 11. Подразделения профилактики правонарушений

среди несовершеннолетних органов внутренних дел

 

Подразделения профилактики правонарушений среди несовершеннолетних органов внутренних дел в пределах своих полномочий:

проводят индивидуальную профилактическую работу;

осуществляют меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и в установленном порядке направляют их в соответствующие органы или учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или иных антисоциальных действий либо совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей или лиц, заменяющих родителей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей или ненадлежаще исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение или жестоко обращающихся с ними, и вносят предложения в соответствующие государственные органы и другие организации о применении к ним мер воздействия, предусмотренных законодательством;

рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей, а также иных лиц, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

вносят в соответствующие органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предложения о применении в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антисоциальные действия, мер воздействия, предусмотренных законодательством;

готовят документы в отношении несовершеннолетних для помещения их в установленном порядке в центры социально-правовой помощи или специализированные учебно-воспитательные учреждения;

информируют соответствующие государственные органы и другие организации о фактах безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антисоциальных действий несовершеннолетних, а также способствующих им причинах и условиях;

в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, доставляют в органы внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антисоциальные действия, а также безнадзорных и беспризорных, о чем незамедлительно составляют протокол и уведомляют родителей или лиц, заменяющих родителей, об их доставлении;

изучают состояние воспитательной работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях, кружках и клубах по месту жительства, учебы (работы) несовершеннолетних;

вносят в соответствующие государственные органы и другие организации предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий;

принимают участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях или иных антисоциальных действиях несовершеннолетних;

ведут учет правонарушений и иных антисоциальных действий, совершенных несовершеннолетними, родителей или лиц, заменяющих родителей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей или ненадлежаще исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение или жестоко обращающихся с ними, а также собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности;

содействуют органам опеки и попечительства в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подразделения профилактики правонарушений среди несовершеннолетних органов внутренних дел могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 12. Центры социально-правовой

помощи несовершеннолетним

 

Центры социально-правовой помощи в пределах своих полномочий: обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в возрасте от трех до восемнадцати лет в целях установления личности, защиты их жизни, здоровья или предупреждения совершения ими повторных правонарушений;

проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий, и информируют об этом соответствующие государственные органы и другие организации;

доставляют несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

Центры социально-правовой помощи могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

В центры социально-правовой помощи могут быть помещены несовершеннолетние:

безнадзорные или беспризорные;

самовольно покинувшие специализированные учебно-воспитательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо другие детские учреждения;

оставшиеся в возрасте до шестнадцати лет без попечения родителей;

совершившие общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности, либо вследствие существенного отставания возрастного развития, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны в полной мере сознавать значение совершенного деяния, если необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний, а также если их личность не установлена либо они не имеют определенного места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Узбекистан, где ими были совершены общественно опасные деяния;

совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, если их личность не установлена либо они не имеют определенного места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Узбекистан, где ими были совершены правонарушения;

временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специализированное учебно-воспитательное учреждение;

направляемые по определению суда в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

Основанием для помещения несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи является определение суда.

Несовершеннолетний может быть помещен в центр социально-правовой помощи на основании постановления начальника органа внутренних дел или центра социально-правовой помощи либо его заместителя. В этом случае ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи и материалы, подтверждающие необходимость его помещения в этот центр, направляются в суд не позднее 48 часов после его помещения в центр.

Начальник центра социально-правовой помощи или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора и комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого центра о помещении в него несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние могут находиться в центре социально-правовой помощи в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более тридцати дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен на основании определения суда до пятнадцати дней.

В срок нахождения несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи не входят:

период карантина в центре социально-правовой помощи, объявленного органом управления здравоохранением;

период болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом учреждения здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

время рассмотрения жалобы (протеста) на определение суда об удовлетворений ходатайства и помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

Положение о центрах социально-правовой помощи несовершеннолетним утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 13. Органы управления образованием

и образовательные учреждения

 

Органы управления образованием в пределах своих полномочий:

разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни;

осуществляют меры по совершенствованию деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений, а также иных учреждений, осуществляющих функции по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по получению ими общего среднего и среднего специального, профессионального образования;

оказывают психологическую помощь несовершеннолетним в их жизненном и профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями, интересами, склонностями и состоянием здоровья;

создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по определению форм их дальнейшего содержания, воспитания и образования;

участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы;

обеспечивают организацию в образовательных учреждениях доступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних, участвуют в организации занятости и отдыха несовершеннолетних.

Учреждения общего среднего, среднего специального, профессионального образования и другие образовательные учреждения в пределах своих полномочий:

оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их содержанию, воспитанию и образованию;

организовывают в образовательных учреждениях доступные спортивные секции, технические и иные кружки, клубы и привлекают к участию в них несовершеннолетних;

выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в содержании, воспитании и образовании их детей;

принимают меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни.

Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах своих полномочий:

принимают для содержания, воспитания, образования, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родителей родительских прав, ограничения их родителей в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав, свобод и законных интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения и других учреждений, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;

принимают на срок не более одного года для содержания, воспитания и образования несовершеннолетних из малообеспеченных, многодетных семей, несовершеннолетних, имеющих только одного родителя, с целью социальной поддержки этих семей;

обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях;

участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы.

Органы управления образованием и образовательные учреждения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 14. Специализированные учебно-воспитательные учреждения

 

К специализированным учебно-воспитательным учреждениям относятся специализированные школы и специализированные профессиональные колледжи.

В специализированные учебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях содержания, воспитания и образования, на срок не более чем на три года в случаях, если они:

совершили общественно опасные деяния, но не достигли возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности,

либо вследствие существенного отставания возрастного развития, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны в полной мере сознавать значение совершенного деяния;

освобождены от уголовной ответственности без решения вопроса об их виновности с передачей материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних;

освобождены от уголовного наказания с применением принудительной меры в виде помещения их в специализированные учебно-воспитательные учреждения;

продолжают совершать правонарушения или иные антисоциальные действия, несмотря на проводимую индивидуальную профилактическую работу.

Основанием для помещения несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения является:

определение суда, вынесенное в соответствии с настоящим Законом в отношении несовершеннолетних, указанных в абзацах втором, третьем и пятом части второй настоящей статьи;

определение суда, вынесенное в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце четвертом части второй настоящей статьи.

В специализированные учебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию, воспитанию и образованию в этих учреждениях.

Перечень заболеваний, препятствующих содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях, утверждается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Специализированные учебно-воспитательные учреждения в пределах своих полномочий:

осуществляют обучение, профессиональную подготовку и социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних;

обеспечивают специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территории указанных учреждений, личную безопасность несовершеннолетних и их защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию данных учреждений посторонних лиц, свободного выхода несовершеннолетних, содержащихся в этих учреждениях;

информируют органы внутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях самовольного ухода несовершеннолетних из этих учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;

направляют в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних не позднее чем за один месяц до выпуска извещения о выпуске несовершеннолетних из указанных учреждений, а также характеристики в отношении несовершеннолетних.

Специализированные учебно-воспитательные учреждения вносят в комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения указанных учреждений представления по вопросам:

перевода несовершеннолетних в другие специализированные учебно-воспитательные учреждения;

прекращения пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воздействия или по состоянию здоровья не могут находиться в них;

продления срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимости завершения их обучения.

Специализированные учебно-воспитательные учреждения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Положения о специализированных учебно-воспитательных учреждениях утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 15. Органы опеки и попечительства

 

Органы опеки и попечительства в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, а также осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;

принимают меры по установлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

обращаются в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев приобретения несовершеннолетним дееспособности в полном объеме в установленном порядке;

участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы;

предъявляют иски об ограничении или лишении родительских прав;

принимают участие в рассмотрении в судах дел об ограничении или лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах.

Органы опеки и попечительства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 16. Органы управления здравоохранением

и учреждения здравоохранения

 

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения в пределах своих полномочий:

организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей, а также пропаганду здорового образа жизни;

обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по профилактике алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

информируют комиссии по делам несовершеннолетних о распространении алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

осуществляют круглосуточный прием и уход заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей;

оказывают консультативную помощь органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также родителям несовершеннолетних или лицам, заменяющим родителей;

осуществляют круглосуточный прием и оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность;

оказывают специализированную диагностическую и лечебно-восстановительную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

готовят в установленном порядке заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних, направляемых в специализированные учебно-воспитательные учреждения;

организуют выявление, учет, обследование и медико-социальную реабилитацию несовершеннолетних, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность;

организуют выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 17. Органы по труду и социальной защите населения

 

Органы по труду и социальной защите населения в пределах своих полномочий:

участвуют в установленном порядке в оказании социальной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении;

участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы;

используют современные методики и технологии социальной помощи и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

принимают участие в организации отдыха, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках или клубах, созданных в социальных учреждениях;

обеспечивают медико-социальную помощь детям-инвалидам, развивают комплексные сети служб социальной помощи детям-инвалидам;

содействуют трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации несовершеннолетних, рассматривают вопросы о прекращении с ними трудового договора по инициативе работодателя.

Органы по труду и социальной защите населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 18. Участие учреждений культуры и спорта,

организаций сферы туризма и средств массовой информации

в профилактике безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

 

Учреждения культуры и спорта, организации сферы туризма и средства массовой информации в пределах своих полномочий:

участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, общественным фондам и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

участвуют в организации обучения, занятости и отдыха несовершеннолетних;

осуществляют деятельность по пропаганде и формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни несовершеннолетних.

Учреждения культуры и спорта, организации сферы туризма и средства массовой информации могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 19. Участие органов самоуправления граждан

и негосударственных некоммерческих организаций

в профилактике безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

 

Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации в пределах своих полномочий:

участвуют в духовном, нравственном, правовом, эстетическом, физическом, трудовом воспитании несовершеннолетних, способствуют формированию у них здорового образа жизни;

оказывают помощь несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении;

содействуют социально-педагогической реабилитации и адаптации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений;

взаимодействуют с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Статья 20. Категории лиц, в отношении которых

проводится индивидуальная профилактическая работа

Статья 21. Основания проведения индивидуальной

профилактической работы

Статья 22. Сроки проведения индивидуальной

профилактической работы

Статья 23. Организация проведения индивидуальной

профилактической работы

Статья 24. Права лиц, в отношении которых проводится

индивидуальная профилактическая работа

 

 

Статья 20. Категории лиц, в отношении которых проводится

индивидуальная профилактическая работа

 

Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении несовершеннолетних:

безнадзорных или беспризорных;

совершивших антисоциальные действия;

содержащихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях или центрах социально-правовой помощи;

не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

совершивших административные правонарушения;

освобожденных от уголовной ответственности на основании акта амнистии или в силу утраты деянием либо лицом общественной опасности или в связи с деятельным раскаянием виновного либо в связи с примирением, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего возможно без применения наказания;

совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности, либо вследствие существенного отставания возрастного развития, не связанного с болезненным психическим расстройством, не способных в полной мере сознавать значение совершенного деяния;

обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

освобожденных от уголовного наказания с применением принудительных мер;

условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания в силу утраты лицом общественной опасности или в связи с деятельным раскаянием виновного либо на основании акта амнистии или помилования;

получивших отсрочку исполнения приговора;

условно осужденных, осужденных к исправительным работам или иным видам наказаний, не связанным с лишением свободы;

освобожденных из учреждений по исполнению наказания или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений;

состоящих на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания и склонных к совершению правонарушений.

Индивидуальная профилактическая работа проводится также в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

 

 

Статья 21. Основания проведения индивидуальной

профилактической работы

 

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные статьей 20 настоящего Закона, если они зафиксированы в следующих документах:

заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или лиц, заменяющих родителей, об оказании им помощи по вопросам, входящим в полномочия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

приговоре или определении суда;

постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, дознавателя, следователя, прокурора или начальника органа внутренних дел;

документах, необходимых для помещения несовершеннолетних в учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, по результатам проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

 

 

Статья 22. Сроки проведения индивидуальной

профилактической работы

 

Индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи, до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности и беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий, или до достижения несовершеннолетними возраста восемнадцати лет либо наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

 

 

Статья 23. Организация проведения индивидуальной

профилактической работы

 

Органы внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, с учетом особенностей его личности и окружения, характера совершенного правонарушения или иных антисоциальных действий, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или лицами, заменяющими родителей, другими лицами, посещения несовершеннолетнего по месту его жительства, учебы (работы), изучения характеризующих материалов.

В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении:

выясняются образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего;

разъясняются несовершеннолетнему последствия совершения им правонарушений или иных антисоциальных действий;

выявляются и принимаются меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений или иных антисоциальных действий;

выявляются и принимаются меры по привлечению в установленном порядке к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение правонарушений или иных антисоциальных действий;

привлекаются лица, способные оказать на несовершеннолетнего положительное влияние;

решаются во взаимодействии с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вопросы организации содержания, воспитания, образования, занятости и отдыха несовершеннолетнего.

В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:

осуществляются мероприятия по оздоровлению обстановки в семье, прекращению отрицательного влияния родителей или лиц, заменяющих родителей, на детей;

разъясняются родителям или лицам, заменяющим родителей, последствия уклонения от выполнения своих обязанностей или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних, отрицательного влияния на поведение детей либо жестокого обращения с ними;

выясняются образ жизни и намерения родителей или лиц, заменяющих родителей, путем посещения семьи по месту жительства, изучения характеризующих материалов, проведения бесед с представителями органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов управления образованием и образовательных учреждений, иными лицами;

привлекаются лица, способные оказать на них положительное влияние;

решаются во взаимодействии с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вопросы организации содержания, воспитания, образования, занятости и отдыха несовершеннолетних;

вносятся в установленном порядке в соответствующие государственные органы и иные организации предложения о применении к родителям или лицам, заменяющим родителей, уклоняющимся от выполнения своих обязанностей либо ненадлежаще исполняющим свои обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних или отрицательно влияющим на их поведение либо жестоко обращающимся с ними, мер воздействия, предусмотренных законодательством.

 

 

Статья 24. Права лиц, в отношении которых проводится

индивидуальная профилактическая работа

 

Несовершеннолетним, их родителям или лицам, заменяющим родителей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права, предусмотренные законодательством.

Несовершеннолетним, содержащимся в специализированном учебно-воспитательном учреждении или центре социально-правовой помощи, в установленном порядке обеспечивается право на:

уведомление родителей или лиц, заменяющих родителей, об их доставлении или помещении в указанные учреждения;

обжалование решений органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, и действий (бездействия) должностных лиц в вышестоящие органы, комиссии по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры или суд;

гуманное, не унижающее честь и человеческое достоинство обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров, общений через иные средства связи и свиданий, получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

получение бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия по утвержденным нормам.

 

 

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПОМЕЩЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТР

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

 

Статья 25. Подготовка материалов о помещении

несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи

Статья 26. Рассмотрение судом ходатайства о помещении

несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи

Статья 27. Порядок продления срока содержания

несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи

 

 

Статья 25. Подготовка материалов о помещении

несовершеннолетнего в центр социально-правовой

помощи

 

Органы внутренних дел в случае выявления обстоятельств, требующих помещения несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи, обязаны в течение 48 часов с момента доставления несовершеннолетнего в подразделения органов внутренних дел подготовить материалы для направления в суд ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи.

Ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи и материалы, подтверждающие необходимость его помещения в указанный центр, направляются начальником органа внутренних дел или его заместителем в районный (городской) суд по уголовным делам по месту обнаружения несовершеннолетнего либо по месту нахождения центра социально-правовой помощи.

 

 

Статья 26. Рассмотрение судом ходатайства

о помещении несовершеннолетнего в центр

социально-правовой помощи

 

Ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи рассматривается в закрытом судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по уголовным делам в течение 24 часов с момента его представления органом внутренних дел.

Участие несовершеннолетнего, в отношении которого рассматривается ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи, прокурора, представителей органа опеки и попечительства, органа внутренних дел в судебном заседании является обязательным. В рассмотрении ходатайства могут участвовать представитель комиссии по делам несовершеннолетних и адвокат.

Рассмотрение ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи начинается с доклада представителя органа внутренних дел, который обосновывает необходимость помещения несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи. Затем заслушиваются прокурор, несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается ходатайство, адвокат, если он участвует в судебном заседании, другие явившиеся в суд лица, исследуются представленные материалы.

Определение выносится судьей в отдельной комнате.

Судья, рассмотрев ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи, выносит одно из следующих определений:

об удовлетворении ходатайства и помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи;

об оставлении ходатайства без удовлетворения.

Определение судьи об удовлетворении или оставлении без удовлетворения ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи вступает в силу с момента его оглашения и подлежит немедленному исполнению.

Определение судьи, вынесенное по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи, немедленно направляется органу внутренних дел для исполнения, а несовершеннолетнему, его родителям или лицам, заменяющим родителей, органу опеки и попечительства, адвокату, если он участвовал в судебном заседании, - для сведения.

Определение судьи, вынесенное по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи, может быть обжаловано несовершеннолетним, его родителями или лицами, заменяющими родителей, органом опеки и попечительства и адвокатом или опротестовано прокурором в Верховный суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суд по уголовным делам в течение десяти дней со дня вынесения судьей данного определения.

Судья Верховного суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областного, Ташкентского городского суда по уголовным делам рассматривает жалобу (протест) на определение, вынесенное по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи, в течение десяти дней со дня поступления жалобы (протеста) и выносит одно из следующих определений:

об оставлении определения судьи без изменения, а жалобу (протест) без удовлетворения;

об изменении определения судьи;

об отмене определения судьи об удовлетворении ходатайства и помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи;

об отмене определения судьи об оставлении ходатайства без удовлетворения с решением вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр социально-правовой помощи.

 

 

Статья 27. Порядок продления срока

содержания несовершеннолетнего

в центре социально-правовой помощи

 

Ходатайство о продлении срока содержания несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи и материалы, подтверждающие необходимость продления данного срока, направляются начальником центра социально-правовой помощи или его заместителем в районный (городской) суд по уголовным делам по месту нахождения указанного центра не позднее чем за три дня до истечения срока содержания несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи.

Ходатайство о продлении срока содержания несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи рассматривается судом в порядке, установленном статьей 26 настоящего Закона.

 

 

ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ПОМЕЩЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Статья 28. Подготовка материалов о помещении

несовершеннолетнего в специализированное

учебно-воспитательное учреждение

Статья 29. Направление в суд ходатайства о помещении

несовершеннолетнего в специализированное

учебно-воспитательное учреждение

Статья 30. Рассмотрение судом ходатайства о помещении

несовершеннолетнего в специализированное

учебно-воспитательное учреждение

Статья 31. Исполнение определения суда, вынесенного

по ходатайству о помещении несовершеннолетнего

в специализированное учебно-воспитательное

учреждение

 

 

Статья 28. Подготовка материалов о помещении

несовершеннолетнего в специализированное

учебно-воспитательное учреждение

 

Комиссия по делам несовершеннолетних, рассмотрев поступившие материалы отказанного в возбуждении уголовного дела или прекращенного уголовного дела в отношении несовершеннолетнего без решения вопроса о его виновности либо материалы о правонарушении или иных антисоциальных действиях несовершеннолетнего, в отношении которого проводилась индивидуальная профилактическая работа, принимает решение об обращении в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение или применении других мер воздействия.

В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об обращении в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, об этом незамедлительно информируются органы внутренних дел.

Органы внутренних дел в течение десяти дней обязаны подготовить материалы для комиссии по делам несовершеннолетних, необходимые для направления в суд ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

Органы внутренних дел направляют в соответствующие государственные органы и иные организации запросы о представлении необходимых документов. Запросы подлежат исполнению в течение пяти дней со дня их получения.

Учреждения здравоохранения для определения возможности помещения несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение проводят его медицинское освидетельствование.

В случаях выявления у несовершеннолетнего во время медицинского освидетельствования заболеваний, препятствующих его содержанию, воспитанию и образованию в специализированном учебно-воспитательном учреждении, материалы в отношении него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних для применения иных мер воздействия.

Несовершеннолетний, в отношении которого готовятся материалы о помещении его в специализированное учебно-воспитательное учреждение, может быть помещен в центр социально-правовой помощи либо передан под надзор родителей или лиц, заменяющих родителей, которые обязаны обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и его явку по вызову в суд. Родители или лица, заменяющие родителей, а также несовершеннолетние, достигшие возраста шестнадцати лет, уклоняющиеся от явки в суд, могут быть подвергнуты приводу.

Несовершеннолетние не помещаются в специализированное учебно-воспитательное учреждение, если с момента отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела либо освобождения от уголовного наказания прошло более одного года.

 

 

Статья 29. Направление в суд ходатайства о помещении

несовершеннолетнего в специализированное

учебно-воспитательное учреждение

 

Начальник органа внутренних дел или его заместитель направляет в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение следующие документы:

справку и характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;

акт обследования семейно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;

справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях или иных антисоциальных действиях, совершенных несовершеннолетним, и принятых в связи с этим мерах воздействия;

заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

Комиссия по делам несовершеннолетних, получив документы, указанные в части первой настоящей статьи, в срок не более трех суток направляет в суд ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение с приложением полученных документов, а также материалов отказанного в возбуждении уголовного дела или прекращенного уголовного дела.

 

 

Статья 30. Рассмотрение судом ходатайства о помещении

несовершеннолетнего в специализированное

учебно-воспитательное учреждение

 

Ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение рассматривается в закрытом судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по уголовным делам по месту жительства несовершеннолетнего в течение 24 часов с момента его представления комиссией по делам несовершеннолетних.

Участие несовершеннолетнего, в отношении которого рассматривается ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, его родителей или лиц, заменяющих родителей, прокурора, представителей органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних в судебном заседании является обязательным. В рассмотрении ходатайства могут участвовать представитель органа внутренних дел и адвокат.

Рассмотрение ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение начинается с доклада представителя комиссии по делам несовершеннолетних, который обосновывает необходимость помещения несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение. Затем заслушиваются прокурор, несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается ходатайство, адвокат, если он участвует в судебном заседании, другие явившиеся в суд лица, исследуются представленные материалы.

Определение выносится судьей в отдельной комнате.

Судья, рассмотрев ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, выносит одно из следующих определений:

об удовлетворении ходатайства и помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение с указанием срока применения данной принудительной меры;

об оставлении ходатайства без удовлетворения и направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних для применения к несовершеннолетнему иных мер воздействия в случаях, если судьей установлены обстоятельства, подтверждающие возможность исправления несовершеннолетнего без помещения в специализированное учебно-воспитательное учреждение, или выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение.

Определение судьи об удовлетворении или оставлении без удовлетворения ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение вступает в силу с момента его оглашения и подлежит немедленному исполнению.

Определение судьи, вынесенное по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, немедленно направляется органам и учреждениям, обеспечивающим исполнение указанного определения, а несовершеннолетнему, его родителям или лицам, заменяющим родителей, органу опеки и попечительства, адвокату, если он участвовал в судебном заседании, - для сведения.

Определение судьи, вынесенное по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, может быть обжаловано несовершеннолетним, его родителями или лицами, заменяющими родителей, органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и адвокатом или опротестовано прокурором в Верховный суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суд по уголовным делам в течение десяти дней со дня вынесения судьей данного определения.

Судья Верховного суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областного, Ташкентского городского суда по уголовным делам рассматривает жалобу (протест) на определение, вынесенное по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, в течение десяти дней со дня поступления жалобы (протеста) и выносит одно из следующих определений:

об оставлении определения судьи без изменения, а жалобу (протест) без удовлетворения;

об изменении определения судьи;

об отмене определения судьи об удовлетворении ходатайства и помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение;

об отмене определения судьи об оставлении ходатайства без удовлетворения с решением вопроса о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

 

 

Статья 31. Исполнение определения суда, вынесенного

по ходатайству о помещении несовершеннолетнего

в специализированное учебно-воспитательное

учреждение

 

Исполнение определения суда, вынесенного по ходатайству о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение, обеспечивают:

комиссия по делам несовершеннолетних - в части применения иных мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, не связанных с помещением в специализированное учебно-воспитательное учреждение;

центр социально-правовой помощи - в части доставления несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение;

специализированное учебно-воспитательное учреждение - в части обеспечения исправления и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении.

 

 

ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 32. Финансовое и материально-техническое

обеспечение органов и учреждений, осуществляющих

профилактику безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

Статья 33. Разрешение споров

Статья 34. Ответственность за нарушение

законодательства о профилактике безнадзорности

и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья 35. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

 

 

Статья 32. Финансовое и материально-техническое

обеспечение органов и учреждений, осуществляющих

профилактику безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

 

Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

 

 

Статья 33. Разрешение споров

 

Споры в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства

о профилактике безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, несут ответственность в установленном порядке.

 

 

Статья 35. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

 

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Узбекистан                                                          И. Каримов

 

 

“Народное слово”, 30 сентября 2010 г.

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2010 г., N 39, ст. 341

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1419