Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

12.10.2011

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.09.2011 г.

N ЗРУ-298

 

Принят Законодательной палатой 27 июля 2011 года

Одобрен Сенатом 26 августа 2011 года

 

Глава 1. Общие положения (Статьи 1-7)

Глава 2. Места содержания под стражей (Статьи 8-17)

Глава 3. Права задержанных и заключенных под стражу,

а также гарантии их обеспечения (Статьи 18-33)

Глава 4. Обязанности и материальная ответственность

задержанных и заключенных под стражу (Статьи 34-35)

Глава 5. Меры поощрения и дисциплинарного взыскания,

применяемые в отношении задержанных и заключенных

под стражу (Статьи 36-39)

Глава 6. Обеспечение изоляции, охраны и надзора в местах

содержания под стражей (Статьи 40-52)

Глава 7. Освобождение из-под стражи задержанных

и заключенных под стражу (Статьи 53-54)

Глава 8. Заключительные положения (Статьи 55-59)

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Задачи настоящего Закона

Статья 2. Законодательство о содержании под стражей

при производстве по уголовному делу

Статья 3. Основные понятия

Статья 4. Основные принципы содержания под стражей

Статья 5. Основания содержания под стражей

Статья 6. Сроки содержания под стражей

Статья 7. Правовое положение задержанных

и заключенных под стражу

 

 

Статья 1. Задачи настоящего Закона

 

Задачами настоящего Закона являются определение порядка и условий содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, и лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, гарантий их прав, свобод и законных интересов.

 

 

Статья 2. Законодательство о содержании

под стражей при производстве по уголовному делу

 

Законодательство о содержании под стражей при производстве по уголовному делу состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о содержании под стражей при производстве по уголовному делу, то применяются правила международного договора.

 

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

задержанный - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления по основаниям, предусмотренным статьей 221 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан;

 

заключенный под стражу - подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

 

содержание под стражей - содержание под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

 

 

Статья 4. Основные принципы содержания под стражей

 

Основными принципами содержания под стражей являются законность, равенство граждан перед законом, уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод граждан, презумпция невиновности.

 

 

Статья 5. Основания содержания под стражей

 

Основанием содержания под стражей задержанных является протокол задержания, составленный в порядке, предусмотренном статьей 225 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Основанием содержания под стражей заключенных под стражу является решение суда о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

 

 

Статья 6. Сроки содержания под стражей

 

Сроки содержания под стражей определяются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

 

 

Статья 7. Правовое положение задержанных

и заключенных под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу считаются невиновными, пока их виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Задержанные и заключенные под стражу имеют права, свободы и несут обязанности, установленные для граждан Республики Узбекистан, с ограничениями, предусмотренными законом.

Задержанные и заключенные под стражу на территории Республики Узбекистан иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами, свободами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Узбекистан, кроме случаев, установленных законом и международными договорами Республики Узбекистан.

Не допускается дискриминация задержанных и заключенных под стражу по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Не допускается применение в отношении задержанных и заключенных под стражу пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения.

 

 

ГЛАВА 2. МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

 

Статья 8. Места содержания задержанных

и заключенных под стражу

Статья 9. Изоляторы временного содержания

Статья 10. Следственные изоляторы

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания

задержанных и заключенных под стражу

Статья 12. Использование медицинских учреждений

для содержания задержанных и заключенных под стражу

Статья 13. Использование учреждений по исполнению

наказания для содержания задержанных и заключенных

под стражу

Статья 14. Перевод из следственных изоляторов

в изоляторы временного содержания, из учреждений

по исполнению наказания в следственные изоляторы

Статья 15. Обеспечение режима в местах

содержания под стражей

Статья 16. Внутренний распорядок в местах

содержания под стражей

Статья 17. Сотрудники мест содержания под стражей

 

 

Статья 8. Места содержания задержанных

и заключенных под стражу

 

Задержанные содержатся в изоляторах временного содержания органов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее - изоляторы временного содержания) и следственных изоляторах органов Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, а задержанные военнослужащие - на гарнизонных и войсковых гауптвахтах Вооруженных Сил Республики Узбекистан (далее - гауптвахты).

В отдельных местностях в виде исключения допускается содержание задержанных в специально приспособленных для этих целей помещениях, а на морских и речных судах - в специально отведенных каютах.

В случаях и порядке, установленных законом, задержанные могут содержаться в учреждениях по исполнению наказания.

Заключенные под стражу содержатся в следственных изоляторах органов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан (далее - следственные изоляторы).

В случаях и порядке, установленных законом, заключенные под стражу могут содержаться в изоляторах временного содержания и учреждениях по исполнению наказания, а заключенные под стражу военнослужащие - на гауптвахтах.

В случаях и порядке, установленных законом, задержанные и заключенные под стражу могут временно содержаться в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.

 

 

Статья 9. Изоляторы временного содержания

 

Изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей задержанных.

Заключенные под стражу могут содержаться в изоляторах временного содержания до десяти суток. В случаях, когда доставка заключенных под стражу в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, такие лица по постановлению следователя, согласованному с прокурором, а также по постановлению прокурора либо определению суда могут содержаться в изоляторах временного содержания до тридцати суток.

Изоляторы временного содержания создаются, реорганизуются и ликвидируются министром внутренних дел Республики Узбекистан.

 

 

Статья 10. Следственные изоляторы

 

Следственные изоляторы предназначены для содержания под стражей заключенных под стражу.

В случаях и порядке, установленных законом, в следственных изоляторах могут также содержаться задержанные и осужденные.

Следственные изоляторы являются юридическими лицами.

Следственные изоляторы создаются, реорганизуются и ликвидируются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания

задержанных и заключенных под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу военнослужащие содержатся на гауптвахтах в порядке и условиях, установленных законом и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок несения гарнизонной и караульной службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан.

Заключенные под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахтах не более двадцати суток, а в отдаленных местностях - в течение всего срока действия меры пресечения в виде заключения под стражу. Срок содержания военнослужащего на гауптвахте может быть продлен военными судами на время судебного рассмотрения дела, но не более чем на пятнадцать суток. Военнослужащие, осужденные к направлению в дисциплинарную часть, могут содержаться на гауптвахтах вплоть до вступления приговора суда в законную силу.

 

 

Статья 12. Использование медицинских учреждений

для содержания задержанных и заключенных под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу в случае оказания им специализированной медицинской или психиатрической помощи, а также заключенные под стражу, в случае назначения им стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, помещаются в медицинские учреждения государственной системы здравоохранения в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 13. Использование учреждений по исполнению

наказания для содержания задержанных

и заключенных под стражу

 

Осужденные, отбывающие наказание в учреждениях по исполнению наказания, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут временно содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание. С этой целью в учреждениях по исполнению наказания оборудуются специальные камеры для задержанных. Содержание задержанных в карцерах и дисциплинарных изоляторах учреждений по исполнению наказания не допускается.

Осужденные, отбывающие наказание в учреждениях по исполнению наказания, в отношении которых в связи с производством по другому уголовному делу применена мера пресечения в виде заключения под стражу, могут содержаться в учреждениях по исполнению наказания в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Условия содержания заключенных под стражу в учреждениях по исполнению наказания не должны отличаться от условий содержания заключенных под стражу в следственных изоляторах.

 

 

Статья 14. Перевод из следственных изоляторов

в изоляторы временного содержания, из учреждений

 по исполнению наказания в следственные изоляторы

 

Заключенные под стражу могут переводиться из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий или судебного рассмотрения уголовных дел за пределами населенных пунктов, в которых расположены следственные изоляторы, при невозможности их ежедневной доставки для производства указанных действий и проведения судебных заседаний, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя, прокурора либо определение суда об этапировании заключенного под стражу.

Осужденный может быть переведен из учреждения по исполнению наказания в следственный изолятор или оставлен в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу, если он является свидетелем или потерпевшим по другому уголовному делу. В этом случае осужденный может находиться в следственном изоляторе: с согласия прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, города Ташкента, а также приравненных к ним прокуроров сроком до трех месяцев, с согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан или его заместителя - до шести месяцев, а по определению суда  на время судебного рассмотрения дела.

Осужденный, находящийся в другом районе (городе), переводится согласно постановлению следователя, согласованному с прокурором, а также постановлению прокурора либо определению суда об этапировании. Исполнение этапирования осужденного возлагается на специальные подразделения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

 

 

Статья 15. Обеспечение режима в местах

содержания под стражей

 

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий реализацию прав, свобод и законных интересов задержанных и заключенных под стражу, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, раздельное размещение, а также выполнение других задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Обеспечение режима в местах содержания под стражей возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

 

 

Статья 16. Внутренний распорядок в местах

содержания под стражей

 

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей соответственно министром внутренних дел Республики Узбекистан, председателем Службы национальной безопасности Республики Узбекистан или министром обороны Республики Узбекистан утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей (далее - правила внутреннего распорядка).

Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:

приема и размещения задержанных и заключенных под стражу по камерам;

проведения досмотра вещей, одежды и обуви лиц при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотра въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятия запрещенных продуктов питания, предметов и веществ;

проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей задержанных и заключенных под стражу и помещений, в которых они содержатся;

изъятия у задержанных и заключенных под стражу денег, ценных бумаг и иных ценностей, продуктов питания, предметов и веществ, запрещенных к хранению, распространению, употреблению и использованию, а также их хранения;

материально-бытового обеспечения задержанных и заключенных под стражу;

медико-санитарного обеспечения задержанных и заключенных под стражу;

приобретения заключенными под стражу продуктов питания, предметов первой необходимости, учебников, бумаги и канцелярских принадлежностей;

приема и выдачи задержанным и заключенным под стражу посылок, передач, бандеролей;

получения и отправления задержанными и заключенными под стражу корреспонденции;

получения заключенными под стражу денежных переводов;

проведения ежедневных прогулок задержанных и заключенных под стражу;

проведения свиданий задержанных и заключенных под стражу с лицами, перечисленными в статье 22 настоящего Закона, а также осуществления права заключенного под стражу на лимитированный телефонный разговор;

отправления задержанными и заключенными под стражу религиозных обрядов;

участия задержанных и заключенных под стражу в гражданско-правовых сделках;

участия заключенных под стражу в семейных отношениях;

привлечения заключенных под стражу к труду;

направления задержанными и заключенными под стражу заявлений, предложений и жалоб;

личного приема задержанных и заключенных под стражу начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;

обеспечения участия задержанных и заключенных под стражу в следственных действиях и судебных заседаниях;

выдачи тел задержанных и заключенных под стражу, умерших в местах содержания под стражей;

освобождения из-под стражи задержанных и заключенных под стражу.

Кроме норм, указанных в части второй настоящей статьи, правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения задержанных и заключенных под стражу в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, которые задержанные и заключенные под стражу могут соответственно иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать по безналичному расчету.

 

 

Статья 17. Сотрудники мест содержания под стражей

 

К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового, сержантского и офицерского состава органов внутренних дел, военнослужащие Службы национальной безопасности Республики Узбекистан и Вооруженных Сил Республики Узбекистан, исполняющие обязанности по обеспечению режима в местах содержания под стражей.

На период исполнения обязанностей по обеспечению режима в местах содержания под стражей капитаны морских и речных судов, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предусмотренными настоящим Законом для сотрудников мест содержания под стражей.

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВА ЗАДЕРЖАННЫХ

И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, А ТАКЖЕ

ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Статья 18. Права задержанных и заключенных

под стражу

Статья 19. Порядок направления

заявлений, предложений и жалоб

Статья 20. Переписка задержанных и заключенных

под стражу с родственниками и иными лицами

Статья 21. Право на личную безопасность

Статья 22. Свидания задержанного или заключенного

под стражу с защитником, законным представителем,

родственниками и иными лицами

Статья 23. Посещение Уполномоченным Олий Мажлиса

Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом)

мест содержания под стражей

Статья 24. Питание задержанных и заключенных под стражу

Статья 25. Приобретение продуктов питания и предметов

первой необходимости

Статья 26. Материально-бытовое обеспечение

Статья 27. Медико-санитарное обеспечение

Статья 28. Получение посылок, передач, бандеролей

и денежных переводов

Статья 29. Участие задержанных, заключенных под стражу

в гражданско-правовых сделках и семейных отношениях

Статья 30. Привлечение заключенных под стражу к труду

Статья 31. Особенности содержания под стражей беременных

женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до двух лет

Статья 32. Особенности содержания под стражей

несовершеннолетних

Статья 33. Обеспечение вручения копий документов,

а также участия задержанных и заключенных под стражу

в следственных действиях и судебных заседаниях

 

 

Статья 18. Права задержанных и заключенных

под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу имеют право:

получать информацию о своих правах, свободах и обязанностях, режиме в местах содержания под стражей, правилах поведения, порядке направления заявлений, предложений и жалоб;

обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей или уполномоченному им лицу, а также должностным лицам, надзирающим или контролирующим места содержания под стражей;

обращаться лично или через защитника либо законного представителя с заявлениями и жалобами по вопросу о законности и обоснованности их содержания и нарушении их прав, свобод и законных интересов;

вести переписку, иметь в своем распоряжении бумагу и канцелярские принадлежности;

на личную безопасность;

на свидания с защитником, законным представителем, родственниками и иными лицами;

хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу или касающиеся вопросов реализации их прав, свобод и законных интересов, за исключением документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях либо которые содержат сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период их участия в следственных действиях и судебных заседаниях;

получать и хранить лекарственные средства в установленном порядке;

получать посылки, передачи, бандероли;

на восьмичасовой сон в ночное время, во время которого запрещается привлечение их к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа;

пользоваться собственной одеждой, обувью и другими вещами, а также продуктами питания, предметами первой необходимости, перечень и количество которых определяются правилами внутреннего распорядка;

пользоваться актами законодательства, литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей и заниматься самообразованием;

отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей, пользоваться религиозной литературой из библиотеки места содержания под стражей, предметами религиозного культа - если это не нарушает правила внутреннего распорядка, а также права и законные интересы других лиц;

на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

участвовать в гражданско-правовых сделках.

Задержанные и заключенные под стражу женщины вправе иметь при себе детей в возрасте до двух лет.

Заключенные под стражу, кроме прав, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, имеют также право:

получать денежные переводы;

приобретать продукты питания, предметы первой необходимости, учебники, бумагу и канцелярские принадлежности через администрацию места содержания под стражей;

пользоваться настольными играми из библиотеки места содержания под стражей;

получать при необходимости от администрации места содержания под стражей разрешенную к ношению одежду и обувь;

участвовать в семейных отношениях.

Заключенным под стражу при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

Кроме прав, определенных настоящим Законом, задержанные и заключенные под стражу имеют права, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан для подозреваемого и обвиняемого.

Осужденные, отбывающие наказание в учреждениях по исполнению наказания, в случае применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с производством по другому уголовному делу, вправе получать посылки, передачи, бандероли, приобретать продукты питания, предметы первой необходимости в соответствии с правилами, установленными Уголовно-исполнительным кодексом Республики Узбекистан для вида режима учреждения по исполнению наказания, в котором они отбывают наказание.

 

 

Статья 19. Порядок направления заявлений,

предложений и жалоб

 

Задержанные и заключенные под стражу имеют право обращаться к администрации места содержания под стражей, в государственные органы, органы самоуправления граждан и общественные объединения с заявлениями, предложениями и жалобами на своем родном языке или на другом языке и получать письменные ответы на языке обращения в установленном порядке.

Заявления, предложения и жалобы направляются через администрацию места содержания под стражей, за исключением обращений, полученных должностными лицами, надзирающими или контролирующими деятельность мест содержания под стражей, во время личного приема задержанных и заключенных под стражу.

Заявления, предложения и жалобы, адресованные в суд, прокурору, защитнику, Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) или в иные государственные органы, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, а также должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи рабочего дня направляются или передаются адресату в запечатанном виде. Заявления, предложения и жалобы, адресованные иным государственным органам и организациям, не позднее следующего за днем подачи рабочего дня передаются должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, просматриваются ими и направляются адресату в такой же срок. Копия сопроводительного письма о пересылке обращения адресату направляется в место содержания под стражей для объявления задержанному или заключенному под стражу.

Жалобы, поданные на действия и решения дознавателя или следователя, не позднее следующего за днем подачи рабочего дня направляются или передаются администрацией места содержания под стражей начальнику следственного органа либо прокурору, а на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору.

Заявления, предложения и жалобы, содержащие сведения, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу либо способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, адресату не направляются и передаются должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, о чем письменно уведомляется задержанный или заключенный под стражу, а также прокурор.

Письменные ответы на заявления, предложения и жалобы, а также копии сопроводительных писем об их пересылке объявляются задержанным и заключенным под стражу под расписку и приобщаются к их личным делам.

Запрещается преследование в любой форме задержанных и заключенных под стражу за обращение с заявлениями и жалобами о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

 

 

Статья 20. Переписка задержанных и заключенных

под стражу с родственниками и иными лицами

 

Задержанные и заключенные под стражу имеют право вести переписку с родственниками и иными лицами. Отправление корреспонденции задержанных и заключенных под стражу осуществляется за счет их средств.

Переписка задержанного, заключенного под стражу осуществляется через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости должностным лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело.

Корреспонденция задержанного, заключенного под стражу, содержащая сведения, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу либо способствовать совершению преступления, выполненная тайнописью, шифром, содержащая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляется, задержанным и заключенным под стражу не вручается и передается должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело. Об этом письменно уведомляется прокурор.

Вручение корреспонденции задержанным или заключенным под стражу и отправка адресатам производятся администрацией места содержания под стражей в трехдневный срок со дня поступления корреспонденции либо сдачи ее на отправку.

Сведения о смерти, тяжком заболевании близкого родственника задержанного или заключенного под стражу, стихийном бедствии, нанесшем материальный ущерб семье либо близким родственникам задержанного или заключенного под стражу, а также другие аналогичные сведения сообщаются адресату незамедлительно после их получения.

Переписка между задержанными, заключенными под стражу, находящимися в разных местах содержания под стражей, или задержанных, заключенных под стражу с осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, может осуществляться только между родственниками.

Письма, поступившие на имя задержанного или заключенного под стражу, убывшего из места содержания под стражей, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются администрацией места содержания под стражей по месту его убытия.

 

 

Статья 21. Право на личную безопасность

 

Задержанные и заключенные под стражу имеют право на личную безопасность.

При возникновении угрозы жизни и здоровью задержанного или заключенного под стражу либо угрозы совершения в отношении него преступлений против личности сотрудники места содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.

Начальник места содержания под стражей принимает необходимые меры по обеспечению личной безопасности задержанных, заключенных под стражу.

 

 

Статья 22. Свидания задержанного или заключенного

под стражу с защитником, законным представителем,

родственниками и иными лицами

 

Задержанным и заключенным под стражу предоставляются свидания с защитником, законным представителем, родственниками и иными лицами. Свидания с защитником и законным представителем предоставляются беспрепятственно и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 230 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

На основании письменного разрешения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, задержанному может быть предоставлено одно свидание с родственниками и иными лицами продолжительностью до двух часов, а заключенному под стражу - не более двух свиданий в месяц (в том числе свидание, предоставленное в период задержания) продолжительностью до двух часов каждое.

Свидания с задержанным, заключенным под стражу предоставляются:

адвокату - по предъявлении им удостоверения адвоката и ордера, удостоверяющего его полномочие на ведение конкретного дела;

близкому родственнику или законному представителю, участвующему в качестве защитника, - по предъявлении постановления дознавателя, следователя или определения суда о его допуске к участию в деле в качестве защитника и документа, удостоверяющего его личность;

законному представителю - по предъявлении постановления дознавателя, следователя или определения суда о его допуске к участию в деле в качестве законного представителя и документа, удостоверяющего его личность;

родственнику или иному лицу - по предъявлении письменного разрешения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, и документа, удостоверяющего его личность.

Истребование у лиц, перечисленных в части третьей настоящей статьи, иных документов запрещается.

Свидания задержанного или заключенного под стражу с его защитником и законным представителем могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи задержанному или заключенному под стражу запрещенных продуктов питания, предметов и веществ либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, а также касающихся режима в местах содержания под стражей, с помощью условных жестов либо на языке, непонятном сотрудникам мест содержания под стражей, прерываются досрочно.

При предоставлении свиданий защитникам, законным представителям, родственникам и иным лицам запрещается иметь при себе средства связи, персональный компьютер, фотоаппараты, видеокамеры и звукозаписывающие устройства.

В случаях, если право на свидание с родственниками и иными лицами не может быть реализовано (материальные и другие трудности приезда родственников и иных лиц, их болезнь и т.п.), заключенному под стражу при наличии технических возможностей места его содержания может быть предоставлено право за счет средств, находящихся на его лицевом счету, на лимитируемый телефонный разговор.

 

 

Статья 23. Посещение Уполномоченным Олий Мажлиса

Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом)

мест содержания под стражей

 

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) имеет право беспрепятственно посещать места содержания под стражей, а также проводить встречи и беседы с задержанным или заключенным под стражу.

Администрация места содержания под стражей обязана обеспечить Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с задержанными и заключенными под стражу.

Встречи и беседы Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) с задержанными и заключенными под стражу производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам места содержания под стражей видеть их, но не слышать.

 

 

Статья 24. Питание задержанных и заключенных

под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для нормальной жизнедеятельности их организма.

Нормы питания в местах содержания под стражей устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан в зависимости от состояния здоровья задержанных и заключенных под стражу и их возраста, а также характера и тяжести работы, к которой могут привлекаться заключенные под стражу.

Повышенные нормы питания устанавливаются задержанным и заключенным под стражу беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей в возрасте до двух лет, несовершеннолетним, а также больным, инвалидам первой или второй группы.

 

 

Статья 25. Приобретение продуктов питания

и предметов первой необходимости

 

Заключенные под стражу имеют право приобретать по безналичному расчету за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, продукты питания и предметы первой необходимости согласно перечню и количеству, определяемому правилами внутреннего распорядка.

 

 

Статья 26. Материально-бытовое обеспечение

 

Задержанным и заключенным под стражу создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и пожарной безопасности, установленные законодательством.

Задержанные и заключенные под стражу пользуются собственной одеждой и обувью. По просьбе задержанных и заключенных под стражу, в случае отсутствия у них необходимых средств, им выдается разрешенная к ношению одежда и обувь по сезону с учетом пола и климатических условий за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Задержанным и заключенным под стражу предоставляются индивидуальное спальное место, постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. По просьбе задержанных и заключенных под стражу, в случае отсутствия у них необходимых средств, им также выдаются индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста или порошок), бритвенный прибор или средства личной гигиены (для женщин).

Камеры для содержания задержанных и заключенных под стражу должны иметь вентиляционное оборудование и отопление, а также естественное и искусственное освещение, достаточное для чтения или письма без ущерба зрению. Окна камер должны обеспечивать доступ свежего воздуха независимо от наличия искусственной системы вентиляции.

Камеры для содержания задержанных и заключенных под стражу оборудуются средствами радиовещания.

Помывка заключенных под стражу, смена постельных принадлежностей производятся не реже, чем один раз в семь дней.

В местах содержания под стражей устанавливается норма жилой площади в размере не менее двух с половиной квадратных метров на одного человека, а для женщин и несовершеннолетних - не менее трех квадратных метров. В палатах (камерах) для содержания больных задержанных и заключенных под стражу, а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до двух лет, жилая площадь не должна быть менее четырех квадратных метров на одного человека.

Норма жилой площади в местах содержания под стражей должна соответствовать санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке.

 

 

Статья 27. Медико-санитарное обеспечение

 

Лечебно-профилактическая и санитарно-противоэпидемическая работа в местах содержания под стражей организуется и проводится в соответствии с законодательством. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья задержанных и заключенных под стражу.

Задержанные и заключенные под стражу помещаются в медицинские учреждения государственной системы здравоохранения в случае необходимости оказания им специализированной медицинской или психиатрической помощи, а также заключенные под стражу, в случае назначения им стационарной судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан. При этом обеспечивается охрана и надзор за их поведением. Вывоз задержанных и заключенных под стражу за пределы места содержания под стражей согласовывается с должностным лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело. При необходимости оказания задержанному и заключенному под стражу экстренной медицинской помощи их вывоз в медицинские учреждения государственной системы здравоохранения осуществляется с письменного разрешения начальника места содержания под стражей с последующим письменным уведомлением должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.

При получении задержанным или заключенным под стражу телесных повреждений в местах содержания под стражей медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются пострадавшему. На основании решения начальника места содержания под стражей либо должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, вынесенного по собственной инициативе либо по ходатайству задержанного или заключенного под стражу либо его защитника, медицинское освидетельствование производится работниками медицинских учреждений государственной системы здравоохранения. Отказ в проведении медицинского освидетельствования может быть обжалован прокурору.

Порядок оказания задержанным и заключенным под стражу медицинской или психиатрической помощи, выдачи лекарственных средств, медицинского освидетельствования, организации и проведения санитарного надзора, а также порядок содержания таких лиц в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения определяются соответственно Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, Службой национальной безопасности Республики Узбекистан или Министерством обороны Республики Узбекистан по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Медицинское обслуживание задержанных и заключенных под стражу осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В случае тяжкого заболевания либо смерти задержанного или заключенного под стражу администрация места содержания под стражей незамедлительно сообщает об этом его близким родственникам, законному представителю, должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурору. По факту смерти задержанного или заключенного под стражу проводится доследственная проверка в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Тело умершего задержанного или заключенного под стражу после проведения судебно-медицинской экспертизы, а также производства других действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, передается супругу (супруге), родителям, детям и другим родственникам или законным представителям умершего либо иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение. При непоступлении от супруга (супруги), родителей, детей и других родственников или законных представителей либо иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего задержанного или заключенного под стражу, заявления о выдаче тела, погребение умершего осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 28. Получение посылок, передач, бандеролей

и денежных переводов

 

Заключенным под стражу в течение месяца, задержанным в период их задержания разрешается получать по одной посылке или бандероли, вес которых не должен превышать норм, установленных правилами оказания услуг почтовой связи, а также две передачи общим весом до двенадцати килограммов продуктов питания.

Количество и вес передач для задержанных и заключенных под стражу беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до двух лет, несовершеннолетних, а также больных, инвалидов первой или второй группы, признанных по письменному заключению врача нуждающимися в лечении и усиленном питании, не ограничиваются.

Количество получаемых задержанными и заключенными под стражу лекарственных средств, рекомендуемых по письменному заключению врача, не ограничивается.

Заключенные под стражу могут получать денежные переводы, которые зачисляются на их лицевые счета. О денежных переводах уведомляется заключенный под стражу, а также должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело.

Продукты питания, предметы и вещества, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям задержания, содержания под стражей, запрещаются к передаче задержанным и заключенным под стражу.

Сокрытие от досмотра или передача задержанным и заключенным под стражу запрещенных к хранению и использованию продуктов питания, предметов и веществ, а равно передача им продуктов питания, предметов и веществ с нарушением установленных правил внутреннего распорядка влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 29. Участие задержанных, заключенных под стражу

в гражданско-правовых сделках и семейных отношениях

 

Задержанные, заключенные под стражу имеют право с письменного разрешения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, и в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка, участвовать в гражданско-правовых сделках через своих представителей либо непосредственно.

Заключенные под стражу имеют право заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейных отношениях в случае, если это не противоречит настоящему Закону и иным актам законодательства.

 

 

Статья 30. Привлечение заключенных под стражу к труду

 

При наличии соответствующих условий заключенные под стражу по их желанию и с письменного разрешения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, могут привлекаться к труду на территории места содержания под стражей.

Условия труда заключенных под стражу должны отвечать требованиям безопасности, санитарии и гигиены, установленным законодательством. Заключенные под стражу вправе получать за свой труд соответствующее вознаграждение.

Заработная плата заключенных под стражу не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы и после удержаний, предусмотренных законом, перечисляется на их лицевые счета.

В целях привлечения заключенных под стражу к труду следственные изоляторы могут осуществлять собственную производственную деятельность в порядке, предусмотренном законодательством.

Доходы от производственной деятельности заключенных под стражу в следственных изоляторах после уплаты налогов и других обязательных платежей используются для улучшения условий содержания заключенных под стражу, а также на развитие социальной сферы следственных изоляторов.

 

 

Статья 31. Особенности содержания под стражей

 беременных женщин и женщин, имеющих

 при себе детей в возрасте до двух лет

 

В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до двух лет, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания.

Задержанные или заключенные под стражу беременные женщины для родов вывозятся в медицинские учреждения государственной системы здравоохранения.

Ежедневные прогулки беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до двух лет, устанавливаются продолжительностью не менее двух часов.

В случае необходимости администрация места содержания под стражей с согласия матери может вносить должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, ходатайство о временной передаче ребенка родственникам либо другим лицам или в детское учреждение. Должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, получив ходатайство, принимает меры попечения в соответствии со статьей 218 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

 

 

Статья 32. Особенности содержания под стражей

несовершеннолетних

 

В местах содержания под стражей для несовершеннолетних создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Ежедневные прогулки несовершеннолетних устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

При наличии условий задержанным, заключенным под стражу несовершеннолетним демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и проведения досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.

С задержанными, заключенными под стражу несовершеннолетними проводится культурно-воспитательная работа.

Задержанным, заключенным под стражу несовершеннолетним разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях учебники и письменные принадлежности, а заключенным под стражу несовершеннолетним также приобретать указанные предметы через администрацию места содержания под стражей.

 

 

Статья 33. Обеспечение вручения копий документов,

 а также участия задержанных и заключенных  под стражу

в следственных действиях и судебных заседаниях

 

Администрация места содержания под стражей обеспечивает вручение заключенным под стражу копий обвинительных заключений, приговоров, определений суда в день их поступления под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения.

Администрация места содержания под стражей по письменному указанию дознавателя, следователя, прокурора или суда обеспечивает:

прием и размещение задержанных, заключенных под стражу в местах содержания под стражей, а также передачу их конвою для отправки к месту назначения;

предоставление на территории места содержания под стражей оборудованных помещений для проведения следственных и судебных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз.

Администрация места содержания под стражей на основании постановления следователя, согласованного с прокурором, а также постановления прокурора либо определения суда об этапировании задержанных или заключенных под стражу осуществляет перевод задержанных или заключенных под стражу в следственные изоляторы, находящиеся в другом районе (городе).

 

 

ГЛАВА 4. ОБЯЗАННОСТИ

И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ

ПОД СТРАЖУ

 

Статья 34. Обязанности задержанных и заключенных под стражу

Статья 35. Материальная ответственность задержанных

и заключенных под стражу

 

 

Статья 34. Обязанности задержанных и заключенных

под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу обязаны:

соблюдать порядок и условия содержания под стражей, установленные настоящим Законом и правилами внутреннего распорядка;

выполнять законные требования администрации места содержания под стражей, а также не препятствовать выполнению служебных обязанностей сотрудниками мест содержания под стражей и иными лицами, обеспечивающими порядок;

соблюдать требования личной гигиены и санитарии;

соблюдать правила пожарной безопасности;

бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;

проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

не совершать действий, унижающих честь и достоинство других лиц;

не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Кроме обязанностей, определенных настоящим Законом, задержанные и заключенные под стражу несут обязанности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан для подозреваемого и обвиняемого.

 

 

Статья 35. Материальная ответственность задержанных

и заключенных под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу несут материальную ответственность за ущерб, причиненный имуществу места содержания под стражей их действиями - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, а если ущерб причинен заключенным под стражу в ходе трудовой деятельности - в размерах, предусмотренных законодательством о труде. Размер причиненного материального ущерба определяется постановлением начальника места содержания под стражей. Данное постановление объявляется задержанному или заключенному под стражу под расписку и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

В случае отказа задержанного или заключенного под стражу от добровольного возмещения материального ущерба, он взыскивается в судебном порядке в соответствии с законом.

Суммы, неправильно взысканные за причиненный материальный ущерб, подлежат возврату задержанному или заключенному под стражу.

Причиненный задержанным или заключенным под стражу материальный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.

В случае направления осужденного в учреждение по исполнению наказания, невозмещенный материальный ущерб взыскивается администрацией указанного учреждения из средств, поступающих на лицевой счет осужденного.

В случае освобождения из-под стражи задержанного или заключенного под стражу, невозмещенный им материальный ущерб может быть взыскан в судебном порядке в соответствии с законом.

 

 

ГЛАВА 5. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ

И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАДЕРЖАННЫХ

И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

 

Статья 36. Меры поощрения

и порядок их применения

Статья 37. Меры дисциплинарного взыскания

и порядок их применения

Статья 38. Особенности применения дисциплинарного

взыскания в виде водворения в карцер

Статья 39. Условия содержания в карцере

 

 

Статья 36. Меры поощрения и порядок их применения

 

За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка и условий содержания под стражей к задержанным и заключенным под стражу могут применяться следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

досрочное снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

увеличение продолжительности ежедневных прогулок;

к несовершеннолетним - демонстрация дополнительного кинофильма, организация просмотра телепередач, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга.

Меры поощрения применяются приказом начальника места содержания под стражей или лица, его замещающего, и объявляются задержанному или заключенному под стражу. О применении мер поощрения делается соответствующая запись в личном деле задержанного или заключенного под стражу.

 

 

Статья 37. Меры дисциплинарного взыскания

и порядок их применения

 

За невыполнение установленных обязанностей, нарушение порядка и условий содержания под стражей, требований обеспечения изоляции к задержанным и заключенным под стражу могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

предупреждение;

выговор;

к заключенным под стражу - водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до десяти суток, а несовершеннолетним - в карцер на срок до пяти суток.

Дисциплинарное взыскание налагается в письменной форме. Материалы о применении дисциплинарного взыскания приобщаются к личному делу задержанного или заключенного под стражу.

До применения дисциплинарного взыскания у задержанного или заключенного под стражу берется письменное объяснение, а в случаях отказа от дачи такого объяснения составляется соответствующий акт.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, поведение и личностные качества задержанного или заключенного под стражу, наличие ранее наложенных дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а в случае проведения проверки по факту нарушения - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Дисциплинарное взыскание применяется немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.

Дисциплинарное взыскание налагается начальником места содержания под стражей или лицом, его замещающим. За несколько нарушений, совершенных одновременно, применяется одно дисциплинарное взыскание. Запрещается за одно нарушение применять несколько дисциплинарных взысканий.

Задержанные и заключенные под стражу имеют право обжаловать примененное дисциплинарное взыскание вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение дисциплинарного взыскания.

 

 

Статья 38. Особенности применения дисциплинарного

взыскания в виде водворения в карцер

 

Заключенные под стражу могут быть водворены в карцер за:

притеснение и оскорбление других содержащихся под стражей лиц;

неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их;

неоднократное нарушение требований обеспечения изоляции;

совершение правонарушения, подпадающего под действие Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности;

хранение, распространение, употребление и использование предметов и веществ, запрещенных настоящим Законом и правилами внутреннего распорядка.

Дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер может применяться также к заключенным под стражу, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взысканий в виде предупреждения или выговора.

Дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер не может быть применено к беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей в возрасте до двух лет, а также инвалидам первой группы.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и письменного заключения врача о возможности нахождения заключенного под стражу в карцере по состоянию здоровья.

Начальник места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение дисциплинарного взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания в карцере или досрочно освободить заключенного под стражу из карцера с учетом медицинских показаний.

Если заключенный под стражу в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от дисциплинарного взыскания в виде водворения в карцер.

Вышестоящее должностное лицо, прокурор или суд имеют право смягчить или отменить дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер в случаях его необоснованности либо несоразмерности дисциплинарного взыскания совершенному нарушению.

Положения настоящей статьи применяются также при водворении заключенных под стражу военнослужащих в одиночную камеру на гауптвахтах в качестве дисциплинарного взыскания.

 

 

Статья 39. Условия содержания в карцере

 

В карцере устанавливается одиночное содержание заключенных под стражу.

В карцере заключенные под стражу обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на период сна в ночное время.

Во время содержания в карцере заключенным под стражу запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником, законным представителем, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми, книгами и изданиями периодической печати. Посылки, передачи и бандероли вручаются заключенным под стражу после окончания срока их пребывания в карцере.

Заключенные под стражу, содержащиеся в карцере, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении заключенных под стражу, содержащихся в карцере, не допускаются.

 

 

ГЛАВА 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ,

ОХРАНЫ И НАДЗОРА В МЕСТАХ

СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

 

Статья 40. Требования обеспечения изоляции

задержанных и заключенных под стражу

Статья 41. Раздельное размещение задержанных

и заключенных под стражу в камерах

Статья 42. Охрана задержанных и заключенных

под стражу и надзор за ними

Статья 43. Технические средства надзора и контроля

Статья 44. Меры, принимаемые при отказе задержанного

или заключенного под стражу от приема пищи

Статья 45. Условия применения физической силы,

смирительной рубашки, специальных средств,

газового, травматического и огнестрельного оружия

Статья 46. Применение физической силы

Статья 47. Применение смирительной рубашки

Статья 48. Применение специальных средств,

газового и травматического оружия

Статья 49. Применение огнестрельного оружия

Статья 50. Введение особого положения в местах

содержания под стражей

Статья 51. Обеспечение режимных требований

на территориях, прилегающих к местам

содержания под стражей

Статья 52. Оперативно-розыскная деятельность

в местах содержания под стражей

 

 

Статья 40. Требования обеспечения изоляции

 задержанных и заключенных под стражу

 

Задержанные и заключенные под стражу содержатся в общих камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 41 настоящего Закона.

По постановлению прокурора или определению суда заключенные под стражу могут содержаться под стражей в одиночной камере следственного изолятора, если они обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 15 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Эта мера не применяется к несовершеннолетним, лицам в возрасте старше шестидесяти лет, тяжелобольным и лицам, страдающим психическими заболеваниями, удостоверенными письменным заключением врача.

Размещение задержанных и заключенных под стражу в одиночных камерах допускается также по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, согласованному с прокурором:

при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 41 настоящего Закона;

в интересах обеспечения личной безопасности задержанных и заключенных под стражу;

по письменному заявлению задержанного или заключенного под стражу об одиночном содержании;

при необходимости размещения задержанного или заключенного под стражу в одиночную камеру в ночное время, если днем он содержится в общей камере;

в иных случаях, требующих обеспечения изоляции задержанных или заключенных под стражу.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка задержанных и заключенных под стражу с задержанными и заключенными под стражу, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей.

Требования обеспечения изоляции должны соблюдаться и при перемещении задержанных и заключенных под стражу за пределами мест содержания под стражей.

 

 

Статья 41. Раздельное размещение задержанных

и заключенных под стражу в камерах

 

Раздельное размещение задержанных и заключенных под стражу в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие, по возможности, помещаются отдельно от некурящих.

Задержанные и заключенные под стражу содержатся отдельно друг от друга и размещаются в камерах с соблюдением следующих требований:

мужчины содержатся отдельно от женщин;

несовершеннолетние - отдельно от взрослых. В исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности, или менее тяжких преступлений;

лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, - отдельно от лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы.

Раздельно содержатся также задержанные и заключенные под стражу по одному уголовному делу либо по нескольким связанным между собой уголовным делам, при наличии письменного указания должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Отдельно от других задержанных и заключенных под стражу содержатся:

иностранные граждане и лица без гражданства;

лица, являющиеся или являвшиеся судьями, работниками правоохранительных органов, адвокатами;

подозреваемые или обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений;

особо опасные рецидивисты;

осужденные;

по решению начальника места содержания под стражей или лица, его замещающего, либо по письменному указанию должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, задержанные и заключенные под стражу, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других задержанных и заключенных под стражу;

больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

 

 

Статья 42. Охрана задержанных и заключенных

под стражу и надзор за ними

 

Задержанные и заключенные под стражу находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем или в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей.

Задержанные и заключенные под стражу подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а находящиеся при них вещи и поступающие на их имя посылки, передачи и бандероли - досмотру.

Изъятые у заключенных под стражу деньги зачисляются на их лицевые счета, а ценные бумаги и иные ценности сдаются на хранение. Деньги, изъятые у задержанных, сдаются на хранение вместе с ценными бумагами и иными ценностями. Сокрытые задержанным или заключенным под стражу при поступлении в места содержания под стражей, а также обнаруженные в период его пребывания в месте содержания под стражей деньги, ценные бумаги и иные ценности обращаются в доход государства по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, согласованному с прокурором.

Запрещенные продукты питания, предметы и вещества сдаются на хранение или передаются в соответствующие учреждения либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, о чем составляется соответствующий акт.

Надзор при санитарной обработке и личный обыск задержанных и заключенных под стражу осуществляются сотрудниками мест содержания под стражей одного пола с задержанными и заключенными под стражу.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных продуктов питания, предметов и веществ сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр вещей, одежды и обуви лиц при входе и выходе с территорий таких мест, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие запрещенных продуктов питания, предметов и веществ.

Не подлежат досмотру вещи, одежда и обувь лиц, в производстве которых находятся уголовные дела в отношении задержанных и заключенных под стражу, адвокатов, а также должностных лиц, надзирающих и контролирующих места содержания под стражей. Указанные лица при посещении обязаны сдать огнестрельное оружие и другие запрещенные средства и предметы в дежурную часть места содержания под стражей.

 

 

Статья 43. Технические средства надзора и контроля

 

В местах содержания под стражей для предупреждения побегов из-под стражи и других преступлений, нарушений правил внутреннего распорядка, получения необходимой информации о поведении задержанных и заключенных под стражу используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.

Администрация места содержания под стражей обязана уведомлять задержанных и заключенных под стражу о применении технических средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля, порядок их использования определяются соответственно Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, Службой национальной безопасности Республики Узбекистан или Министерством обороны Республики Узбекистан.

 

 

Статья 44. Меры, принимаемые при отказе задержанного

или заключенного под стражу от приема пищи

 

При установлении факта отказа задержанного или заключенного под стражу от приема пищи начальник места содержания под стражей либо лицо, его замещающее, обязано известить об этом должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора.

Задержанный или заключенный под стражу, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других задержанных и заключенных под стражу и находится под наблюдением медицинского работника.

Меры принудительного характера (искусственное и принудительное кормление), направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи задержанного или заключенного под стражу, если его жизни либо здоровью угрожает опасность, осуществляются на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника.

Отказ задержанного или заключенного под стражу от приема пищи не препятствует его переводу в другие места содержания под стражей либо конвоированию для участия в следственных действиях и судебных заседаниях. При необходимости этапирование или конвоирование задержанного или заключенного под стражу производится в сопровождении медицинского работника.

 

 

Статья 45. Условия применения физической силы,

 смирительной рубашки, специальных средств, газового,

травматического и огнестрельного оружия

 

Применение физической силы, смирительной рубашки, специальных средств, газового, травматического и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей или иными сотрудниками органов внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан и Министерства обороны Республики Узбекистан допускается только на основании и в случаях, предусмотренных законом.

Применение физической силы, смирительной рубашки, специальных средств, газового, травматического и огнестрельного оружия не должно способствовать причинению страданий задержанным и заключенным под стражу, а также сопровождаться жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство человека обращением. О каждом случае применения огнестрельного оружия, а также причинения вреда жизни и здоровью задержанных или заключенных под стражу в результате применения физической силы, специальных средств либо газового, травматического оружия сообщается прокурору.

 

 

Статья 46. Применение физической силы

 

В целях пресечения преступлений или иных правонарушений со стороны задержанных и заключенных под стражу, а также для преодоления их противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей к ним может быть применена физическая сила, если ненасильственными способами невозможно обеспечить выполнение ими законных требований.

 

 

Статья 47. Применение смирительной рубашки

 

К задержанным и заключенным под стражу, если они проявляют буйство, допускается применение смирительной рубашки.

Смирительная рубашка применяется в присутствии медицинского работника, и продолжительность ее применения не должна превышать двух часов.

Смирительная рубашка не применяется к задержанным и заключенным под стражу несовершеннолетним и женщинам.

 

 

Статья 48. Применение специальных средств,

газового и травматического оружия

 

К задержанным или заключенным под стражу в целях пресечения их противоправных действий, а также причинения ими вреда самим себе могут применяться специальные средства.

К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники или иные средства связывания, служебные собаки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспортных средств и другие средства, предусмотренные законом.

Специальные средства применяются при:

отражении нападения задержанных или заключенных под стражу на сотрудников мест содержания под стражей, других задержанных или заключенных под стражу и иных лиц;

пресечении массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка задержанными или заключенными под стражу;

задержании правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление сотрудникам мест содержания под стражей;

задержании задержанных или заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи;

освобождении заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

этапировании, конвоировании и охране задержанных или заключенных под стражу для предотвращения побега из-под стражи.

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, пятым и шестым части третьей настоящей статьи, может применяться газовое и травматическое оружие.

Специальные средства, газовое и травматическое оружие могут также применяться и в иных случаях в соответствии с законом.

Виды специальных средств, газового и травматического оружия, интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств, газового и травматического оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда задержанным или заключенным под стражу и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства, газовое и травматическое оружие в отношении задержанных или заключенных под стражу женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден либо известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан.

 

 

Статья 49. Применение огнестрельного оружия

 

В исключительных случаях, если иными средствами невозможно пресечь преступление, допускается применение огнестрельного оружия в качестве крайней меры.

Огнестрельное оружие может быть применено при:

защите от нападения, реально угрожающего жизни и здоровью сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также отражении нападения с целью завладения оружием;

освобождении заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

отражении группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты мест содержания под стражей, транспортные средства либо пресечении попыток насильственного освобождения задержанных или заключенных под стражу;

задержании задержанного или заключенного под стражу, совершающего побег из-под стражи или оказывающего вооруженное сопротивление;

остановке транспортного средства, используемого для совершения побега из-под стражи задержанным или заключенным под стражу.

Огнестрельное оружие может быть применено и в иных случаях в соответствии с законом.

Применению огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.

Без предупреждения и без предупредительного выстрела вверх огнестрельное оружие может быть применено в случаях внезапного нападения, отражения вооруженного нападения или нападения с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, освобождения заложников, побега из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортных средств во время их движения, ночью или в условиях ограниченной видимости.

При применении огнестрельного оружия должны быть приняты все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

 

 

Статья 50. Введение особого положения в местах

содержания под стражей

 

В случаях чрезвычайных ситуаций, введения в районе дислокации мест содержания под стражей чрезвычайного или военного положения, в период военного времени, при групповых неповиновениях задержанных или заключенных под стражу, а также массовых беспорядках в местах содержания под стражей может быть введено особое положение.

Особое положение в местах содержания под стражей вводится на срок до тридцати суток соответственно министром внутренних дел Республики Узбекистан, председателем Службы национальной безопасности Республики Узбекистан или министром обороны Республики Узбекистан в пределах их компетенции по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан. В исключительных случаях срок действия особого положения может быть продлен дополнительно на срок до тридцати суток.

В период действия особого положения в местах содержания под стражей вводится усиленный режим охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность отдельных служб. Одновременно допускается ограничение некоторых прав задержанных и заключенных под стражу.

 

 

Статья 51. Обеспечение режимных требований

 на территориях, прилегающих к местам

содержания под стражей

 

На территориях, которые непосредственно прилегают к местам содержания под стражей и границы которых определяются органами государственной власти на местах, по представлению начальника места содержания под стражей могут устанавливаться режимные требования.

 

 

Статья 52. Оперативно-розыскная деятельность

 в местах содержания под стражей

 

В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, проводится оперативно-розыскная деятельность в порядке, установленном законодательством.

 

 

ГЛАВА 7. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ

ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ

ПОД СТРАЖУ

 

Статья 53. Основания освобождения из-под стражи

задержанных и заключенных под стражу

Статья 54. Порядок освобождения из-под стражи

задержанных и заключенных под стражу

 

 

Статья 53. Основания освобождения из-под стражи

 задержанных и заключенных под стражу

 

Основаниями освобождения из-под стражи задержанных и заключенных под стражу являются постановление дознавателя, следователя, прокурора или решение суда, а также истечение предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан срока задержания или содержания под стражей.

 

 

Статья 54. Порядок освобождения из-под стражи

 задержанных и заключенных под стражу

 

Освобождение из-под стражи задержанных и заключенных под стражу производится начальником места содержания под стражей немедленно по поступлении постановления дознавателя, следователя, прокурора либо решения суда об освобождении из-под стражи задержанного или заключенного под стражу.

Начальник места содержания под стражей обязан за двенадцать часов до истечения срока задержания и за семь суток до истечения срока содержания под стражей в письменной форме уведомить об этом должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан сроков задержания или содержания под стражей постановление дознавателя, следователя, прокурора либо решение суда об освобождении задержанного или заключенного под стражу, о продлении срока задержания, о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступило, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, либо начальник места содержания под стражей немедленно освобождает задержанного или заключенного под стражу своим постановлением. Копия постановления незамедлительно направляется должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурору.

Задержанному или заключенному под стражу, освобождаемому из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также ценные бумаги и иные ценности, справка, в которой указываются срок его содержания и основания освобождения.

В случае необходимости администрация места содержания под стражей обеспечивает освобожденное из-под стражи лицо проездными документами к месту жительства и продуктами питания на путь следования по установленным нормам либо соответствующей денежной компенсацией, а также одеждой и обувью по сезону с учетом пола и климатических условий.

 

 

ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 55. Финансирование изоляторов

временного содержания и следственных изоляторов

Статья 56. Надзор за соблюдением законов

в местах содержания под стражей

Статья 57. Ответственность за нарушение

законодательства о содержании под стражей

при производстве по уголовному делу

Статья 58. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона

 

 

Статья 55. Финансирование изоляторов временного

содержания и следственных изоляторов

 

Финансирование изоляторов временного содержания и следственных изоляторов осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

 

 

Статья 56. Надзор за соблюдением законов в местах

содержания под стражей

 

Надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.

 

 

Статья 57. Ответственность за нарушение

законодательства о содержании под стражей

при производстве по уголовному делу

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о содержании под стражей при производстве по уголовному делу, несут ответственность в установленном порядке.

 

 

Статья 58. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

 

Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Узбекистан                                                   И. Каримов

 

 

"Народное слово", 5 октября 2011 г.

 

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 40, ст. 409

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 838