Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу Как предприятию продать квартиру физическому лицу

Аудит: взгляд изнутри

18.12.2012

 

Норма, N 50 от 18 декабря 2012 года

 

Работа аудитора «проста». В будний день – по 10–12 часов у монитора. Каждые третьи выходные – сверх­урочный труд. Раз в два месяца – 2–3-недельная командировка по Узбекистану. Зарплата помощника аудитора составляет в среднем 350–400 тысяч сумов, аудитора – 700–900 тысяч.


Средний трудовой час работника аудиторской организации стоит меньше, чем бухгалтера средних и крупных компаний. Самая горячая пора для аудитора – так называемый business season, когда большая часть компаний готовит годовые отчетности и сдает документы в налоговую. «Высокий сезон» начинается в январе–феврале и завершается в мае–июне. В это время аудиторы работают без выходных и по 12–14 часов в день. Они готовы трудиться сверхурочно, лишь бы была работа и их не отправляли в отпуск без сохранения содержания. А это повсеместно практикуется, так как объемы аудитора непостоянны и отчасти носят сезонный характер.

Работа аудитора требует активного общения с незнакомыми людьми, знания тонкостей бухгалтерского учета, владения узбекским, русским и английским языками, умения работать со всеми версиями программы «1С: Предприятие» и «MS Excel». Он должен держать в голове огромный объем информации. Ее поток настолько велик, что люди порой буквально теряют память. Каждую минуту на тебя сваливается все больше и больше данных, которые ты обязан запоминать и анализировать. Так тренируется умственная выносливость.

Чтобы стать экспертом в своей области, необходимы огромное желание постоянно учиться и готовность все время узнавать новое. Аудитор каждые 5 лет должен сдавать сертификационные экзамены и ежегодно проходить два курса повышения квалификации – по национальным стандартам аудита и по международной сертификации CAP. А руководитель аудиторской организации проходит аттестацию каждые 3 года.

Также аудитор ежедневно изучает изменения в законодательстве, чтобы соответствовать своему статусу, не допускать ошибок в работе и правильно консультировать клиентов. Кроме того, приходится разбираться и объясняться с контролирующими органами, когда идет проверка деятельности клиента налоговыми и другими органами. Это тоже требует моральных издержек – ведь клиент у него не один, а потому таких проверок может быть до 20 в год.

 


КЛИЕНТ НЕ ВСЕГДА ПРАВ


В цивилизованном мире работа аудитора считается несложной. Его задача – получить от сотрудников клиента бумажную отчетность и электронные файлы, в которых наиболее полно описана деятельность компании. Там тебе дают всю информацию, ты посчитал, пару бумажек запросил, все сходится, все отлично.

А в Узбекистане зачастую нужно тщательно проверять все значительные суммы, списание и установку оборудования, закупочные цены – так как странные схемы «сидят» на схемах и схемой «погоняют». Зачастую идут «мутные» сделки, непонятные транзакции, убытки отражаются как хорошие активы, договоры – непонятные. Порой приходится распутывать такие клубки, что впору писать детективные истории, а не отчет аудитора.

Получив документы, аудиторы задают клиенту специальный набор вопросов, касающихся методов ведения отчетности. Работа в основном ведется в офисе клиента. Большая часть рабочего времени уходит на то, чтобы привести обширные массивы информации в форму, с которой будет удобно работать в Excel, и задокументировать процессы аудита. Кстати, документирование занимает до половины рабочего времени аудитора! Эта – последняя – стадия работы идет уже в его офисе.

Бывает, что сотрудники клиента отказываются давать ту или иную информацию, нервничают и всем своим видом показывают, что аудитор им не нужен. Их можно понять: он «вынюхивает» то, что они скрывают. Иногда им начинает казаться, что своими вопросами аудитор ставит под сомнение их компетентность. Они делают все, чтобы работать с тобой по минимуму.

Иногда попадается клиент, у которого все очень запутано и он сам не очень хорошо разбирается в предмете. И хотя с ним работать труднее, но зато очень интересно, потому что многому можно учиться на ходу, проходя таким образом своего рода школу аудита, за которую тебе еще и платят.

Отношение к аудиторам в больших и малых городах сильно отличается. В регионах сложился образ аудитора, согласно которому это не тот человек, который оказывает услуги, а тот, который послан высшими инстанциями, чтобы тебя проверить, найти ошибку и наказать. Поэтому аудиторов там очень боятся!

Сотрудники клиента нередко сердятся, отказываются отвечать, считают, что знают вопрос лучше, не дают до­кументов. Это происходит везде, независимо от региона. Аудиторы ведут себя как дипломаты – дают человеку остыть и стараются корректно выполнить свою задачу. Если ничего не помогает – приходится обращаться к руководству проверяемой компании. Оно, как правило, во-первых, понимает необходимость аудиторской проверки, а во-вторых, нередко заинтересовано, чтобы специалист со стороны объективно оценил деятельность его «спецов».

Цель аудитора – обеспечить правильность отчетности. Бывает, что мы находим ошибки, в результате их исправления она меняется, причем, как правило, в худшую для клиента сторону. Естественно, для него это большой стресс. И нужно уметь подготовить клиента и так преподнести ему эту неприятную новость, чтобы он сказал за это «спасибо» и у него не случился сердечный приступ.

Но есть и такие клиенты, с которыми легко и приятно работать: у них и учет прозрачный, и системы контроля работают не для проформы. Конечно, персонал, как и везде, ошибается, встречаются отдельные недобросовестные работники, но в целом сотрудники с радостью идут на контакт и без претензий исправляют ошибки. Любые замечания выслушивают спокойно, анализируют и обсуждают оптимальный путь исправления.

Такие клиенты – подарок и школа для аудитора, ведь они еще и его научат ответственному отношению к своим обязанностям. Они постоянно контролируют процесс аудита, требуют проверять тщательно и постоянно сообщать им о всех выявленных ошибках и еще до окончания аудита исправляют все с такой скоростью, что диву даешься. Здесь сразу ощущается другой корпоративный «дух», а потому работа спорится. Счастье, что такие клиенты составляют больше половины от общего их числа.

 

 

САМАЯ СЛОЖНАЯ КАТЕГОРИЯ КЛИЕНТОВ 


У аудиторов существует негласная классификация клиентов по требованиям: одним нужен «АУДИТ», а другим – «ЗАКЛЮЧЕНИЕ».

Если руководство компании не заинтересовано в исправлении ошибок, скрывает убытки, реализует схемы увода капитала, то ему, конечно, не нужен «АУДИТ», а требуется лишь положительное «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Такой клиент привык к формальному анализу. Он уверен, что его постоянный аудитор, как всегда, не найдет ошибок. Он считает аудит выброшенными на ветер деньгами и проводит его только потому, что обязан это делать.

Когда в такую компанию приходит новый – «чужой» – аудитор, ему по полной программе достаются препятствия и «сюрпризы» от клиента! Чтобы выполнить свою задачу – получить нужные документы и провести «АУДИТ» – нужно применить максимум такта и изворотливости.

Порой такие компании звонят в нашу организацию и открытым текстом говорят: нам нужен не «АУДИТ», а только «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Я ОБЪЯСНЯЮ, что мы можем выдать за­ключение только после проведения АУДИТА, и предлагаю самые выгодные условия – приемлемую цену и ускоренную проверку. Услышав это, потенциальный клиент исчезает сразу и навсегда. По всей вероятности, он путем обзвона проводит своеобразный «МАРКЕТИНГ», с помощью которого все-таки находит аудиторскую организацию, которая без аудита составит формальный аудиторский отчет и выдаст ему положительное заключение.

Встречаешься и со случаями, когда аудитор осознанно закрывает глаза на существенные искажения финансовой отчетности и откровенно мошеннические действия клиента. С такой «аудиторской хитростью» последний раз столкнулась при проведении экспертизы, назначенной по постановлению суда. Аудиторская организация выдала отрицательное заключение. Но и в нем, и в отчете указала только малую часть нарушений, исказила истинное состояние дел, покрывая тем самым сотни миллионов хищений.

Я думаю, что такие отрицательное заключение и отчет тоже надо признавать ложными. И аудитор тогда будет нес­ти за это ответственность, несмотря на выданное отрицательное аудиторское заключение. Думается, что это будет справедливо. Подобные факты равнозначны ложно поставленному диагнозу «ангина» вместо «воспаление легких».

Обычно это бывает в организации, где внутренний контроль осуществляется формально, а ее руководитель за деньги готов на все. Но такая политика и подобный подход до хорошего не доведут – в конечном итоге клиент попадет под суд, а аудиторская организация может потерять лицензию, что уже и случилось с некоторыми. Именно из-за таких «специалистов» падает престиж профессии и другим аудиторам приходится доказывать свою добропорядочность.

И все же среди аудиторов больше порядочных, добросовестных профессионалов. Преданные своему делу, они всегда помогут клиенту правильно вести бизнес и получать хорошую честно заработанную прибыль.

 

Марина КОНДРАТОВА,

менеджер ООО «Marikon Audit».


Комментарии (2)

Добавить комментарий

Гость_И.Запарходжаев - «Ижтимоий фикр» ЖФУМ :

2012-12-25 09:27:45

можно согласиться с менеджером, который рассказал только о малой доле проблем в сфере аудита.
на страницах и сайте "Norma" много полемики вокруг деятельности бухгалтеров.
думаю, что и по аудиторам тоже можно подискутировать, а Ассоциации аудиторов Узбекистана - из этого почерпнуть полезное

Гость_Алексей Ниязметов - Юрист :

2012-12-27 14:59:17

Хотелось бы также привести взгляд со стороны "проверяемых" организаций. Работая в качестве юриста, приходилось сталкиваться с различными сферами предпринимательской деятельности и разными аудиторскими компаниями, проверяющими деятельность предпринимательских субъектов. Согласен, что аудиторам приходится достаточно сложно работать со своеобразной клиентурой в Узбекистане, однако нередко приходилось видеть совершенную некомпетентность аудиторов в при проверке специфических (и не только) отраслей хозяйственной деятельности. Иногда возникало ощущение, что все проверки проводятся по шаблону стандартной процедуры, не учитывая ни специфику работы и совершенно не прислушиваясь к персоналу клиента. Кроме того, довольно часто (и это не вина самих аудиторов) было заметно, что аудитор, обладающий финансовым образованием (требуемым по Закону), не компетентен в ряде юридических и кадровых вопросов, которые, однако, входили в проверяемую область. На мой взгляд система аудита требует глубокого реформирования и пересмотра основополагающих моментов в принципе.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах