Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

ЕДЕМ ПОЕЗДОМ ПО ПРАВИЛАМ

04.09.2012

Норма, N 35 от 31 августа 2012 года

 

Отправляясь в отпуск, командировку или путешествие поездом, не забудьте заглянуть в новые Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан (утверждены Постановлением КМ от 13.04.2012 г. N 109, далее - Правила). Документ разработан на основе требований Закона "О железнодорожном транспорте", а также других нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок, создание условий качественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в пассажирских поездах. В новых Правилах более детально регламентированы взаимоотношения сторон с учетом приоритета прав потребителей.

Вашу поездку может омрачить множество неожиданных ситуаций, в которые, как видно из Правил, пассажир может попасть в любой момент. И тогда вместо долгожданной приятной прелюдии к отпуску, когда вы сядете в поезд, оставив позади все заботы и треволнения, поездка может превратиться в настоящий кошмар. В дороге с пассажиром может случиться всякое. Например, вы сели не в тот поезд, отстали от него, перебрали по весу багаж, пришли в купе, а ваше место занято и так далее. Если к этому добавить "ненавязчивый" сервис, то эти сюрпризы способны в два счета испортить поездку и настроение.

Но давайте не будем о грустном. Мы вовсе не хотим отговаривать потенциальных пассажиров от намерения отправиться в далекие края поездом. Ни в коем случае! Напротив, скорее, желаем уговорить вас сделать это. Потому что у вас есть новые Правила, где подробно прописаны все перечисленные выше возможные "страшилки" и пути их решения в соответствии с законодательством. Поэтому смело пакуйте чемоданы, настраивайте себя на позитив - железная дорога ждет вас, чтобы принять в свои объятия, окружить теплом, заботой, вниманием, как предписывают новые Правила.

В глубине души мы понимаем, что пассажир может заглянуть в этот полезный документ не от хорошей жизни. Только когда с ним произойдет какой-нибудь форс-мажор в виде "жареного петуха". Но чтобы не доводить до этого - вот вам наши рекомендации, подготовленные на основе документа.

 

 

ИМЕЮ ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА...

 

Кто пользуется преимущественным правом на приобретение билетов в кассах?

 

Преимущество при приобретении билетов предоставляется:

а) пассажирам с детьми в возрасте до 10 лет (включительно), а также пассажирам, сопровождающим больных детей в возрасте до 10 лет (включительно), сопровождающим больных детей старше 10 лет, следующих на санаторно-курортное лечение по путевкам, предъявляемым в билетную кассу;

б) ответственным работникам аппарата Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

в) сотрудникам МВД, СНБ, работникам Госинспекции по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, прокуратуры, МЧС, Министерства юстиции, медицинским работникам, работникам ветеринарного и санитарного надзора при неотложных поездках по делам службы в пределах обслуживаемых ими районов или до станций, указанных в командировочных удостоверениях;

г) лицам, следующим по телеграфному вызову;

д) работникам госинспекции "Саноатгеоконтехназорат", Узгоснефтегазинспекции, газовой, химической, нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, геологии, командированным на ликвидацию аварий и пожаров (пункт 22 Правил).

 

 

Для каких категорий граждан установлено право внеочередного приобретения билетов?

 

Правом внеочередного приобретения билетов могут воспользоваться:

а) Герои Советского Союза и лица, награжденные орденами "Славы" трех степеней, "Узбекистон Кахрамони", "Соглом авлод учун" и медалью "Шухрат";

б) инвалиды, участники войны и лица, приравненные к ним*;

в) лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

г) сенаторы и депутаты Олий Мажлиса;

д) сотрудники МВД;

е) лица, награжденные знаком "Почетный железнодорожник" (пункт 25 Правил).

 

 

Какие льготы установлены при провозе детей до 5 лет?

 

Пассажир вправе бесплатно провезти в пассажирском поезде 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного места. Оформление билета ребенку осуществляется на основе билета одного из родителей (пункт 31 Правил). Если пассажир едет с несколькими детьми не старше 5 лет, то один из них перевозится бесплатно, остальные - с 50-процентной скидкой от стоимости тарифа с предоставлением им отдельных мест. Детям от 5 до 10 лет также предоставляется скидка - 50% от стоимости тарифа с предоставлением места. Для детей старше 10 лет билеты приобретаются за полную стоимость.

 

 

Что меняется, если с детьми едут оба родителя?

 

В этом случае допускается бесплатный проезд второго ребенка до 5 лет, но без места. При этом оформление бесплатного билета ребенку осуществляется по одному на билет каждого родителя (пункт 32 Правил).

 

 

С какого возраста дети могут ездить поездом самостоятельно?

 

Дети в возрасте до 16 лет не допускаются к проезду в пассажирских поездах без сопровождения взрослых (пункт 33 Правил).

 

 

КАРАУЛ! ОТСТАЛ ОТ ПОЕЗДА!

 

Пассажир отстал от поезда. В вагоне остались его вещи и билет. Что делать в такой ситуации?

 

Пассажиру необходимо обратиться к начальнику станции (вокзала), который сразу же уведомляет об этом телефонограммой начальника ближайшей станции по ходу следования поезда, где продолжительность стоянки не менее 10 минут. Бригадир поезда сдает ручную кладь и билет пассажира по акту. Начальник станции сообщает об этом на станцию, где находится отставший от поезда пассажир. На основе этого уведомления пассажиру выдается бесплатный новый билет в общий вагон до станции, на которой снята его ручная кладь и(или) билет (пункт 41 Правил).

 

 

Как быть, если пассажир опоздал на поезд?

 

В случае опоздания на поезд из-за болезни или несчастного случая и при наличии подтверждающих документов пассажиру выплачивается полная стоимость билета за вычетом стоимости плацкарты (пункт 50 Правил).

 

 

Как поступить, если на 1 место было продано 2 билета?

 

Если место в вагоне согласно купленному билету занято, то перевозчик обязан предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне, даже более высокой категории, без взимания доплаты. Если ему предоставили место, оплачиваемое ниже стоимости купленного им билета, то разница от полной стоимости билета возвращается (пункт 57 Правил).

 

 

В каких случаях пассажиру могут отказать в проезде на поезде или высадить его? Возвращается ли ему при этом стоимость билета?

 

Пассажира могут высадить с поезда, если он:

а) не прошел досмотр ручной клади и багажа. При этом полная стоимость билета не возвращается;

б) находится в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического, токсического опьянения, нарушает Правила и общественный порядок. В билете такому пассажиру делается отметка: "Отказано в перевозке". При этом полная стоимость билета (за непроследованное расстояние) и стоимость за перевозку багажа не возвращаются;

в) находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих. Он удаляется из поезда лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. При этом ему возвращается полная стоимость билета за непроследованное расстояние (пункт 63 Правил).

 

 

Что надо знать об основных правилах перевозки ручной клади?

 

Каждый пассажир имеет право провоза с собой ручной клади не более 36 кг (на полный или детский билет). В вагонах с 2-местными купе можно провозить до 50 кг ручной клади. Нельзя размещать ручную кладь на местах, предназначенных для пассажиров, а также в переходах между сиденьями, коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещено перевозить ручной кладью крупногабаритные вещи, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см (пункты 65, 66 Правил).

Сверх установленной нормы (36 кг) пассажиру разрешается провозить: портфель, дамскую сумочку, зонт, фотоаппарат, а также другие мелкие вещи, если их размер по сумме трех измерений не превышает 100 см.

Как исключение допускается перевозка оргтехники, независимо от наличия у пассажира ручной клади, но не более одной единицы на билет и только в вагонах со спальными местами. За каждую единицу бытовой или оргтехники независимо от ее веса (кроме малогабаритной портативной) взимается плата, как за вес 30 кг по багажному тарифу (пункт 69 Правил).

 

 

Если во время проверки пассажирского поезда обнаружены пассажиры без билетов либо с билетом, в котором фамилия не соответствует паспорту, либо в билете исправлена фамилия, чем чреваты эти нарушения?

 

В таких случаях пассажир должен уплатить штраф в установленном порядке. Одновременно с уплатой штрафа с безбилетных пассажиров по квитанции взимается полная стоимость билета от места посадки до пункта назначения или пересадки (пункт 133 Правил).

 

 

Пассажир по ошибке сел не в тот поезд, который указан в билете. Какими должны быть его дальнейшие действия?

 

В таком случае он должен выйти из поезда на ближайшей станции. Бригадир поезда в этой ситуации составляет акт, который дает пассажиру право бесплатно вернуться на основную станцию посадки. Штраф с пассажира, ошибочно оказавшегося в пассажирском поезде не того направления, не взыскивается (пункт 135 Правил).

 

 

При контроле билетов был выявлен пассажир с билетом, принадлежащим другому человеку. Чем это ему грозит?

 

Пассажир, обнаруженный в поезде с поддельным или ему не принадлежащим билетом, независимо от взысканного штрафа передается на ближайшей по ходу поезда станции органам внутренних дел на транспорте, о чем бригадир поезда должен составить акт (пункт 138 Правил).

 

 

ВАМ ПОЛАГАЕТСЯ СКИДКА НА ПРОЕЗД

 

Какие скидки существуют на проезд железнодорожным транспортом?

 

Право бесплатного проезда по железной дороге 1 раз в год (туда и обратно) предоставлено:

Героям Советского Союза и лицам, награжденным орденами Славы трех степеней;

инвалидам войны I и II групп из числа военнослужащих, рабочих и служащих, получившим ранение, и лицам, к ним приравненным;

инвалидам - ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС (в пределах Республики Узбекистан).

Кроме того, работники железнодорожного транспорта, награжденные знаком "Почетный железнодорожник", имеют право на бесплатный проезд (туда и обратно) в течение года по странам СНГ.

50-процентная скидка от полной стоимости билета по железной дороге 1 раз в год в обмен на талоны и по предъявлении удостоверения (туда и обратно) предоставляется:

инвалидам войны III группы;

участникам войны и лицам, к ним приравненным.

Также половину стоимости проезда (туда и обратно) 1 раз в год оплачивают лица, сопровождающие инвалидов войны I группы (не более 1 сопровождающего).

Различные скидки с общей стоимости билетов предо-ставляются организованным группам численностью 10 и более человек по групповому билету (пункт 152 Правил).

 

 

Допускается ли компенсация за неиспользованный льготный проезд?

 

Льготникам с 50-процентной скидкой по их желанию предоставляется бесплатный проезд 1 раз в 2 года (туда и обратно) в обмен на талоны двух лет (текущего и предыдущего либо текущего и последующего годов). При этом в прямом направлении такая поездка оформляется в обмен на 2 талона "туда", а в обратном - на 2 талона "обратно". Этот порядок распространяется также на инвалидов III группы и на лиц, приравненных к участникам войны (пункт 152 Правил).

При оформлении билетов лицу, сопровождающему в поездке железнодорожным транспортом инвалида войны I группы, к учету принимаются только талоны текущего года. Талоны предыдущего и последующего годов не учитываются. Оформление бесплатных билетов сопровождающим лицам взамен талонов не производится.

 

 

При покупке билета с пассажира взимается страховой взнос. Возвращается ли он при возврате билета?

 

Пассажиры железнодорожного транспорта подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев во время поездки или пребывания на станции (вокзале). При возврате денег за неиспользованный билет страховой тариф выплачивается полностью, а при частично использованном - не выплачивается (пункт 153 Правил).

 

 

СДАЕМ БИЛЕТЫ. А ДЕНЬГИ ВЕРНЕТЕ?

 

Пассажиру не предоставили место в вагоне согласно купленному билету. Он решил отложить поездку и сдать билет в кассу. Каков механизм возврата денег за неиспользованную поездку?

 

При непредоставлении пассажиру места в поезде по приобретенному билету и отказе от поездки ему немедленно полностью возвращаются деньги за билет. Когда ему в том же поезде предоставляется место в вагоне низшей категории, станция возвращает разницу между полученной суммой за проезд и действительной стоимостью в том вагоне, в котором предоставлено место (пункт 207 Правил).

 

 

Как возвращается пассажиру стоимость неиспользованного билета, если он сдает его за сутки и менее?

 

При возврате неиспользованных билетов в кассу железнодорожной станции не позднее чем за 24 часа до отправления поезда выплачивается полная стоимость. При возврате билета менее чем за сутки, но не позднее чем за 6 часов до отправления поезда выплачивается стоимость билета и 50-процентная стоимость плацкарты. При возврате неиспользованных билетов менее чем за 6 часов, но не более 3 часов после отправления поезда выплачивается стоимость билета, а стоимость плацкарты не возвращается. При возврате билета не возвращается и комиссионный сбор (пункт 207 Правил).

 

 

Пассажир заболел в поезде и вынужден был его покинуть. Как в таком случае возвращается стоимость билета?

 

Станция, на которой пассажир прекратил поездку, должна составить акт и на его основе по требованию пассажира вернуть ему деньги за билет за вычетом стоимости плацкарты и стоимости проезда за проследованное расстояние (пункт 208 Правил).

 

 

Пассажир решил отказаться от продолжения поездки из-за перерыва движения пассажирского поезда. Вернут ли ему полную стоимость билета?

 

В этом случае станция, на которой оказался пассажир в связи с перерывом движения пассажирского поезда, по заявлению пассажира возвращает ему деньги за непроследованное расстояние (пункты 209, 214 Правил). Но при возврате билетов из-за опоздания пассажирского поезда по вине перевозчика провозные платежи и комиссионные сборы возвращаются, а комиссионный сбор за операцию по возврату не взимается (пункт 219 Правил).

 

 

Как правило, при возврате билетов с пассажира взимаются комиссионные за операцию возврата. В каких случаях удержания при возврате билета не производятся?

 

Из полной стоимости билета, представленного до отправления пассажирского поезда, независимо от срока его возврата не удерживаются суммы при: отмене поезда или задержке его отправления из пункта следования пассажира более чем на 1 час; несостоявшейся отправке пассажиров из-за непредоставления им указанных в билете мест и несогласия воспользоваться другими местами; болезни пассажира (пункт 214 Правил). При возврате билетов инвалидам, участникам войны и работникам железнодорожного транспорта сбор за операцию возврата не взимается (пункт 224 Правил).

 

 

Как определяется сумма, подлежащая возврату пассажиру в случае прекращения поездки в пути?

 

В случае прекращения поездки в пути следования подлежащая возврату пассажиру часть провозных платежей определяется следующим образом: из полной стоимости оплаченных билетов вычитается стоимость проезда за проследованное расстояние. Из этой разницы вычитается стоимость плацкарты. Полученная в итоге сумма возвращается пассажиру (пункт 225 Правил).

 

 

В каких случаях не производится возврат платежей?

 

Платежи не возвращаются в случаях, когда:

а) пассажир находится в нетрезвом состоянии;

б) пассажир не прошел досмотр;

в) возврат билетов производится по чужому паспорту;

г) в билете имеется штамп о приеме багажа;

д) билет имеет повреждения (разорван, подклеен и т.п.);

е) опоздание пассажира на поезд составляет 3 и более часов без наличия документа медицинского учреждения (пункт 230 Правил).

 

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш корр.

 

--------------------------------

*) Приложения NN 1, 2 к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено Постановлением КМ от 8.09.2011 г. N 252).


Комментарии (2)

Добавить комментарий

Гость_Бакаева Ф.Х.- завотделом НЦРУзПЧ :

2012-09-07 09:07:36

Спасибо  автору за столь обстоятельное разъяснение нового порядка  на железной дороге.
Отрадно, что значительно расширились права пассажиров   этого  вида транспорта в соответствии  с международными стандартами. Тем не менее,  в отдельных моментах проскальзывает  и то, что железные дороги,  все же,  монополист.

Гость_А. Муминов, заведующий кафедрой УМЭД :

2012-09-11 13:39:56

Действительно полезный материал. Вместе с этим, следует дополнить его моментами,  связанными с формой оплаты и возврата, компенсации.
Наверное, этот порядок вывешен на вокзалах и в кассах по продаже билетов на данный вид транспорта.
Было бы неплохо получить  такого рода разъяснения по авиа-  и автомобильному транспорту тоже.