Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ГОСГАРАНТИИ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

22.05.2012

Норма, N 21 от 22 мая 2012 года

 

В Узбекистане с учетом социальной направленности государственной политики вопросы трудоустройства и занятости населения всегда были и остаются актуальными. Обилие трудовых ресурсов, высокий уровень конкуренции в сфере спроса и предложения рабочей силы, как правило, ведут к обострению борьбы на данном рынке, что порождает проблемы социального характера для лиц, не способных конкурировать на рынке труда наравне со всеми.

О том, кто и в чем может рассчитывать на поддержку государства при трудоустройстве, рассказала кандидат юридических наук, старший преподаватель Ташкентского государственного юридического института Гулноза Саттарова.

 

- Гулноза Джуракуловна, скажите, пожалуйста, какими официальными нормативными актами в нашей стране регулируются отношения в сфере занятости?

 

- В настоящее время в сфере занятости действует целая система законодательных актов. Основные среди них - Трудовой кодекс, устанавливающий государственные гарантии осуществления конституционного права на труд граждан, и Закон "О занятости населения". Новая редакция Закона содержит специальную статью, раскрывающую принципы государственной политики в области занятости населения. Это обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости всем гражданам независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда; поддержание и поощрение трудовой и предпринимательской инициативы людей, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия труда и жизни; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, и другие.

 

- А кому предоставляются дополнительные гарантии трудоустройства?

 

- Законодательством республики установлены дополнительные гарантии занятости отдельным категориям граждан, испытывающим трудности в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Закон "О занятости населения" (статья 7) относит к ним:

одиноких и многодетных родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов;

выпускников средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений республики;

инвалидов;

лиц, уволенных со срочной военной службы;

лиц предпенсионного возраста, состоящих на учете в районных (городских) центрах содействия занятости и социальной защиты населения в качестве ищущих работу;

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или подвергавшихся принудительным мерам медицинского характера по решению суда.

Защита прав перечисленных лиц осуществляется различными способами. Это разработка и реализация программ занятости населения; создание дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов; организация специальных программ обучения; установление предприятиям, учреждениям и организациям минимального количества рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан, а также другие меры, предусмотренные законодательством.

К примеру, трудоустройство инвалидов возложено на районные (городские) центры содействия занятости. Однако оно имеет свою специфику. Во-первых, предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям ВТЭК. Во-вторых, предприятия обязаны создавать условия труда и предоставлять им дополнительные льготы и другие социальные гарантии.

 

- Для каких категорий граждан устанавливаются квоты рабочих мест?

 

- Трудоустройство граждан, которые испытывают затруднения в поиске работы и не могут конкурировать на рынке труда, осуществляют органы государственной власти на местах путем резервирования рабочих мест на предприятиях. Необходимо отметить, что эти рабочие места создаются за счет собственных средств работодателя.

Кроме этого, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, местными хокимиятами по предложению районных (городских) центров содействия занятости рабочие места могут быть зарезервированы и для других категорий граждан, например, зачисленных в мобилизационный призывной резерв (МПР), неработающих женщин с малолетними детьми, лиц, страдающих социально значимыми, но не представляющими опасности для окружающих заболеваниями.

Резервирование рабочих мест осуществляется без участия работодателей на основании решений хокимов. Предложения о резервировании рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы, формируются центрами содействия занятости и вносятся в местные органы государственной власти для принятия соответствующих решений отдельно по организациям, расположенным на их территориях.

Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам, к организации их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции серьезно влияют на структуру потребностей в кадрах с более высокой квалификацией в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе.

Поэтому если гражданин, особо нуждающийся в социальной защите, относится одновременно к нескольким категориям, то право выбора категории остается за работодателем.

 

- Все ли организации должны резервировать рабочие места?

 

- Конечно же, нет. Законодательство допускает установление квоты рабочих мест для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 20 человек. При этом для трудоустройства инвалидов минимальное количество рабочих мест устанавливается и резервируется в размере не менее 3% от общего числа работников. Суммарное же количество резервируемых рабочих мест в соответствии с решением местного органа государственной власти не может устанавливаться свыше 7% от среднесписочной численности работников организации.

Так, согласно пункту 7 Положения о порядке резервирования рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы (приложение N 1 к Постановлению КМ от 20.08.2008 г. N 186, далее - Положение) обязанность работодателя по резервированию рабочих мест признается выполненной в момент трудоустройства граждан соответствующих категорий на зарезервированные рабочие места. При внесении предложений по резервированию рабочих мест для конкретной организации центрами содействия занятости обязательно должны учитываться профессиональная структура работ и специфические особенности деятельности предприятия, для инвалидов - параметры программ их реабилитации.

Организация, численный состав работников которой превышает 20 человек, обязана не позднее 10 дней до начала года обеспечить резервирование и готовность рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы, в объеме не менее 25% от общего количества резервируемых рабочих мест и информировать об этом до начала года территориальный Центр содействия занятости и социальной защиты населения.

Поэтому предприятиям рекомендуется проводить мониторинг работающего персонала с целью выявления работников указанных категорий и представления соответствующих сведений в центры содействия занятости для формирования предложений по резервированию рабочих мест.

 

- Каковы основные требования к резервируемым рабочим местам?

 

- Это, как правило, рабочие должности, не требующие высокой квалификации, опыта работы и специализированных навыков, а значит, и высокой оплаты труда. Например, рабочие места с гибким графиком работы, позволяющим сочетать исполнение обязанностей по воспитанию детей и трудовых обязанностей, резервируются для одиноких и многодетных родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов. Для выпускников образовательных учреждений и лиц, уволенных со срочной военной службы, рабочие места должны соответствовать их профессиональной подготовке; для инвалидов - должны быть аттестованы по условиям труда и позволять таким работникам беспрепятственно выполнять трудовые операции с учетом состояния здоровья и установленных ВТЭК противопоказаний к трудовой деятельности. А для лиц предпенсионного возраста, состоящих на учете в районных (городских) центрах содействия занятости в качестве ищущих работу, и освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или подвергавшихся принудительным мерам медицинского характера по решению суда, нужны рабочие места с учетом их профессиональной подготовки, а для не имеющих определенной профессии, квалификации подойдет любая работа, не требующая специальной квалификации.

Сведения о зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, их количества и характеристик, а также информация о количестве уже трудоустроенных на резервированные рабочие места представляются в территориальный Центр содействия занятости по месту нахождения работодателя ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

 

- Ну, а если кто-нибудь из работодателей попытается проигнорировать установленные правила?

 

- За нарушение законодательства о занятости населения к организациям применяются финансовые санкции.

Так, за невыполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, установлен штраф в размере средней годовой заработной платы должностного лица за каждое несозданное рабочее место. Столько же придется заплатить работодателю в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных лиц, получивших среднее специальное, профессиональное или высшее образование, а также направленных на профподготовку и переподготовку, повышение квалификации (часть третья статьи 18 Закона "О занятости населения"; часть вторая статьи 25 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан").

Непредставление организацией информации о готовности рабочих мест для трудоустройства, равно как и фактическая их неготовность, также рассматривается органом по труду как невыполнение решения местного органа государственной власти (пункт 14 Положения) и наказывается штрафом в установленном законодательстве порядке.

Кроме того, следует помнить и о моральных последствиях такого "ослушания". Невыполнение решений местных органов госвласти по созданию минимального количества рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, может обернуться как потерей репутации законопослушного предпринимателя, так и недоверием контролирующих органов, что привлечет к вашему предприятию излишнее их "внимание".

 

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы социальной поддержки государства в сфере занятости населения?

 

- Думается, что вопросы трудоустройства населения, особенно тех его категорий, которые нуждаются в особой защите государства, должны решаться совместными усилиями. Дальнейшие перспективы обеспечения трудовых прав уязвимых слоев населения в Узбекистане видятся в развитии социального партнерства в данной сфере.

 

Беседовал

Маъруф Усманов,

главный консультант

ООО "Norma hamkor".


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_T.N.Nabiev -U'RMChvRRDQ) :

2012-05-25 08:58:22

Интересная статья. Предлагаю автору,  продолжая  тему,   изложить подробнее  - кто институционально  обеспечивает/ют  интересы слабого на рынке труда, «мониторит/ят»  реализацию   государственных  гарантий  этого важного  социального аспекта.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 428