Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу Как предприятию продать квартиру физическому лицу

СИНЯЯ ПТИЦА МИРЗОМАСХАРА АКРАМОВА

29.05.2012

Норма, N 22 от 29 мая 2012 года

 

25-летний керамист из Риштана Мирзомасхар АКРАМОВ признан лучшим ремесленником 2012 года на республиканском конкурсе "Ташаббус". В экспозиции молодого мастера знаменитая риштанская керамика была представлена во всем своем блеске и великолепии: в многообразии изящных форм расплескались все оттенки синевы, что характерно для этой школы. Испокон веков риштанских керамистов вдохновляла красота Ферганской долины, которая находила воплощение в палитре цветов, необыкновенно притягательных узорах. Синева неба, бирюза горных рек, цветущие сады - все это вдохновляло, рождало новые образы и формы, получившие развитие на основе хранимой веками традиции.

 

Мирзомасхар представляет династию риштанских керамистов в 4 поколении. Если точнее, традиции предков хранят и продолжают сегодня 6 членов семьи. Поэтому на конкурсе он был с большой группой поддержки - братьями, родителями, племянниками, учениками. Удивительно, что на небольшом пространстве, где мастер разместил свои конкурсные работы, можно было проследить историю и сегодняшний день риштанской керамики на примере одной династии. Создавалось впечатление, что время как бы раздвинуло границы, предоставив нам возможность такой ретроспективы. Это был своеобразный диалог, перекличка поколений. Изящные формы, необыкновенная пластика и выразительность, тончайшие ажурные узоры, брызги синевы, играющие всеми гранями в самых различных формах - чашах, блюдах, кувшинах и других изделиях, - это то, что оставили предки Мирзомасхара. Та самая традиция, основа, которым следуют сегодня братья Акрамовы. Но вместе с тем вносят в нее новые мотивы, не разрушая канонов, а обогащая их индивидуальным подходом, своим видением, опытом. Неслучайно за сохранение традиций школы Мирзомасхар был отмечен на одном из фестивалей традиционного и современного национального искусства "Навкирон Узбекистон", организатором которого неизменно является Фонд Форум.

Мы долго разбирались в генеалогическом древе семьи Акрамовых. Честно говоря, я так и не уяснила хронологию и последовательность династических линий керамистов. Но выяснила, что корни этого древа восходят к известным риштанским мастерам, среди которых Низомходжа Абдуллаев, Мирзоабдулло Бокий, его брат Мирзолутфилло. Молодое поколение опирается на их опыт, изучает и хранит оставленное ими наследие.

Мирзомасхар со своими учениками тут же, на "Ташаббусе" преподал мастер-класс по росписи керамики. На изящных ляганах самых разных форм (что также характерно для риштанской школы), покрытых белым ангобом, четкими движениями керамист создает орнамент. Чистота узоров, изысканность, витиеватость линий - как хороши они даже в таком незавершенном виде. Мастер быстро развел краски, стал наносить их мягкими движениями на орнамент, который на глазах наполнялся жизнью. Показал, как можно подчеркнуть форму изделия, ввести узор, используя многообразие сине-бирюзовой цветовой гаммы. После росписи изделие покрывается глазурью, но это делается уже в мастерской.

Пока Мирзомасхар по полной программе отрабатывал положенную по статусу участника "Ташаббуса" программу, его брат Мирзоголибхон рассказал много интересного об особенностях риштанской керамики. Например, развитию в Риштане гончарного промысла, уходящего в глубину веков, способствовала местная глина, которая так хороша, что ее не надо ничем облагораживать, очищать - бери и лепи.

Главный секрет риштанской керамики - в ишкоровой глазури. От нее зависит колорит изделия, яркость красок, прочность, тот самый благородный блеск. Ее изготовление - довольно трудоемкий процесс. Например, один из компонентов включает в себя золу определенных трав, произрастающих в окрестностях Риштана. Технология ее получения строго регламентирована. Чтобы добиться необходимого качества золы, следует соблюсти массу нюансов, делающих этот процесс сродни искусству. Собрать траву надо в строго установленное время года, потом правильно высушить ее. Есть особые требования к технологии получения из нее золы, очистки от примесей. Несмотря на то, что рецептура ишкоровой глазури не является тайной за семью печатями, каждый мастер вносит в нее свои коррективы, которые отличают его изделия от других. Секреты эти не разглашаются, они нарабатываются в процессе обретения опыта, хранятся и передаются последующим поколениям.

Акрамовы отдают предпочтение цветочным узорам, от которых невозможно оторвать взгляд, используют стилизованные изображения рыб, птиц. Если опираться на традиции, многие из них имеют не только эстетическое, но и магическое значение. Например, райские птицы, по словам Мирзоголибхона, являются символом мира, благополучия, счастья; рыбы означают богатство. Что же касается самой тональности риштанской керамики, сине-голубой цвет - это цвет воды, неба, счастья и чистоты. Если применить эту символику к автору работ, можно с уверенностью сказать, что она сработала - парящие в его работах синие птицы принесли Мирзомасхару удачу на конкурсе. Говоря о развитии семейных традиций, следует отметить ноу-хау Акрамовых, которые вводят в свои работы сюжеты из произведений классиков восточной поэзии. Делают это осторожно, органично, оставаясь приверженцами традиций.

Мастер говорит, что развитию семейного ремесленничества сегодня способствует огромная поддержка государства. "У нас нет проблем с реализацией продукции, мы участвуем в различных выставках, конкурсах. Налоговые льготы, предоставленные нам как членам Ассоциации "Хунарманд", способствуют дальнейшему развитию и укреплению нашего дела, возможности расширения бесплатного обучения по линии "усто-шогирд" (мастер-ученик). Эта помощь является для нас авансом, который мы должны обязательно вернуть. Вернуть сохранением традиций, их дальнейшим развитием, но эволюционным путем, высоким качеством своих работ, передачей опыта молодому поколению".

Пока беседовали с мастером, наблюдала, как уверенно и деловито среди этого керамического чуда занимался своими делами трехлетний Мирзонурсаидхон Акрамов. С интересом взирал, как рождается узор на лягане, пробовал изобразить что-то свое, изучал орнамент огромного кувшина, за который прятался от фотовспышек и свалившегося на него внимания окружающих. Первый выход в свет ему явно был по душе. Вот оно, то самое поколение, которому принимать эстафету семейного дела, продолжать традицию, чтобы не прервалась связующая их нить.

 

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш корреспондент.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах