Норма, N 23 от 5 июня 2012 года
Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.
Глава нашего государства И.Каримов отмечал: "Важное значение в деле обеспечения дальнейшего развития институтов гражданского общества, усиления их роли в обеспечении прозрачности и эффективности проводимых реформ может иметь принятие закона "О социальном партнерстве", предусматривающего четкое разграничение границ и совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными структурами в реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны".
О необходимости социального партнерства органов государственной власти и управления, общественных организаций и органов самоуправления граждан в решении задач социально-экономического развития страны рассказала депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Алия ЮНУСОВА.
- Алия Туйгуновна, разъясните, пожалуйста, каковы цели и задачи партнерства госорганов с гражданским обществом?
- Цель партнерства - совместные согласованные и скоординированные действия, способствующие социально-экономическому развитию.
Среди основных задач можно отметить следующие:
повышение уровня и качества жизни граждан;
развитие демократических институтов и усиление процесса демократизации общества;
укрепление доверия граждан к органам власти и сохранение социальной стабильности в республике;
содействие в укреплении общественного порядка, борьбе с коррупцией, поддержании культуры быта;
совершенствование и развитие нормативно-правовой базы, формирующей условия для развития гражданского общества и роста гражданских инициатив;
разработка и внедрение эффективных механизмов поддержки и реализации социально значимых гражданских инициатив и программ;
создание системы информационной поддержки процесса развития гражданского общества и другие.
- Какие законодательные акты регламентируют этот тип общественных отношений?
- Для решения этого вопроса необходимо разработать систему мер и механизмов эффективного партнерства заинтересованных сторон по развитию гражданского общества.
Отчасти взаимодействие госструктур и общественных организаций уже регулируется рядом законов. Например, в статьях 4-5 Закона "О государственной власти на местах" говорится о взаимоотношениях представительных органов власти и хокимов с органами самоуправления. Кенгаш народных депутатов и хоким области, района, города призваны содействовать развитию самоуправления на соответствующей территории, направлять их деятельность.
Также Кенгаш народных депутатов и хокимы областей, районов, городов имеют право вступать в договорные отношения с органами госвласти и управления Республики Каракалпакстан, других областей, городов, районов республики в пределах предоставленной компетенции для проведения мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий, хозяйственных организаций, координации деятельности в различных отраслях и сферах управления.
Закон "Об органах самоуправления граждан" (в редакции 1999 года) закладывает правовую основу взаимодействия органов госвласти и управления с органами самоуправления граждан, создавая необходимые условия для их становления и развития. Основные полномочия органов самоуправления, кенгашей или их председателей (аксакалов) подробно прописаны в статьях 10-13 Закона.
Статья 4 Закона "О негосударственных некоммерческих организациях" регламентирует взаимоотношения ННО с государственными органами, определяет формы и условия их поддержки: "Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов ННО, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни".
Юридическим и физическим лицам разрешено оказывать финансовую или иную поддержку их деятельности.
Здесь важно отметить, что положения статьи 3 Закона применяются к ННО независимо от организационно-правовой формы, в том числе профессиональным союзам, политическим партиям, религиозным организациям и иным ННО, если другими законами, регламентирующими порядок их создания и деятельности, не предусмотрены иные положения.
А статьей 11 предусмотрена государственная поддержка деятельности ННО, которая может быть оказана в форме субсидий, грантов и социальных заказов.
Законы "О гарантиях прав ребенка" и "О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" предоставляют право органам самоуправления граждан и ННО участвовать в обеспечении прав ребенка и профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Проект закона "О социальном партнерстве" разработан для дальнейшего совершенствования социально-партнерских отношений и направлен на усиление процесса демократизации власти, упрочение институтов гражданского общества, укрепление связи органов власти с населением.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов. Признание сообществом значимости этого института как важнейшего, необходимого условия строительства государства с социально ориентированной экономикой должно предполагать дальнейшие практические шаги в этом направлении.
Беседу вел
Маъруф Усманов,
главный консультант
ООО "Norma hamkor".
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_N.K.Rizaev –Bank-finance Academy :
«Норма» делает хорошее дело, публикуя проекты социально-значимых законопроектов.
«Социальное партнерство» один из законов, который принимается по инициативе и в контексте Концепции главы нашего государства.
После его принятия в ближайшее время станет возможным действительно «сгармонизировать» функционирование официальных органов и общественности, активных граждан по реализации приоритетных в экономико-социальном и политическом аспекте проектов Узбекистана.
Было бы также оптимальным открыть «окно» на сайте для комментариев и предложений, как это было сделано по законопроекту «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».