Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу Как предприятию продать квартиру физическому лицу

В интересах трудящихся

30.10.2012

 

Норма, N 43 от 30 октября 2012 года

 

В марте текущего года Постановлением Кабинета Министров N 93 была утверждена Программа по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов и других нормативно-правовых актов в 2012 году. В числе проектов, разрабатываемых по предложениям органов государственного и хозяйственного управления, указана новая редакция Закона «О профессиональных союзах». Ответственными исполнителями  и соисполнителями по разработке проекта этого законодательного акта определены Совет Федерации профсоюзов Узбекистана, Минюст, Минфин, Минэкономики.

В начале сентября Совет Федерации вынес проект закона на публичное обсуждение.

 

Время перемен для самых массовых ННО в Узбеки­стане – профсоюзов, очевидно, пришло. Действующий с 1992 года Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (далее – Закон) недостаточно полно регулирует отношения, возникающие в данной сфере, и произошедшие за 20 лет изменения в обществе и самих профсоюзах. Он закрепляет лишь права и гарантии профсоюзов, но не предусматривает порядка их создания и государственной регистрации, недостаточно внимания уделяет экономическим основам деятельности этих объ­единений, вопросам социального партнерства в сфере труда и другим аспектам их деятельности. Новая редакция Закона, думается, должна ликвидировать эти пробелы. А чем еще диктуется необходимость изменения существующей редакции Закона?

На этот вопрос мы попросили ответить Алию ЮНУСОВУ – члена Комитета Законодательной палаты парламента по демо­кратическим институтам, негосударственным некоммерческим организациям и органам самоуправления граждан, общественного эксперта газеты «Норма».

– Профессиональные союзы создаются для защиты прав работников и должны служить главными, но конструктивными оппонентами работодателей. Поэтому в международном праве закрепляются гарантии их деятельности – своего рода профсоюзный иммунитет, – которые сводятся к довольно простым нормам. Нельзя подчинить прием работника на работу или сохранение им своего места условию членства в профсоюзе. Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров» прямо указывает, что трудящиеся должны пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу.

Идея защиты выборных представителей трудящихся, в том числе представителей профсоюзов, получила развитие и в Конвенции МОТ N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях». Она, в частности, пред­усматривает защиту представителей работников от прекращения трудового договора, основанного на их статусе, деятельности, членстве в профсоюзе или участии в профсоюзной деятельности.

Обратимся к национальному законодательству. Конституция Республики Узбекистан и действующий Закон  основной целью профсоюзов определяют защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. Конституция закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы. Свободу деятельнос­ти общественных объединений гарантируют статья 58 Конституции и статья 2 Закона.

Профсоюзы, имея свои специфические цели и задачи, реализуют их, используя методы, присущие только этим организациям, действуют в соответствии с уставами и самостоятельно решают вопрос о регистрации в госорганах. Основные права и гарантии этих объ­единений работников установлены действующим Законом. Но сегодня около половины из его 22 статей по разным причинам не работают, в том числе потому, что нуждаются в уточнении, доработке, приведении в соответствие с другими актами законодательства.

Вот несколько примеров. Согласно статье 8 «Права профессиональных союзов по защите права на труд» Закона «ликвидация предприятия и его структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе администрации, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления, не менее чем за три месяца, соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся».

В статье 19 Закона «О занятости населения» данная норма отсутствует, а Трудовой кодекс (ТК) вообще не содержит требования предоставлять профсоюзам информацию при ликвидации предприятия, а о сокращении их следует уведомлять не за три, а за два месяца (статья 102 ТК). Налицо несоответствие норм, а за ними следуют проблемы наемных работников.

Часть третья статьи 8 Закона закрепила за профсоюзами право контролировать состояние занятости и соблюдение законодательства в этой области. А так как в Законе «О занятости населения» подобная норма не прописана, эти требования просто не выполняются.

Не работает и норма статьи 11 Закона, согласно которой профсоюзы вправе контролировать соблюдение администрацией собственника или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профсоюзах, требовать устранения выявленных нарушений. Администрация обязана рассматривать представления об устранении нарушений законодательства о труде и профсоюзах и в течение месяца сообщать профсоюзу о результатах рассмотрения. Данная норма подкреплялась возможностью профсоюзов иметь для этой цели ин­спекции, службы правовой помощи и другие необходимые органы. Исключение из Закона и ТК терминов «инспекция» и «правовая и техническая инспекции труда» пол­    ностью приостановило реализацию контрольных прав профсоюзов, так как этими вопросами занимаются инспекторы труда, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.

Статья 12 Закона предполагает рассмотрение профсоюзами индивидуальных трудовых споров их членов с администрацией и принятие по ним постановлений в соответствии с законодательством. Но статья 260 «Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры» ТК это право не предусматривает. Поэтому на практике профсоюзы не рассматривают индивидуальных трудовых споров своих членов.

А в связи с отсутствием нормативно-правового акта о порядке разрешения коллективных трудовых споров не работает и часть вторая статьи 12 Закона, по которой профсоюзы могут участвовать в рассмотрении коллективных трудовых споров по вопросам, связанным с нарушением действующего законодательства, условий коллективного договора, соглашения, установлением новых или изменением существующих социально-экономических условий труда и быта.

По этим же причинам бездействует и статья 14 Закона, закрепляющая права профессиональных союзов контролировать исполнение администрацией коллективного договора. То есть профсоюзы лишены возможности внести администрации представление об устранении нарушений ею условий коллективного договора, которое должно рассматриваться в недельный срок, а в случае отказа администрации удовлетворить эти требования или недостижения соглашения разрешать коллективные трудовые споры в соответствии с законодательством. И только потому, что аналогичной нормы нет в Трудовом кодексе (статья 46 ТК).

Предоставленные статьей 18 Закона гарантии для избранных в органы профессиональных союзов трудящихся, не освобожденных от производственной работы, также не соответствуют статье 25 «Дополнительные трудовые гарантии для членов представительных органов работников» ТК.

Надо сказать, что положения действующего Закона  расходятся не только с нормами Трудового кодекса и Закона «О занятости населения», но и законов «Об охране труда» (от 6.05.1993 г. N 839-XII), «О негосударственных некоммерческих организациях» (от 14.04.1999 г. N 763-I) и целого ряда других законодательных актов Республики Узбекистан, которые приняты в последнее время в новых условиях развития общества и государства.

Хочется надеяться, что разработчики (Совет Федерации профсоюзов Узбекистана, специалисты министерств юстиции, финансов и экономики) и законодатели в процессе работы над этим важнейшим законодательным актом не прос­то их устранят, но и учтут международный опыт регулирования деятельности профессиональных союзов. Наш Комитет и фракция НДП Узбекистана в Законодательной палате, членом которых я являюсь, примут активное участие в конструктивном обсуждении представленного проекта. Уверена, что после вступления в силу новой редакции Закона о профсоюзах граждане, добровольно объединившиеся для защиты своих профессиональных интересов (у работодателей они также присутствуют), смогут в полной мере реализовать свои права.

 

Беседовал Маъруф УСМАНОВ,
главный консультант
ООО «Объединенная редакция газет «Norma».

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах