Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Электронные коммерция и платежи

25.12.2012

 

Норма, N 51 от 25 декабря 2012 года

 

В минувшую пятницу на расширенном заседании Комитета по вопросам информации и коммуникационным технологиям Законодательной палаты была заслушана информация руководителей Центробанка и МВЭСИТ о развитии в стране электронных платежей и электронной коммерции. В заседании приняли участие депутаты, представители органов госвласти и управления, ЦБ и коммерческих банков, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества, СМИ.

 

Открывая заседание, председатель Комитета Абдурашид Джурабаев отметил, что в нашей стране повышается роль электронной коммерции, электронного банкинга и электронной торговли. В немалой степени этому способствует совершенствование законодательства, регулирующего информатизацию национальной экономики.

Комитет провел 3 контрольно-аналитических мероприятия по изучению состояния сферы информатизации, более 10 заседаний «круглого стола» и семинаров. Два из них были посвящены совершенствованию законов «Об электронных платежах» и «Об электронной коммерции», на них было выработано 30 предложений.

Сегодня в республике установлено 24,308 тысячи портов, позволяющих использовать широкополосные услуги Интернета, 147,8 тысячи их используется. Пропускная способность международных центров пакетной коммутации увеличена в 4 раза (10 Гбит/с), а скорость международного Интернета доведена до 5,61 Гбит/с. 945 хозсубъектов оказывают услуги доступа к Интернету, число его пользователей превысило 9,2 млн.

Правительственным решением функции уполномоченного госоргана в сфере электронных платежей возложены на ЦБ, в области электронной коммерции – на МВЭСИТ.

 

 

ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ


О мерах по дальнейшему развитию элект­ронной платежной системы проинформировал заместитель председателя Центрального банка Шухрат Хайдаров. В банковской сфере на 1 декабря 2012 года эмитировано 8 683 017 пластиковых карт, их обслуживает 112 661 торговый терминал. В начале этого года эти показатели соответственно составляли 8 276 490 и 99 688. Число информационных банковских киосков выросло с начала года более чем в 4 раза, на 1 декабря их было 1 082 (по итогам 2011 года – 262).

Народный банк, имеющий 25 тысяч агентских филиалов по приему платежей, сегодня предоставляет возможность оплаты услуг сотовой связи, доступа в Интернет, IP-телефонии, коммунальных услуг, страхования, телевидения и других видов в режиме реального времени. Ежедневно осуществляется в среднем 2,5–3 млн транзакций на 6,5–7 млрд сумов.

Банки все шире предоставляют услуги дистанционного управления счетами. Число пользователей «Интернет-банкинга» на 1 декабря составило 36 144, «SМS-банкинга» – 44 568 (на начало года их было соответственно 35 510 и 43 348). К системе «SМS-банкинг» подключено 11 банков, а в 3 банках она сегодня функ­ционирует в тестовом режиме.

В республике действует и развивается с переходом на стандарт EMV единая межбанковская платежная система Uzkart, которая объединяет платежные системы 30 коммерческих банков для осуществления расчетов банковскими картами с микрочиповыми модулями. На 1 декабря число онлайновых карт Uzkart-EMV составило 532 454 штуки, зарегистрировано на базе Uzkart-EMV 78 071 терминал.

 

 

СДЕЛКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ


О состоянии электронной коммерции в Узбекистане, ее проблемах и перспективах развития проинформировал начальник Главного управления маркетинга и прогноза мировых рынков, развития устойчивых партнерских отношений МВЭСИТ Бекзод Очилов. Для ведения электронной коммерции в республике внедрены ЕЭИС ВО, Единая автоматизированная система контроля транзитных товаров и транспортных средств. Для обеспечения работой предприятий реального сектора экономики, их стабильной деятельности и увеличения экспортного потенциала Республиканской товарно-сырьевой биржей и заинтересованными министерствами и ведомствами создана постоянно действующая электронная интернет-площадка продукции отечественных производителей Uzbek.com. В настоящее время биржевые сделки, заключенные в электронной торговой системе, охватывают более 40% оптовых продаж.

Внешнеторговые компании и хлопковые терминалы при МВЭСИТ объединены в единую систему «Инфоцентр», которая обеспечивает получение онлайн-информации о заключенных экспортных контрактах, их исполнении, а также отгрузке хлопкового волокна.

При ГТК создан портал электронного декларирования, на который могут через Интернет входить таможенные брокеры посредством USB-ключа, содержащего электронную цифровую подпись.

Для продвижения на экспорт отечественной продукции МВЭСИТ в 2010 году запустило интернет-портал exporter.uz, где размещена информация о более 5 700 товарах, которые производят 1 655 предприятий республики. За период его действия поступило более 1 000 запросов на закупку, по итогам проработки которых внешнеторговые компании заключили контракты более чем на 2 млн долларов. Всего с помощью портала экспортировано товаров на свыше 17 млн долларов США.

Б.Очилов озвучил предложения своего министерства по повышению эффективности электронной торговли. Необходимо на госуровне развивать интернет-платформы электронной коммерции, интегрировать их с международными платформами, создавать и внедрять системы электронного документооборота, позволяющего оказывать услуги по принципу «одно окно»; стимулировать предприятия, участвующие в электронной коммерции; совершенствовать нормативно-правовую базу.

 

 

ПРОБЛЕМЫ СЕГМЕНТА


На заседании депутаты отметили, что, наряду с позитивными тенденциями в сфере электронной коммерции и платежей, существует ряд проблем, препятствующих ее динамичному развитию. В част­ности, в Узбекистане основная работа ведется вокруг розничного сектора по модели B2C1 «Бизнес-клиент». А вот модель электронного бизнеса B2B2 «Бизнес-бизнес» малозаметна. Тогда как в Европе технологическое функционирование инфраструктуры системы сектора B2B осуществляется по международным стандартам электронного обмена данными EDI, у нас они практически не используются.

Одной из краеугольных проблем является регламентирование налогообложения сделок в Интернете, порядка электронных платежей, поставок заказанного (оплаченного) товара. Назрела необходимость четко определить в национальном законодательстве, какие налоги и таможенные платежи взимать при совершении электронных сделок и кого при этом считать налоговым резидентом РУз.

В числе факторов, сдерживающих развитие сегмента, было названо слабое участие госорганов в электронной коммерции. До сих пор МВЭСИТ, банками и таможенными органами не решены вопросы постановки на учет, мониторинга и контроля за исполнением электронных контрактов. Также не разработан госстандарт электронных паспортов для отечественных товаров. Нет конкретного перечня льгот и преференций по платежам, производимым в электронном виде. Существуют проблемы с госрегулированием рынка, подтверждением электронных документов, с кадрами, владеющими навыками электронной коммерции. Отсутствуют единый центр доверительной (треть­ей) стороны ЭЦП, страхование элект­ронных платежей. Последние не являются эквивалентами наличности, как это сделано в отношении платежей посредством пластиковых карт. Не развита инфраструктура онлайн-терминалов.

Учитывая высказанные мнения, Комитет принял соответствующие решения, направленные на совершенствование законодательства и его правоприменительной практики.

 

Мнения фракций

Фракция УзЛиДеП считает целесообразным рассмотреть вопрос о разработке программы внедрения в деятельность малого и частного бизнеса электронной коммерции, системы «SMS-банкинг», мобильных платежей. Требуется создать правовые основы электронного бизнеса, способствующие увеличению точек торговли посредством Интернета. Также было высказано мнение о необходимости организации услуг интернет-коммерции предприятиями и компаниями на их сайтах.

Фракция НДПУ считает важным расширить инфраструктуру, обеспечивающую массовую связь с социально значимыми государственными информационными ресурсами, проведение мониторинга и анализа средств информатизации, информационной продукции и услуг, а также совершенствование систем стандартизации, сертификации и лицензирования в информационной сфере.

Фракция «Миллий тикланиш» считает необходимым формировать национальные информационные ресурсы и технологии, развивать узбекский сегмент Интернета, обучать кадры, обслуживающие клиентов банков посредством интернет-торговли.

Фракция СДП «Адолат» считает необходимым принять комплекс мер по повышению качества веб-сайтов хозсубъектов, более широкому внедрению информационно-компьютерных технологий в жизнь государства и общества, каждой семьи.

 

Гульнора Абдуназарова
специальный корреспондент


Комментарии (8)

Добавить комментарий

Гость_ :

2012-12-26 17:36:38

Pravilno budet http://uzbex.com/vyat/index.jsp
U vas v tekste opechatka. uzbek.com

Гость_Sh.R.Tashhujaev- “Adolat”SDP :

2012-12-28 11:54:29

Мнение  нашей фракции было гораздо обширнее, чем размещенное  в конце статьи.
Идея активного использование возможностей мобильной телекоммуникации (как в странах ближнего и дальнего зарубежья) для оплаты услуг уже сегодня в Узбекистане вполне реальна.
Нужно продумать также серьезную систему преференций и поощрения со стороны государства для тех,кто активно внедряет ИКТ.
Тогда все пойдет, по нашему мнению,  гораздо быстрее.

Гость_Т.М. Туребеков, доцент ТГЮИ :

2012-12-30 09:36:44

Думается, что с внедрением и улучшением технологий, в том числе мобильных, и благодаря стремлению бизнес сообщества работать эффективнее, содействия ему со стороны государственных органов и  неправительственных структур,  рынок электронной коммерции будет набирать обороты.
     Законодателям надо скорее вносить дополнения и  предложения по внесению изменений  в некоторые статьи Законов Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах», «Об электронном документообороте», нормативнқх актах о  денежном и товарообороте, цель которых – дальнейшее совершенствование и развитие правовых основ договорных отношений  в условиях ускоренных темпов  развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Гость_Алексей Ниязметов - Юрист :

2012-12-30 13:10:10

Как мне кажется, прежде чем совершенствовать правовую основу необходимы технические условия внедрения, в ином случае все это будет напоминать ситуацию с он-лайн карточками, когда терминалов почти нет, а там где они есть процедура снятия занимает несколько минут.

Гость_И.Запарходжаев - «Ижтимоий фикр» ЖФУМ :

2013-01-04 09:39:31

не могу согласиться  с доцентом и юристом: все нужно делать одновременно.
наверное, нужно поработать не только с бизнесменами, но и со всем населением на уровне махаллей, чтобы сложилось стойкое понимание того, что электронные(они же безналичные)платежи более удобны.
при этом  банкам и финорганам надо крепко призадуматься, что сделать, чтобы обеспечить привлекательность электронной коммерции!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 786