Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ВЫСТУПЛЕНИЕ Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова

18.09.2012

на открытии международной конференции

«О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства

в реализации социально-экономической политики в Узбекистане»

 

Уважаемые участники конференции, дамы и господа!

Мне доставляет большое удовольствие приветствовать вас, наших дорогих гостей, представителей авторитетных международных институтов – Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Азиатского банка развития, Исламского банка развития, ведущих ученых и специалистов, бизнесменов, всех участников конференции из 45 стран мира, и выразить вам свое глубокое уважение, искреннюю признательность за участие в работе конференции.

Выбор темы настоящей конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане» далеко не случаен. Обусловлено это в первую очередь тем, что приоритет ускоренного развития этого сектора экономики с первых же дней независимости Узбекистана явился важнейшим локомотивом в решении острейших кризисных проблем, оставшихся нам от старой тоталитарной, планово-распределительной системы.

Опережающее развитие этой сферы и в целом избранная нами модель реформирования и модернизации страны сыграли в Узбекистане решающую роль в предупреждении и нейтрализации негативных и разрушительных последствий глобального финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году. Кризиса, который сегодня, к сожалению, имеет тенденцию к углублению.

Не могут не вызывать тревоги возрастающая угроза новой волны рецессии и банкротства, стагнации и падения производства, увеличение долговых обязательств и дефициты бюджетов, проблемы безработицы, резкого ухудшения уровня и условий жизни населения и, как следствие, растущее всеобщее недовольство людей и социальная напряженность.

Продолжающееся накачивание банковского сектора новой массой денежных средств за счет их печатания, а также бесконтрольное наводнение финансового рынка различными деривативами может привести не только к затягиванию сроков выхода из кризиса, но и к дальнейшему обесцениванию национальных валют со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К тому же эти огромные вливания валютных средств не доходят до реальной экономики, в основном усиливают спекулятивную составляющую и стагнационные процессы в мировой экономике.

Говоря коротко, складывающееся положение дел не дает оснований для скорого разрешения проблем в мировой экономике. Становится все более очевидным, что выход из кризиса ожидается длительным и во многом труднопредсказуемым.

В рамках данной конференции мы хотели бы поделиться приобретенным у нас опытом в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора по смягчению и преодолению негативных последствий кризиса.

Разумеется, нас весьма интересует тот богатейший опыт, накопленный в течение столетий в высокоразвитых и развивающихся странах, где на долю этого сектора экономики приходится до 80 процентов валового внутреннего продукта и не менее 70 процентов от трудоспособного населения. Это для нас чрезвычайно важно.

Мне доставляет большое удовлетворение видеть в этом зале наших иностранных гостей. Ваше участие в конференции, ваши доклады, выступления на пленарных и секционных заседаниях, ваше тесное общение со своими узбекскими коллегами, поездки, посещения отдельных объектов, дискуссии и обмен мнениями – все это не может не обогатить и не разнообразить наш форум и, надеюсь, оправдает ваши ожидания.

Хотел бы искренне поблагодарить вас за это.

Уважаемые друзья!

Думаю, вполне логично задаться вопросом – чем, какими факторами и причинами был обусловлен выбор приоритета опережающего развития малого бизнеса и предпринимательства?

Если очень коротко изложить причины этого выбора, они состоят в следующем.

Во-первых, как показывает мировой опыт, малый бизнес, являясь важнейшим структурообразующим сектором экономики, служит основным источником наполнения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами.

Малый бизнес не только заполняет определенные ниши в экономике, но и играет исключительно важную роль в ее диверсификации и обеспечении устойчивых темпов ее развития.

Трудно переоценить, особенно в наших условиях, ту огромную роль, которую играет предпринимательский бизнес в обеспечении занятости населения и роста доходов людей. Об этом можно судить, если принять во внимание следующие цифры.

Если за 2005–2011 годы в экономике нашей страны было введено более 5 миллионов новых рабочих мест, то более 60 процентов из них – в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Эти показатели уже говорят о многом и, по-моему, они вполне убедительны для любой страны. В результате в этой сфере в настоящее время работает свыше 75 процентов всего занятого населения страны.

Во-вторых, являясь компактным по своей форме, обладая мобильностью и оперативностью в принятии решений, будучи восприимчивым к нововведениям, малый бизнес более гибко и быстрее может приспособиться к изменениям спроса, конъюнктуры на мировых и региональных рынках, своевременно реагирует на его вызовы.

В-третьих, создание и ведение малого бизнеса не требует больших затрат и капитальных вложений, что позволяет быстрее и легче проводить модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, осваивать новые виды продукции, постоянно обновлять ее номенклатуру и обеспечивать конкурентоспособность.

В-четвертых, более высокая устойчивость этой сферы по сравнению с крупными предприятиями к вызовам и последствиям мирового финансово-экономического кризиса.

Только благодаря ускоренному развитию и доминирующему положению малого бизнеса и частного предпринимательства нам удалось менее болезненно, с меньшими потерями справиться с негативными последствиями кризиса 2008–2009 годов, в короткие сроки перестроить производство с учетом меняющейся конъюнктуры мирового рынка.

В промышленности темпы прироста сектора малого бизнеса и частного предпринимательства в 2008–2009 годах составили в среднем 23–24 процента, а темпы роста услуг и сервиса – не менее 15-16 процентов.

В-пятых, малое предпринимательство – это не только источник доходов, но и средство для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей людей. Эта сфера дает возможность каждому человеку проявлять свои индивидуальные таланты и возможности, формируя тем самым новый слой людей – инициативных, предприимчивых, склонных к самостоятельной деятельности, способных добиваться поставленной цели.

Одним словом, малый бизнес и частное предпринимательство по своей сути служат постоянно расширяющейся базой для формирования среднего класса, а, как известно, средний класс является основой любого демократического общества. Именно за счет развития этой сферы создается тот социальный слой общества, который заинтересован в общественно-политической, социальной, экономической стабильности в обществе, является активной движущей силой продвижения страны по пути прогресса и демократических преобразований.

Убежден, что глубокое понимание этих и других факторов может объяснить причины того огромного внимания, которое уделяется в Узбекистане опережающему развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Достаточно сказать, что если 20 лет назад в Узбекистане частного предпринимательства практически не существовало, то сегодня более 90 процентов всех хозяйствующих субъектов – это предприятия малого бизнеса. На его долю приходится сегодня около 54 процентов валового внутреннего продукта, 22 процента производимой промышленной, 98 процентов сельскохозяйственной продукции.

Думаю, что участники конференции по достоинству оценят наши достижения в этой сфере за истекшие годы.

Хотел бы особо подчеркнуть, что столь стремительному росту малого бизнеса во многом способствовал тот факт, что испокон веков частное предпринимательство занимало особое место в истории нашей страны.

Мы с полным правом гордимся сохранившимися традициями предприимчивости наших предков, их уважительным и бережным отношением к земле, к собственности и ремеслам.

Уважаемые участники форума!

Позвольте очень коротко остановиться на следующем чрезвычайно важном вопросе, а именно – на чем, на каких принципах, на каком фундаменте строится развитие сферы предпринимательства и малого бизнеса в Узбекистане?

Это прежде всего на сформированной мощной законодательной и правовой базе, постоянном ее совершенствовании, системной государственной помощи в вопросах предоставления бизнесу льгот и преференций, техническом и технологическом переоснащении и модернизации производства.

Еще в начале 90-х годов на основе конституционных норм и принципов были приняты законы «О разгосударствлении и приватизации», «О собственности», которые позволили за короткий срок реализовать в частную собственность десятки и сотни тысяч объектов государственной собственности в отраслях промышленности, торговли, общественного питания и услуг, внедрить принципы арендной собственности, в первую очередь в сельском хозяйстве.

Основополагающую роль в развитии частного предпринимательства сыграл принятый в 2000 году Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», в котором закреплены все основные гарантии и условия для свободного участия граждан в предпринимательской деятельности, защищены права и законные интересы субъектов предпринимательства и бизнеса.

В центре нашего внимания всегда оставались и остаются вопросы налогообложения. Только за период с 2005 по 2012 годы ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий была снижена более чем в 2,5 раза с 13 до 5 процентов от оборота, а объекты народно-прикладного творчества и семейного бизнеса не облагаются налогом вообще или облагаются по минимальной ставке.

Особого внимания заслуживает сам факт, что в период мирового финансово-экономического кризиса мы не только не увеличили ставки налогов, как это сделали многие страны в рамках антикризисных программ, но и, наоборот, снизили ставку единого налогового платежа для малых предприятий, освободили сроком на 5–7 лет от уплаты налога предприятия, специализирующиеся на производстве востребованных потребительских товаров, полностью освободили от таможенных платежей предприятия, осуществляющие техническую и технологическую модернизацию и обновление.

Только в 2011 году общая сумма налоговых льгот, предоставленных субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, превысила 500 миллионов долларов в эквиваленте.

Около 35 процентов от этой суммы предприятия направили на расширение и модернизацию производства, еще 25 процентов – на стимулирование работающих.

Трудно переоценить роль государства в формировании и становлении малых предприятий и предпринимательской деятельности, если учесть решающий его вклад в развитие производственной, социальной и коммуникационно-транспортной инфраструктуры.

В качестве примера достаточно привести опыт успешного функционирования высокотехнологичного бизнеса в созданных нами свободной индустриально-экономической зоне «Навои» и свободной индустриальной зоне «Ангрен».

В промышленной зоне «Навои» в строительство инженерных сетей, логистики, системы обеспечения государство вложило около 100 миллионов долларов в эквиваленте, что позволило активно привлечь иностранных инвесторов в создание десятков современных производств.

Для индустриальной зоны «Ангрен», созданной в этом году, разработана и уже реализовывается специальная программа по формированию производственной инфраструктуры и коммуникаций стоимостью более 60 миллионов долларов.

Для чего это делается? Мы прекрасно понимаем, что малый бизнес не может взять на себя такую нагрузку. Он не может вкладывать огромные вложения в строительство коммуникаций, которые служат не для одного малого предприятия или какой-то группы предприятий, а в целом эта производственная инфраструктура стимулирует, объединяет людей, создает необходимые условия и возможности для организации эффективной деятельности представителей малого бизнеса и частного предпринимательства. Это, естественно, всем должно быть понятно.

В Узбекистане принято решение о том, что в этих зонах, которые создаются как льготные зоны – зоны преференций, – вся инфраструктура для тех объектов, иностранные инвестиции в которые превышают 30 миллионов долларов, на 100 процентов финансируется государством. Считаем, что принимаемые нами меры – это как раз тот стимул, который обеспечивает быстрый рост экономики и предпринимательства в Узбекистане.

Решающим фактором стимулирования формирования и расширения частного предпринимательства являются вопросы оптимизации и льготного кредитования.

Только по итогам 2011 года на развитие и стимулирование этого сектора банковская система страны выделила кредитов на сумму 2,5 миллиарда долларов в эквиваленте, что составило 26 процентов от общего объема выданных кредитов.

Мы высоко ценим ту огромную помощь, которую оказывают в этом деле международные финансовые институты, такие, как Азиатский банк развития, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Исламский банк развития, структуры ООН, страны Арабской Координационной группы, правительства Южной Кореи, Китая, Германии и другие, которые за истекшие годы выделили свыше 1,5 миллиарда долларов кредитных ресурсов для финансирования малого бизнеса и частной сферы в экономике.

Говоря об этом, я хотел бы еще и еще раз выразить от имени всех наших узбекских предпринимателей и от себя лично слова искренней благодарности руководству и представителям ООН, банковских структур, присутствующим на конференции представителям иностранных посольств за ваш вклад в становление и успешное развитие бизнеса в Узбекистане.

Сегодня нет необходимости убеждать или доказывать кому-то, что только образованная, современно мыслящая, интеллектуально развитая и профессионально подготовленная молодежь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее страны.

Отдавая себе отчет в этом, проблема подготовки кадров в Узбекистане поднята на уровень важнейшего приоритета государственной политики. Вот уже 15 лет в стране реализуется уникальная система по их подготовке.

Суть ее состоит в переходе на обязательное бесплатное 12-летнее образование по принципу 9+3, где после окончания 9-летней общеобразовательной школы дети в течение 3-х последующих лет продолжают учебу в профессиональных колледжах или по выбору в лицеях.

Как правило, лицеи создаются при высших учебных заведениях и университетах для последующего продолжения учебы в них.

За эти годы было построено около 1,5 тысячи новых, оснащенных самым современным оборудованием средних специальных профессиональных учебных заведений – колледжей, в которых получают профессию по 3–4 специальностям и знание не менее двух иностранных языков.

За последние только 5 лет эти учебные заведения закончили более 2 миллионов 500 тысяч молодых людей, которые пополняют ряды тех, кто трудится сегодня на вновь построенных современных предприятиях и в фермерских хозяйствах страны.

Я убежден, что многие из вас, наших гостей – участников настоящего форума, могли убедиться и найти подтверждение этих слов при знакомстве с уровнем и качеством подготовки будущих кадров – специалистов при посещении колледжей и лицеев в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и других городах страны.

Я хочу с вами поделиться одной своей мыслью. Я считаю ее очень важной. Часто во время бесед с нашими иностранными гостями, особенно с теми, кто желает иметь бизнес в Узбекистане, и, конечно, политиками, дипломатами, в первую очередь их интересует, какое общество строит Узбекистан? Какие цели он ставит перед собой? И в какой мере мы можем быть уверены, убеждены, что будущее Узбекистана будет развиваться в том направлении, в котором развивается демократический мир?

Я всегда в этом случае говорю, смотрите и убедитесь в этом собственными глазами, посетив один из наших новых колледжей или лицеев, и вы убедитесь, что там рождается будущее Узбекистана – новое поколение, которое мыслит совершенно по-другому. Они не знают, что такое советский строй. В течение 21 года мы развиваемся ни от кого не завися, исходя из наших национальных интересов. Это свободные люди, свободно мыслящие люди, которые верят в свои силы, а самое главное, давно избавились от идеологии бывшего строя. Те времена давно прошли. Когда-то мы все думали, что наверху сидит Генеральный секретарь и он все знает, все решает. И на самом деле, с таким мышлением, естественно, мы не могли развиваться. Я бы сказал: СССР распался только потому, что не мог дальше развиваться. Система не могла дальше существовать. Мы должны были развиваться так, как развивается весь мир, демократический мир. И мы будем развиваться в этом направлении.

Вы смотрите на молодых людей, которые оканчивают вузы, колледжи, в их глазах можно прочесть, чего они хотят и к чему стремятся, в каком направлении двигаться. Я думаю, что если вы хотите действительно утвердиться в мысли, что Узбекистан и дальше будет развиваться в демократическом сообществе, то больше беседуйте с нашими молодыми людьми и вы поймете, какое поколение у нас растет и как это поколение видит свое будущее.

Уважаемые участники конференции!

Не секрет, что одним из основополагающих обязательных условий нормального функционирования бизнеса является обеспечение в первую очередь сильных правовых гарантий свободы предпринимательства, их безусловное выполнение, не на словах, а на деле исключить незаконное вмешательство государственных, правоохранительных, контролирующих органов и структур в их деятельность.

На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами, при котором любые противоречия и нестыковки в законодательстве должны трактоваться в пользу предпринимателей. Введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации и ограничивающий в последующем проведение налоговых проверок стабильно работающих и добросовестных налогоплательщиков.

С 2005 года осуществлен переход от разрешительной к уведомительной системе государственной регистрации субъектов предпринимательства. Для открытия собственного бизнеса предпринимателю требуется не более 2-х дней, что отвечает критериям, действующим в развитых странах.

Большое внимание в Узбекистане уделяется формированию институциональной и рыночной инфраструктуры, поддерживающей развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Важнейшим инструментом рыночного ценообразования и обеспечения равного доступа к высоколиквидным сырьевым ресурсам и товарам является товарно-сырьевая биржа. Мы имеем сегодня в своем активе хорошо отработанный механизм биржевой торговли, позволяющий любому предпринимателю иметь равный и беспрепятственный доступ к сырьевым ресурсам через биржевые торги.

В текущем году мы предоставили дополнительные стимулы и льготы экспортерам, а также иностранным инвесторам. В июле текущего года в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией разработаны меры по кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству, на основе которых были приняты два указа Президента Республики Узбекистан.

В стране предусмотрено широкое внедрение электронной системы представления статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей, осуществления регистрационных и разрешительных процедур, подачи исковых заявлений и ходатайств в хозяйственные суды, существенно сокращающих или полностью исключающих прямые контакты между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства.

Утвержденные меры позволили с 1 августа текущего года в 2 раза сократить количество процедур при регистрации бизнеса, отменяют требования по формированию первоначального уставного фонда до регистрации, в 2,5 раза сокращают затраты субъектов предпринимательства на судебные издержки.

В целях кардинального сокращения вмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства в текущем году мы отменили 80 видов разрешительных процедур и 15 лицензируемых видов деятельности, в 1,5 раза сократили формы и периодичность представления финансовой отчетности.

 Кроме того, принято решение об отмене с 1 января 2013 года 65 форм статистической и 6 форм налоговой отчетности с сокращением более чем в 2 раза периодичности их сдачи.

Особо хотел бы подчеркнуть, что в соответствии с принятым законодательством установлен порядок, согласно которому государство возмещает причиненные субъекту предпринимательства убытки в результате незаконных решений государственных органов, действий или бездействия их должностных лиц, а также принятия ведомственного акта, противоречащего законодательству.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня у нас есть все основания заявить, что избранная нами с первых же дней независимости модель реформирования и модернизации страны, формирования гражданского общества, построенная на эволюционном пути развития и известных пяти принципах, обеспечила по историческим меркам в короткий период создание прочного фундамента стабильного развития экономики, позволила надежно противостоять негативным последствиям мирового финансово-экономического кризиса, добиться среди немногих стран в мире устойчиво высоких темпов экономического и социального развития.

За последние 6 лет валовой внутренний продукт растет ежегодно темпами не менее 8,2 процента. По сравнению с 2000 годом ВВП вырос в 2,9 раза, производство промышленной продукции – в 2,6 раза, объемы инвестиций в экономику увеличились в 3,4 раза, при этом объем прямых иностранных инвестиций вырос более чем в 20 раз.

О чем это говорит? Это говорит о том, что нам доверяют. Иностранные инвесторы верят, что их вложенные средства окупятся, и они не будут беспокоиться о том, что заключили договор со страной или людьми, которые оказались несостоятельны. Я придаю огромное внимание тому, что увеличивается поток прямых инвестиций, и это очень важно для страны. Значит, мы входим в мир бизнеса мирового сообщества, значит, нам верят, значит, нам доверяют. А это дорогого стоит.

По данным Азиатского банка развития, доход на душу населения в Узбекистане за последние 7 лет увеличился в 3 раза. Обеспечивается постоянный профицит текущего счета платежного баланса, сохраняется низкий совокупный внешний долг на уровне 10–12 процентов от ВВП, практически нулевой государственный внутренний долг, поддерживаются достаточные валютные резервы.

Все это дает нам уверенность в будущем страны, нашего трудолюбивого и гостеприимного народа.

Пользуясь этой возможностью, позвольте еще и еще раз выразить всем участникам конференции свое огромное уважение и искреннюю признательность.

Желаю вам, дорогие друзья, плодотворной работы, приятного пребывания в Узбекистане, доброго здоровья, успехов и удач в вашей деятельности.

До новых встреч!

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1432