Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

«Абстиненция» без последствий

06.12.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 49 от 6 декабря 2012 года

 

Легкая «абстиненция»*  в начале октября, вызванная резким сокращением торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, прошла быстро и почти незаметно. Как поведал первый заместитель начальника ГНУ Навоийской области Мардон ЖАББОРОВ, на 1 октября в регионе функционировало 149 предприятий торговли, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции. Сейчас остался только 51 магазин.

 

В Интернете довелось читать, что в Узбекистане из-за закрытия магазинов, торгующих водкой и вином, подскочили цены на спиртное, так как свободно его можно было приобрести только в кафе и ресторанах, где из-за наценок оно традиционно стоит дороже. «Утка» все это. Например, в Навои никакого ажиотажа по поводу уменьшения числа подобных объектов розницы не наблюдалось, цены на алкоголь не повышались. Удалось насчитать 7 торговых точек по реализации спиртного, на работу которых октябрьские «новации» никак не повлияли. Причем находятся они не где-то там на городской окраине, а в густонаселенных жилых микрорайонах, вблизи продовольственных рынков, где всегда многолюдно и жизнь, что называется, бурлит. Ну а там, где магазины, торговавшие спиртным, все же были за­крыты, страждущие без проблем находят дорогу к «зеленому змию». Разве что им теперь приходится прошагать сотню-другую лишних метров. Так это не проблема. Да и для здо­ровья пешие прогулки, как известно, полезны.

Вся эта история с сокращением «пьяных» магазинов из разряда «нарочно не придумаешь». Она, в принципе, не должна была привлекать к себе внимания, потому что не предусматривала каких-либо переделов или кардинальных перемен на рынке алкогольного ритейла. Но, как говорится, что получилось, то получилось. Также стоит заметить, что никаких планов по сокращению или ликвидации избыточно «расплодившихся» предприятий, торгующих спиртными напитками, и в помине не было. Однако, пожалуй, самое интересное в том, что, похоже, вскоре все может возвратиться на круги своя.

 

Все началось с Закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции»1, принятого в октябре прошлого года. В марте текущего года вышло Постановление Кабинета Министров2 N 65, в котором излагались меры по реализации законодательных норм. На основании правительственного решения в областях при региональных администрациях были созданы рабочие группы. Им предстояло в недельный срок провести инвентаризацию мест расположения объектов торговли, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции, а также подготовить предложения по их передислокации на новые места. В течение трех дней также предстояло определиться с субъектами алкогольного ритейла, которые не отвечают требованиям законодательства, и решить вопросы с их переселением.

То есть ни о каком закрытии и сокращении такого рода предприятий торговли в Постановлении N 65 речь не шла. И, по идее, «винный погреб» мог закрыться только в том случае, если новое место не устраивало владельца магазина, а на старом торговая точка «не вписывалась» в изменившиеся требования к продаже спиртных напитков.

 

Может показаться, что столь жест­кие и сжатые временные рамки на исполнение правительственного решения вынудят региональные власти проводить всю работу в авральном порядке. Но торопиться никуда не нужно было, и сроки для выполнения поставленной задачи вполне реальны. Дело в том, что «амбулаторные» карты на все легально действующие объекты алькогольного ритейла были давно составлены. Еще 9 лет назад правительство приняло Постановление3, в котором были детализированы Правила розничной торговли в Узбекистане, в том числе и алкогольной продукцией. В 2007 году Постановлением Президента4 N ПП-605 введены новые, более жесткие требования к розничной торговле алкоголем. Спиртное можно было продавать только при наличии разрешительного свидетельства. А право его получить дали лишь юридическим лицам. Специальные требования предъявлялись к алкогольным торговым точкам. Это должны быть обособленные магазины с отдельным входом, собственным складским помещением, оборудованные ККМ и платежными терминалами.

Тогда же появились и известные ограничительные 500 метров. Кстати, Постановление N ПП-605 содержит более длинный список объектов соцкультбыта, нежели в антиалкогольном и антитабачном Законе, которые должны находиться от винно-водочного магазина на расстоянии не менее полукилометра. Однако отдельным ушлым предпринимателям на редкость легко удавалось обойти запретные 500 метров. Вплоть до 1 октября 2012 года в Навои алкоголь продавали в магазине, который находился через дорогу от средней школы N 16. По-видимому, в требование «на расстоянии не менее полукилометра» он вписывался в отведенный метраж, а в введенный Законом «радиус 500 метров» уже не уложился.

Поэтому, думается, властям нетрудно было за неделю установить, какие торговые точки не соответствуют новым требованиям, и затем, так сказать, в рабочем порядке решить вопросы их передислокации. Сменить прописку предстояло большинству торговых точек. Например, в областном цент­ре из 51 предприятия по розничной продаже алкогольной продукции ни одно не подходило под ужесточенные «стандарты». Но вопрос затянули до октября. В одном из пунктов правительственного Постановления N 65 говорилось, что «действующие объекты торговли до передислокации их на новое место, но не позднее 1 октября 2012 года, вправе осуществлять в соответствии с ранее выданными разрешительными свидетельствами розничную торговлю алкогольной, а также табачной продукцией». Владельцы торговых точек этой возможностью воспользовались. Почти у всех у них лицензии оказались действительны до 1 октября. Местных властей, по всей видимости, такой расклад тоже вполне устраивал, и они не стали озадачивать торговцев проблемами, возникавшими после вступления Закона в силу. Когда же наступил октябрь, многие из них вынуждены были, хотя бы на время, свернуть свой бизнес.

 

Надо заметить, что подобные отсрочки ни местным чиновникам, ни предпринимателям на пользу не идут. Они их расхолаживают. Первые, наверное, руководствуются простым правилом: а куда они денутся, захотят работать – будут перестраиваться и выполнять положенные предписания. Вторые надеются, что всегда успеют и как-нибудь выкрутятся.

В этой связи можно вспомнить начало января текущего года, когда на дорогах областного центра стало заметно меньше таксомоторов. Всем заинтересованным лицам хорошо было известно, что еще в мае 2011 года правительство приняло Постановление «О мерах по упорядочению деятельности линейных такси»5, вступившее в действие с 1 января 2012-го. Транспортникам дали 7 месяцев, чтобы привести подвижной состав в соответствие с новыми требованиями. А в январе выяснилось, что они «проспали» больше полгода и теперь в пожарном порядке надо наверстывать упущенное. Вскоре улицы города наполнили желтые таксомоторы с едиными опознавательными знаками. На этом «реформа» такси закончилась. О наличии в правом верхнем углу лобового стекла автомобилей световых фонарей зеленого цвета, об оборудовании их счетчиками, средствами радиосвязи, ККМ и платежными терминалами сегодня уже никто и не вспоминает. Такие таксомоторы навоийцы видят только на телеэкранах в зарубежных фильмах.

В то же время все ладненько получается, когда за дело беремся без раскачки, без всяких там ссылок на объективные трудности и подготовительные работы. Тут тоже есть что вспомнить. Например, как в практику внедряли нормы Постановления N ПП-605. Представители заинтересованных ведомств провели встречу с предпринимателями, разъяснили суть нововведений, ответили на вопросы. И все. А дальше – вперед, за работу.

 

Быстрому восстановлению мест­ного рынка алкогольного ритейла способствовала лазейка в законодательстве, которой было просто грех не воспользоваться. Чтобы остаться в бизнесе по реализации алкогольной продукции, предпринимателям достаточно пройти перерегистрацию или встать на учет в качестве объекта общественного питания, приобрести разрешение на розничную торговлю спиртными напитками. Тут есть целый ряд своих неоспоримых преимуществ. Согласно изменениям, внесенным в Правила розничной торговли в Республике Узбекистан6, объекты общепита не признаются торговыми точками. Не надо никакой партизанщины и можно на вполне законных основаниях обосноваться со своим кафе в «закрытой» для алкоголя зоне и легально продавать спиртное.

Напротив Навоийского педагогического института расположено кафе национальных блюд. Здесь можно не только перекусить, но и заказать выпивку. Рядом, в паре десятков метров стоит небольшой торговый комплекс, где под одной крышей находятся продовольственный магазин, интернет-кафе, продаются пирожки, самса, прохладительные напитки и ...пиво. Похожую картину можно наблюдать и напротив Навоийского филиала республиканского центра экстренной медицинской помощи.

У предпринимателей, реализующих алкоголь под вывеской общепита, довольно большой выбор. Так, согласно отечественной классификации, закусочные могут иметь специализацию: шашлычная, пловная, самсовая, сосисочная, пельменная, пирожковая, чебуречная, блинная. Этим объясняется, почему многие из полусотни предприятий по торговле алкогольной продукцией в областном центре, признанные вчера не отвечающими требованиям антиалкогольного и антитабачного Закона, переформатировавшись, сегодня возрождаются на старых местах под новыми общепитовскими вывесками.

Одно непонятно. Как эти реалии согласуются и уживаются с программными установками по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции?

 

Амир МАХМУДОВ,

корр. «НТВ».

г.Навои.

 

-------------------------------------------------

*Абстиненция (лат.) – полное воздержание от чего-либо, например, от употребления спиртных напитков, табака.

1От 5.10.2011 г. N ЗРУ-302.

2От 7.03.2012 г. N 65.

3От 13.02.2003 г. N 75.

4От 16.03.2007 г. N ПП-605.

5От 18.05.2011 г. N 139.

6Приложение N 1 к Постановлению КМ от 13.02.2003 г. N 75.


Комментарии (4)

Добавить комментарий

Гость_Ахтам Хикматов - адвокат :

2012-12-11 10:28:03

Я, конечно, за здоровый образ жизни, сам не курю, занимаюсь спортом, спиртное употребляю, как говорится, по праздникам. Но даже я заметил резкое сокращение торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции. Поэтому с утверждением о том, что резкое сокращение торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции прошло быстро и почти незаметно, не совсем согласен.
Например, ранее в районе, где я проживаю, алкогольная продукция реализовывалась в 4-х магазинах, а теперь ее там не продают. И, вот, когда на праздник мне понадобилось приобрести спиртное, я оббежал все эти магазины впустую, а потом направился в кафе, где и купил дороже, чем оно стоило раньше. В итоге у меня ушло больше времени и денег. Поэтому хотя ажиотажа по поводу алкоголя нет, но некоторые неудобства все-таки появились.  
Но закон должны все-таки соблюдать все.
Кстати, недавно в автобусе услышал фразу, что теперь водку и картошку приходится покупать «из-под полы». Болтают, наверное?

Гость_Назира :

2012-12-12 23:23:03

Да нет, не болтают, а продают. Там. где раньше это делали открыто и с терминалом. Теперь из-под полы и за наличные. Нетрудно додуматься, сколько из них попадает в госказну.Кстати сейчас продлили срок передислокации. Так что скоро опять все откроется.Мне, кажется, что у нас не столь остро стоит проблема пьянства. Куда острее теневая экономика.

Гость_finansist :

2012-12-13 12:38:59

Хорошее дело - борьба с алкоголизмом и табакокурением. Но оказалось,что трудности появились у граждан, которые употребляют алкоголь чисто символически, по праздникам.Когда нужно было отметить юбилей, пришлось объездить весь район в поисках бутылки шампанского. И в то же время алкоголиков не стало меньше,и курильщики курят по-прежнему везде и всюду, и сигареты также продают везде поштучно.А "из-под полы" можно приобрести алкоголь,даже в тех магазинах,которые не имеют права на торговлю алкоголем.И самое страшное,что эта информация получена от школьников.Я думаю,что нужно подключать и участковых для контроля за деятельностью торговых точек.тем более,что они наверняка тоже в курсе о незаконной реализации,если даже школьники об этом знают. Теневая экономика пока побеждает в борьбе с "зеленым змием".

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.

Гость_Лидия :

2019-02-02 14:08:23

Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_