Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

АУДИТ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ЭФФЕКТИВНЕЕ

03.10.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 40 от 04 октября 2012 года

 

Институт аудита в Узбекистане переступил порог своего 20-летия. За эти годы, постоянно совершенствуясь, он стал неотъемлемым эффективным механизмом контроля рыночной экономики.

На развитие аудита влияет множество факторов. Из них целесообразно выделить: законодательно-правовую среду; структуру и деятельность государственных органов и профессиональных общественных организаций; уровень развития экономики (с ним неразрывно связаны наличие и объем негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности и аудите (коррупция, демпинг цен и т.п.); степень заинтересованности аудиторов и способы оценки результатов их деятельности (рейтинг и т.п.).

Подробный анализ этих факторов занял бы немало времени, но такая задача сейчас и не ставится. Внимание хотелось бы сакцентировать на отдельных проблемах.

 

Нормативно-правовая среда включает действующий Закон «Об аудиторской деятельности» (от 9.12.1992 г. N 734-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 78-II) и другие правовые акты. Идеального законодательства нет и быть не может ни в одном государстве. Одна из основных его целей – создавать предпосылки для развития. Для ее достижения видится целесообразным внести ряд изменений в наше законодательство. Прежде всего НСАД N 70* по видам аудиторских заключений должен соответствовать требованиям международных стандартов аудита.

Надо усилить роль профессио­нальных организаций, сделав обязательным их участие в выдаче и лишении лицензий, разработке нормативно-правовых документов и т.п. Желательно отменить пятилетний цикл пересдачи экзамена для продления квалификационного сертификата аудитора. Подобного требования нет ни в одном государстве мира.

Хотелось бы привлечь внимание еще к одной животрепещущей проблеме. Речь идет о свое­временности ответов уполномоченных органов на вопросы, вызванные противоречиями в нашем законодательстве. К сожалению, этот существенный недостаток нашей правовой базы пока не устранен. Большинство наших хозяйствующих субъектов законопослушны. И при возникновении вопросов по применению законодательства они обращаются в уполномоченные госорганы. К сожалению, когда имеется нечеткость в законодательстве, трудно получить ответ по существу. А в отдельных случаях проблема, несмотря на ряд публикаций в профессиональных газетах, никак не комментируется и не разъясняется уполномоченными органами. В качестве примера могу назвать учет и налогообложение беспроцентного займа.

О роли и влиянии государственных органов и профессиональных организаций. Лицензирующий орган – Министерство финансов выполняет важнейшую функцию по совершенствованию правовой базы, регулирующей бизнес. И надо отметить, что практически с нуля в стране созданы хорошо работающие регламенты этой сферы. Но жизнь не стоит на месте. А потому явно созрела необходимость в разработке национальных стандартов бухучета по формированию и учету уставного капитала; учету совместной деятельности; доверительному управлению активами предприя­тия; ведению бухгалтерского учета в иностранных предприятиях, осуществляющих функции оператора по разведке полезных ископаемых; учету отдельных видов доходов и расходов.

К сожалению, силы соответствующих подразделений Минфина ограничены. Очевидно, что к совершенствованию нормативной базы необходимо более активно привлекать профессиональные общественные организации. Только совместными усилиями можно оперативно осуществлять разработку необходимых и качественных правовых документов для урегулирования проблемных вопросов.

О структуре профессиональных общественных организаций. У нас в республике в настоящее время действуют три профессиональные общественные организации, объединяющие аудиторов и бухгалтеров. Значит ли это, что их количество оптимально?

С какой целью и почему создаются новые профессиональные организации? Как правило, это происходит, когда уже действующие ННО не решают каких-либо проблем, а ряд специалистов считают, что они смогут решать их лучше.

Я считаю, что наилучшим вариантом является наличие одной мощной организации, способной решать все проблемы или, по крайней мере, делать все возможное для их решения. Она будет представлять всех аудиторов, а не какую-то их часть, а потому ей проще отстаивать позиции профессионалов в госорганах, в том числе лицензирующих. Это позволит оперативнее вырабатывать общую точку зрения по имеющимся проблемам. Немаловажно и то, что такое объединение, располагающее большими профессиональными кадровыми и материальными ресурсами, будет более значимо восприниматься в международных взаимоотношениях.

Вопрос об оптимальном количестве профессиональных общественных организаций, безусловно, дискуссионный. Но в любом случае их создание долж­но быть аргументированно, а лицензирующий орган может существенно влиять на процесс оптимизации количества ННО в нашей стране.

О связи уровня аудита с уровнем экономики государства. Основными факторами влияния уровня экономики на развитие нашей сферы являются: степень заинтересованности собственников в качественном аудите; платежеспособность хозяйствующих субъектов, от которой зависят цены на аудиторские услуги и т.д.; уровень негативных явлений (коррупция, демпинг цен и т.д.). Особое внимание хотелось бы сакцентировать на негативных явлениях и методах борьбы с ними.

Прежде всего это демпинг цен на аудиторские услуги и соответствующее качество аудита. Эта проблема, скорее всего, имеется и в других странах СНГ. Очевидно, что при необоснованно низких ценах невозможно обеспечить надлежащее качество проверки, начиная с выполнения всех требований стандартов к оформлению рабочих документов. Одним из средств борьбы с демпингом является объективный внешний контроль качества выполненных услуг профессиональными общественными организациями. Организовать его – чрезвычайно важная и сложная, но тем не менее насущная задача сегодняшнего дня.

Одним из вариантов борьбы с демпингом видится установление минимальной ценовой планки. Даже если она будет носить рекомендательный характер, то и в этом случае станет своеобразным ориентиром при проведении внешнего аудита.

Об оценке результатов деятельности аудиторских организаций. Этой цели прежде всего служит система рейтинга. И от того, как выбраны показатели, по которым осуществляется оценка достигнутых результатов, и, что еще более важно, как определена значимость каждого из них в общей оценке, зависит объективность выбора «лучшей» фирмы.

Рейтинг у нас в республике определяется уже 4 года. И ежегодно правила его проведения бурно обсуждаются, коренным образом меняются подходы к оценкам деятельности фирм. В этом году сделана попытка на основе рейтинга сделать выводы о качестве работы аудитор­ских организаций. Но для этого нужны какие-то качественные показатели, которые сегодня не определены. А вывод о том, что в крупной организации с большой численностью работников и солидным объемом выручки автоматически обеспечивается более высокое по сравнению с малой фирмой качество, совершенно неправомерен. Скорее, наоборот, обеспечить более высокое качество при небольшой численности работников проще.

Какой должна быть система рейтинга? Какие факторы долж­ны учитываться? Как определять значимость каждого из них? Эти вопросы требуют продуманного и аргументированного решения.

В так называемом ренкинге, когда берутся отдельные показатели, все фирмы выстраиваются в ряд по достигнутым результатам, понятно, кто по какому показателю лучший. Но если ставится задача комплекс­ной оценки, то возникает проблема установления иерархии отдельных показателей.

Решая ее, надо исходить из того, что рейтинг определяется прежде всего для клиента, чтобы дать ему возможность вы­брать необходимую аудитор­скую фирму. А клиента прежде всего волнуют качество аудиторских услуг, наличие опыта, в том числе в данной отрасли. Затем его интересует ответственность аудиторской фирмы в случае возникновения каких-либо проблем. А уже потом – организационно-технические вопросы: количество аудиторов, сроки проверки, порядок ее проведения и т.п. Поэтому для оценки качества аудиторских услуг долж­ны применяться соответствующие качественные показатели. Их установление и оценка – чрезвычайно сложная задача, но именно ее решение позволит клиенту осуществлять адекватный выбор.

Требует обсуждения и такой важный вопрос: должна ли учитываться в системе рейтинга сумма страховки? Есть ли необходимость в соревновании по этому показателю? Если да, то чем необходимо руководствоваться при определении суммы страхового полиса? Должна ли она как-то регламентироваться? Все эти вопросы требуют ответа.

По имеющимся у меня сведениям, страховые выплаты по аудиту за всю его историю в Узбекистане составляют от 3 до 10 тысяч долларов США (до 20 млн сумов) в год. Эта сумма составляет весьма незначительную долю от годовой выручки по аудиторской деятельности в республике. В этой связи размер страхового полиса должен определяться на основе вероятностных расчетов с учетом величины собственного капитала. Он должен быть оптимальным и являться результатом профессио­нального суждения. Вопросы ответственности аудиторских фирм и страхования аудитор­ской деятельнос­ти, безусловно, важны, но их значимость в системе рейтинга не стоит преувеличивать.

Обсуждение, а главное – решение этих и других проблем, существующих сегодня в аудиторской деятельности, будут служить совершенствованию молодого для нашей страны института, переходу его на международные стандарты. А это в свою очередь сделает нашу экономику более привлекательной для иностранных инвестиций.

Борис ФРОЯНЧЕНКО,

директор АФ «FINEKS», председатель
Совета аудиторов
при НАБА Уз.

 

_________________

*Национальный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности».