Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Без ККМ, но со счетом-фактурой

29.11.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 48 от 29 ноября 2012 года

 

С вступлением в силу Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью» (от 17.11.2011 г. N 306) возникли споры, в каких случаях при расчетах с населением за выполнение работ, оказание услуг надо обязательно применять ККМ, а в каких налогоплательщики имеют право вести расчеты без контрольно-кассовых машин?


В частности, этот вопрос волнует организации, предоставляющие населению услуги кабельного телевидения. В силу специфики их деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением обязательно в квитанции об оплате должны фиксироваться адрес и фамилия получателя услуг. Однако в форме квитанции, которая долж­на быть зарегистрирована в налоговых органах согласно пункту 19 Положения о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением1, отсутствуют разделы, в которых надо указывать фамилию и адрес получателя.

Подобные проблемы возникают и у других предприятий, оказывающих работы, услуги.

Хотелось бы еще раз напомнить налогоплательщикам, что законодательство Узбекистана не предусматривает регистрацию в налоговых органах квитанций, билетов, талонов или других приравненных к чеку документов, которые являются документами строгой отчетности.

Согласно статье 222 Налогового кодекса (НК) счет-фактура также является документом строгой отчетности, которая не подлежит регистрации в ОГНС.

Юридические лица, осуществляющие оборот, как облагаемый НДС, так и освобожденный от него, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему работы, услуги, счет-фактуру, независимо от того, производились взаиморасчеты в безналичной или в наличной форме.

Пункт 7 части второй статьи 222 НК разрешает не выставлять счет-фактуру  при оформлении работ (услуг) документами, подтверждающими фактическое их выполнение (оказание), в которых содержатся следующие сведения2:

1) порядковый номер и дата выписки документа;

2) номер и дата договора;

3) наименование, местонахождение (почтовый адрес) и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя работ, услуг;

4) описание выполненных работ, оказанных услуг;

5) единица измерения в денежном выражении;

6) объем (стоимость) выполненных работ, оказанных услуг без НДС;

7) ставка и сумма НДС (если предприятие – плательщик НДС);

8) объем (стоимость) выполненных работ (оказанных услуг) с учетом НДС (если предприятие – плательщик НДС).

Данный документ является документом, заменяющим счет-фактуру, то есть документом строгой отчетности.

Так как законодательством предусмотрено выписывание счетов-фактур независимо от того, выполняются данные работы, услуги юридическому лицу или физическому лицу (населению), то организации кабельного телевидения обязательно должны выписывать за оказанные ими услуги счета-фактуры или, согласно пункту 7 части второй статьи 222 НК, оформлять их другими содержащими обязательные сведения документами строгой отчетности, подтверждающими фактическое выполнение работ, оказание услуг. При этом они могут не регистрировать их в налоговых органах.

Обращаем внимание, что одним из исключительных случаев невыставления счета-фактуры является предоставление покупателю чека контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чека терминала, квитанции в случаях выполнения работ, оказания услуг населению за наличный расчет (пункт 2 части второй статьи 222 НК). Согласно статье 222 НК они являются документами, заменяющими счет-фактуру.

К сожалению, в Налоговом кодексе нет требований об обязательности (или необязательности) регистрации квитанций в налоговых органах и их соответствия форме, установленной Кабинетом Министров. В связи с этим и возникают спорные ситуации. Думается, многие налогоплательщики ожидают ответ на данный вопрос от компетентных органов.

Анализ требований законодательства позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что организации, оказывающие населению услуги кабельного телевидения, оформляющие при расчетах с клиентами счета-фактуры, являющиеся документами строгой отчетности, могут работать без ККМ.

 

Шарофиддин РУЗМЕТОВ,

наш эксперт.

 

--------------------------------------

1Приложение N 1 к Постановлению КМ от 17.11.2011 г. N 306.

2В соответствии с частью первой статьи 222 НК и Порядком ведения учета и заполнения счетов-фактур (приведен в приложении N 3 «Формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» к постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 21.01.2008 г. N 1760 ).


Комментарии (6)

Добавить комментарий

Гость_ :

2012-12-12 23:48:11

Так до абсурда можно дойти. Выписывать счета-фактуры вместо чеков. Хотя чего уж проще, выдавать чек ККМ.И я считаю, что здесь не должно быть никаких исключений, которые только лазейки создают. Все стационарные расчеты с населением должны производиться только через ККМ, как это и делается во всем цивилизованном мире.

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_Рузметов Одил :

2012-12-13 20:05:22

Уважаемый Шарофиддин Рузметов! В соответствии с п.1 Положения о порядке применения контрольно-кассовых машинс фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением, использование ККМ распространяется на всех юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наличные денежные расчеты с населением. Однако, согласно Приложению № 3 к Постановлению КМ РУз. от 17.11.2011 № 306, предусмотрен перечень юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные  расчеты  с населением без применения ККМ,которые при оказании услуг населению выдают талоны, билеты или другие приравненные к ним чеки, которые являются документами строгой отчетности. При этом хозяйствующие субъекты обязаны произвести регистрацию документов строгой отчетности (квитанции, билеты, талоны и др.) в ОГНС. При нарушении указанных требований хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Одилбек Рузметов, юрист

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.

Гость_ :

2012-12-14 11:46:58

Гость_Рузметов Одил
При этом хозяйствующие субъекты обязаны произвести регистрацию документов строгой отчетности (квитанции, билеты, талоны и др.) в ОГНС.

Уважаемый Одил!
Есть официальное, что "В соответствии со статьей 222 НК РУз счет-фактура представляет собой документ строгой отчетности. При этом, счет-фактура не подлежит регистрации в ОГНС.
Согласно вышеназванной статьи НК перевозка пассажиров оформляется проездными билетами, которые приравниваются к счет-фактурам.
Учитывая вышеизложенное, проездные билеты для перевозки пассажиров автомобильным, речным, железнодорожным транспортом и авиацией, также как и счет-фактуры, не подлежат регистрации в ОГНС."
 
В данном случае надо определиться, каким нормативно-правовым актом надо руководствоваться.
Согласно ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 14.12.2000 г. N 160-II иерархия нормативно-правовых актов в РУз выглядит следующим образом (Статья 5.):
а) Конституция Республики Узбекистан;
б) законы Республики Узбекистан;
в) постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан; (В редакции подпункта 3) п.46 раздела I Закона РУз от 03.12.2004 г.)
г) указы Президента Республики Узбекистан;
д) постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;
е) акты министерств, государственных комитетов и ведомств;
ж) решения органов государственной власти на местах.
 
в статье 14. говорится, что "Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.
В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой."
 
Таким образом НК, и без ПКМ 306, определяет порядок осуществления своей деятельности хозяйствующих субъектов при проведении расчетов с населением, и дает возможность самостоятельно решать каким образом он это будет делать (выдавать счет-фактуру, оформлять перевозочные документы, предоставлять чеки ККМ или квитанции и т.д.) и не запрещает наряду с выдачей счет-фактур или перевозочных билетов параллельно выдавать и чеки ККМ. Но если субъект все таки решить установить у себя ККМ и выдавать чеки вместо или вместе с счет-фактурой в соответствии с п.2) второго абзаца ст.222 НК РУ, то он уже будет руководствоваться порядком, утвержденным ПКМ 306.

Гость_ :

2012-12-14 11:55:16

Гость_

Есть официальное

хотел сказать - "официальное разъяснение"

Гость_Шухрат :

2012-12-14 15:52:09

Гость_Рузметов Одил
При этом хозяйствующие субъекты обязаны произвести регистрацию документов строгой отчетности (квитанции, билеты, талоны и др.) в ОГНС. При нарушении указанных требований хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Вы ошибаетесь! Прочтите внимательно ПКМ306 в нём не предусмотрено регистрация Документов строгой отчётности. В нём точно указано что после прохождения регистрации по форме приложение №3, а это и есть квитанции, которые после регистрации будут являться бланками (именно бланками, а не документами) строгой отчётности. А в приложении №3 к данному постановлению имеется утверждённый список организаций который уже освобождён от ККМ то есть в 1 пункте указаны те организации которые при взаиморасчёте с населением уже выдают документы строгой отчётности. А регистрация документов строгой отчётности в ПКМ 306 не предусмотрено. Пример тому Счёт фактура. Счёт фактура не регистрируется в ГНИ.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_