Налоговые и таможенные вести, N 30 от 26 июля 2012 года
В июле Президентом Республики Узбекистан были подписаны два указа, предусматривающие меры по созданию благоприятного делового климата, упрощению создания субъектов бизнеса и обеспечению большей свободы их деятельности за счет устранения излишних бюрократических барьеров, сокращения не отвечающих современным требованиям лицензионных и разрешительных процедур, форм статистической, финансовой и налоговой отчетности, совершенствования механизма их представления.
Указ Президента "О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур" (от 16.07.2012 г. N УП-4453, далее - Указ N УП-4453) значительно сократил объем государственной статистической, финансовой, налоговой и другой отчетности за счет упразднения отдельных форм, объединения дублирующих, а также периодичность их представления.
ПО ФОРМАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
С III квартала текущего года отменяются три финансовые отчетности. Крупным предприятиям не надо сдавать Отчет о движении основных средств (форма N 3) и Справку о дебиторской и кредиторской задолженностях (форма N 2а). Малым предприятиям и микрофирмам - Справку о дебиторской и кредиторской задолженностях (форма N 2а).
Таким образом, общее количество представляемых форм финансовой отчетности с III квартала текущего года сократится в 1,5 раза.
При этом за I полугодие текущего года у крупных предприятий сохраняются обязательства по представлению вышеперечисленных форм финансовой отчетности в сроки, установленные законодательством, то есть до 25 июля текущего года.
ПО ФОРМАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
С июля 2012 года сокращается периодичность представления 12 форм государственной статистической отчетности. Их Перечень приведен в приложении N 2а к Указу N УП-4453. При этом следует учитывать, что за I полугодие текущего года у хозяйствующих субъектов сохраняются обязательства по представлению этих форм статотчетности в органы статистики в сроки, установленные законодательством.
С 1 января 2013 года отменяются 65 форм государственной статистической отчетности и сокращается периодичность представления еще 11 форм. Перечни таких форм приведены соответственно в приложениях NN 2 и 2а к Указу N УП-4453. Таким образом, общее количество представляемых форм статотчетности для всех хозяйствующих субъектов сократится в 1,4 раза, а периодичность их представления - в 2 раза.
Также с 1 января 2013 года устанавливается порядок, в соответствии с которым микрофирмы представляют статистическую отчетность на годовой основе с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности.
ПО ФОРМАМ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
С 1 января 2013 года отменяется ежемесячное представление налоговой отчетности по всем видам налогов и другим обязательным платежам, за исключением налога на сверхприбыль. В этой связи 12 форм налоговой отчетности надо будет сдавать один раз в квартал, а 4 - один раз в год. Объем налоговой отчетности сокращается и за счет объединения форм - теперь вместо 11 отчетов надо будет сдавать 5 объединенных форм (по налогам, уплачиваемым с прибыли; налогу на доходы физических лиц; обязательным платежам в Пенсионный фонд; обязательным отчислениям в государственные целевые фонды).
Перечень форм налоговой отчетности, по которым сокращается периодичность их представления, и перечень форм налоговой отчетности, подлежащих сокращению путем объединения, приведены в приложениях NN 3 и 3а к Указу N УП-4453. Таким образом, общее количество представляемых форм налоговой отчетности со следующего года сократится в 1,4 раза, периодичность их представления - в 2,2 раза.
ПО ДРУГИМ ВИДАМ ОТЧЕТНОСТИ
С 1 июля 2012 года отменяются 50 видов отчетности, периодически запрашиваемых органами государственного и хозяйственного управления. В их число входят:
4 формы отчетности, представляемые в Министерство экономики;
по одной форме отчетности, сдаваемые в Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли;
по две формы - в Министерство здравоохранения и Госкомитет по управлению государственным имуществом и Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при ГКИ;
25 форм - в Государственный налоговый комитет;
3 формы - в Государственный таможенный комитет;
10 форм - в Узбекское агентство связи и информатизации.
Перечень периодически запрашиваемых органами государственного и хозяйственного управления видов отчетности, отменяемых с 1 июля текущего года, приведен в приложении N 4 к Указу N УП-4453.
С III квартала текущего года сокращается периодичность представления 20 видов отчетности, представляемых органам государственного и хозяйственного управления. В том числе:
по 4 формы отчетности, представляемые в Министерство экономики и Государственный таможенный комитет;
по одной форме - в Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство внутренних дел и Государственный комитет по управлению государственным имуществом;
2 формы - в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли;
6 форм отчетности, представляемые в Государственный налоговый комитет.
Полный перечень таких видов отчетности приведен в приложении N 4а к Указу N УП-4453.
Таким образом, с 1 июля общее количество представляемых других видов отчетности сократится в 1,7 раза, а периодичность их представления - в 3 раза. Но следует учитывать, что периодичность представления всех вышеперечисленных видов отчетности за I полугодие текущего года сохраняется. А потому их необходимо представить в соответствующие органы в сроки, установленные законодательством.
ПО РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕДУРАМ
С 1 августа текущего года отменяются 80 разрешительных процедур (26% от их общего количества), перечень которых приведен в приложении N 5 к Указу N УП-4453. Сферы, в которых отменяются разрешительные процедуры, перечислены в следующей таблице:
Перечень сфер, в которых отменяются разрешительные процедуры |
Количество разрешительных процедур, подлежащих отмене с 1 августа 2012 года
|
Капитальное строительство
|
10 |
Недропользование
|
10 |
Охрана окружающей среды и природопользование
|
6 |
Производство
|
4 |
Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело
|
14 |
Банковское дело, рынок ценных бумаг, биржевая торговля и страховая деятельность
|
8 |
Автомобильный, железнодорожный, речной и воздушный транспорт
|
12 |
Торговля
|
3 |
Культура и спорт
|
5 |
Прочие сферы
|
8 |
С 1 августа текущего года общее количество разрешительных процедур сократится в 1,3 раза.
ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С 1 августа текущего года отменяются 15 лицензируемых видов деятельности (20% от общего числа), в том числе за счет их отмены и за счет объединения.
Перечень лицензируемых видов деятельности, подлежащих отмене, и перечень лицензируемых видов деятельности, отменяемых путем объединения, приведены в приложениях NN 6 и 6а к Указу N УП-4453.
Указ также устанавливает, что с 1 августа текущего года лицензии на осуществление видов деятельности выдаются без ограничения срока их действия. А ранее выданные лицензии на осуществление указанных видов деятельности считаются бессрочными. Перечень видов деятельности, по которым выдаются лицензии без ограничения срока действия, приведен в приложении N 7 к Указу N УП-4453.
Кроме того, запрещается отказывать в выдаче лицензий и разрешений по новым основаниям в тех случаях, когда субъекты предпринимательства повторно представили заявления, устранив ранее указанные недостатки.
Общее количество лицензируемых видов деятельности с 1 августа текущего года сократится в 1,25 раза. При этом все действующие до этой даты лицензируемые виды деятельности оформляются в порядке, установленном законодательством.
18 июля был подписан Указ Президента "О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству" (от 18.07.2012 г. N УП-4455, далее - Указ N УП-4455), основной целью которого является кардинальное улучшение деловой среды, создание наиболее благоприятных условий для предпринимательской деятельности, сокращение, упрощение и повышение уровня прозрачности всех процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрение общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга делового и инвестиционного климата страны.
Этим Указом с 1 августа текущего года вводятся конкретные нормы и меры, направленные на дальнейшее улучшение условий для предпринимательства, в таких областях регулирования, как:
регистрация и начало осуществления предпринимательской деятельности;
договорные отношения и ответственность за выполнение условий договоров;
внешнеэкономическая деятельность;
трудовые отношения и другие сферы.
Так, в целях усовершенствования регистрации и облегчения начала предпринимательской деятельности предусматриваются:
отмена требования об оплате части уставного фонда до государственной регистрации хозяйствующих субъектов (за исключением кредитных организаций) с сохранением обязательства по формированию уставного фонда в течение 1 года;
прием заявлений на резервирование фирменного наименования субъекта предпринимательства, необходимого для осуществления регистрационных процедур, обеспечивается органами статистики круглосуточно через сеть Интернет с рассмотрением заявления в течение 4 рабочих часов;
снижение платы за выдачу Центром регистрации при Государственном налоговом комитете ключей электронно-цифровой подписи до 10% от минимального размера заработной платы (с 1 августа это составит 7 235,5 сума (72 355 х 10%). До снижения данная плата составляет 20% от МРЗП*;
отмена нотариального заверения образцов подписей для открытия банковских счетов, а также требования об обязательном наличии в карточке образцов подписей субъектов малого предпринимательства - микрофирм второй подписи (бухгалтера);
разрешения на подключение к сетям водоснабжения и канализации выдаются в течение 2 рабочих дней с даты подачи заявления, а работы по обеспечению доступа субъектов предпринимательства к телефонной сети выполняются в течение 10 дней.
В сфере договорных отношений и ответственности за выполнение условий договоров предусматривается снижение ставки госпошлины до 1% МРЗП за 1 кв. м площади за нотариальное заверение договоров купли-продажи, мены, ренты, отчуждения с условием пожизненного содержания и дарения квартир (их части), в том числе приватизированных, жилых домов (их части), дач, гаражей, иных помещений, сооружений и строений, заключаемых физическими и(или) юридическими лицами.
Сокращается до 3 МРЗП ставка госпошлины за подачу заявления в хозяйственные суды о возбуждении дел о банкротстве. (До 1 августа она составляет 20 МРЗП -1 258 400 сумов (20 х 62 920).
Отменяется исполнение инкассовых требований, выставленных налоговыми органами по взысканию налогов и других обязательных платежей с расчетных счетов хозяйствующих субъектов, при наличии аналогичных требований по погашению той же задолженности к банковскому счету, выставленных судебными исполнителями в соответствии со вступившими в силу судебными решениями.
Полный перечень этих и других мер приведен в приложении N 1 к Указу N УП-4455.
Указ Президента от 18 июля рекомендует коммерческим банкам уменьшать не менее чем на 20% размер платы, взимаемой за обслуживание счетов субъектов малого предпринимательства, осуществляющих платежи в электронной форме.
Этим документом с 1 января 2013 года устанавливается порядок, в соответствии с которым субъектам предпринимательства предоставляется право по своему выбору осуществлять в соответствующих органах государственного и хозяйственного управления некоторые процедуры в электронной форме. Перечень этих процедур приведен в следующей таблице:
Виды процедур, вводимые с 1 января 2013 года в электронной форме
|
Органы государственного и хозяйственного управления |
Уплата налогов и других обязательных платежей через систему дистанционного обслуживания банковских счетов, в том числе систему "Интернет-банкинг"
|
Государственный налоговый комитет, Центральный банк, коммерческие банки |
Декларирование товаров при таможенном оформлении грузов
|
Государственный таможенный комитет |
Регистрация прав собственности юридических лиц на недвижимое имущество по принципу "одно окно"
|
Госкомземгеодезкадастр |
Подача исковых заявлений и ходатайств субъектов предпринимательства в хозяйственные суды
|
Высший хозяйственный суд |
Указом предусмотрена Программа комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013-2014 годах. Ею, в частности, предусмотрено, что с 1 января 2013 года:
из категории плательщиков обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений будут исключены микрофирмы и малые предприятия, уплачивающие общеустановленные налоги. При этом обязательства по уплате данных обязательных отчислений сохранятся за микрофирмами и малыми предприятиями, производящими подакцизную продукцию и добывающими полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами;
будет осуществляться поэтапный перевод субъектов предпринимательства на электронную систему уплаты налогов и обязательных платежей;
услуги систем электронного дистанционного обслуживания, предоставляемые коммерческими банками, приравниваются к финансовым услугам, которые, соответственно, будут освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость,
а также другие меры, реализация которых в 2013-2014 годах, несомненно, позволит значительно улучшить условия для предпринимательства, повысить привлекательность нашей деловой среды для вложения как отечественных, так и иностранных инвестиций.
Зарема МЕНАЛИЕВА,
заведующая сектором ресурсных налогов
и налога на имущество Министерства финансов.
------------------------------------------
*) Минимальный размер заработной платы до 1 августа текущего года составляет 62 920 сумов, а с 1 августа - 72 355 сумов.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Н.Х. Алимов-парламентарий, фракция УзЛиДеП :
Спасибо госпоже З. Меналиевой, заведующей сектором ресурсных налогов и налога на имущество Министерства финансов Республики Узбекистан, за подробный комментарий. Однако из существующей практики следует, что первоначально надо провести разъяснения-семинары для практических работников, а также привести в соответствии с Указами главы государства нормативно-правовые акты ведомств. Вот тогда бизнесмен почувствует значимость принятых решений и облегчение своих усилий. Кстати, наша партия совместно с причастными ведомствами начинает такую работу в столице и на местах.