Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ЧТОБЫ ЭКОНОМИКА БЫЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ

15.06.2012

Налоговые и таможенные вести, N 25 от 14 июня 2012 года

 

Выступая на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам 2011 года и задачам социально-экономического развития республики на 2012 год, Президент Ислам Каримов главный приоритет текущего года определил так: "Первостепенное внимание должно быть уделено подготовке и реализации Программы по повышению конкурентоспособности экономики страны". На решение этой задачи, вошедшей в практическое русло, направлен ряд указов и постановлений главы государства, предусматривающих дополнительные меры по стимулированию предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции, привлечению прямых иностранных инвестиций, а также развитию сферы услуг, расширению их ассортимента и улучшению качества.

 

 

ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ-ЭКСПОРТЕРАМ,

ПРЕДПРИЯТИЯМ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

И ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ УСЛУГИ

 

26 МАРТА текущего года принято Постановление Президента "О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции" N ПП-1731 (далее - Постановление N ПП-1731). Этим документом к экспортным контрактам с постановкой на учет только в обслуживающем уполномоченном банке для отечественных предприятий - производителей товаров (работ, услуг) приравнены:

контракты в иностранной валюте на поставку произведенных товаров (работ, услуг), заключенные в результате участия в международных тендерах по проектам, осуществляемым на территории Узбекистана за счет средств международных финансовых институтов, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов, на равных с зарубежными участниками условиях;

контракты в иностранной валюте, заключенные с нерезидентами на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Узбекистана товаров (работ, услуг) собственного производства.

При этом на отечественные предприятия, осуществляющие производство товаров (работ, услуг) по этим контрактам, распространяются налоговые льготы, предусмотренные для предприятий-экспортеров. А именно установленное Указом Президента "О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции" (от 5.06.2000 г. N УП-2613) для предприятий-экспортеров (за исключением реализующих сырьевые товары) снижение ставок налогов на прибыль и на имущество и единого налогового платежа (ЕНП) в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту. Так, при доле экспорта в общем объеме реализации от 15 до 30% они снижаются на 30%; от 30 и более процентов - в 2 раза.

Также Постановлением N ПП-1731 с 1 апреля 2012 года освобождена от обязательной продажи уполномоченным банкам часть валютной выручки, направляемая по текущим платежам на погашение основного долга по валютным кредитам, взятым на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств, на период до полного погашения основного долга.

Кроме того, для микрофирм и малых предприятий расширена сфера действия льготы по статье 356 Налогового кодекса в виде уменьшения налогооблагаемой базы по ЕНП при приобретении нового технологического оборудования. Согласно Постановлению N ПП-1731 она теперь уменьшается на сумму средств, направляемых не только на приобретение нового технологического оборудования, но и на внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, а также на приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний (но не более чем на 25%). Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию технологического оборудования, комплекса для проведения тестов и испытаний, внедрена система управления качеством, сертифицирована продукция.

В Постановлении N ПП-1731 приведен также перечень законодательных актов, предусматривающих налоговые льготы и преференции, установленные для предприятий-экспортеров.

 

10 АПРЕЛЯ принят Указ Президента "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций" N УП-4434 (далее - Указ N УП-4434). Он установил гарантию вновь создаваемым предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ), в которых денежный вклад иностранного инвестора составляет не менее 5 млн долларов США, в том, что при изменении налогового законодательства эти предприятия вправе применять в течение 10 лет с момента их госрегистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, НДС (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, ЕСП, ЕНП, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их госрегистрации.

Указом N УП-4434 установлен порядок, в соответствии с которым в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50% строительство необходимых внешних, находящихся за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.

В соответствии с Указом Президента "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций" (от 11.04.2005 г. N УП-3594, далее - Указ N УП-3594) предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции и специализирующиеся на производстве продукции в отраслях экономики, предусмотренных установленным перечнем (приложение к этому Указу), освобождены от уплаты налогов: на прибыль юридических лиц, на имущество, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, ЕНП, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Эти льготы ранее распространялись на предприятия, размещенные в трудоизбыточных регионах - Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях, а также в сельских населенных пунктах Навоийской, Андижанской, Наманганской и Ферганской областей.

Начиная со II квартала 2012 года налоговые льготы, установленные Указом N УП-3594, распространены на предприятия с иностранными инвестициями, расположенные во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением Ташкента и Ташкентской области, при этом сохранены действующие объемы прямых частных иностранных инвестиций. Расширен и перечень отраслей экономики, на которые распространяются эти льготы (см. сравнительные таблицы).

 

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПИИ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ

(Указ N УП-3594)

 

Регион

   

Территория предоставления

налоговых льгот

   

до II квартала 2012 года

  

со II квартала 2012 года

(согласно изменениям, внесенным Указом N УП-4434)

  

Республика Каракалпакстан

 

вся территория

вся территория

Андижанская область

в сельских населенных пунктах

 

вся территория

Бухарская область

 

-

вся территория

Джизакская область

 

вся территория

вся территория

Кашкадарьинская область

 

вся территория

вся территория

Навоийская область

в сельских населенных пунктах

 

вся территория

Наманганская область

в сельских населенных пунктах

 

вся территория

Самаркандская область

 

 -

вся территория

Суpхандаpьинская область

 

вся территория

вся территория

Сыpдаpьинская область

 

вся территория

вся территория

Ташкентская область

 

 -

-

Ферганская область

в сельских населенных пунктах

 

вся территория

Хорезмская область

 

вся территория

вся территория

г. Ташкент

 

 -

-

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, НА КОТОРЫЕ

РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ

ДЛЯ ПРЯМЫХ ЧАСТНЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

(Указ N УП-3594)

 

      

Действовавший

до II квартала 2012 года

 

Вступивший в силу

со II квартала 2012 года

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.

 

2. Легкая промышленность:

производство готовых хлопчатобумажных и шерстяных тканей;

производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции и текстильной галантереи;

переработка кожи;

производство обуви, готовых кожгалантерейных изделий.

 

3. Шелковая промышленность:

производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.

 

4. Промышленность строительных материалов:

производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении N 1а к Указу Президента от 24.03.2005 г. N УП-3586.

 

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.

 

6. Пищевая промышленность:

производство готовой промышленно переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).

 

7. Мясо-молочная промышленность:

производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла.

 

8. Химико-фармацевтическая промышленность:

производство лекарственных средств;

производство синтетических моющих средств, товаров бытовой химии.

 

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.

 

2. Легкая промышленность:

производство готовых хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажного полотна;

производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции

и текстильной галантереи;

производство натуральных кож, кожевенно-галантерейная промышленность, обувная промышленность.

 

3. Шелковая промышленность:

производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.

 

4. Промышленность строительных материалов:

производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении N 1а к Указу Президента от 24.03.2005 г. N УП-3586.

 

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.

 

6. Пищевая промышленность:

производство готовой промышленно переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).

 

7. Мясо-молочная промышленность:

производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.

 

8. Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов.

 

9. Химическая промышленность.

 

10. Нефтехимическая промышленность.

 

11. Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии.

 

12. Производство упаковочных материалов.

 

13. Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии.

 

14. Угольная промышленность:

обогащение угля;

производство угольных брикетов;

сланцевая промышленность.

 

15. Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения.

 

16. Машиностроение и металлообработка:

машиностроение;

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

строительное, дорожное и коммунальное машиностроение;

машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

 

17. Станкостроительная и инструментальная промышленность.

 

18. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность.

 

19. Микробиологическая промышленность.

 

20. Производство игрушек.

    

 

В Указе N УП-4434 приведен перечень законодательных актов, предусматривающих основные гарантии, льготы и преференции, установленные для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

 

13 АПРЕЛЯ принят Указ Президента "О создании специальной индустриальной зоны "Ангрен" N УП-4436 (далее - Указ N УП-4436). Он освобождает участников СИЗ "Ангрен" на срок от 3 до 7 лет в зависимости от объема инвестиций от уплаты налогов на прибыль, на имущество юридических лиц, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, ЕНП, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Также они освобождены от уплаты таможенных платежей (кроме таможенных сборов) на не производимые в республике оборудование, комплектующие изделия и материалы, завозимые на территорию СИЗ "Ангрен" в рамках реализации проектов, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.

Указом N УП-4436 образован Административный совет специальной индустриальной зоны "Ангрен", который уполномочен предоставлять предприятиям статус участника СИЗ "Ангрен". Одной из основных его функций является принятие решений о реализации участникам СИЗ по нулевой выкупной стоимости бездействующих предприятий и имущества, находящихся в госсобственности.

 

10 МАЯ текущего года принято Постановление Президента "О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы" N ПП-1754 (далее - Постановление N ПП-1754), которым для микрофирм и малых предприятий продлен до 1 января 2017 года срок действия льгот в виде освобождения от уплаты налога на прибыль и ЕНП, установленных Постановлением Президента "О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах" (от 17.04.2006 г. N ПП-325) (ранее срок их действия продлевался до 1 января 2014 года).

При этом со II квартала 2012 года льготы по уплате налога на прибыль и ЕНП распространяются на все доходы микрофирм и малых предприятий при условии, что их выручка от оказания льготных услуг составляет 80 и более процентов от общего объема выручки.

В утвержденный Постановлением N ПП-1754 новый перечень льготируемых услуг включены все виды услуг, на которые решениями Президента распространены налоговые льготы, предусмотренные Постановлением Президента от 17.04.2006 г. N ПП-325, и пункт "Прочие услуги" дополнен услугами электронного образования.

Кроме того, Постановлением N ПП-1754 со II квартала 2012 года освобождены:

индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги (парикмахеры, швеи, мастера по ремонту обуви, бытовой оргтехники и др.) на территории махаллей в сельской местности, - на 3 года от уплаты фиксированного налога;

микрофирмы, малые предприятия и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги прачечных, организуемых в массивах, застраиваемых под индивидуальное жилищное строительство в сельской местности, - на 5 лет от уплаты соответственно ЕНП и фиксированного налога.

 

 

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ

РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ,

УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРЕЗИДЕНТА ОТ 17.04.2006 г. N ПП-325

 

1. Финансовые, банковские услуги:

а) услуги по лизингу;

б) услуги профессиональных участников страхового рынка;

в) аудиторские услуги;

г) услуги по ведению бухгалтерского учета;

д) услуги по микрокредитованию;

е) услуги, оказываемые организациями налоговых консультантов (включены в соответствии с пунктом 8 Постановления Президента от 22.12.2009 г. N ПП-1245).

 

2. Бытовые услуги:

а) услуги по ремонту обуви и изделий из кожи;

б) услуги по ремонту часов;

в) услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовых электронных и электрических приборов (телевизоров, аудиовидеоаппаратуры, компьютерной, принтерной техники, холодильников, кондиционеров и др.).

 

3. Прочие услуги:

а) ветеринарные услуги;

б) услуги в сфере образования, включая обучение работе на компьютере;

в) услуги санаториев, детских оздоровительных учреждений (включены в соответствии с пунктом 6 Постановления Президента от 21.05.2007 г. N ПП-640), детских спортивных учреждений и секций;

г) социальные услуги по уходу за детьми, инвалидами, престарелыми гражданами;

д) риэлторские услуги;

е) услуги информационно-ресурсных центров, информационно-библиотечных центров (включены в соответствии с пунктом 6 Постановления Президента от 21.05.2007 г. N ПП-640), электронного образования (дополнены в Постановлении Президента от 10.05.2012 г. N ПП-1754).

 

Названные в этом обзоре документы призваны значительно улучшить деловую среду предпринимателям, ориентирующим свой бизнес на производство экспортных товаров и услуг, развивающих свою деятельность на селе.

 

Зарема МЕНАЛИЕВА,

заведующая сектором ресурсных налогов

и имущества управления налоговой

и таможенно-тарифной политики

Министерства финансов.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 808