Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Обязательная сертификация бухгалтеров: «за» и «против»

03.10.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 40 от 4 октября 2012 года

 

Примерно год назад Комитет по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты рассматривал предложение о внесении в Закон «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г.) нормы, предусматривающей обязательную сертификацию главных бухгалтеров. Поправка тогда не прошла. Но идея по сей день жива, продолжает обсуждаться в различных, приближенных к законодательным кругах, и, возможно, однажды она таки «дозреет». Ее сторонники выступают за введение общеобязательных квалификационных требований к главным бухгалтерам как минимум на предприятиях с публичным интересом, госдолей или госгарантиями. А то и вообще – поголовно. Мотивируется это тем, что уровень профессиональной подготовки значительной части бухгалтеров недостаточно высок, о чем свидетельствуют итоги налоговых проверок. Противники всеобщей сертификации упирают на то, что проблема квалификации кадров в условиях свободного рынка должна решаться рыночными методами: свободой выбора и конкуренцией. Кто же из них «более прав», так сказать?

 

Аргументы «ЗА»:

Учет – это сложный процесс, бухгалтерия – зеркало любого предприятия. Сертификация нужна, потому что она станет гарантией высокого качества отчетной информации – налоговой, финансовой, статистической, управленческой. Высокое качество требует высокой квалификации – на любом предприятии, а не только в банке (по требованию ЦБ), в страховой организации (квалификационные требования к главным бухгалтерам введены Минфином) или в АО с крупным акционерным капиталом (нормативных квалификационных требований не существует, но хотелось бы, чтобы были...).

Любой человек, получив образование, становится специалистом. Но специалист еще не есть профессионал. Для достижения профессионализма нужны опыт и дополнительная подготовка, та же самая сертификация. Диплом вуза говорит о том, что человек когда-то получил соответствующее образование, какой-то набор знаний. Сертификат свидетельствует, что человек имеет актуальные и адекватные знания на конкретный период его действия. За добросовестность этого утверждения отвечает организация, его выдавшая. Для «девочки на кассе», может быть, такие знания не важны, для руководителя бухгалтерской службы – весьма необходимы.

Сертификация нужна в интересах гармонизации национальной подготовки бухгалтерских кадров с международными стандартами. Наверное, это не очень хорошо, что освоение более-менее солидных иностранных капиталов в республике то и дело сопровождается импортом бухгалтерских услуг. С «большой четверкой», конечно, никто не тягается, но все-таки... А почему бы не рассматривать наши бухгалтерские услуги как статью импорта – хотя бы в перспективе? Основы же под это закладывать надо загодя.

Кроме того, бухгалтер отвечает за правильное ведение отчетности, аудитор удостоверяет этот факт. Аудитор – сертифицирован, бухгалтер – нет. Явный дисбаланс получается...

 

Руководители бухгалтерской службы акционерных обществ, страховых организаций, фондовых и товарных бирж, инвестиционных фондов и других финансовых учреждений, внебюджетных фондов, субъектов бухгалтерского учета, составляющих консолидированную финансовую отчетность, а также субъектов бухгалтерского учета, имеющих в уставном фонде долю, принадлежащую государству, включая государственные унитарные предприятия, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее экономическое образование по специальности в области бухгалтерского учета или аудита и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой отчетности либо с осуществлением аудиторской деятельности, не менее трех лет из последних десяти календарных лет, а при отсутствии высшего экономического образования по бухгалтер­скому учету или аудиту – не менее пяти лет из последних десяти календарных лет;

2) иметь сертификат CAP;

3) проходить ежегодно курс повышения квалификации...

Из предложений для внесения в Закон
«О бухгалтерском учете».

 

Аргументы «ПРОТИВ»:

Бухгалтер – это финансовый контролер, он «достоверно и нейтрально» отражает в учете последствия принимаемых другими лицами финансовых решений. Почему мы должны сертифицировать бухгалтеров, но не должны, к примеру, – финансовых директоров?

В отличие от аудиторской, оценочной или страховой деятельность бухгалтера не является лицензируемой, поэтому регулировать ее в квалификационном отношении во много раз сложнее.

Институциональная «недостаточность». Тотальный охват сертификацией главбухов не нужен и невозможен. В республике – 682 сертифицированных аудитора (на сентябрь 2012 года), охватить их обучением, экзаменами и контролем государству вполне по силам. Тогда как главных бухгалтеров – немереное количество: практически каждое юридическое лицо имеет руководителя бухгалтерской службы. Соответственно, их счет идет на сотни тысяч. Даже если взять только крупный акционерный капитал... Притом, что госаппарат в последние годы целенаправленно сокращался, а Минфин и так уже плотно курирует аудиторов, внутренних аудиторов и налоговых консультантов, обеспечить эффективный госконтроль, не говоря уже о процессах, связанных с обучением и экзаменовкой еще и главных бухгалтеров, будет, мягко говоря, непросто.

Без особого энтузиазма к введению сертификации бухгалтеров относятся в государственной образовательной сфере. Специалистов по бухучету готовят многие образовательные учреждения страны, и введение обязательной сертификации, по мнению некоторых экспертов: а) принижает значение диплома; б) ставит бухгалтеров в правовое положение, худшее по сравнению со специалистами других профессий.

Сертификация увеличивает стоимость бухгалтерских услуг, что при наличии планки доходов на предприятиях с госдолей может создать дефицит их предложения. Перманентное обучение становится постоянной статьей расходов. Кроме того, необходимым требованием для кандидата на сертификацию является членство в одном из республиканских профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов и, соответственно, уплата членских взносов. Другими словами, может все получиться как с внутренними аудиторами сейчас: требования высокие, образование – такое же, как у обычного аудитора, финансовые и временные затраты на поддержание статуса – изрядные, а доходы существенно ниже средних аудиторских, так как они сдерживаются привязкой к одному предприятию и пресловутой «планкой». И люди, мягко говоря, во внутренние аудиторы не рвутся...

 

Итого…

Можно, конечно, продолжать спорить и дальше. Вероятно, позиции сторонников и противников сможет примирить мягкое и последовательное внедрение системы сертификации.

Во-первых, отсутствие квалификационного сертификата не должно быть препятствием для работы специалиста, в принципе. Но его наличие долж­но давать ему новые профессиональные возможности, в том числе увеличивая его рыночную стоимость. Именно такая практика имеется в большинстве развитых стран. Например, в Великобритании, Канаде или Гонконге.

Государство, как правило, там не предъявляет особых требований к практикующим счетоводам, как таковым, работающим вне «зоны особой ответственности», охватывающей финансовые, страховые учреждения и капиталы крупного публичного интереса – в соответствии с правилами листинга. Любой, в принципе, может назвать себя «бухгалтером» и предложить соответствующие услуги работодателю. Но при этом влияние профессиональных ассоциаций присяжных сертифицированных бухгалтеров в этих странах весьма и весьма велико. Членство же – в порядке личной инициативы – предполагает наличие соответствующего образования (многоступенчатого, со множественными «точками входа» и различным статусом «на выходе»), опыта работы, жесткого соблюдения определенных этических норм, присутствия определенных рычагов воздействия и профессио­нальной страховки. Равно есть и профессиональные возможности, не досягаемые для «недостаточно квалифицированных» лиц. Постепенное их увеличение усилиями государства или растущими запросами владельцев бизнеса со временем изменяет соотношение профессионалов и непрофессионалов на рынке в желательную сторону.

Ну и на примере ситуации с внутренними аудиторами можно предположить, что либо сертифицированный главбух должен на любом предприятии, где его присутствие является необходимостью, оплачиваться на уровне топ-менеджмента, либо его там не будет.

 

Юлия ЯШИНА.

 

см. продолжение темы

 


Комментарии (39)

Добавить комментарий

Гость_ :

2012-10-20 18:12:17

Что за глупость, видимо вы работаете или в АФ или в ОНК, у вас что мало работы? Вы хотите и это последнее отобрать у нас.А были ли случаи что Аудитры отвечали за свои ошибки? У них в договоре сразу же идет оговорка , не смотря на уствной фонд, "не отвечают", они и не отвечают, а ОНК ??? Вообще для чего они созданы, они должны отвечать своим параметрам! Почему бы и нотариусам, адвокатам не занятся бух.учетам получив сертификат? Дайте лучше нам,бухгалтерам конкретные задачи, не двойственные головоломки, в виде квартальных баз, которые каждый квартал надо высчитывать,ведь фирмы,например из-за лицензии на пиво, становятся общепитом, занимаются и торговлей и общепитом и услугами в обном лице, меняющие основной вид деятельности каждый квартал!По ЕСП- 2200доначисление, по ЕНП доначисление, фирмы хватаются за головы, хотя понимают ,что по базе не 1человек в общепите(закусочная) они понимают что придется платить за  3 человека,другая фирма не может найти по пречислению необходимый товар, если есть перечислением, то по цене с наценкой никто не купит, есть более важные проблемы надо их решать , а вы хотите отнять у нас работу.

Гость_botir2002 :

2012-10-20 21:36:45

2012-10-20 18:12:17, Гость_:
Вы хоть свой логин пишите. А то что за гость не понятно. Если Вас мучают головоломки (а эти головоломки не мучают Аф или ОНК), то соответственно в вашей бухг. фирме проблемы (не можете решить головоломки). Во всем мире государство ужесточает систему налогообложения и налогового контроля.Так что головоломок будет больше. В настоящее время большинство ОНК не занимаются бухгалтерским сопровождением. НО некоторые руководители (сотрудники) бухгалтерских фирм на стадии получения сертификатов налоговых консультантов. После того как они получат сертификаты, они перерегистрируют свои бухг. фирмы в ОНК. И тогда кроме бухг. услуг, они также будут оказывать услуги по налоговому консультированию (дохода будет побольше). Так что Вам решать оставаться обыч. бухг. фирмой или же спец. фирмой (АФ или ОНК). ТАк как открыть АФ не легко, лучше открыть ОНК (пока требование одно----наличие сертификата). Рынок пока есть. Государственная программа предусматривает наличия как минимум 300-400 налоговых консультантов (пока что всего более 80 человек и более 25 ОНК). И конечно же эти налоговые консультанты откроют ОНК, которые также будут заниматься бухг. усугами. И при прочих равных условиях предприниматель пойдет не к обычной бухг. фирме, а именно ОНК (налоговому консультанту)или АФ (как и во всем мире)
Да и еще, когда пишите "что за глупость", надо уж обосновать эту "глупость"
 
ДЛя справки: АФ и ОНК согласно законодательства имеют право заниматься бухг. услугами (это называется "профессиональные" услуги)

Гость_ :

2012-10-29 16:52:32

Согласна с противниками всеобщей сертификации, которые " упирают на то, что проблема квалификации кадров в условиях свободного рынка должна решаться рыночными методами: свободой выбора и конкуренцией".
И еще согласна с теми кто "за" в части , введения общеобязательных квалификационных требований к главным бухгалтерам на предприятиях с публичным интересом, госдолей или госгарантиями., но опять таки же крупных...
Не факт, что имеющий сертификат САР- есть именно тот главный бухгалтер, который нужен именно этому предприятию., ибо главный бухгалтер это не только знание учета в рамках САР ... как правило студенты и сдают эти экзамены успешнее....
Но с другой стороны, если он тот именно достойный претендент на эту должность ему несложно будет пройти эту обязательную сертификацию.
так что я за сертификацию. но не поголовную... не помешает...и сохраниться свобода выбора

Гость_Клавдия :

2012-11-01 10:49:30

Послушайте, господа дискутеры, а не кажется вам, что вы уже заобсуждались и начали повторяться. Не хотела вступать в ваш тесный кружок участников обсуждения, но не выдержала.
Мне кажется, что проблема нужности международной сертификации надуманна. Что дают бухгалтерам сертификаты САР и CIPA (у меня есть оба)? Их наличие означает : бухгалтер знаком с  международными требованиями  к управленческому и финансовому  учету. Они нужны, если вы работаете  с иностранными инвесторами. Но много ли у нас таких фирм?
Но не думайте, что я «против» сертификации бухгалтеров. Я даже «за» обязательность сертификации, но только соответствующей нашим отечественным запросам.
Почему бы Минфину  совместно с профессиональными организациями не разработать  национальную программу  сертификации бухгалтеров? . И пусть их обучают, экзаменуют по востребованным практикой программам, учат их разбираться в премудростях нашего законодательства, минимизировать налоговое бремя законными путями. Причем учат за реальные деньги, а не по заоблачным ценам. И тогда бухгалтерам действительно будет полезно проходить такую   сертификацию, а работодателям-  оплачивать затраты на нее.

Гость_Раушан :

2012-11-01 14:39:07

По мнению американских специалистов –Бухгалтерский учет-это искусство.
А в искусстве всегда доминировали профессиональные игроки.
Я не ошиблась - Игроки  которые умеют  найти   консенсус и  с директором фирмы и с налоговиком и правоохранительными органами и  при этом чтоб бухгалтерский учет блистал и налоги цвели. Бухгалтер должен быть наделен целым букетом способностей
и быть дипломатом.
А чтоб стать профессионалом –надо много учится и обязательно много практически работать.
Грош цена тому кто получит  сертификат, а на практике не принесет пользу  
предприятию.
Мое мнение -   нужно всем бухгалтерам непременно много учится, хотя бы прослушать  лекции  по Фин.учету 1 , а сертифицировать их необязательно.
Течением жизни произойдет естественный отбор квалифицированных бухгалтеров.
Кто захочет зарабатывать хорошие деньги – тот найдет время и деньги для повышения своей  квалификации. Если бухгалтер вложил   деньги на свою квалификацию - они  вернуться к нему  в будущем от благодарных клиентов, считайте что это доходы будущих периодов.
Отец Паганини купил сыну скрипку и бил его по рукам, чтоб тот  учился на нем играть
В результате получился виртуозный скрипач, заставляющий плакать миллионы слушателей его концертов. У него рвались струны –так хотели его недоброжелатели ,тем не менее он доигрывал блестяще все партии. Вот это называется профессионализм!
 
А что же наши бухгалтера хотят жить вольяжно, с иждивенческой позицией   переложить свои заботы по своей квалификации на государство, на директоров фирм.
Я считаю повышать квалификацию –личное дело каждого бухгалтера. Хочешь быть востребованным бухгалтером в условиях рыночной экономики  –повышай свою квалификацию , не хочешь быть бухгалтером  –меняй свою профессию.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_