Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Патенты и бизнес

25.10.2012

Налоговые и таможенные вести, N 43 от 25 октября 2012 года

 

В нашей стране особое внимание уделяется защите интеллектуальной собственности и обеспечению патентных прав. А внедрение современных инновационных технологий, повышение конкурентоспособности, экспортного потенциала входят в число приоритетных задач республики. Узбекистан принимает участие во многих международных договорах и соглашениях в сфере охраны интеллектуальной собственности, активно сотрудничает с международными и региональными организациями. Это открывает широкие возможности для защиты научно-технических разработок за рубежом, внешнеэкономической деятельности экспортеров, привлечения иностранных инвестиций в отечественную промышленность. На семинаре, проведенном Научно-исследовательским институтом стандартизации, метрологии и сертификации (НИИСМС) Агентства «Узстандарт» для экспортеров столицы, особенностям защиты интеллектуальной собственности была посвящена презентация патентного поверенного Санджара МУМИНОВА.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ


7 января 2012 года вступил в силу Закон «О конкуренции»1 в новой редакции (далее – Закон). В его статье 13 среди прочих видов недобросовестной конкуренции указана имитация товара (конкурента) путем воспроизводства его внешнего оформления, наименования, маркировки, товарного знака и других средств индивидуализации юридического лица, копирования рекламных материалов, фирменной упаковки и формы товара. Также не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица или товара.

Четкое указание в Законе видов недобросовестной конкуренции, а также ужесточение санкций и существенное повышение штрафов за такие нарушения позволяют эффективнее бороться с неправомерным использованием товарных знаков и промышленных образцов. Так, согласно статье 27 Закона, за недобросовестную конкуренцию в сфере интеллектуальной собственности и использования средств индивидуализации товаров предусмотрен штраф до 100 МРЗП.

3 мая 2012 года вступила в силу новая редакция Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»2. Его статья 33 гарантирует использование товарного знака (знака обслуживания). Это право предоставляется на основании его регистрации, которая может быть произведена на имя субъекта предпринимательской деятельности – юридического или физического лица. По мнению С.Муминова, это означает, что действующее законодательство предписывает использовать товарные знаки (то есть любые отличительные обозначения – названия, логотипы, слоганы, этикетки и т.п.) после их государственной регистрации.

Согласно статье 27 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»3 использованием товарного знака считается его применение владельцем на товарах, для которых он зарегистрирован, и(или) их упаковке. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Узбекистан.

Патентный поверенный считает, что товаропроизводитель не вправе рекламировать товарный знак своей продукции без его госрегистрации. Использование в коммерческих целях незарегистрированного товарного знака даже на визитных карточках или в Интернете является нарушением законодательства (смотрите также мнение нашего эксперта-юриста).

Эти меры призваны обезопасить потребителей от введения их в заблуждение, поскольку раньше любая фирма могла использовать произвольные словесные и графические обозначения, в том числе схожие с известными брендами, чтобы завлечь покупателя и склонить его к покупке их продукции (услуг).

С.Муминов привел пример, когда были применены соответствующие правоприменительные меры к фирмам, использовавшим схожесть в названии с известным брендом СП «Knauf Бухара Гипс» (Узбекистан–Германия), выпускающего сухие строительные смеси, гипсокартон. У торговой сети стройматериалов (Ташкент), использовавшей схожий бренд «KNAFF», были изъяты и уничтожены все средства индивидуализации (вывески, плакаты и т.п.). А к самаркандской компании, производившей продукцую, схожую с торговой маркой Rotband (зарегистрированный товарный знак «Knauf»), были применены меры административного взыскания. Выпуск подделок под Rotband прекращен.

Чтобы не нарушать Закон, исходя из новых требований законодательства РУз, при принятии документов для выдачи «сертификата соответствия» рекомендуется проверять наличие юридических оснований: охранных документов на использование названий товаров (услуг) – брендов, логотипов, слоганов и других средств индивидуализации товаров, используемых на этикетках, упаковках и т.п.

 

НЕ ПРОСТЫЕ «БАБАЙЧИКИ», А ЗАПАТЕНТОВАННЫЕ


Еще недавно многие предприниматели считали регистрацию товарного знака, оформление патента на интеллектуальную разработку делом хлопотным: долго, дорого и непросто. Но примеры сегодняшнего дня, безусловно, становятся побудительным мотивом для обеспечения правовой охраны своей интеллектуальной собственности. Ведь без нее можно потерять не только конкурентные преимущества, но и право ее использовать, если кто-нибудь из конкурентов запатентует эти разработки первым.

В нашей республике широко известны сувенирные изделия из глины, называемые в народе «бабайчики». Один ташкентец запатентовал набор таких изделий и получил патент на промышленный образец (объект промышленной собственности). А согласно статье 5 Закона «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»4 патент на объект промышленной собственности удостоверяет приоритет, авторство объекта промышленной собственности и исключительное право патентообладателя на владение, пользование и распоряжение объектом промышленной собственности. Такой вид патента действует 10 лет с даты подачи заявки на его выдачу в Агентство по интеллектуальной собственности. Между прочим, он, а также право на его получение переходят по наследству.

Соответственно, производители аналогичной продукции теперь должны учитывать, что использование объектов промышленной собственности, охраняемых патентом, считается нарушением исключительного права патентообладателя. В целом таковым признается несанкционированное изготовление, применение, импорт, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью продукта или изделия, содержащего соответствующий запатентованный объект промышленной собственности (статья 13 Закона «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»).

Безусловно, этот пример наглядно демонстрирует, для чего необходимо патентовать название, логотип, упаковку и другие объекты интеллектуальной собственности. Товарный знак нужен производителю для индивидуализации его товара на рынке. Вложив в его создание и «раскрутку» немалые средства, зачастую превышающие всю материальную собственность предприятия, он приобретает свой уникальный образ, ассоциирующийся в сознании потребителя как что-то единственное и неповторимое.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ  ПРАКТИКА РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ


Широкая международная торговля обусловила производителям товаров и их продавцам необходимость свои товарные знаки регистрировать не только в своем, но и в других государствах. Как отметил патентный поверенный Санджар Муминов, практика патентования в Узбекистане в целом соответствует международной. К особенностям можно отнести специфичные сроки рассмотрения (в нашей стране, к примеру, нет понятия «ускоренная регистрация»), суммы пошлин (меньше, чем для резидентов в других странах), а также формы правовой охраны. В частности, в Узбекистане гораздо большее значение придается правовой охране изобразительных, комбинированных и объемных обозначений, а также более полно учитываются классы при патентовании. Есть ряд ограничений на применение описательных терминов и слов.

С 1 января 2008 года вступило в силу решение о выходе Узбекистана из Мадридского соглашения о международной регистрации знаков5. Сейчас наша страна является стороной только Протокола к Мадридскому соглашению6. Поэтому в порядке регистрации, уплате пошлин и продлении сроков действия свидетельств на товарные знаки произошли существенные изменения. В частности, теперь практика показывает, что основной объем делопроизводства осуществляется через национальные институты Узбекистана (Агентство по интеллектуальной собственности и патентных поверенных Узбекистана).

Из-за незнания особенностей Протокола у иностранных владельцев товарных знаков может возникнуть ряд проблем, чреватых потерей прав на использование товарных знаков в Узбекистане; упущениями при продлении сроков действий свидетельств на них; возникновением проблем при взаимодействии с госведомствами, регулирующими рекламу, антимонопольными и таможенными органами и т.п.; трудностями при продаже и пиар-продвижении продукции.

Протокол к Мадридскому соглашению, состоящий из 16 статей, устраняет правовые препятствия для присоединения к системе неограниченного круга стран путем включения положений, позволяющих участникам Соглашения осуществлять выбор приемлемых для них условий в целях обеспечения международной регистрации знаков. В него введен ряд положений, отличных от Мадридского соглашения.

Так, в соответствии со статьей 2 (1)(а) Протокола международная заявка может основываться не только на национальной регистрации, но и на национальной (или региональной) заявке. Это нововведение устраняет основное препятствие для присоединения некоторых стран к Мадридской системе. Предусмотренная Протоколом возможность позволяет пользоваться преимуществом Парижской конвенции7 – испрашивать конвенционный приоритет.

Кроме этого, Протокол предусматривает другие новшества, призванные устранить препятствия для привлечения к системе международной регистрации знаков более широкого круга стран, в их числе – введение наряду с французским английского языка в качестве рабочего языка Соглашения.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

 

 

----------------------------------------------

1От 6.01.2012 г. N ЗРУ-319.

2От 25.05.2000 г. N 69-II, в редакции Закона от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328.

3От 30.08.2011 г. N 267-II.

4От 6.05.1994 г. N 1062-XII.

5Принято 14.04.1891 г., за 120 лет несколько раз подвергалось пересмотру. Узбекистан участвовал в Соглашении по правопреемству с 25 декабря 1991 года. В соответствии с Законом от 18.07.2006 г. N ЗРУ-41 оно денонсировано.

6Узбекистан присоединился к Протоколу в соответствии с Законом от 18.07.2006 г. N ЗРУ-40, который вступил в силу 27 декабря 2006 года.

7Париж, 20.03.1883 г. Узбекистан участвует в Конвенции по правопреемству с 25 декабря 1991 года.

 

МНЕНИЕ НАШЕГО ЭКСПЕРТА-ЮРИСТА


Товарный знак и знак обслуживания – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц (статья 3 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Отсюда следует, что любые незарегистрированные изобразительные, словесные и другие обозначения или их комбинации, независимо от цветового сочетания, которые предприниматели используют в рекламе своей продукции, печатных изданиях, на бланках, не могут считаться товарными знаками, и ответственности за такое их использование действующее законодательство не предусматривает. Однако если эти обозначения совпадут с обозначениями, использованными в зарегистрированных другими предпринимателями знаках, то за нарушение прав его владельца виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы: граждане от 1 до 3, а должностные лица – от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы (статья 177 Кодекса об административной ответственности).

И надо отметить, что защитить свое право на использование незарегистрированного обозначения, применяя меры правовой охраны, тоже невозможно. Поэтому если вы придумали оригинальное, отличающееся от других обозначение, то, чтобы кто-то другой не стал его использовать в своих интересах, лучше пройти процедуру регистрации в соответствии с законодательством.

 

Римма СОЛОДОВНИКОВА,

наш эксперт-юрист. 


Комментарии (6)

Добавить комментарий

Гость_naus :

2012-10-25 10:43:51

Не понимаю, зачем такая авторитетная газета как "Норма" печатает подобный материал. Он не просто является рекламой  одного лица - С.Муминова, он еще и вводит читателя в заблуждение. Это же просто смешно - " использовать незарегистрированный товарный знак, логотип на визитке или бланке - незаконно". Уважаемый патентный поверенный просто таким образом создает спрос на свои услуги, но зачем это надо редакции???!

Гость_ :

2012-10-25 11:59:24

Поэтому, видимо, и дали мнение своего эксперта-юриста Потому что не согласны с мнением поверенного

Гость_Sh.R.Tashhujaev- “Adolat”SDP :

2012-10-25 12:00:42

Гость_naus
Не понимаю, зачем такая авторитетная газета как "Норма" печатает подобный материал. Он не просто является рекламой  одного лица - С.Муминова, он еще и вводит читателя в заблуждение. Это же просто смешно - " использовать незарегистрированный товарный знак, логотип на визитке или бланке - незаконно". Уважаемый патентный поверенный просто таким образом создает спрос на свои услуги, но зачем это надо редакции???!
Вообще-то, наша страна,как вы могли прочесть из текста и узнать  из информациолнных продуктов "Нормы",   присоединилась к ряду международных правовых  документов, регулирующих защиту авторских и смежных прав, интеллектуальных интересов, патентные вопросы и др., имплементируя их нормы в национальное законодательство.
Я, являясь подписчиком газеты и пользователем программных продуктов, считаю, что эта газета достаточно независима и свободна в публикации разных материалов и авторов, главным критерием  которых является актуальность  и информативность!

Гость_Назира :

2012-10-30 02:10:30

Гость_naus
Не понимаю, зачем такая авторитетная газета как "Норма" печатает подобный материал. Он не просто является рекламой  одного лица - С.Муминова, он еще и вводит читателя в заблуждение. Это же просто смешно - " использовать незарегистрированный товарный знак, логотип на визитке или бланке - незаконно". Уважаемый патентный поверенный просто таким образом создает спрос на свои уПотомуслуги, но зачем это надо редакции???!
потому что это нужно читателям. Я например с интересом прочитала, особенно про бабйчиков. Надо же какой сообразительный ташкентец. Вот только бы из-за его сообразительности не исчезли эти славные фигурки. Я сама наверное вывезла их сотню, если не больше из Убекистана. Они всегда пользуются спросом у друзей за рубежом.И еще хотелось бы прочесть в газете  юридическое разяснение по данному вопросу. Мы тоже рекламируем свою продукцию под незарегистрированным логотипом. Показала вашу статью директору. желая его подвигнуть на регистрацию.Он заинтересовался и попросил выяснить всю процедуру и ее стоимость. Ждем от вас материала на эту тему.

Гость_Azamat :

2015-03-27 23:51:36

Куда мне ехать чтобы запатентовать свой товарный знак и имя?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 348