Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

По пути реформ и развития

06.12.2012

 

 

Налоговые и таможенные вести, N 49 от 6 декабря 2012 года

 

В число существенных изменений, произошедших за годы независимости Узбекистана, бесспорно, входят создание и развитие в стране института аудита. Они были во многом предопределены Государственной программой перехода Республики Узбеки­стан на принятую в международной практике систему учета и статистики1. Государственная политика в области аудита направлена на укрепление и расширение этой деятельности, повышение качества аудиторских услуг. Реформирование сферы аудита нацелено на обеспечение достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, без которой невозможно до­стичь доверия иностранных партнеров.


Сегодня система аудита стала неотъемлемой частью финансовой сферы национальной экономики. В результате последовательного реформирования финансовой системы и совершенствования рыночной инфраструктуры в республике созданы законодательно-правовая основа аудиторской деятельности, применяются действенные экономические стимулы и налоговые льготы и преференции для активизации ее развития, существенно упрощена и либерализована система выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. В частности, они теперь выдаются без ограничения срока действия. Решения о прекращении их действия за допущенные нарушения принимаются только судом. Аудиторские организации до 1 января 2017 года освобождены от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа.

Для усиления ответственности аудиторских организаций, стимулирования их деятельности и повышения качества услуг, внедрения эффективных методов регулирования, искоренения недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг:

с 1 января 2008 года введена система дифференциации лицензий на аудиторскую деятельность в зависимости от вида аудиторских проверок;

аудиторским организациям запрещено проводить аудиторские проверки одного и того же хозяйствующего субъекта более 3 лет подряд;

установлены дополнительные лицензионные требования и условия, направленные на повышение ответственности аудиторских организаций и аудиторов, качества предоставляемых ими услуг;

аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность и быть учредителем только одной аудиторской организации;

аудиторские организации обязательно должны иметь внутренние стандарты качества работы аудиторов;

пересмотрены основания для прекращения действия лицензии аудиторской организации и квалификационного сертификата аудитора;

руководитель аудиторской организации обязан один раз в 3 года проходить аттестацию;

аудиторские организации обязаны ежегодно представлять в Министерство финансов сведения о своей деятельности;

внедрена система обязательной рейтинговой оценки аудиторских организаций профессиональными общественными объединениями;

Министерство финансов обязано не реже одного раза в 3 года проверять соблюдение аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;

с 1 августа 2008 года установлен порядок, по которому не менее 50% уставного капитала аудиторской организации формируется из денежных средств учредителей (участников), а оставшаяся часть – материальными ценностями, используемыми при осуществлении аудиторской деятельности;

введены другие требования.


На 1 декабря 2012 года в республике действуют 102 аудиторские организации, отвечающие вышеуказанным требованиям, из них 22 вправе проводить инициативные аудиторские проверки, 12 – инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций, 68 – могут проверять все хозяйствующие субъекты. То есть две трети аудиторских организаций – 66,7% – имеют лицензию высшей категории. Наблюдаемое стремление иметь лицензию более высшего уровня свидетельствует об укрупнении аудиторских организаций, повышении их потенциала. Подавляющее большинство (82,7%) аудиторских организаций занимаются этой деятельностью 5 и более лет, что подтверждает рост профессионализма и укрепление позиций аудита.

 

В последние годы наблюдается стабильная динамика развития аудиторского рынка (ежегодный темп роста объема аудиторских услуг составляет 12–14%). Увеличение клиент­ской базы аудиторских организаций и улучшение качества их услуг объясняется тем, что в настоящее время в Узбеки­стане созданы благоприятные условия для развития этой деятельности. Введены в действие нормативно-правовые акты, охватывающие основные сферы аудита. Профессиональным сообществом накоплены навыки и опыт проведения аудита, отвечающие запросам рыночной экономики. У него все больше созревает понимание необходимости перехода на международные стандарты аудита (МСА).

Но несмотря на определенные шаги по сближению национальных стандартов аудита с международными, имеется ряд проблем, связанных с внедрением МСА. В частности, эти процессы тормозят отсутствие официального перевода МСА на узбекский и русский языки; слабое развитие инфраструктуры, необходимой для использования и применения МСА; наличие у многих аудиторов определенных стереотипов, связанных с надуманной несовместимостью перехода на МСА с особенностями нацио­нальной экономики; неоправданно высокие затраты хозсубъектов на проведение аудита по МСА; низкий уровень профессионализма значительной части аудиторов по основам МСА. Отрицательно на этом процессе сказываются и недостаточная степень участия профессиональных объединений аудиторов и другой заинтересованной общественности, включая пользователей аудиторских услуг, в регулировании аудиторской деятельности; нехватка учебников, пособий и справочных материалов по вопросам проведения аудита согласно МСА. Немаловажно и то, что значительная часть знаний по вопросам МСА сегодня приобретается в результате самообразования или опыта работы в международных аудиторских компаниях.

В условиях дальнейшей либерализации национальной экономики и продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса появляются специфичные объекты и институты рыночной экономики, требующие четкой организации аудита, охватывающей их отдельные аспекты. Это в свою очередь требует разработки и совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы аудита по решению вышеназванных проблем.

Изменения в аудите, в част­ности, внедрение МСА, долж­ны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности. Они требуют времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Необходимым условием широкого применения МСА в экономике Узбекистана является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов хозяйствующими субъектами. А потому необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальные тексты МСА на узбекском и русском языках; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официально адаптированный в республике текст; вести глоссарий терминов МСА на узбекском и русском языках. Он должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессио­налов в области аудита, бухгалтерского учета, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.

Развитие бухгалтерского учета и аудита невозможно без совершенствования профессио­нального образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, владеющих современными навыками проведения аудита. С другой стороны, качественная система аудита предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в формируемой в аудите информации. Они долж­ны иметь навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности, при выборе направлений инвестирования капитала и анализе связанных с этим рисков. Наличие таких пользователей является одной из важнейших предпосылок развития аудита.

В целях дальнейшего углубления реформирования аудита, повышения роли и развития аудиторских компаний, обеспечения их устойчивости и эффективности в соответствии с международными нормами и стандартами, расширения спектра оказываемых ими услуг Постановлением Президента «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей»2 утверждены Мероприятия по дальнейшему развитию сферы микрофинансирования и небанковского финансового сектора в республике на 2011–2015 годы. В них выделены следующие приоритетные задачи:

а) совершенствование законодательства об аудиторской деятельности в соответствии с международными принципами и стандартами;

б) внедрение практики проведения аудиторских проверок крупнейших предприятий на основе международных стандартов аудита;

в) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации аудиторов;

г) совершенствование деятельности республиканских профессиональных объединений аудиторов.

В настоящее время в целях совершенствования аудита в соответствии с Постановлением Президента и Распоряжением3 главы государства от 14.01.2011 года N Р-3557  подготовлены изменения и дополнения в Закон «Об аудиторской деятельности»4. Их целью является преобразование действующей системы аудита в соответствии с международными принципами аудита.

Реализация предлагаемых норм и положений позволит усовершенствовать законодательную базу аудита и обеспечить повышение его качества и эффективности для экономики на всех ее уровнях.

Проводимая реформа направлена на развитие конкурентной среды, повышение доверия к аудиту, капитализацию и финансовую устойчивость аудиторских организаций, расширение объемов и улучшение качества услуг на основе единых требований и стандартов, укрепление кадрового потенциала аудиторских организаций.

 

Шарафитдин ХАЙДАРОВ, к.э.н.,

начальник управления методологии бухгалтерского учета и аудита

Министерства финансов.

 

------------------------------------

1Приложение N 1 к Постановлению КМ от 24.08.1994 г. N  433.

2От 26.11.2010 г. N ПП-1438.

3«О мерах по реализации приоритетных направлений Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в сфере углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики».

4От 9.12.1992 г. N 734-XII (в новой редакции, утвержденной Законом от 26.05.2000 г. N 78-II).

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_