Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Профессиональные организации – катализаторы развития аудита

06.12.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 49 от 6 декабря 2012 года

 

9 декабря профессиональная общественность Узбекистана отмечает 20-летие Закона «Об аудиторской деятельности»1. Это был самый первый в странах СНГ закон, регулирующий в то время еще совсем новую для нашего общества аудиторскую деятельность.


Подводя итоги по прошествии 20 лет, мы видим, что они в первую очередь отражают необходимость этого Закона для развития в республике рыночной экономики и его актуальность как в прошедшие годы, так и в обозримом будущем.

Кроме того, они показывают, какую роль играют профессиональные организации в достижении поставленных этим Законом целей. Для этого надо было в первую очередь подготовить необходимое количество аудиторов, которые смогли бы обеспечить независимый аудит банковской системы, фондов и открытых акционерных обществ.

Законом предусмотрены права и обязанности аудиторов. Но на момент его принятия у нас... не было ни одного аудитора, так как отсутствовал механизм их сертификации. Однако еще до принятия Закона начала создаваться почва для подготовки аудиторов.

Так, ведущие и наиболее активные специалисты в сфере бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, ревизии и контроля в сентябре 1991 года организовали бухгалтерско-консалтинговую фирму «Бухгалтер». Ее сотрудники и специалисты россий­ской аудиторской фирмы «Ин­аудит» стали проводить небольшие совместные аудиторские проверки. В марте 1992 года (за девять месяцев до принятия Закона) они организовали Ассоциацию бухгалтеров Узбекистана. Лидирующую роль в этом играл доктор экономических наук Юрий Маркович Иткин. Инициаторами был изучен опыт ведущих стран в деле организации аудита и сертификации аудиторов, разработан проект закона «Об аудиторской деятельности», который 9 декабря 1992 года был принят Верховным Советом Республики Узбекистан.

Законом было предусмотрено создание независимой общественной организации, объединяющей на добровольных началах действующих в Узбекистане аудиторов, призванной содействовать развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности. Предполагалось, что она совместно с Министерством финансов будет разрабатывать и утверждать программу и процедуру квалификационных экзаменов, проводимых для получения права на получение лицензии аудитора; определять общие принципы аудиторских проверок; заниматься подготовкой аудиторов и повышением их квалификации; осуществлять иные действия, связанные с аудитор­ской деятельностью, не противоречащие законодательству.

Кроме того, редакцией Закона 1992 года предполагалось, что общественная организация аудиторов сотрудничает с другими госорганами, отечественными и зарубежными аналогичными объединениями. Также она совместно с Министерством юстиции рассматривает вопросы создания аудиторских фирм, заключает соглашения с уполномоченными на то органами других государств о взаимном признании лицензий аудиторов Узбекистана на соответствующих территориях.

Такой организацией должна была стать Палата аудиторов, которая и была создана в 2000 году. А до 2000 года требования Закона «Об аудиторской деятельности» в жизнь претворяла Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана (НАБА Уз).

В этот период Министерством финансов совместно с НАБА Уз были разработаны 9 из ныне действующего 21 национального стандарта аудита: НСА N 3 «Планирование аудита» (рег. МЮ 10.11.1999 г. N 837); НСА N 5 «Контроль качества работы аудитора» (рег. МЮ 3.09.1999 г. N 811); НСА N 6 «Документирование аудита» (рег. МЮ 3.09.1999 г. N 812); НСА N 9 «Существенность и аудиторский риск» (рег. МЮ 3.09.1999 г. N 813); НСА N 10 «Прочая информация, содержащаяся в финансовой отчетности» (рег. МЮ 22.09.1999 г. N 822); НСА N 11 «Аудит в условиях компьютерной обработки данных (код)» (рег. МЮ 23.09.1999 г. N 823); НСА N 13 «Аналитические процедуры» (рег. МЮ 3.09.1999 г. N 814); НСА N 14 «Аудиторская выборка» (рег. МЮ 3.09.1999 г. N 815); НСА N 16 «Использование работы эксперта» (рег. МЮ 3.09.1999 г. N 816).

Эти стандарты стали основополагающими документами организации в стране новой деятельности. За первые 7 лет был накоплен национальный опыт осуществления аудиторской деятельности, подготовки и сертификации аудиторов, изучен соответствующий международный опыт. Имея его, Министерство финансов совместно со специалистами НАБА Уз инициировало разработку новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности», которая после обсуждения в профессиональной сфере и рассмотрения Министерством финансов была 26 мая 2000 года принята Олий Мажлисом.

В том же году были утверждены Положение о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности»2 и Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора3.

В дальнейшем в статью 7 Закона «Об аудиторской деятельности» были внесены дополнения, предусматривающие прохождение аудиторами курсов повышения квалификации один раз в год (абзац введен Законом от 17.09.2007 г. N ЗРУ-110). Кроме того, по запросу республиканского общественного объединения аудиторов аудитор­ские организации обязаны предоставлять ему информацию для их обязательной рейтинговой оценки (введено Законом N ЗРУ-110).

Сегодня в республике действуют три профессиональные общественные объединения аудиторов: НАБА Уз, Палата аудиторов Узбекистана (ПАУ) и Федерация бухгалтеров, аудиторов и консультантов Узбекистана (ФБАКУ). Все они проводят систематические курсы подготовки аудиторов и повышения их квалификации.

Для проведения ежегодной обязательной рейтинговой оценки аудиторских организаций НАБА Уз и ПАУ организовали ООО «Аудитрейтинг», которое с 2008 года выполняет требование статьи 7 Закона «Об аудиторской деятельности».

Мероприятиями по дальнейшему развитию сферы микрофинансирования и небанковского финансового сектора республики на 2011–2015 годы4 в обязанности республиканских профессиональных общественных объединений аудиторов вменено:

- совершенствование нацио­нальных стандартов аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита;

- внедрение системы сертификации сотрудников служб внутреннего аудита с установлением квалификационных требований к внутреннему аудитору;

- организация ежегодных конкурсов «Лучший аудитор года».

Профессиональные общественные объединения Узбекистана, являясь действительными членами Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, начиная с 2000 года организовали обучение бухгалтеров и аудиторов по программе CAP/CIPA-сертификации, основанной на международных стандартах бухгалтерского учета и аудита. На сегодня по ней обучились и сдали экзамен по курсу «Финансовый учет-1» 17 183 специалиста, из них CAP/CIPA-сертификаты получили 2 344.

Обладатели сертификатов  CAP/CIPA имеют определенные льготы при допуске их к  сдаче квалификационных экзаменов на получение сертификата аудиторов и внутреннего аудитора. Такое признание является ярким доказательством тесного сотрудничества уполномоченного госоргана и профессиональных общественных объединений аудиторов.

Во исполнение требований Постановления Президента от 26.11.2010 г. N ПП-1438 НАБА Уз, ПАУ и ФБАКУ разработали и утвердили Положение о порядке сертификации сотрудников службы внутреннего аудита5, Программу подготовки внутренних аудиторов6, Программу повышения квалификации внутренних аудиторов7, Положение о проведении республиканского ежегодного конкурса «Лучший аудитор года». Кроме того, НАБА Уз и ПАУ выпустили совместное учебное пособие «Внутренний аудит».

9 декабря – в День бухгалтера и аудитора – в третий раз будут подведены итоги ежегодного конкурса «Лучший аудитор года».

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА, д.э.н., САР,

председатель Совета Национальной ассоциации

бухгалтеров и аудиторов Узбекистана.

 


 

Фото из архива

 

Узбекистан первым в СНГ принял в 1992 году Закон «Об аудиторской деятельности». В других странах Содружества тогда еще только-только начинали говорить о необходимости создания института аудита. Естественно, опыт нашей республики вызвал большой интерес у коллег из других стран. Его изучению была посвящена состоявшаяся в июне 1993 года в Ташкенте конференция, организованная Координационным советом СНГ.

На снимке (слева направо) инициаторы и разработчики законопроекта об аудите – участники конференции 1993 года: Анатолий Данилович Шеремет – д.э.н. профессор МГУ, председатель Ассоциации профессиональных бухгалтеров «Содружество»; Эркин Ходжаев –  депутат Верховного совета Республики Узбекистан, ректор Самаркандского кооперативного института (ныне Самаркандский институт экономики и сервиса);  Р.Геймер – представитель Организации экономического сотрудничества (OECD) и  д.э.н. Юрий Маркович Иткин – первый председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана, директор первой в республике бухгалтерско-консалтинговой фирмы. 

 

------------------------------------------------

1От 9.12.1992 г. N 734-XII.

2Приложение N 3 к Постановлению КМ «О совершенствовании аудитор­ской деятельности и повышении роли аудиторских проверок» от 22.09.2000 г. N 365.

3Утверждено МФ, зарегистрировано МЮ 13.10.2000 г. N 977.

4Приложение N 2 к Постановлению Президента от 26.11.2010 г. N ПП-1438.

5Утверждено приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 12.05.2012 г. N 2361.

6Приложение N 1 к постановлению МФ, Совета НАБА Уз, правления ФБАКУ и Совета ПАУ от 25.06.2012 г. NN 49, 79, 60, 33.

7Приложение N 2 к постановлению МФ, Совета НАБА Уз, правления ФБАКУ и Совета ПАУ от 25.06.2012 г. NN 49, 79, 60, 33.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_