Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

ПРОИЗВОДИМ НА ЭКСПОРТ

27.09.2012

Налоговые и таможенные вести, N 39 от 27 сентября 2012 года

 

Инициированный Научно-исследовательским институтом стандартизации, метрологии и сертификации (НИИСМС) Агентства «Узстандарт» семинар для экспортеров столицы стал своеобразной стартовой площадкой для серии аналогичных семинаров, которые институт намерен провести во всех регионах республики. В проведении семинара участвовали эксперты - представители столичных подразделений Торгово-промышленной палаты, налоговой и таможенной служб, Узстандарта, Агентства по интеллектуальной собственности, а также патентный поверенный Республики Узбекистан.

 

Открывая семинар, директор НИИСМС Рустам Джаббаров отметил, что в нашей стране осуществляются всемерное стимулирование экспорта и защита интересов отечественного производителя. Благодаря комплексной системе льгот и преференций экспорт продукции за последние 5 лет существенно вырос, ведется диверсификация его структуры. Так, доля готовой продукции в общем его объеме превышает 68,5%. Значительно упрощено оформление вывоза товаров, снижены временные и финансовые затраты на них. Созданы специализированные структуры по содействию экспортерам, прежде всего субъектам малого бизнеса, в вопросах стандартизации и сертификации продукции, продвижения ее на внешние рынки.

Мощный импульс наращиванию экспортного потенциала задало Постановление Президента «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции» (от 26.03.2012 г. N ПП-1731). Его положения и определили тематику всех презентаций семинара.

 

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И ЛЬГОТЫ

 

Одним из механизмов поддержки экспорта являются система налоговых льгот, решение вопросов в области налогового регулирования, затрагивающих те или иные аспекты экспортной деятельности. О них рассказал главный государственный инспектор налогового управления Ташкента Тимур Изатуллин. Свою презентацию он начал с обзора последних новшеств, внесенных указами Президента «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» (от 16.07.2012 г. N УП-4453) и «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012 г. N УП-4455).

Осветив нововведения налоговой практики, способствующие, в частности, развитию экспортоориентированного производства, выступающий перешел к главной теме своей презентации. Он отметил, что эффективность экспортной деятельности во многом зависит от его государственного регулирования, в том числе и путем предоставления налоговых льгот и преференций. В Узбекистане особое содействие оказывается субъектам малого бизнеса. Так, Постановлением Президента «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции» (от 26.03.2012 г. N ПП-1731) на микрофирмы и малые предприятия распространен порядок уменьшения налогооблагаемой базы по ЕНП при приобретении нового технологического оборудования на сумму средств, направляемых на внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, а также на приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний.

С 1 апреля 2012 года предприятия освободили от обязательной продажи уполномоченным банкам части валютной выручки, направляемой на погашение основного долга по валютным кредитам на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств на период до полного погашения основного долга.

Предприятиям-производителям предоставлено право участвовать на равных с зарубежными участниками условиях в международных тендерах по проектам, осуществляемым в Узбекистане за счет средств международных финансовых институтов, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов, в том числе с последующим заключением контрактов в иностранной валюте на поставку произведенных товаров, работ и услуг. Они могут заключать с нерезидентами контракты в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку для использования в нашей республике товаров (работ, услуг) собственного производства. Такие контракты приравниваются к экспортным с постановкой на учет только в обслуживающем уполномоченном банке и предоставлением налоговых льгот как для предприятий-экспортеров.

Представитель налоговой службы также перечислил другие налоговые льготы и преференции для предприятий-экспортеров. Так, согласно статье 230 Налогового кодекса (НК) не облагается акцизным налогом реализация производителями подакцизных товаров на экспорт, за исключением отдельных их видов, определяемых Кабинетом Министров. Статьей 212 НК оговорено, что оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается НДС по нулевой ставке.

Для расширения экспортного потенциала, оказания поддержки производителям продукции на экспорт, упорядочения действующих налоговых льгот и усиления их стимулирующего воздействия Указом Президента «О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции» (от 5.06.2000 г. N УП-2613) предприятиям-экспортерам установлена специальная льгота (за исключением реализующих сырьевые товары). А именно: ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ: при доле экспорта от 15 до 30% в общем объеме реализации - на 30%; при доле экспорта от 30 и более процентов - на 50%. В таких же объемах снижается ставка ЕНП для микрофирм и малых предприятий.

 

 

Указом Президента N УП-4455 утверждена Программа комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013-2014 годах. Так, Минфину, ГНК и Минэкономики поручено в IV квартале этого года подготовить проект документа об исключении микрофирм и малых предприятий, уплачивающих общеустановленные налоги (кроме производящих подакцизную продукцию и добывающих полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами) из категории плательщиков обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

С 1 января 2013 года намечается осуществить поэтапный перевод субъектов предпринимательства на электронную систему уплаты налогов и обязательных платежей, в том числе путем приравнивания услуг систем электронного дистанционного обслуживания, предоставляемых коммерческими банками, к финансовым услугам.

До конца 2014 года завершить перевод всех субъектов предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой отчетности.

 

 

Кроме того, Указом Президента «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» (от 24.08.2011 г. N УП-4354) микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. Это позволяет оставшуюся в их распоряжении валюту направлять на укрепление и развитие своего производства.

Постановлением Президента «О дополнительных мерах по стимулированию ускоренного развития предприятий текстильной промышленности» (от 28.03.2011 г. N ПП-1512) продлено до 1 января 2016 года освобождение от уплаты налога на имущество текстильных предприятий, реализующих за СКВ 80 и более процентов своей продукции, в том числе полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) (пункт 3 Постановления Президента от 21.11.2007 г. N ПП-733).

 

КАКОЙ ТОВАР ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННЫМ

 

Надо отметить, что многих экспортеров интересовали вопросы, касающиеся критериев и порядка определения товаров (работ, услуг) собственного производства. Так, представитель «Арслон-пластик» попросил разъяснения по такому вопросу. Его предприятие выпускает комплекты пластиковой посуды, к которым приобретает специальную упаковочную тару, трубочки для напитков, а также пакетированные соль и перец. Может ли в этом случае товар считаться собственно произведенным? Похожий вопрос интересовал и производителей гигроскопичной ваты. Другой представитель бизнеса просил уточнить, являются ли закупаемые оптом сухофрукты, которые ООО фасует в специально заказанные 600-граммовые упаковки, товаром собственного производства.

Тимур Изатуллин сакцентировал внимание на том, что операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка, расфасовка), а также по обеспечению их сохранности не относятся к технологическому процессу производства. Соответственно, их нельзя считать продукцией собственного изготовления.

На вопрос, как подтвердить «собственность» товара, он пояснил, что для отнесения его к продукции собственного производства предприятие должно представить в налоговый и иные уполномоченные органы заявление-справку установленной формы. Оно подается на объем (количество) готовой продукции (при оказании услуг (работ) - на объем фактически оказанных услуг (выполненных работ), предусмотренный заключенным контрактом.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.