ИЛИ
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДИВИДЕНДОВ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА
И ОТРАЖЕНИИ ИХ В РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Налоговые и таможенные вести, N 39 от 27 сентября 2012 года
Просим разъяснить вопрос, касающийся налогообложения дивидендов, выплачиваемых юридическим лицам.
В уставном фонде нашего хозяйственного общества - резидента Узбекистана имеется доля иностранного юридического лица. При выполнении решения о распределении чистой прибыли общества между его участниками (выплате дивидендов) возник вопрос. Пунктом 5 Постановления Президента от 29.12.2008 г. N ПП-1024 установлена льгота по налогообложению дивидендов юридических лиц в части средств, направляемых на капитализацию и инвестиции.
Однако формы Расчета использования средств, полученных в виде дивидендов и не обложенных у источника выплаты, и Расчета налога на прибыль по дивидендам, не обложенным налогом на прибыль у источника выплаты (приложения NN 1 и 2 к Положению об освобождении от налогообложения доходов в виде дивидендов, рег. N 1901), не предусматривают возможности их заполнения и представления юридическим лицом - нерезидентом. Они требуют указания ИНН юридического лица и представления таких расчетов в налоговый орган по месту его регистрации. Но в нашем случае юридическое лицо - участник уставного фонда - не имеет ИНН, не зарегистрировано в Узбекистане и не встало на учет в налоговых органах, так как оно зарегистрировано в другом государстве, не является постоянным учреждением и не обладает такими признаками1.
В этой связи просим разъяснить, распространяется ли действие льготы по налогообложению дивидендов на юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве и являющееся участником в уставном фонде юридического лица - резидента Узбекистана?
Каким нормативно-правовым актом регулируется этот вопрос?
Если льгота распространяется на юридических лиц, зарегистрированных как в иностранном государстве, так и в Узбекистане, какими формами расчетов следует пользоваться иностранному юридическому лицу, получающему дивиденды от участия в уставном фонде юридического лица-резидента?
- ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, пунктом 5 Постановления Президента от 29.12.2008 г. N ПП-1024 предусмотрено освобождение сроком на 5 лет от налогообложения доходов в виде дивидендов юридических лиц в части средств, направляемых на капитализацию, инвестиции, расчеты за ранее полученные кредиты. Из его содержания следует, что льгота распространяется в том числе на юридические лица и что она установлена без конкретизации, в соответствии с законодательством какого государства они должны быть созданы.
Согласно статье 16 Налогового кодекса (НК) юридическим лицом признается организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства; международная организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, иностранного государства или международным договором. Кроме того, согласно статье 19 НК, резидентом Узбекистана признается юридическое лицо, прошедшее госрегистрацию в Республике Узбекистан; нерезидентом - лицо, не отвечающее критериям, установленным для резидентов, то есть юридическое лицо, не зарегистрированное в Узбекистане.
Исходя из этого можно полагать, что вышеуказанная льгота распространяется на юридических лиц как резидентов, так и нерезидентов Узбекистана, зарегистрированных как в нашей стране, так и в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом нами не обнаружен нормативно-правовой акт, в котором бы указывалось, что она не распространяется на юридические лица, зарегистрированные в иностранном государстве.
Исходя из содержания статей 3, 4 и 5 Закона «Об иностранных инвестициях» (от 30.04.1998 г. N 609-I, далее - Закон) можно утверждать, что иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства и участвующая в уставном фонде юридического лица - резидента Республики Узбекистан, может признаваться иностранным инвестором, осуществляющим иностранные инвестиции в Республике Узбекистан.
Так, например, в частях первой и второй статьи 5 «Формы осуществления иностранных инвестиций» Закона указано, что иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Узбекистана путем долевого участия в уставных фондах хозяйственных обществ и товариществ и других предприятий, созданных совместно с юридическими и(или) физическими лицами Республики Узбекистан; могут осуществлять в нашей стране инвестиции и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
В этой связи следует отметить, что в силу части третьей статьи 9 Закона правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Узбекистана2. Исходя из этого положения представляется, что действующим законодательством не может быть предусмотрен менее благоприятный правовой режим для иностранных организаций, участвующих в уставном фонде хозяйствующего общества (резидента), чем для юрлиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, - других участников того же уставного фонда.
Видится, что это положение распространяется и на льготу по налогообложению доходов в виде дивидендов юридических лиц, установленную Постановлением Президента N ПП-1024.
На основании изложенного:
- считаем, что действие льготы по налогообложению доходов в виде дивидендов распространяется на юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве и являющееся участником в уставном фонде юридического лица - резидента Республики Узбекистан. Такой иностранный участник также вправе направлять дивиденды на капитализацию, инвестиции и расчеты за ранее полученные кредиты, что не исключается содержанием Положения об освобождении от налогообложения доходов в виде дивидендов3;
- среди изученных нормативно-правовых документов акт, в котором бы прямо указывалось, что рассматриваемая льгота не распространяется на юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, нами не обнаружен.
Что касается вопроса, какими формами расчетов следует пользоваться иностранному юридическому лицу, и того факта, что действующие формы не предусматривают возможности их заполнения иностранным юридическим лицом, считаем целесообразным обратиться в налоговые органы за официальным разъяснением. Это нужно сделать и в целях недопущения нарушения требований действующего законодательства, подтверждения или опровержения правильности понимания отдельных его положений, в том числе касающихся налогообложения и порядка применения льготы.
P.S. Следует обратить внимание, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов в процессе исследования заданного вопроса, настоящий ответ не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из их понимания описанной в вопросе ситуации.
Мнение, изложенное в данном материале, не исключает возможности дополнительного изучения вопроса и последующего обсуждения. В любом случае перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обращаться за соответствующей консультацией к высококвалифицированным аудиторам и юристам с учетом индивидуальных особенностей отдельных случаев.
Ответ подготовили специалисты
ООО «FORTIS-AUDIT».
------------------------------------
1Согласно пункту 4 части пятой статьи 20 НК понятие «постоянное учреждение» не включает владение нерезидентом РУз долями в уставном фонде юридических лиц - резидентов РУз, а также иным имуществом на территории РУз.
2Согласно статье 22 Закона «Об иностранных инвестициях» в случае какого-либо несоответствия между положениями настоящего Закона и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов.
3В соответствии с пунктом 1 Положения об освобождении от налогообложения дивидендов (утверждено постановлением МФ, МЭ и ГНК, зарегистрированным МЮ 10.02.2009 г. N 1901):
инвестиции - это средства, направляемые юридическими лицами на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, реконструкцию и строительство, а также средства, направляемые в виде вклада в уставный капитал (уставный фонд) других юридических лиц;
капитализация - направление средств юридическими лицами на увеличение собственного уставного фонда (уставного капитала);
кредит - ссуда в денежной форме, предоставляемая кредитными организациями юридическим лицам на условиях срочности и возвратности с выплатой кредитной организации основного долга и процентов за пользование ссудой.