Налоговые и таможенные вести, N 40 от 04 октября 2012 года
Одним из решений задачи стимулирования экспорта является совершенствование таможенно-тарифного регулирования. О них и о других нововведениях таможенной практики проинформировал участников семинара для экспортеров столицы, проведенного НИИ стандартизации, метрологии и сертификации (НИИСМС) Агентства «Узстандарт», старший инспектор отдела валютного контроля УГТК по Ташкенту Ришад ЭСАНОВ.
Прежде всего он остановился на Постановлении Президента «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции» (от 26.03.2012 г. N ПП-1731). Этим документом, в частности, предоставлено право отечественным предприятиям-производителям заключать с нерезидентами контракты в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку для использования в Узбекистане товаров (работ, услуг) собственного производства. Они приравниваются к экспортным контрактам с постановкой на учет только в обслуживающем уполномоченном банке (ранее они ставились на учет и в таможенных органах) и предоставлением налоговых льгот как для предприятий-экспортеров.
СПЕЦИФИКА ЛЬГОТ...
Указом Президента «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» (от 10.10.1997 г. N УП-1871) на экспорт всех видов товаров (работ, услуг) отменены таможенные пошлины. С экспортируемых товаров также не взимается акцизный налог. А услуги по их транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и экспорт за свободно конвертируемую валюту товаров, работ и услуг вне территории Узбекистана не облагается налогом на добавленную стоимость.
Целый ряд дополнительных льгот и преференций в таможенной сфере установлены Указом Президента от 24.08.2011 г. N УП-4354 и Постановлением Президента от 25.08.2011 г. N ПП-1604. Так, утвержденные ставки сборов за таможенное оформление экспортируемых товаров снижены в среднем вдвое. Сейчас сбор за оформление в режим «экспорт» составляет 0,1% от таможенной стоимости, но не менее 50% МРЗП. Такая же ставка установлена при оформлении в режим «переработка на таможенной территории». Если таможенное оформление экспортируемых товаров производится вне мест его осуществления, за один час работы сотрудника взимается 10% от МРЗП (прежде было 20 евро).
Субъекты малого бизнеса пользуются не только всеми общими, но и некоторыми специально установленными преференциями. Так, микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. Постановка на учет их экспортных контрактов теперь осуществляется на таможенных постах при таможенном оформлении товаров*. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О мерах по поэтапному внедрению механизма осуществления экспортных операций по принципу «одно окно» (от 17.11.2011 г. N 305) с апреля этого года документы можно представлять в электронной форме в режиме онлайн.
... И ДРУГИХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
Стимулирующие меры таможенно-тарифного регулирования включают в себя не только льготы для экспортеров, но и решают стратегические вопросы развития экономики в целом. Этому, в частности, служит снижение ставок таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования для модернизации производства на отсутствующее в республике сырье при сохранении тарифной защиты готовых изделий. Техническое перевооружение предприятий повышает конкурентоспособность отечественной продукции и служит развитию отраслей экономики нашей страны.
Так, до 1 января 2016 года хозсубъекты освобождены от уплаты таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление) за ввозимые в республику запчасти и комплектующие к установленному технологическому оборудованию по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров. Постановлением Президента от 29.07.2011 г. N ПП-1590 до 1 января 2014 года продлено действие льгот для предприятий, включенных в программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на 2011–2013 годы.
Указом Президента «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» (от 10.04.2012 г. N УП-4434) ряд льгот и преференций предоставлен и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим экспортно-импортные операции.
Так, они самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции их собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию. Также эти хозсубъекты вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
СОДЕЙСТВУЯ ВЫПУСКУ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
Участников семинара особо интересовали вопросы об отсрочке уплаты таможенных платежей. Так, согласно Инструкции по предоставлению отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей** таможенный орган может предоставить отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей при условии обеспечения их уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесением на депозитный счет таможенного органа причитающихся сумм. Отсрочка и рассрочка не могут превышать 2 месяцев со дня принятия таможенной декларации. Но предприятиям-производителям предоставляется отсрочка по уплате НДС на импортируемые материально-технические ресурсы, используемые для производства экспортной продукции, сроком на 90 дней без взимания процентов. А производители лекарственных средств и изделий медицинского назначения на завозимые сырье и материалы, необходимые для производства, могут получить отсрочку по уплате таможенной пошлины на 60 дней.
Микрофирмам и малым предприятиям сферы материального производства и услуг, фермерским хозяйствам, а также дехканским хозяйствам со статусом юридического лица на 90 дней предоставляется отсрочка по уплате таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на импортируемые для собственных нужд оборудование, сырьевые и материальные ресурсы. Причем без взимания процентов.
«ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ» ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
Таможенным законодательством Республики Узбекистан установлены следующие стимулирующие экспорт товаров таможенные режимы: свободной таможенной зоны (статья 27 Таможенного кодекса) и переработки товаров на таможенной территории (статья 32 Таможенного кодекса).
Режим свободной таможенной зоны, установленный в свободной индустриально-экономической зоне «Навои» (создана Указом Президента от 2.12.2008 г. N УП-4059), используется в экономической политике как способ привлечения инвестиций и развития производства экспортоориентированных и импортозамещающих товаров.
Режим переработки товаров на таможенной территории также интересовал участников семинара.
Этот режим является востребованным инструментом экономического регулирования в целях стимулирования и поддержки экспорта, так как позволяет использовать для изготовления экспортной продукции сырье, материалы, комплектующие иностранного производства на более льготных условиях, чем при импорте.
Переработка на таможенной территории широко применяется во многих странах – торговых партнерах Узбекистана. Главная ее цель – позволить отечественным предприятиям предложить свою продукцию или услуги на внешний рынок по конкурентоспособным ценам и способствовать таким образом загрузке производственных и перерабатывающих мощностей.
Достичь указанных целей позволяют несколько преимуществ, предоставляемых этим таможенным режимом: возможность производить или перерабатывать товары без уплаты таможенных пошлин и налогов на ввозимые товары, которые будут переработаны или использованы в производстве; сохранение возмещения косвенных налогов, как если бы продукты переработки вывозились в режиме экспорта.
Кстати, Всемирная таможенная организация рекомендует использовать таможенный режим переработки в качестве альтернативы свободным зонам.
*За исключением экспорта сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871.
**Утверждена ГТК, зарегистрирована МЮ 8.04.1999 г. N 697.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спец. корр.
Согласно документу
Статья 32. Переработка на таможенной территории – режим, при котором товары ввозятся на таможенную территорию Республики Узбекистан для переработки под таможенным контролем без уплаты импортных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики с последующим вывозом продуктов переработки либо помещением их под иной режим.
Под режим переработки на таможенной территории могут помещаться любые товары, за исключением запрещенных законодательством к помещению под этот режим.
Под режим переработки на таможенной территории могут помещаться товары Узбекистана, приобретенные иностранным юридическим или физическим лицом на территории Республики Узбекистан. Указанные товары помещаются под режим экспорта без их фактического вывоза за пределы Республики Узбекистан с последующим декларированием в режиме переработки на таможенной территории.
Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Узбекистан, и продукты переработки при вывозе освобождаются от экспортных таможенных пошлин и налогов. К указанным товарам и продуктам переработки не применяются меры экономической политики.
При выпуске продуктов переработки для свободного обращения импортные таможенные пошлины и налоги уплачиваются исходя из стоимости использованных товаров для переработки и применяемых к ним ставок платежей.
Замена продуктов переработки товарами Узбекистана допускается в порядке, предусмотренном законодательством.
Таможенный кодекс Республики Узбекистан.