или О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КИРПИЧА
Налоговые и таможенные вести, N 47 от 22 ноября 2012 года
Наше предприятие, выпускающее кирпич, карьера не имеет, сырье для производства использует покупное. Находимся на упрощенной системе налогообложения – уплачиваем единый налоговый платеж по ставке 5%. Заключения нефтегазовой инспекции о применении современных энергосберегающих технологий не имеем. Просим разъяснить ряд вопросов.
1. Может ли наше предприятие использовать для производства кирпича полученные при расчистке отходы и накопившийся грунт, образовавшийся на бортах канала Пай, и при этом оставаться плательщиком ЕНП?
2. Может ли наше предприятие после промывки и очистки грунта реализовать полученную формовочную глину другим организациям (независимо от системы налогообложения)?
Директор.
– 1. Как следует из вашего письма, полезные ископаемые ваше предприятие будет добывать при расчистке канала. На эти виды полезных ископаемых (кирпично-черепичное сырье) установлена ставка налога за пользование недрами в размере 3,5% к налогооблагаемой базе – объему добычи (извлечения) готового продукта1. Согласно статье 244 Налогового кодекса (НК) добытые общераспространенные полезные ископаемые будут признаны готовым продуктом, так как они предназначены для реализации и производства кирпича. Поэтому на ваше предприятие не будет распространяться положение части восьмой статьи 244 НК.
Таким образом, добытое при очистке бортов канала Пай от накопившихся грунтов кирпично-черепичное сырье (суглинки, лессовидные породы, лессы и др.) является объектом обложения налогом за пользование недрами, и ваше предприятие должно уплачивать его в общеустановленном порядке.
Согласно статье 350 НК единый налоговый платеж не распространяется на микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие производство подакцизной продукции и добычу полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами, за исключением микрофирм и малых предприятий, производящих жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей. Кроме того, во исполнение Постановления Президента «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства и улучшению качества стеновых материалов»2 утверждено Положение о порядке применения предприятиями – производителями жженого кирпича налоговых льгот и преференций3 (далее – Положение N 1985). С 1 января 2012 года микрофирмам и малым предприятиям – производителям жженого кирпича, использующим специальные печи, осуществляющим добычу полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами, предоставляется право перехода на уплату ЕНП с сохранением обязательств по уплате налога за пользование недрами (пункт 2 Положения N 1985).
Учитывая, что ваше предприятие не имеет заключения о применении современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей, которое выдается Госинспекцией по контролю за использованием нефтепродуктов и газа предприятиям, работающим на газе, и Госинспекцией по надзору в электроэнергетике – организациям, использующим в производстве уголь, то ваше предприятие не может перейти на уплату ЕНП и, соответственно, должно уплачивать общеустановленные налоги.
2. По второму вопросу следует отметить, что государственное регулирование в сфере горных отношений осуществляется Кабинетом Министров, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными госорганами – Госкомитетом по охране природы, Госкомитетом по геологии и минеральным ресурсам, Госинспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров. Кроме того, материалы выбора земельных участков под все виды строительства и проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, должны пройти государственную экологическую экспертизу (статьи 11 и 13 Закона «Об экологической экспертизе»4).
Чтобы ваше предприятие имело право использовать для производства кирпича отходы и накопившийся грунт, образовавшийся на бортах канала Пай (в том числе и для определения площади и глубины добычи при очистке и после промывки грунта), а также реализовать полученную формовочную глину на сторону, необходимо иметь:
решение местных органов власти о выделении земельных участков;
заявление Министерства сельского и водного хозяйства (заказчик) о проведении экспертизы экологических последствий (так как канал находится в его ведении);
соответствующие заключения уполномоченной Госинспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.
Ранее показатели использования недр для недропользователей определялись в лицензии на право пользования участками недр. В настоящее время в соответствии с пунктом 5 Положения о порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые5, получение лицензии не требуется в случаях, предусмотренных статьей 31 Закона «О недрах»6 (ими являются добыча в пределах предоставленных земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых не учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для собственных хозяйственных и бытовых нужд без применения взрывных работ), а также при использовании отходов, образовавшихся при расчистке русел рек, строительстве и расчистке каналов и коллекторов.
Следует также отметить, что продукция, добытая, извлеченная, переработанная и реализуемая на сторону, не должна классифицироваться в качестве производственных отходов. Она является готовой продукцией и должна отражаться как готовая продукция в бухгалтерском учете и при налогообложении.
--------------------------------------
1Приложение N 14 к Постановлению Президента от 30.12.2011 г. N ПП-1675.
2От 19.06.2009 г. N ПП-1134.
3Утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 24.07.2009 г. N 1985.
4От 25.05.2000 г. N 73-II.
5Утверждено Постановлением Президента от 2.05.2011 г. N ПП-1524.
6От 23.09.1994 г. N 2018-xii, в новой редакции, утвержденной законом от 13.12.2002 г. N 444-ii.