Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ

27.09.2012

Налоговые и таможенные вести, N 39 от 27 сентября 2012 года

 

Читательский интерес к открытому в мае этого года Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан при участии Корейского международного агентства по сотрудничеству (KOIСA) Центру профессионального обучения в Ташкенте побудил редакцию отправить туда своего корреспондента, чтобы узнать о нем подробнее.

Центр профессионального обучения занимает в одном из жилых массивов Сергелийского района 1,8 га земли. Его светло-пастельные двухэтажные корпуса видны издалека. Сразу же после ввода Центра в эксплуатацию по нашей доброй национальной традиции здесь начали активное озеленение. Шеренги молодых саженцев через пару-тройку лет создадут здесь тенистую прохладу.

 

По функциональному назначению территорию Центра можно разделить на три части. В центральной находятся администрация, кабинеты теоретической и практической подготовки. Всего в Центре четыре отделения: информационные технологии, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, машиностроительное производство, электричество и электроника. В здании, расположенном по правую сторону, находятся учебные лаборатории, кабинеты для практических занятий. В них учащиеся проводят около 70% своего учебного времени.

Надо сказать, Центр оснащен на самом высоком техническом уровне. Учебные аудитории оборудованы современной компьютерной эргономичной техникой, мультимедиапроекторами и электронными досками. Многие действующие здесь технические средства и оборудование наверняка мечтали бы иметь в своем арсенале некоторые вузы. Так, в учебной лаборатории имеются современные полуавтоматические многофункциональный токарный, фрезерный и металлорежущий станки с программным управлением, оснащенные специализированными компьютерными комплексами южнокорейского производства. Чтобы их освоить, преподаватели-мастера проходили стажировку в Южной Корее, а теперь четвертый месяц обучают учащихся новейшим технологиям. Кроме того, с целью реализации максимальных возможностей этих станков они занимаются адаптацией действующих и разработкой новых технологий.

Учебная автомастерская также оснащена предоставленными KOIСA современными инструментами, специальными учебными стендами. На стенде для проверки автомобильного электродвигателя увлеченно работали двое ребят отделения по ремонту и техобслуживанию автомашин. Присутствие стороннего лица никак не повлияло на их сосредоточенность и качество выполнения задания.

Их одногруппники под руководством педагога занимались рихтовкой боковой части «Матиза», ремонтом мотора и еще каких-то деталей отечественного автомобиля. В мастерской представлены и другие модели авто, выпускаемых в нашей республике.

Как заметил в беседе со мной учащийся Баходир А., открытием этого Центра Минтруда сделало серьезный шаг вперед, потому что подготовить хороших специалистов без современных обучающих технологий и непосредственного освоения практических навыков на действующих макетах невозможно. Он несколько лет назад окончил автодорожный колледж, но не смог найти работу, поскольку не обладал достаточными практическими навыками для работы в автомастерской. Его поддержали стоявшие рядом друзья, единые во мнении, что краткосрочное обучение, базирующееся на интенсивном освоении практики в специально оборудованных лабораториях, в наше время наиболее эффективно и востребовано. Сегодня нельзя научиться ремонтировать машины, компьютерную технику или электронику, ограничиваясь теорией, как это делают в некоторых учебных заведениях из-за отсутствия должной материальной базы. А это значит, что годы, проведенные за партой, прошли впустую. Такие «специалисты» не удовлетворяют требования работодателей...

У Центра есть современное общежитие, в котором сегодня проживают 37 человек - практически из всех регионов республики. Оно рассчитано на 100 мест. Вполне вероятно, что после выпуска первого потока его полностью заселят «новобранцы» следующего.

Ребята живут по два-три человека в комнате, жилье предоставляется всем желающим. В общежитии есть технически оснащенные небольшие залы для отдыха, комфортабельные душевые и другие бытовки. Всем необходимым оборудованы уютные кухни. Из одной доносились весьма аппетитные запахи. Это жильцы готовили себе обед.

Внешний вид строений, их убранство, оснащение и оборудование учебных корпусов, уютные и обихоженные общежития вполне соответствуют целям заведения. А они конкретны и благородны - осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку временно не занятого населения, в том числе выпускников общеобразовательных школ, академических лицеев и не имеющих постоянной работы1.

 

Об особенностях учебного процесса, критериях отбора учащихся, платном обучении граждан, направляемых на работу в Корею, или ищущих работу по востребованным профессиям, а также преподавательском составе Центра нашему корреспонденту рассказал директор этого учебного заведения Равшанбек ИБРАГИМОВ.

 

 

- Равшанбек Рафаэлович, по каким направлениям вы ведете профподготовку сегодня?

 

- Первый набор нашего Центра стартовал в июне этого года. По сути, он является апробационной площадкой оптимального выстраивания в дальнейшем учебного процесса. По ходу обучения шлифуются учебные программы, практические занятия адаптируются к реалиям производственного цикла отечественных предприятий, нарабатываются приемы подачи теоретического материала. Мы бесплатно обучаем более 300 учащихся - наших «первенцев» - следующим специальностям. Отделение «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей» готовит автослесарей, мотористов, специалистов по диагностике автомобилей. «Машиностроительное производство» - токарей, фрезеровщиков, специалистов по обработке металлов. Отделение «Электричество и электроника» выпустит специалистов по ремонту бытовой техники, радио- и телеаппаратуры. «Информационные технологии» - операторов вычислительных машин, специалистов по обслуживанию и ремонту компьютерной и другой оргтехники.

 

 

Корейским международным агентством по сотрудничеству (KOIСA) в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Корея о реализации проекта «Развитие возможностей профессионального обучения» предоставлено в 2007-2010 годах 4 млн долларов США грантовых средств.

Центр профессионального обучения в городе Ташкенте подчинен Министерству труда и социальной защиты населения, а учебно-методическое руководство осуществляет Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования.

 

 

 

- Расскажите, пожалуйста, немного об организации обучения. Какие его формы вы считаете наиболее эффективными?

 

- В условиях динамично развивающейся инфраструктуры рынка труда возникает потребность в учебном заведении, готовящем в короткие сроки рабочих по современным востребованным профессиям. Наша учеба рассчитана на 10 месяцев. Программа разработана при участии экспертов KOIСA. Как и они, наиболее эффективным мы считаем интенсивное обучение, насыщенное большим объемом практики. Именно смещение фокуса с теории на всестороннее практическое обучение гарантирует эффективность полученных знаний.

Шесть месяцев наши учащиеся будут заниматься в Центре. Затем они четыре месяца будут проходить производственную практику на предприятиях - наших партнерах. Для первого потока она начнется в декабре. Чтобы полнее использовать возможности Центра, в ноябре мы начнем набор учащихся на второй поток бесплатного обучения. Занятия у них стартуют уже в декабре.

Должен отметить, что в течение полугодового обучения в Центре учащимся выплачивается стипендия, равная одному МРЗП (сейчас это 72 355 сумов). Во время производственной практики учащихся предприятия имеют право предоставлять им оплачиваемые рабочие места2. По ее завершении выпускникам будут вручены государственные дипломы о профессиональном обучении.

 

 

- По каким критериям осуществлялся отбор на курс? Существует ли при этом возрастной ценз?

 

- Отбор из числа нетрудоустроенных и не имеющих постоянной работы граждан, окончивших колледжи и лицеи, а также одиннадцатилетку, проводился путем собеседования, в котором участвовали специалисты KOIСA. Прежде всего учитывались заинтересованность в таком обучении, нацеленность на получение конкретной специальности.

Возрастного ценза у нас нет. Так, на отделение «Информационные технологии» был принят 38-летний мужчина, которого сокурсники избрали старостой группы. Он много лет работал по полученной в юности профессии, но после сокращения штатов на предприятии человек оказался не у дел. Узнав об открытии нашего Центра, он решил переквалифицироваться. Сегодня успешно учится и оптимистично глядит в будущее. Ведь одной из важных задач нашего Центра является трудоустройство своих выпускников. Нам уже поступают заявки от производственных предприятий, с которыми нас связывают прочные партнерские отношения.

 

 

- Помимо бесплатного обучения, ваш Центр оказывает и платные услуги. Кому они предоставляются и какова специфика подобных обучающих курсов?

 

- Действительно, мы готовы на платной основе вести предвыездную подготовку и адаптацию направляемых на работу в Корею граждан. Предложенная KOIСA программа рассчитана на двухнедельное обучение мигрантов работе на оборудовании, на котором им предстоит трудиться в другой стране, а также технике безопасности.

Профессиональные курсы с реальной практической отдачей в наше время все более актуальны. Центр готов их организовать и обучать на платной основе тех, кто ищет работу по востребованным на рынке труда профессиям.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов дают человеку шанс сохранить свое рабочее место или найти новую работу, а хозяйствующему субъекту - получить дополнительные конкурентные преимущества. Сегодня работодателям нужны не ученики, а профессионалы, способные с первых дней эффективно и интенсивно работать.

Ключевой тенденцией является сокращение сроков обучения, так называемый переход на экспресс-обучение, практикоориентированность, системный подход к учебе. Технический и преподавательский потенциал нашего Центра позволит это сделать. Уже сегодня мы рассматриваем возможность повышать квалификацию работников наших производственных партнеров с выдачей им сертификата о прохождении краткосрочных курсов.

 

- Важным компонентом обучения является профессионализм преподавательского коллектива. Как он был сформирован в вашем Центре? На чем акцентировалось внимание при подборе кадров?

 

- Благодаря Минтруда и KOIСA в Центре сформирована хорошая материально-техническая база обучения. Но, согласен с вами, не менее важно создать уникальный коллектив специалистов, ведь высокий профессионализм преподавателей способствует качественной подготовке, росту престижа учебного заведения.

Основу нашего преподавательского коллектива составляют высококвалифицированные преподаватели и мастера своего дела, которые видят свою задачу в том, чтобы учащиеся могли легко и уверенно использовать полученные навыки в своей профессиональной деятельности. Десять человек стажировались в Корее, где ознакомились с учебным процессом в центрах, подобных нашему, и прошли хорошую подготовку.

Мы гордимся тем, что каждый преподаватель и мастер Центра - признанный эксперт в своей области и талантливый педагог. Их опыт и знания подтверждены престижными международными сертификатами, профессиональными наградами и отзывами коллег и учеников. Некоторые успешно сочетают работу в Центре с работой в крупнейших вузах. Например, кандидат технических наук Ислом Юсупов (преподаватель отделения машиностроения) и его коллега кандидат физико-математических наук Шавкат Умаров (преподаватель отделения электроники) преподают в Ташкентском автодорожном институте. Акмаль Ганиев (заведующий отделением электроники) и Бахром Мадаминов (мастер отделения машиностроения) имеют большой опыт практической работы в колледжах. Их имена хорошо известны в среде специалистов.

За это время проявили себя и молодые педагоги - Умар Маткаримов и Фазлиддин Джураев (преподаватели отделения информационных технологий), Альберт Шамбазов (мастер отделения автомобилестроения). Благодаря их творческому подходу к учебному процессу программы постоянно дополняются практическими примерами, что делает обучающий курс действительно актуальным.

 

- Равшанбек Рафаэлович, благодарю за обстоятельный рассказ. Создание таких учебных заведений сегодня весьма злободневно и для других регионов.

 

- Действительно, профессиональная подготовка рабочих кадров очень актуальна. Изучив начальный опыт нашего заведения, Минтруда совместно с KOIСA планируют создать в ближайшее время аналогичные центры в Самарканде и Шахрисабзе, затем в Ферганской долине (Андижан) и Приаралье (Ургенч).

 

Интервью вела наш спец. корр.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА.

 

-------------------------------------

1Постановление Кабинета Министров «О мерах по созданию в г.Ташкенте Центра профессионального обучения с участием Корейского международного агентства по сотрудничеству (KOIСA)» (от 13.08.2007 г. N 170).

2Пункт 4 Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Центра профессионального обучения в г.Ташкенте» (от 13.09.2012 г. N 270).


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Наргиза: :

2012-09-30 18:15:55

Наконец-то подумали о взрослых людях, которые по воле судьбы оказались без работы, т.к закончив 11 классов и не имея специальности н могли ее получить, а значит и нормально работать. Хотелось бы, чтобы газета написала, куда надо обращаться, чтобы попасть в этот центр. У мены племяннику уже за 30. Отец-электрик научил его азам своей профессии. И кто знает его, то приглашает на ремонтные работы. А вот устроиться на предприятие он не может, так как нет квалификационных документов. И таких людей много.Имей они нормальную профессию, то и за рубежом были бы востребованы не как дворники и разнорабочие, а как специалисты. Спасибо Гульноре за интересный материал. Побольше надо таких практичных публикаций