Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Адрес не установлен

25.03.2010

 

Опубликовано в газете "Норма" N 11 (244) от 15 марта  2010 года

 


 
 В законодательстве используются различные понятия: "юридический адрес", "почтовый адрес", "фактическое месторасположение" предприятия. Чем они отличаются друг от друга?

 

- Гражданский кодекс, законы "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (от 6 декабря 2001 года N 310-II), "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" (от 26 апреля 1996 года N 223-I), "О частном предприятии" (от 11 декабря 2003 года N 558-II) и ряд других нормативно-правовых актов требуют указывать почтовый адрес в уставе, подаваемом для госрегистрации. После регистрации он, став так называемым юридическим адресом, должен определять реальное местонахождение хозсубъекта (место постоянного нахождения исполнительного органа организации). Адрес места нахождения организации, наряду с другими требуемыми сведениями, регистрирующий орган вносит в госреестр и сообщает налоговым органам, которые вносят его в Единый реестр налогоплательщиков, и органам статистики, которые вносят его в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).
Между тем определений юридическому и фактическому адресам законодательство не содержит. Их понимание зависит от индивидуальных представлений того или иного специалиста. Наиболее приближенным к действительности видится следующее: юридический адрес - местонахождение организации, указанное в ее уставе, свидетельстве о госрегистрации и госреестре юридических лиц, фактический адрес - реальное место нахождения организации. Нормативное пояснение имеет только почтовый адрес - местонахождение пользователя услуг почтовой связи с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Оно содержится в пункте 3 параграфа 2 "Основные понятия" Правил оказания услуг почтовой связи. При этом необходимо учитывать, что данный нормативно-правовой акт регулирует отношения в сфере почтовой связи.
Думается, что когда речь идет об адресе организации в целях ее регистрации и учета в госорганах, уместно использовать термин "местонахождение" ("место нахождения"). Так вот, почтовый и так называемый юридический адреса организации обозначают по сути одно и то же - ее место нахождения. Иногда при указании последнего не указывают лишь почтовый индекс - условное обозначение адреса объекта почтовой связи. Однако для отправки корреспонденции по почте его указание обязательно. В остальном эти адреса не отличаются и включают координаты территориального расположения юрлица: наименование государства (в ряде случаях допускается его не указывать), административно-территориальной единицы (области, города, района и т.д.), составной части населенного пункта (улицы, проезда и т.д.), кадастровый номер здания (при необходимости добавляется номер помещения).


 
Должны ли совпадать почтовый, юридический и фактический адреса организации? Могут ли они отличаться?



- Они не должны отличаться. Почтовый и так называемые юридический и фактический адреса организации должны совпадать. Иными словами, реальное местонахождение организации после ее регистрации и до изменения ее адреса должно совпадать с указанным в уставе, свидетельстве о госрегистрации и, соответственно, в госреестре. О любом изменении адреса необходимо письменно уведомлять регистрирующий орган в течение 10 дней. Об этом сказано в пункте 36 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (далее - Положение N ПП-357), а также в пункте 74 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (далее - Положение N 357). С момента уведомления фактическое местонахождение юрлица должно совпадать с новым адресом, сообщенным регистрирующему органу.


 
А необходимо ли в устав организации вносить изменения в связи с переменой адреса и получать новое свидетельство о госрегистрации?


- Строго говоря, законодательство не обязывает вносить в устав изменения в связи со сменой адреса и проходить перерегистрацию. Иначе для чего тогда установлена процедура простого уведомления регистрирующего органа? С точки зрения действующих нормативно-правовых положений уведомить вполне достаточно, чтобы проинформировать уполномоченные органы, где "искать" предприятие в случае чего. При этом в бланке свидетельства о регистрации, утвержденном Положением N ПП-357, адрес указывается на дату первичной государственной регистрации (см. приложение N 6 к данному документу). Но правоприменительная практика не всегда "укладывается" в рамки законодательства. Не исключение и случай со сменой адреса: от субъектов требуют вносить изменения в устав и подавать заявления о перерегистрации, причем уже по новому месту расположения.

 

Должно ли предприятие уведомлять об изменении адреса органы налоговой службы и статистики?


- Законодательство не обязывает юридическое лицо это делать. Об этом должен сообщить им регистрирующий орган в 2-дневный срок с момента получения от юрлица уведомления (пункт 36 Положения N ПП-357, пункт 74 Положения N 357)*.

 

Предусмотрены ли какие-то санкции к руководителю или главному бухгалтеру, если организация не уведомит инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства об изменении своего адреса, и кто может их применить?


- За неуведомление руководителю грозит административный штраф от 10 до 15 минимальных размеров заработной платы (статья 176-2 Кодекса об административной ответственности (КоАО). Применить штраф вправе налоговые органы (статья 264 КоАО). Главный бухгалтер виновным в данном правонарушении не является, к нему санкции не могут быть применены.


 
А будут ли применяться к руководителю санкции, если предприятие сообщит об изменении адреса после истечения 10-дневного срока, но до того, как его отсутствие по прежнему месту нахождения обнаружат госорганы?

 

- Формально состав административного правонарушения, указанного в статье 176-2 КоАО, здесь также присутствует, однако в этом случае есть основания для освобождения руководителя от административной ответственности, согласно статье 21 КоАО, с вынесением ему со стороны госоргана, рассматривающего дело, только предупреждения. Такое правонарушение носит характер малозначительного, поскольку оно устранено самим субъектом до обнаружения контролирующими органами. Поэтому если административное производство возбудят, то необходимо подать ходатайство на имя руководителя госоргана с обоснованием применения статьи 21 КоАО. Если штраф все-таки применят, то его можно обжаловать в суде.


 
Какие последствия ожидают организацию за несовпадение адресов (нахождение ее не по заявленному в госорганы адресу) и неуведомление об изменении адреса?


- При выявлении данного факта налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций по банковским счетам "отсутствующей" организации и направить его в банк для исполнения (абзац третий части первой статьи 96 Налогового кодекса, абзац третий пункта 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" (от 29 августа 1997 года N 474-I).


 
Организация поставила в известность инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства об изменении своего адреса. Но впоследствии выяснилось, что налоговые инспекторы не знают об этом: то ли информация затерялась где-то в инспекции, то ли регистрирующий орган не уведомил об этом налоговую службу. Будет ли руководитель предприятия отвечать за это?


- Нет, в этом случае его ответственность исключается, поскольку нет состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 176-2 КоАО. Возложенную на него обязанность по уведомлению он выполнил. За остальное должны отвечать сотрудники того или другого органа, которые ненадлежащим образом выполнили свои обязанности.


 
Получается, что у юрлица должен быть всего один адрес, который является и юридическим, и почтовым, и фактическим одновременно? А нельзя иметь несколько адресов: один - юридический, другой - почтовый, третий - фактический?


- У непосредственно организации - да, должен быть один адрес. Местонахождение юрлица определяется местом его государственной регистрации и связано с местом постоянного нахождения его исполнительного органа. Данный вывод следует из статуса и полномочий исполнительного органа, который, в частности, действует без доверенности от имени юрлица, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Однако, как явствует из смысла части шестой статьи 6 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", учредительными документами общества может быть установлено иное: местом нахождения общества может быть указано место постоянного нахождения иных его органов управления (например, наблюдательного совета) или основное место его деятельности. При этом для акционерных обществ такая альтернатива не предусмотрена Законом "Об акционерных обществах и защите прав акционеров". А вопрос с иными органами управления для частных предприятий вообще не актуален, так как, кроме руководителя-собственника, иных Закон "О частном предприятии" не предусматривает. 
Наличие у организации одновременно нескольких адресов противоречит законодательству. При этом нельзя отождествлять адрес юрлица с номером почтового (абонентского) ящика, арендованного в местном отделении почтовой связи, а также с адресом структурного подразделения организации. В правоприменительной практике эти понятия часто путают. В результате руководство может принимать ошибочные решения, которые могут повлечь проблемы с контролирующими органами. Субъект может иметь сколько угодно абонентских почтовых ящиков, причем в разных районах, городах и т.д. Здесь нет ограничений, как и с адресами структурных подразделений, территориально отделенных от центрального офиса организации. Законодательство не запрещает последним иметь собственные адреса. Например, производственное подразделение организации находится в одном районе, а офис - в другом. Основным ее адресом в этом случае должно быть местоположение офиса, где постоянно располагается исполнительный орган юрлица. У производственного подразделения - собственный адрес, по нему доставляется сырье для производства и т.д., а при необходимости осуществляется прием адресованной ему корреспонденции.


 
Если организация после переезда в другой район заключит с арендодателем по прежнему месту расположения договор о предоставлении так называемой "услуги почтового адреса", согласно которому приходящую на ее имя корреспонденцию будут принимать сотрудники арендодателя и передавать ей по новому адресу, будет ли считаться, что адрес организации не изменился, а значит, можно никого не уведомлять?


- В данном случае речь идет, скорее всего, об услугах по приему и отправке (доставке) корреспонденции, поскольку почтовый адрес как таковой не может быть объектом гражданских прав, а следовательно, и сделок. В любом случае заключение подобного договора не освобождает организацию от обязанности уведомить регистрирующий орган, поскольку место ее нахождения изменено. Указанная "схема" не поможет юрлицу и его руководителю избежать неблагоприятных последствий, связанных с выявлением контролирующими органами факта его нахождения не по заявленному адресу. Аналогично выглядит ситуация, когда организация договаривается о подобной услуге с отделением почтовой связи по прежнему месту нахождения.
Несколько иначе обстоит дело при заключении договора аренды здания или помещения. Если в арендованном объекте на постоянной основе разместить исполнительный орган, то адрес арендованной недвижимости по-прежнему будет считаться адресом организации, а переезд остальных подразделений юрлица в другое место не является его изменением.

 

У организации есть лицензия. Нужно ли при изменении места нахождения юрлица получать ее заново?


- Нет, не нужно. Однако необходимо переоформить действующую, обратившись в лицензирующий орган по месту нового расположения. Перед тем, как принять заявление о переоформлении от организации, скорее всего, потребуют внести изменения в устав и пройти перерегистрацию. Безусловно, у каждого вида лицензируемой деятельности свое регулирование и отдельный нормативно-правовой акт, но их требования по переоформлению лицензий практически идентичны. Во всех случаях срок этой процедуры значительно короче, чем для первоначального получения лицензии, уплата госпошлины при переоформлении не предусмотрена, сумма сбора за рассмотрение заявления о переоформлении меньше, чем при обращении за получением новой лицензии.


 
Основная часть предприятия (в основном производственные и обслуживающие подразделения) переехала из одного района Ташкента в другой. На старом месте остался только аппарат управления - три человека (директор, его заместитель и главный бухгалтер). Является ли это переменой адреса? Нужно ли уведомить налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учете, о том, что основные подразделения предприятия находятся теперь в другом районе?


- Это не является изменением адреса организации, поскольку исполнительный орган управления остался по прежнему месту нахождения. Законодательство не обязывает юрлицо уведомлять налоговую инспекцию о новом местонахождении структурных подразделений (в данном контексте не затрагиваются случаи постановки на самостоятельный налоговый учет обособленных подразделений, наделенных обособленным имуществом и имеющих самостоятельный баланс).


 
Подразделения организации "разбросаны" по нескольким местам: офисные помещения есть и по месту госрегистрации, и в других местах, а директор в течение рабочего времени (дня, недели) находится то в одном, то в другом, то в третьем, и везде у него есть рабочий кабинет. Что в этом случае считать адресом организации?


- Здесь сложно что-то утверждать однозначно из-за отсутствия в действующем законодательстве четких положений на этот счет. Думается, что в данном случае директору следует регулировать свой рабочий график так, чтобы большую часть рабочего времени он находился по месту госрегистрации юридического лица (для надежности там же оставить бухгалтерскую службу). Оно и будет считаться постоянным местом его расположения и, соответственно, адресом организации.


 
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ



В практике вопрос о смене адреса организации не исчерпывается простым уведомлением регистрирующего органа и переоформлением лицензий. Он "тянет" за собой множество других действий, которые субъектам в тех или иных случаях, вероятнее всего, придется выполнить. Речь идет, в частности, об изменении места постановки на учет контрольно-кассовой машины, перерегистрации полиграфического предприятия, уведомлении антимонопольного органа (актуально для субъектов, включенных в госреестр монополистов), уведомлении обслуживающего банка (актуально для всех категорий юрлиц) и т.д. В ряде случаев, например, переоформление лицензии фактически может "превратиться" в получение новой с длительными сроками рассмотрения заявления и т.д. В целом же все эти хождения по инстанциям, необходимые для выполнения формальностей, отнимают у субъектов предпринимательства много сил, средств, времени, становясь их "головной болью" и вынуждая искать пути "обхода" обременительных требований. Поэтому думается, что ситуацию нужно менять как на законодательном, так и на практическом уровне. Одним из вариантов решения проблемы видится организация прямого постоянного доступа в режиме реального времени всех госорганов к госреестру с возложением на них обязанности отслеживать вносимые в него изменения и учитывать их в своей деятельности. Желательно также отменить требования о необходимости в связи со сменой адреса переоформлять лицензии и прочие разрешительные документы, проходить перерегистрацию и т.д., оставив только обязательность уведомления регистрирующих органов.

 

-------------------------------------------------------------
*) В соответствии с частью первой статьи 84 Налогового кодекса регистрирующие органы обязаны сообщать налоговым о любых изменениях, внесенных в государственный реестр, касающихся юридических лиц, не позднее 10 дней со дня их внесения. Как видно, в части сведений об изменении адреса данный срок не совпадает с предусмотренным в вышеуказанных положениях NN ПП-357 и 357.

 

Артем МОКШИН,
начальник экспертного юридического
отдела ООО "Norma"

 

 
 
От редакции. Затронутая в нашей публикации тема актуальна для многих предпринимателей. И редакция готова ее продолжить, но с вашей помощью. Мы ждем от представителей регистрирующих органов, юристов, учредителей, руководителей хозяйствующих субъектов, всех заинтересованных в этом вопросе сообщений о практике регулирования различных ситуаций в данной сфере, предложений по совершенствованию регламентирующего ее законодательства.

 


Комментарии (3)

Добавить комментарий

paolitta :

2013-05-28 20:04:43

У нас ООО. На данный момент мы хотим сменить юр адрес,и возникло столько вопросов. Во-первых можно ли чтобы у ООО был юр адрес, адрес прописки Директора, т.е квартира (жилая)? Во-вторых с чего начать,какие документы и письма, и куда их нести в первую очередь???
спасибо за ответ.

ellen [админ]:

2013-05-30 13:37:51

paolitta
У нас ООО. На данный момент мы хотим сменить юр адрес,и возникло столько вопросов.
Нет, юрлицо не имеет права использовать домашний адрес директора в качестве почтового адреса организации. Это нарушение закона. Обязательное условие использования зарегистрированным юридическим лицом объекта недвижимости в качестве места нахождения (почтового адреса) - нахождение его в нежилом фонде. Жилые помещения для этой цели использовать не допускается в силу статьи 9 Жилищного кодекса.
На основании пункта 36 Положения N ПП-357, либо пункта 74 Положения N 357 при изменении своего почтового адреса субъекты предпринимательства - юридические лица обязаны в 10-дневный срок письменно уведомить об этом регистрирующие органы. При этом госпошлина не взимается. Регистрирующий орган сам в 2-дневный срок с момента получения уведомления сообщает о данном изменении в налоговые и статистические органы.
Вы не указали занимается ли ваша организация лицензируемым видом деятельности. Так как, например, согласно пункту 23 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли, изменение места нахождения (почтового адреса) обладателя лицензии на оптовую торговлю является основанием для переоформления лицензии на деятельность по осуществлению оптовой торговли. Переоформление лицензии надо осуществить в течение месяца после изменения места нахождения (почтового адреса), подав в лицензирующий орган заявление и документы, подтверждающие смену адреса (например, договор аренды и др.).

odilona :

2016-01-16 16:09:20

ellen
Нет, юрлицо не имеет права использовать домашний адрес директора в качестве почтового адреса организации. Это нарушение закона. Обязательное условие использования зарегистрированным юридическим лицом объекта недвижимости в качестве места нахождения (почтового адреса) - нахождение его в нежилом фонде. Жилые помещения для этой цели использовать не допускается в силу статьи 9 Жилищного кодекса.
— Там говорится о жилых помещениях в многоквартирных домах. А если это частный дом? У меня одно вновь созданное (25 декабря 2015 г.) промышленное предприятие (микрофирма) по производству кондитерских изделий (код ОКОНХ — 18114), в Личном Кабинете сайта ГНИ указан домашний адрес её собственника, само предприятие находится в части здания, принадлежащему другой фирме, операции которой приостановлены из-за задолженности перед бюджетом, из-за чего, как сказали в ГНИ, она не может составить с ним договор аренды, хотя по кадастровым документам здание принадлежит собственнику этой фирмы. Я думал, так как в Личном Кабинете новой микрофирмы на сайте ГНИ указан домашний адрес собственника, хотел уточнить, может быть в отчётах можно будет указать часть площади его частного дома, и какую часть дома нужно указать и какие для этого нужны будут обоснования. Хотел отправить вопрос на службу "Мы отвечаем!", но из-за того, что диск Электронной газеты, на которую мы подписались, мы (наш ИНН — 204541054) ещё не получили, не смог этого сделать, поэтому большая просьба помочь нам с этим вопросом. Спасибо!

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1558