Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

"АВТОНОМНЫЙ" ФИСК

23.04.2010

На фоне реализации мер по поддержке отечественного производителя, позволивших сохранить в республике динамику экономического роста в условиях неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках, из поля зрения как-то выпали проводники государственной политики в сфере социально-экономических преобразований - министерства, ведомства, отраслевые холдинговые компании. И это в общем-то объяснимо. С одной стороны, их полномочия уже давно расписаны в соответствующих нормативных актах, с другой - в Антикризисной программе им были предельно четко обозначены задачи. Поэтому все внимание сфокусировалось на деятельности субъектов предпринимательства, воплощении в жизнь запланированных инфраструктурных проектов. Тем самым реальные дела стали лучшим подтверждением тому, что народнохозяйственный комплекс страны способен выдерживать испытания глобальными экономическими неурядицами, а избранная модель социально-экономического развития эффективна.

 

 

РЕФОРМЫ не обходят стороной и институты управления. Возможно, времена кардинальных новационных решений, как это было в 90-е, остались в прошлом, но необходимость в совершенствовании регулирующих и контролирующих органов никуда не делась. Постановление главы государства от 8 января 2010 года N ПП-1257 "О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики" (далее - Постановление Президента N ПП-1257) стало еще одним напоминанием о том, что деятельность регуляторов и контролеров должна быть адекватна процессам, идущим в нашей развивающейся экономике. Об этом прямым текстом сказано и в постановлении: "... критический анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о необходимости дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики".

У рынков и торговых комплексов появился свой "персональный" налоговый контролер. При ГНК образованы Главное управление по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов, на местах - его территориальные подразделения. Новая структура будет заниматься на рынках всем тем же, что входило в надзорные функции налоговой службы прежде, с той лишь разницей, что конкретизированы задачи и она наделена двумя исключительными полномочиями.

Отделения на местах получили "автономию" и выведены из подчинения территориальных ГНУ. Самое интересное в том, что они получили неограниченный оперативный простор. Ведь по-прежнему любая проверка начинается с разрешения на нее.

На отделы по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов это правило уже не распространяется. Они получили право на ЕЖЕДНЕВНЫЕ проверки с последующим уведомлением территориальных комиссий по координации деятельности контролирующих органов. Им вернули полномочия, которыми в 90-е годы до своего упразднения обладали специальные контрольно-ревизионные отделы (СКРО). Ведь до Постановления Президента N ПП-1257 все материалы с признаками деяний, подпадающих под действующие нормы Уголовного кодекса, сотрудники налоговой службы передавали для дальнейшего разбирательства в структуры Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов. Теперь же "прописанные" на рынках подразделения нового Главного управления наделены полномочиями организовывать и проводить доследственные проверки по фактам совершения правонарушений в финансово-экономической и налоговой сферах, возбуждать уголовные дела и проводить по ним дознания с последующей передачей уголовных дел в правоохранительные органы.

 

СОВРЕМЕННАЯ "летопись" рынков берет начало с 2000 года, когда вышло постановление правительства от 12 августа 2000 года N 315 "О совершенствовании организации деятельности рынков". Три года спустя его дополнило постановление Кабинета Министров от 28 июля 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию торговли непродовольственными потребительскими товарами" (далее - ПКМ N 330). Эти два документа и по сей день регулируют все аспекты деятельности продовольственных, вещевых и специализированных рынков в республике.

Так к чему же "пришли" эти торговые площадки в эпоху свободного предпринимательства? Сегодня главные действующие лица среди них - продовольственные и вещевые рынки. Товарное изобилие, сотни продавцов и тысячи покупателей на дехканских рынках продолжают поддерживать образ восточного базара. На смену так называемым барахолкам пришли вещевые рынки и заняли положенную им нишу дискаунтера. Однако современные рынки - это не муравейники с хаотичным движением, а предприятия со своим алгоритмом организации и ведения бизнеса. Только порой не так-то просто разглядеть эту бизнес-модель и уж тем более нити, связывающие его цепочки в единое целое. И такая конструкция запросто может разрастись до холдинга с многомиллиардными оборотами. Однако у подобного успешного бизнеса может быть и обратная сторона - появление на свет "монстра", чья деятельность совершенно не отвечает интересам общества, сопровождается игнорированием установленных норм и направлена лишь на извлечение прибыли любой ценой.

Как знать, не стало ли выявление такого предприятия в Ташкенте дополнительным основанием для формирования в налоговых структурах отдельного специализированного подразделения по контролю и пресечению экономических правонарушений на рынках и в торговых комплексах?

 

В РЕГИОНАХ все гораздо  проще. Рынков много, но возникновение здесь предприятий ташкентского уровня маловероятно - масштаб не тот. Если многие столичные базары можно сравнить с крупными предприятиями, то в областях функционируют в основном середнячки. Например, в минувшем году валовой объем разовых сборов со всех 30 рынков и их филиалов в Навоийской области составил всего около 1,6 млрд сумов. Однако это не значит, что рынки не доставляют хлопот и за них с должностных лиц не спрашивают.

В последний раз деятельность рынков становилась предметом детального обсуждения три года назад. Тогда повсеместно создавали региональные комиссии, возглавляемые хокимами областей. Ужесточение спроса и дополнительные инвестиции в инфраструктуру рынков дали определенные положительные результаты. В том же Навои основательно изменился облик рынков. Вместо старого вещевого базара, не отвечающего элементарным санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, появился новый "Навоий буюм бозори" со стационарными торговыми точками и прилавками для индивидуальных предпринимателей. Полностью реконструирован центральный продовольственный рынок, где выросли отдельные специализированные павильоны, в которых реализуются конкретные группы товаров. У плодоовощной продукции своя площадка, у мясо-молочной - другая, у кондитерских изделий и домашней выпечки - третья, у сухофруктов - четвертая. Даже у индивидуальных предпринимателей, занимающихся починкой обуви, появилась своя крыша над головой. Каждому из них на отдельной площадке соорудили кабинки. На рынках поддерживаются чистота и порядок. Одним словом, культура обслуживания на них сделала заметный шаг вперед.

Но без ложки дегтя не обойтись. Прежняя "барахолка" в миниатюре возродилась между вещевым и дехканским базарами, здесь же облюбовали себе местечко индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на ремеслах и народных промыслах. Да и точки общепита областного центра говорят, что служба пожарной безопасности и санитарного контроля здесь напрочь отсутствует. Никуда не делись и другие старые "болячки".

С какими "хроническими заболеваниями" придется иметь дело новому налоговому подразделению, сказано в Постановлении Президента N ПП-1257:

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений в финансово-экономической и налоговой сфере на территории рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним автостоянок;

противодействие изготовлению и реализации недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) или контрабандных товаров на территории рынков и торговых комплексов.

В цифрах материализованная задача выглядит так: в прошлом году налоговыми подразделениями региона на рынках проведено 427 проверок и рейдов, в ходе которых выявлено 434 нарушения. На вещевых рынках из продажи изъято товарно-материальных ценностей на 175 млн сумов. Из них контрабанды - импортного ширпотреба без соответствующих документов - на 141,5 млн сумов. На продовольственных рынках "вагон с тележкой" конфискованной продукции потянул на 140 млн сумов. В том числе спиртного и табачных изделий без акцизных марок - на 16 млн сумов, контрабандных продуктов питания - на 14 млн сумов, контрафактного растительного масла, аудио- и видеокассет и дисков - на 5 млн сумов. Более 420 индивидуальных предпринимателей и руководителей хозсубъектов привлечены к административной ответственности, 8 - к уголовной. К 77 коммерческим структурам судом применены финансовые санкции на 95 млн сумов.

Если учесть, что, согласно директивам, налоговые проверки в 2009-м сократились как минимум на треть, то несложно понять, что, работай контролирующие органы по обычному графику, итоги проверок были бы более внушительными. Надо полагать, что коллеги из специализированного подразделения, начав ежедневно "тестировать" рынки, не только наверстают упущенное... Предпосылки для этого есть.

На первый взгляд, все укладывается в обычную житейскую схему. На потребительском рынке есть нормы, которые соблюдают не все предприниматели. Контролирующие органы выявляют и пресекают правонарушения. Привлекают виновных к ответственности. Не вызывает сомнения, что снижение уровня противоправных действий отвечает общественным и государственным интересам, и либерализация экономических отношений в немалом этому способствует. Но предоставление больших свобод не означает, что у бизнеса становится меньше ответственности.

 

НАЧИНАЯ с 2002 года в  стране принят целый пакет законодательных актов по упорядочению предпринимательской деятельности в этой сфере и защите прав потребителей. Появились правила, регламентирующие розничную и оптовую торговлю, у армии покупателей есть своя федерация обществ по защите их прав. В этой связи не помешает вспомнить, когда возникла потребность в нововведениях и чем они были вызваны к жизни. К началу нового тысячелетия произошло насыщение потребительского рынка страны, он качественно изменился, потребителю уже не требовалось что-то и где-то доставать, он мог все купить. Поэтому понадобились более совершенные механизмы регулирования, чтобы процессы на рынке были прозрачны и понятны, чтобы сохранялся баланс между интересами бизнеса, государства и потребителя, а перемены вели к улучшению качества жизни.

Большинство нынешних правонарушений на потребительском рынке приходится на несоблюдение норм, принятых 6-8 лет назад. Традиционным инструментом устранения таких издержек является административный ресурс. Но как быть, если нарушения носят массовый характер, встречаются повсеместно и дают повод задуматься, а не с "мертворожденной" ли нормой приходится сталкиваться? В налоговых подразделениях региона зарегистрировано всего 35 индивидуальных предпринимателей, обладающих всем пакетом документов, дающих право на розничную торговлю импортной продукцией. На вещевых рынках сотни продавцов реализуют ширпотреб зарубежного производства. Если большинству из них закрыть доступ к торговле, деятельность рынков будет фактически парализована, сократятся поступления наличной денежной выручки в учреждения банков, разовых сборов, что отрицательно скажется на поступлении средств в местный бюджет. А кто у нас отвечает за приток наличной торговой выручки в банки, за наполнение доходной части государственных бюджетов всех уровней обязательными платежами? Все те же налоговые органы.

Однако и это еще не все. Проблема выходит за рамки 407-го правительственного постановления. Ведь реформирование торговли предполагало, что в отрасль на смену "челнокам" придет современная дистрибуция, появятся дилерские сети, где основной формой оплаты между оптом и розницей станут безналичные платежи. В Бухаре как-то даже своеобразную ярмарку проводили, на которой свели столичных оптовиков с продавцами вещевых рынков. Стороны заключили договоры, и ритейлоры безналичным авансом оплатили приобретаемое. Когда же бухарцы приехали за товаром, то получили его на 80 процентов от суммы оплаты. Оказалось, что остальное - "маржа" оптовиков за согласие отпустить продукцию по "безналичке". Естественно, такие детали сделок договоры не предусматривали. Гиждуванские индивидуальные предприниматели с местного вещевого рынка решили не мудрить и не экспериментировать, а работать по старинке: отправляются на столичные рынки, где за наличные приобретают товары для дальнейшей перепродажи. Так что, облюбованный ими "Чилонзор буюм бозори" может и дальше процветать.

Из разряда "не берущихся подач" и пункт 31 приложения к ПКМ N 407, запрещающий лоточную торговлю и реализацию товаров за пределами магазина (за исключением прохладительных напитков и мороженого - для юридических лиц - пункт 19). А это десятки, если не сотни миллиардов наличных сумов внебанковского оборота. Поразительно, но лоточная торговля по-прежнему остается неотъемлемой частью колорита местного ритейла и никакие запреты ей нипочем.

Специализированные отделы по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов приходят не на пустое место, а принимают эстафету у секторов по контролю за деятельностью рынков, что функционировали при отделах контроля и налогообложения физических лиц. Но, как и их предшественники, они будут нести службу на территории, на которой у них нет союзников. Рассчитывать на помощь администраций рынков до сих пор получалось не везде, хотя в соответствии с требованиями ПКМ N 330 и Правил организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан руководство рынков должно контролировать соблюдение продавцами и своими сотрудниками правил торговли. В реальности же зачастую за ними самими, как говорится, глаз да глаз нужен. В прошлом году налоговыми подразделениями региона в деятельности администраций рынков выявлено 118 погрешностей. К самым крупным из них - ООО "Навоий буюм бозори" и АО "Саховат" - применялись финансовые санкции. На каждое по миллиону сумов штрафа.

 

ОДНАКО, по большому счету, все эти нарушения администраций рынков - "мелочи жизни". Гораздо интереснее посмотреть на будущее продовольственных и вещевых рынков по мере эволюционного развития отечественного ритейла.

Во-первых, в этой нише хозяйственная деятельность идет в русле общепринятых стандартов развития экономики. Имеется в виду, что в среде с высоким уровнем конкуренции шанс на выживание останется лишь у тех субъектов розницы, которые найдут оптимальные решения по повышению производительности труда и качества услуг.

Во-вторых, некоторые элементы будущего наших базаров можно увидеть уже сегодня. На примере других стран, где рыночные преобразования начались на десяток-другой лет раньше, чем в Узбекистане. Скажем, в Турции тоже есть базары со всей восточной атрибутикой и которым не одна сотня лет. Но на турецкий берег высадился "десант" торговых сетей в лице американской "Wal-Mart", французской "Carrefour", немецкого "METRO Group", предложив потребителю меньшие цены и более высокое качество услуг. Массовый покупатель ушел в торговые сети. Базары в Турции выжили, и народ там на рынки ходит. Но большей частью - это уже атрибут восточной экзотики для иностранцев, ставший элементом индустрии туризма.

В наше скоротечное время признаки торговой "модернизации" можно заметить и у нас. Большинство торговых точек на том же "Навоий буюм бозори" - это стационарные объекты розницы, собственниками которых являются все те же индивидуальные предприниматели, сужающие кольцо вокруг своих "собратьев-мешочников", продолжающих таскаться с баулами и торговать по старинке. Но растет не только количество "продвинутых" продавцов, но и потребителей, предпочитающих не толкаться среди снующих между прилавками, а получать более качественные услуги. Так что, у вещевых рынков нет будущего. Тот же "Навоий буюм бозори", как знать, вдруг да и сменит в будущем вывеску "Рынок" на "Торговый комплекс".

Дехканские (продовольственные) базары, думается, останутся. Но маркетинг и их достанет. Тому уже тоже появились первые приметы. Брэндовый иностранец сюда пока не пришел. Но местные не сидят сложа руки, помаленьку "накачивают мускулы". Не буду делать рекламу, только замечу, что в Навои работают два предприятия, обладающие тремя и более магазинами. А это уже какая-никакая, а сеть. Ведь, кроме дехканских рынков, только в магазинах нарождающейся "паутины" на прилавках можно встретить плодоовощную продукцию. Пока она проигрывает по цене аналогичным товарам с продовольственных рынков. Но, как говорится, лиха беда - начало.

И вот любопытный вывод: ежедневный налоговый мониторинг по принуждению базарного ритейла жить по правилам - это меры, которые в первую очередь отвечают интересам потребителей. Ведь чем меньше в работе розницы будет негатива, тем выше поднимется планка качества услуг.

 

Амир МАХМУДОВ,

соб. корр. "НТВ".

г.Навои.

 

Опубликовано в газете «НТВ» N 15-16 от 15 апреля 2010 года

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь