Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Белые и черные шары на весы ответственности за налоговое правонарушение

11.05.2010

 

Статья 51 Конституции Узбекистана обязывает граждан республики платить установленные законом налоги и местные сборы. Однако не все выполняют это требование. Кто-то идет на правонарушение сознательно, чтобы получить больше прибыли, а кто-то совершает его, потому что не знает законодательства. Но и тем, и другим придется нести за это ответственность, от которой, как известно, незнание закона не освобождает.

 

Глава 17 Налогового кодекса Республики Узбекистан (НК) перечисляет виды налоговых правонарушений и размеры ответственности за их совершение. Согласно НК, налоговым правонарушением признается виновное противоправное деяние (действия или бездействие) налогоплательщика, за которое данным Кодексом установлены меры ответственности -финансовые санкции, применяемые в виде денежного взыскания (штрафов и пени).

Субъектом налогового правонарушения является налогоплательщик - физические, юридические лица и их обособленные подразделения, на которых в соответствии с НК возложено обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей (статьи 13, 106 НК). Финансовые санкции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяются в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа. К физическим лицам они применяются только в судебном порядке, кроме начисления пени.

В случае добровольной уплаты налогов, других обязательных платежей и пени в течение 30 дней со дня передачи материалов в суд субъект предпринимательства освобождается от применения к нему штрафов за неуплату налогов и других обязательных платежей. Помимо этого, Налоговый кодекс содержит положения, определяющие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Итак, что же смягчает, а что отягчает ответственность за налоговое правонарушение?

 

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, относятся:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность (часть первая статьи 111 НК).

Как видим, Налоговый кодекс не приводит исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, определяя, что судом могут быть приняты во внимание и иные факторы. Перечисленные же обстоятельства могут возникать только в отношении физического лица и связаны с его личностью. Вероятно, это объясняется тем, что при формировании налогового законодательства прежде всего учитывались положения других отраслей права об административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения физических лиц.

Отсутствие смягчающих обстоятельств для юридических лиц традиционно связывается со следующим. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили его совершение. А потому при предъявлении мер налоговой ответственности к организации могут учитываться смягчающие обстоятельства, применяемые к ее должностным лицам или представителям, из-за действий (бездействия) которых было совершено правонарушение. Однако такой фактор, как тяжелое материальное положение физического лица, учитывается, только если именно оно привлекается к ответственности за налоговое правонарушение.

Законодатель прямо указал, что совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств является смягчающим фактором. Но на практике могут возникнуть вопросы, какие именно из них можно отнести к таковым. Например, можно ли к ним отнести наличие у ответчика третьей группы инвалидности и то, что он является одиноким пенсионером?

Налоговая политика Узбекистана предполагает и поощряет самостоятельное уточнение налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом, в том числе в ходе и по результатам камеральных и плановых налоговых проверок. Поэтому в качестве обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, принимается совокупность действий налогоплательщика по уточнению налоговых обязательств:

- представление уточненной налоговой декларации, в которой указана большая сумма налога, чем в ранее представленной за тот же период;

- перечисление в бюджет суммы налога на основе уточненной налоговой декларации (расчета);

- уплата соответствующих пеней.

К сожалению, в настоящее время в судебной практике очень редки случаи применения положений статьи 111 НК и нет документов, уточняющих, какие именно обстоятельства суд может отнести к смягчающим налоговую ответственность юридических лиц. В зарубежной же практике к таковым суды относят невыполнение обязательств контрагентами фирмы, задержку или отсутствие бюджетного финансирования и другие обстоятельства.

 

ЧАСТЬЮ 2 статьи 111 НК предусмотрено всего лишь одно обстоятельство, отягчающее ответственность за налоговое правонарушение, - совершение его лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичное правонарушение. Другие обстоятельства не могут быть признаны судом в качестве отягчающих.

Первое условие для признания наличия отягчающего обстоятельства - это полная аналогичность повторного нарушения. То есть проступок, за который предприятие привлекают к ответственности, должен быть аналогичен ранее совершенному.

Второе обязательное условие - это возложение на нарушителя ответственности за ранее совершенный проступок. Заметим, что последующее правонарушение не может считаться повторным в том случае, если даже предыдущее противоправное действие было обнаружено, но:

по делу не велось производство;

был пропущен срок привлечения к ответственности;

было отказано во взыскании санкций.

При оспаривании аргументов налоговых органов, по которым в проступке фирмы имеется отягчающее вину обстоятельство, иногда возникает необходимость выстроить хронологию принятия решений по аналогичным делам и признания обстоятельства отягчающим. Ведь бывает, что слушание по первому нарушению состоялось не сразу или же постоянно откладывалось. А за это время предприятие успело совершить аналогичный проступок и тоже решило его оспорить в суде. Таким образом, в суде рассматриваются два дела, но по первому решение еще не вынесено и налоговые санкции не взысканы. Нарушение одного из условий повторности является основанием для отказа в отнесении таких обстоятельств к отягчающим.

И, наконец, третье "отягчающее" условие - правонарушение должно быть совершено в течение одного года с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении санкции за аналогичный проступок (часть девятая статьи 108 НК).

 

УКАЗАННЫЕ в Налоговом  кодексе обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, могут быть выявлены в ходе судебного разбирательства. Так как право принятия решения о признании их таковыми предоставлено только суду, то следует руководствоваться процессуальными нормами. В частности, согласно статье 136 Хозяйственного процессуального кодекса, суд обязан при принятии решения определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, а какие - нет. Кроме того, часть вторая статьи 109 НК устанавливает, что "лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение при наличии и иных обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом" (в том числе и указанных в статье 111 НК, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность). Если суд решит, что обстоятельство, предусмотренное статьей 111 НК, имеет значение для вынесения решения, то это обязательно будет отражено в протоколе дела и решении суда, а также подтверждено приложенными документами.

Но как это реально отразится на мере ответственности? Насколько ее снизят, исключат или повысят? В некоторых странах это четко прописано. Например, в Налоговом кодексе Российской Федерации указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с установленным размером. А при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 процентов*. Наше законодательство подобной регламентации не содержит. Отсюда следует вывод, что решение о смягчении ответственности и его форме (виде или объеме санкций) целиком зависит от внутреннего убеждения судьи. А часть вторая статьи 111 НК из-за отсутствия механизма ее применения вообще не может применяться (то есть размер санкции не может быть увеличен). Но нет и нормы, обязывающей снизить размер санкции при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.

Тем не менее суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств имеет право уменьшить размеры финансовых санкций. Обратите внимание - снизить штрафы могут и сами налоговые инспекции. Более того, они не просто вправе уменьшить санкции, но и обязаны при рассмотрении материалов налоговой проверки выявлять смягчающие обстоятельства (часть вторая статьи 102 НК). Снижение налоговым органом размера взыскиваемых с налогоплательщика санкций на основании наличия таковых не лишает хозяйственный суд права при рассмотрении дела исследовать все обстоятельства и дополнительно снизить размер подлежащей взысканию суммы штрафа. Главное для компании - вовремя заявить о них и представить соответствующие доказательства.

Ведь хозяйственный суд не может снизить размер взыскиваемого с налогоплательщика штрафа за совершение налогового правонарушения по собственной инициативе без ходатайства об этом ответчика. Иначе налоговый орган будет лишен возможности воспользоваться процессуальным правом, предусмотренным частью первой статьи 35 Хозяйственного процессуального кодекса, на приведение доводов и возражений по данному вопросу.

Также отметим, что Налоговый кодекс не содержит предписаний о порядке назначения наказания при одновременном наличии у налогоплательщика смягчающих и отягчающих налоговую ответственность обстоятельств.

В целях повышения эффективности и прозрачности правоприменения Налогового кодекса видится целесообразным ввести в отечественное законодательство положения, конкретизирующие порядок определения размера финансовых санкций при наличии смягчающих или отягчающих вину обстоятельств, а также в случае их совокупности.

 

 

-------------------------------------------------------------------------

*) Статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.

 

Мария ТУХТАРОВА,

юрист ООО "Norma".

 

 

 

Опубликовано в газете «НТВ» N 18 от 29 апреля 2010 года.

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1516