Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzОтмена льгот по НДС: ответы на 3 часто задаваемых вопроса Как определить доход от реализации в отдельных случаях Как выплачивать материальную помощь Как выплачивать материальную помощь

БЮДЖЕТ-2011: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

07.12.2010

 

 

26 ноября нижняя палата парламента рассмотрела проект Государственного бюджета на будущий год. Правительство продолжает снижать налоговую нагрузку на экономику, переоценивает частное жилье и сельскохозяйственные земли и продолжает оптимизировать льготы.

 

Говорить о реалиях Государственного бюджета на будущий год сегодня можно лишь условно. Проекту, утвержденному Законодательной палатой, предстоит пройти еще две высокие инстанции до своего окончательного принятия. Но представить, что нас ожидает в следующем году, можно уже сейчас. Причем интересны даже не столько цифры, как таковые, сколько - тенденции...

 

 

ДОХОДЫ. НАЛОГИ. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

 

- Продолжится снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. Базовая ставка ЕНП для микрофирм и малых предприятий составит 6% против текущих 7%, что позволит плательщикам "сэкономить" в совокупности порядка 50 млрд сумов, направив их, в случае необходимости, на свое техническое и технологическое перевооружение. При этом предложено ввести порядок (он не будет распространяться на предприятия розничной торговли и сферы услуг), в соответствии с которым ЕНП будет уплачиваться по установленным ставкам, но не менее 10-кратного размера земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой предприятием площади для осуществления предпринимательской деятельности. А также - отменить перевод ранее приватизированных предприятий на общеустановленный порядок налогообложения, если у них объем реализации товаров, работ или услуг за два квартала подряд окажется меньше 10-кратного размера налога на имущество и земельного налога.

 

- Законодатели считают нецелесообразным продолжать снижать действующие ставки налога на прибыль (9%, для банков - 15%). Во-первых, в текущем 2010-м году базовая ставка и так была снижена на 1%, чего, считают эксперты, вполне достаточно для сохранения темпов роста производства и на 2011 год. Кроме того, есть еще различные льготы, так что в реальности налоговое изъятие окажется еще меньше. Без изменений, скорее всего, останется и ставка налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (8%).

 

- Снабженческо-сбытовые организации имеют все шансы перейти в будущем году на уплату единого налогового платежа со ставкой в 5% от товарооборота, поскольку они действуют подобно предприятиям оптовой торговли, которые сегодня находятся именно на таких условиях налогообложения. До сих пор крупные снабженческо-сбытовые организации платили общеустановленные налоги, а малые - ЕНП по ставке 33% от валового дохода. Так что предлагаемые сбытовикам условия - просто мечта всей их снабженческой жизни...

Которая на этом, собственно, и закончится, поскольку с нового года им придется перерегистрироваться в предприятия оптовой торговли - со всеми вытекающими последствиями в виде лицензирования, соблюдения требований нормативных актов, регулирующих сферу оптовой торговли, а также пристального внимания уполномоченных государственных органов.

 

- С будущего года вводится новый платеж-санкция - за эксплуатацию изношенного оборудования. Логика тут простая: используя полностью изношенное оборудование свыше срока его полезного действия, вы, во-первых, не платите налог на имущество, поскольку налогооблагаемая база - остаточная стоимость - у вас отсутствует; во-вторых, не обеспечиваете реализацию программы технического и технологического перевооружения. Так что готовьтесь к тому, что с нового года с вас будут взыскивать 0,5% от половины первоначальной (восстановительной) стоимости вашего "раритета". Перечень оборудования, к которому будут применены эти "санкции", определят министерства экономики и финансов.

 

- С обязательными платежами в государственные целевые фонды дело будет обстоять так: ставку платежа в Пенсионный фонд правительство предполагает повысить на 0,1%, а отчислений в Республиканский дорожный фонд на те же самые 0,1% снизить. Ставка страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд возрастет до 4,5% (на 0,5%). Кроме того, учрежден новый Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений - школ, профессиональных колледжей и академических лицеев. Ставка обязательных отчислений в него, предположительно, составит 0,5% от объема реализации товаров, работ или услуг.

 

- Ставка единого социального платежа останется без изменений (25% от фонда оплаты труда), но от его уплаты хотят освободить зарплату, выплачиваемую за счет грантов, как это принято в международной практике, исходя из целевого характера этих средств, не предполагающего их направления на уплату налогов и обязательных платежей.

 

- Меры административной ответственности будут применяться персонально к руководителям, как должностным лицам, в случае невыплаты юридическими лицами пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Ориентировочно речь идет о штрафах в размере от 10 до 15 МРЗП, уплата которых не отменит необходимости произвести положенные выплаты.

 

- Правительство принимает меры, направленные на легализацию численности работников и, соответственно, фонда оплаты труда. С нового года планируется ввести для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (предположительно - строительство, торговля и общепит) минимальные нормативы численности работников на производство единицы продукции и выработки в денежном исчислении, исходя из трудозатрат. А также - законодательно закрепить виды деятельности, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

 

- Индексируются фиксированные ставки акцизного налога на алкогольные напитки, пиво, спирт и табачные изделия, а также ставки налога за пользование водными ресурсами, земельного налога и единого земельного налога. Параллельно в 2011 году начнется работа по пересчету нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, исходя из текущих цен.

 

- В 2011 году запланировано повысить зарплату работников бюджетных учреждений, пенсии, стипендии и социальные пособия в 1,25 раза - в 2 этапа.

 

- Предполагается снизить с нового года минимальную (с 11 до 10%) и среднюю (с 17 до 16%) ставки шкалы налога на доходы физических лиц. Расчет на то, что, больше зарабатывая, мы будем больше тратить, стимулируя тем самым внутренний рынок.

 

- Ставка налога на имущество физических лиц должна немного повыситься - с 0,5% до 0,75%, причем на очень большие по площади жилые дома и квартиры (свыше 200 кв.м) в городах могут быть установлены повышающие коэффициенты. А все потому, что инвентарная стоимость жилья у нас все еще не соответствует реальной.

В связи с этим принято решение в течение 2011 года осуществить сплошную переоценку стоимости жилого фонда физических лиц в текущих ценах, а при подготовке концепции налоговой политики на 2012 год предусмотреть снижение ставки налога на имущество физлиц, исходя из того, что при расчетах уже будет использоваться новая - приближенная к реальности - инвентаризационная стоимость.

 

 

ЛЬГОТЫ

 

- Будет отменена льгота по таможенной пошлине на товары, ввозимые в республику бюджетными организациями за счет бюджетных ассигнований для собственных нужд. Аналогичная льгота по НДС для них утратила силу еще в 2005 году.

 

- С нового года предполагается отменить таможенные льготы по налогу на добавленную стоимость на ввозимые готовые лекарственные средства, объемы производства которых у нас в Узбекистане обеспечивают потребности внутреннего рынка. Мера направлена на поддержку национальных фармацевтов, которым себестоимость производства пока что объективно не давала нормально конкурировать с импортом, ввозимым в льготном порядке.

ГАК "Узфармсаноат" и Минздрав разрабатывают в настоящее время перечень лекарственных средств, производство которых освоено отечественными предприятиями в достаточном объеме.

 

- До 1 января 2014 года будет продлено действие льгот, предоставленных постановлением Президента от 25 июля 2006 года N ПП-425 для специализированных управляющих - сервисных организаций ТЧСЖ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Законодатели отмечают, что налоговые льготы очень благоприятно сказались на данной сфере: с момента их введения в республике было создано порядка 350 профессиональных управляющих компаний. А продление действия льгот создаст благоприятные условия для дальнейшего формирования рынка жилищных услуг.

 

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

В 2011 году предусматривается рост объемов ВВП - на 8,3%, промышленной продукции - на 9,3%, производства сельскохозяйственной продукции - на 5,8% и капитальных вложений - на 12,1%. Дефицит государственного бюджета составит 1% к ВВП.

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

В будущем году бюджетная политика будет выстроена с учетом приоритетности следующих четырех направлений:

 

1. Обеспечение роста доходов и уровня жизни населения путем повышения размеров зарплаты, пенсий, стипендий и социальных пособий, опережающего темпы инфляции;

 

2. Повышение эффективности использования бюджетных средств, оптимизация структуры и сети бюджетных учреждений, расширение внебюджетных источников финансирования, усиление адресности социальной помощи;

 

3. Создание надежных и постоянных источников финансирования реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений;

 

4. Дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений - через усиление самостоятельности и заинтересованности местных органов власти в расширении доходной базы и эффективности использования ресурсов.

 

Обращают на себя внимание отдельные нововведения в сфере финансирования образовательных учреждений. Во-первых, как мы уже сказали, создан новый Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений, призванный материально обеспечивать решение всех тех вопросов, что перечислены в его названии.

Кроме того, в порядке эксперимента предполагается предоставлять государственные дошкольные образовательные учреждения в городах и областных центрах - мало того, что в долгосрочную (на 25 лет и более), так еще и безвозмездную (!) аренду частным образовательным структурам - с условием принятия ими инвестиционных обязательств по модернизации материально-технической базы при обеспечении сохранности государственного имущества. Этот щедрый жест со стороны государства означает, что в ближайшие годы у нас должно резко возрасти количество частных детских садов, а расценки на их услуги должны существенно снизиться, поскольку из себестоимости исключаются расходы на аренду (не говоря уж - на строительство) подходящих зданий в подходящем месте - внутри жилых массивов.

Расходы на экономику в 2011 году составят 2,5% к ВВП. Большая их часть придется на содержание объектов Минсельводхоза.

Владельцы автомобилей могут начинать радоваться: в прогнозе Государственного бюджета на 2011 год в рамках реализации Антикризисной программы предусмотрено затратить порядка 46 млрд сумов на ремонт автомобильных дорог.

В целях сокращения сверхнормативного потребления населением холодной воды и тепловой энергии (центральное отопление, горячая вода) планируется с 1 января будущего года ввести дифференцированные тарифы на оплату данных услуг. Подробности мы все узнаем чуть позже, а пока можно сказать только то, что будут обнародованы нормативы ежемесячного потребления горячей и холодной воды, и в их пределах население будет платить по привычным общеустановленным тарифам. А за сверхнормативное потребление (равно как и за отапливаемую "избыточную" жилую площадь) к этим тарифам будут применяться повышающие коэффициенты. А вообще-то, конечно, наша "расточительность" вовсе не является основной причиной сверхнормативной подачи населению как воды, так и тепловой энергии, что подтверждают сами специалисты-коммунальщики. Корень всех зол здесь заключается в изношенности внутридомового оборудования и сетей, а также в "открытой системе водоразбора теплоносителя", как сообщили депутатам. Чисто технически не очень понятно, о чем идет речь, но, кажется, слава богу, - не о квартирах горожан...

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС

 

Поскольку в настоящее время бюджетные процессы регулируются многочисленными актами законодательства, принятыми в разное время и отражающими решение отдельных актуальных задач на различных этапах развития бюджетной системы (3 закона, 6 указов и постановлений Президента, 26 постановлений Кабинета Министров и изрядное количество ведомственных нормативно-правовых актов), на практике это приводит к повторениям и неоднозначному толкованию различных норм бюджетного законодательства. В целях его совершенствования, а также повышения комплексности и прозрачности бюджетной системы законодатели согласились с предложением начать разработку Бюджетного кодекса, охватывающего все основные акты законодательства по бюджетному процессу.

 

Юлия ЯШИНА,

спец. корр. "НТВ".

 

Опубликовано в газете "НТВ" от 2 декабря 2010 года № 48.

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь