Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

ЭЛЕКТРОННУЮ ОТЧЕТНОСТЬ, ДОСТУПНУЮ ВСЕМ

15.03.2012

  

Налоговые и таможенные вести, N 12 от 15 марта 2012 года

 

12 марта в Торгово-промышленной палате прошло заседание экспертного совета ТПП по вопросам совершенствования системы электронной отчетности, предоставляемой субъектами предпринимательства. В нем приняли участие представители Законодательной палаты Олий Мажлиса, министерств, ведомств, крупных и малых предприятий, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов, ИКТ-компаний.

 

Председатель ТПП А.Шайхов отметил, что Указом Президента "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства" (от 24.08.2011 г. N УП-4354) предусмотрен поэтапный перевод до конца 2014 года всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности. Цель сегодняшней встречи - активизировать внедрение и применение систем электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи, ознакомить с достижениями и обменяться опытом в этой области, найти решения существующих в ней проблем.

Государственным налоговым комитетом, Госкомстатом, УзАСИ проделана большая работа по внедрению электронных форм отчетности. Сотрудники десятков тысяч предприятий и организаций оценили преимущества дистанционной сдачи отчетов. Анализ наработанной практики должен способствовать выработке рекомендаций по переходу более 500 тысяч хозяйствующих субъектов на ИКТ-формы.

Заместитель председателя комитета Законодательной палаты по вопросам информации и коммуникационных технологий И.Абдуллаев отметил, что в стране создана отвечающая международным стандартам достаточная и сбалансированная законодательная база динамичного, последовательного и свободного развития информационно-цифровой сферы, в том числе электронной отчетности и документооборота. Приняты законы "Об электронной цифровой подписи", "Об электронном документообороте", "Об электронной коммерции", "Об электронных платежах". Однако есть проблемы правоприменения, инерция исполнительных структур, специалисты не всех предприятий и организаций понимают преимущества электронной отчетности. Изучая практику внедрения электронной отчетности и применения ЭЦП в министерствах, ведомствах и регионах страны, Комитет выявил ряд недостатков и упущений в этой сфере.

Представители Государственного налогового комитета и действующего при ГНК Научно-информационного центра новых технологий З.Худайберганова, Х.Шакиров и Т.Исаева рассказали о поэтапном переводе оказываемых хозсубъектам государственных услуг на интерактивные безбумажные технологии, создании благоприятных условий для представления налоговой и финансовой отчетности в электронном виде. Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и порядка представления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам или на других носителях информации; расширению пропускной способности каналов корпоративной сети передачи данных; обеспечению бесперебойной работы системы приема и обработки электронных документов, созданию технических возможностей и дополнительных удобств субъектам предпринимательства для их представления.

Начальник отдела разработки и внедрения программных средств Государственного комитета по статистике Д.Сайфулин сообщил, что с февраля прошлого года действует система электронного резервирования фирменных наименований для хозяйствующих субъектов, начался прием статотчетов в электронной форме. Сегодня можно сдавать дистанционно 22 формы. В 2012-2013 годах предусматривается перевести в электронный формат всю месячную и квартальную отчетность, а в 2014-м - годовую.

С интересом участники встречи выслушали представителей Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий "Uzinfocom" А.Назарова и Центра "Unicon.uz" Э.Исакова, рассказавших об интерактивных государственных услугах и о практике предоставления ключей ЭЦП.

Последовавшее затем обсуждение позволило выявить ряд проблем, сдерживающих переход на электронные формы отчетности. Представители бизнес-сообщества указали на неудобства, возникающие при заполнении форм налоговой и финансовой отчетности в режиме on-line. Многие налогоплательщики плохо владеют информационно-коммуникационными технологиями, при этом иногда им трудно получить необходимую консультационно-техническую помощь. Наряду с примерами грамотного и уважительного отношения к налогоплательщикам, представители бизнес-сообщества рассказали и об обратных случаях. Так, имеют место случаи отказа в приеме традиционных отчетов на бумажных бланках, тем самым налогоплательщики ставятся  под угрозу финансовых и иных санкций. На это представитель ГНК подтвердил, что подобные действия неправомерны, так как никто не отменял статьи 44 и 45 Налогового кодекса, предусматривающие сдачу отчетов как на бумажных, так и на электронных носителях. Налогоплательщикам рекомендуют обращаться с жалобами на подобные действия к руководителям инспекций, а также в ГНК по "телефону доверия" 244-98-98.

Ускоренному переводу всех субъектов малого и частного бизнеса на электронные формы отчетности препятствует ряд проблем. В их числе - сложности с  отправкой электронных отчетов в последние дни отчетного периода; недостаточная распространенность хорошо зарекомендовавшего себя программного продукта EREPORTS V3.0, в том числе из-за отсутствия инструкции по его применению; длительность процедуры заполнения электронных отчетов по налогам и финансам в режиме on-line; отсутствие у пользователей большинства бухгалтерских программ возможности отправить по Интернету электронную отчетность, полученную из используемой ими бухгалтерской программы.

 

 

 

НАША СПРАВКА

 

На сегодняшний день в Узбекистане выдано более 206 тысяч ключей и сертификатов электронной цифровой подписи, зарегистрировано 9 центров регистрации ключей ЭЦП. 118 органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах подключены к защищенной электронной почте Е-Хат и системе электронного документооборота Е-Hujjat. Производством программных продуктов занимаются 235 предприятий и организаций. Агентство по интеллектуальной собственности зарегистрировало 299 программных продуктов.

 

 

 

По мнению производителей бухгалтерского программного обеспечения, созданию более благоприятных условий  способствовало бы размещение на сайте ГНК необходимых технических форматов формирования и отправки электронных форм отчетности. Это позволит интегрировать различные автоматизированные системы бухгалтерского учета с национальной системой представления налоговой и финансовой отчетности в виде электронного документа. Тогда отправлять электронный отчет будет намного проще и быстрее: не нужно будет заполнять десятки форм отчетности в режиме on-line, бухгалтерская программа сама их сформирует и отправит по Интернету. В Узбекистане имеется положительный опыт сотрудничества ГНК с разработчиками бухгалтерской программы "БЭМ", которым предоставлена необходимая техническая информация. Представители бизнес-сообщества предложили распространить этот положительный опыт на всех производителей программных продуктов для бухгалтеров.

 

 

 

Языком документа

 

Статья 44. Составление налоговой отчетности. Налоговая отчетность составляется на бумажном носителе и(или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу...

 

Статья 45. Порядок представления налоговой отчетности. ... Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по своему усмотрению:

явочным порядком;

по почте заказным письмом;

по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа...

 

Налоговый кодекс Республики Узбекистан.

 

 

 

С этим предложением согласился и представитель ГНК. Он сообщил, что обеспечение интегрированности автоматизированных программ бухучета с системой представления налоговой и финансовой отчетности в виде электронного документа предусмотрено Постановлением Кабинета Министров "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию информационного обслуживания налогоплательщиков органами государственной налоговой службы" (от 2.05.2011 г. N 125). После согласования соответствующего документа с Министерством финансов информация о форматах представления электронной отчетности будет предоставлена всем желающим.

По итогам развернувшейся на встрече дискуссии на основе замечаний и предложений, высказанных представителями министерств, ведомств, бизнес-сообщества и специалистами было рекомендовано:

экспертному совету ТПП продолжить обсуждение технических и организационных вопросов внедрения электронной отчетности со специалистами различных ведомств, налоговых органов, предпринимателями;

шире пропагандировать использование off-line программ отправки отчетности, внедренных ГНК и Госкомстатом;

обеспечить равные конкурентные условия производителям программных продуктов, автоматизирующих учет, формирование отчетности и документооборот путем открытости и прозрачности всей информации о приеме/передаче электронной налоговой отчетности;

предоставить всем производителям программных продуктов для бухгалтеров, используемых субъектами предпринимательства,  необходимую техническую информацию для обеспечения возможности отправки электронной отчетности по Интернету из самих программных продуктов.

 

По сообщению пресс-службы ТПП.

 

 


Комментарии (28)

Добавить комментарий

Гость_expert :

2012-03-16 09:40:42

То,что начался диалог с налоговиками уже хорошо.Думаю, что им рассказали о недопустимости  требования сдачи только электронной отчетности,ведь не у всех есть возможности использовать компьютерные технологии. Надо определить  переходный  периода для полного ее внедрения, может даже организовать при НГИ пункты-электронной загрузки отчетности? Так будет правильно,  т.к. не у всех есть стабильный Интернет, да и заполнять в режиме он-лайн не просто.В таком случае надо говорить и об  уровне культуры обслуживания и компетентности  в  НГИ в период сдачи отчетов, все в этот период нервничают, но бухгалтера и организации за несвоевременную сдачу наказываются материально,а сотрудники НГИ?
Думаю, что надо сотрудничать аналогично философии банков: не банк для клиента, а клиент для банка...

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_ :

2012-03-16 11:55:36

Пищу от имени бухгалтеров с большим стажем работы. Непонятна позиция гостя эксперта, который для начала  по-видимому является лишь теоретиком, и явно не бухгалтером. Он далеко не представляет процедуру сдачи отчетов в ГНИ. В каждой районной налоговой инспекции во время сдачи годового отчета за 2011 год был увеличен штат инспекторов и программистов, которые не только проводили консультации и обучание по сдачи электронной отчетности, но и практически помогали каждому бухгалтеру сдать отчет в срок. Другое дело, что ряд бухгалтеров, имеющих маломальский опыт работы с компьютером, понадеялись на свои силы и сами отправили отчеты. Они не попытались изучить тонкости отправки отчетов. А то что касается отсутствия компьютеров, либо выхода в Интернет, то это проблема руководства организации. Сейчас интернет не роскошь. Даже каждый школьник с телефона имеет выход в интернет.
И еще хотелось бы добавить, что очень удобная форма сдачи отчетов в Народный банк по ИНПС.

Гость_глав бух :

2012-03-16 12:04:16

Что-то мне не понятно мнение Experta, по поводу не банк для клиента, а клиент для банка. Можно подробнее узнать, что хотел выразить этой философией эксперт.
И еще, что за предложение по поводу организации при ГНИ пунктов-электронной загрузки отчетности? А Expert сдавал годовой отчет за 2011 год? Я работаю бухгалтером в трех фирмах, которые сдают отчеты в трех разных районах. В каждом районе я смогла сдать отчеты благодаря помощи инспекторов, которые специально занимались отправкой отчетов в электронной форме.

Гость_Maruf :

2012-03-16 16:06:51

Скорее всего комментатору-эксперту или его команде  по отчету  повезло меньше, чем Гостю_ и Гостю_глав бух.
  Вероятно, что он не в столице, технически оснащен поскромнее, практики  поменьше, но банковское обслуживание получше?

Гость_naus :

2012-03-16 16:49:45

Мой бухгалтер уже 10 лет пользуется 1С, к ней привык и на другую программу переходить не хочет. В ней формируются все необходимые отчеты, а ему потом приходится все это ручками вбивать в персональном кабинете на сайте налоговиков, затраты времени - колоссальные! Почему же не дать возможность отправлять отчеты прямо из 1с, кому от этого будет хуже?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_