Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ЕНП С УЧЕТОМ БАЗЫ

20.09.2010

 

С 1 июля 2010 года предприятия розничной торговли, микрофирмы и малые предприятия сферы услуг уплачивают единый налоговый платеж (ЕНП) в соответствии с Налоговым кодексом, но не менее суммы установленного фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичный вид деятельности.

 

Порядок уплаты определен Положением о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа предприятиями розничной торговли, микрофирмами и малыми предприятиями сферы услуг с учетом введения базового размера единого налогового платежа (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 18.08.2010 г. N 2134, далее - Положение N 2134).

 

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ С БАЗОЙ

 

Порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера распространяется на:

предприятия розничной торговли;

микрофирмы и малые предприятия сферы услуг.

 

Указанные предприятия являются плательщиками ЕНП с учетом базового размера, если основным видом деятельности по итогам отчетного периода является розничная торговля или оказание услуг. Соответственно, в группу потенциальных плательщиков ЕНП с учетом базы могут попасть также многопрофильные предприятия - плательщики ЕНП, занимающиеся также розничной торговлей и оказанием услуг и имеющие по ним преобладающую долю выручки в общем объеме реализации в отчетном периоде.

 

ПРИМЕР. Малое предприятие, зарегистрированное в г.Ташкенте, осуществляет следующие виды деятельности:

услуги в сфере общественного питания;

розничную торговлю непродовольственными товарами.

Выручка, полученная предприятием, составила 80 400 тыс. сум., в том числе:

от оказания услуг в сфере общественного питания - 28 140 тыс. сум.;

от розничной торговли непродовольственными товарами - 52 260 тыс. сум.

Доля выручки от оказания услуг в сфере общественного питания составляет 35% (28 140 / 80 400 х 100%) от общего объема реализации предприятия.

Доля выручки от розничной торговли непродовольственными товарами - 65% (52 260 / 80 400 х 100%).

 

Таким образом, основным видом деятельности для данного предприятия является розничная торговля непродовольственными товарами. Данный вид деятельности может осуществляться индивидуальным предпринимателем, и по нему установлена ставка фиксированного налога. Следовательно, данное предприятие должно уплачивать ЕНП с учетом базового размера.

 

ПРИМЕР. Малое предприятие, зарегистрированное в г.Ташкенте, осуществляет следующие виды деятельности:

услуги в сфере общественного питания;

розничную торговлю непродовольственными товарами.

Выручка, полученная предприятием, составила 65 200 тыс. сум., в том числе:

от оказания услуг в сфере общественного питания - 52 160 тыс. сум.;

от розничной торговли непродовольственными товарами - 13 040 тыс. сум.

Доля выручки от оказания услуг в сфере общественного питания составляет 80% (52 160 / 65 200 х 100%) от общего объема реализации предприятия.

Доля выручки от розничной торговли непродовольственными товарами - 20% (13 040 / 65 200 х 100%).

 

Учитывая, что основным видом деятельности для предприятия является оказание услуг в сфере общественного питания, который, согласно Перечню отдельных видов деятельности, осуществляемых в установленном законодательством порядке исключительно субъектами предпринимательства, образованными в форме юридического лица (приложение к постановлению КМ от 5.11.2002 г. N 380), может осуществляться исключительно юридическими лицами, на данное предприятие порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера не распространяется.

 

В случаях когда по деятельности, осуществляемой плательщиком ЕНП, не установлены ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, Положение N 2134 не применяется. Например, малое предприятие в г.Ташкенте сдает в аренду свободные помещения и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами. В отчетном периоде доля выручки от сдачи в аренду является преобладающей в общем объеме реализации. Учитывая, что физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) по доходам от сдачи в аренду имущества уплачивают в бюджет налог на доходы физических лиц (нет фиксированных ставок налога), то предприятие не будет рассчитывать базовый размер ЕНП, а будет уплачивать ЕНП, руководствуясь положениями статьи 353 Налогового кодекса. При осуществлении нескольких видов деятельности, по которым установлены разные объекты налогообложения и(или) ставки ЕНП, по ним ведется раздельный учет и уплачивается ЕНП по ставкам, установленным для соответствующих категорий налогоплательщиков. То есть по услугам по аренде ЕНП уплачивается по ставке 7%, по розничной торговле - 4%.

 

При отнесении деятельности к сфере услуг налогоплательщикам рекомендовано руководствоваться Общегосударственным классификатором услуг по видам деятельности Республики Узбекистан (далее - ОКУВД, Классификатор) (утвержден постановлением агентства "Узстандарт" от 12.05.2006 г. N 05-15). Указанный Классификатор предназначен прежде всего для целей статистического учета и анализа, и только поэтому, можно предположить, он не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, а утвержден агентством "Узстандарт". Как известно, Положением о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств (утверждено постановлением КМ от 9.10.1997 г. N 469) определено, что правовой экспертизе и государственной регистрации подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан; имеющие межведомственный характер; а также имеющие обязательную силу для предприятий и организаций. Классификатор предлагается использовать налогоплательщикам для определения их правового статуса в каждом отчетном периоде, и поэтому, на наш взгляд, его следовало направить на правовую экспертизу и государственную регистрацию. Возможно, она бы выявила, насколько разные подходы в классификации услуг применяют органы статистики и нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение предприятий, включая Положение N 2134.

В правоприменительной практике часто мнения контролирующих органов и налогоплательщиков по отнесению видов деятельности к сфере услуг или производству расходятся. Это подтверждается многочисленными судебными процессами по поводу признания деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, в качестве производственной или относящейся к сфере услуг для применения ставки ЕНП (например, в 2009 году ставка ЕНП для промышленных предприятий составляла 7%, а для предприятий сферы услуг - 8%).

Классификатор относит к сфере услуг не только общеизвестные виды услуг, но и те, которые связаны с оказанием услуг, например, в производстве мебели для офисов и предприятий торговли, в сфере гражданского и промышленного строительства, услуги по переработке сырья и др. В то время как в целях налогообложения предприятиям, оказывающим услуги по переработке сырья, материалов и др., рекомендовано относить эти услуги к производству.

 

 

НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ ПО БАЗЕ

 

Не распространяется порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера на микрофирмы и малые предприятия сферы услуг:

 

q не являющиеся плательщиками единого налогового платежа. Микрофирмы и малые предприятия, за исключением предприятий торговли и общественного питания, вправе выбрать систему налогообложения - упрощенную либо общеустановленную (ЕНП или налог на прибыль, НДС и др.). Если малое предприятие в сфере услуг уплачивает в бюджет общеустановленные налоги, то на него не распространяется порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера. Или, например, многопрофильное предприятие занимается производством, а также розничной торговлей, уплачивает общеустановленные налоги. По итогам отчетного периода основной вид деятельности - розничная торговля. Учитывая, что предприятие является плательщиком общеустановленных налогов, в том числе по розничной торговле, на него не распространяется порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера, несмотря на то, что в отчетном периоде выручка по розничной торговле была преобладающей;

 

q деятельность которых в соответствии с законодательством осуществляется исключительно субъектами предпринимательства, образованными в форме юридического лица. Виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица, определены в Перечне отдельных видов деятельности, осуществляемых в порядке, установленном законодательством, исключительно субъектами предпринимательства - юридическими лицами (приложение к постановлению КМ от 5.11.2002 г. N 380):

скупка и продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней либо изделий с применением таких материалов;

изготовление печатей и штампов;

организация гостиниц, отелей и кемпингов;

оказание услуг юридическим лицам по капитальному строительству, строительно-монтажным работам;

проектная, проектно-конструкторская деятельность и проведение экспертизы проектов и смет;

реализация всех видов нефтепродуктов;

оптовая торговля;

оказание услуг в сфере общественного питания (за исключением услуг по изготовлению и реализации отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или специально отведенных местах решением органов государственной власти на местах);

техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем управления технологическими процессами и производствами, радиоэлектронной аппаратуры прецизионного и станочного оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ);

оказание услуг сетей распространения (трансляции) телепередач - ретрансляция телерадиопрограмм по кабельной сети, а также эксплуатация сети телекоммуникаций и оказание услуг телекоммуникаций;

брокерская деятельность на биржах;

деятельность по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на коммерческой основе;

ферментация табачного сырья и производство табачных изделий;

производство и реализация растительного масла;

реализация алкогольной продукции;

оценочная деятельность;

промышленная переработка и производство мясных полуфабрикатов, а также промышленное производство колбасных изделий, мясных и рыбных консервов;

промышленная переработка сырого молока и производство цельномолочной продукции (молоко пастеризованное, сливки, каймак, творог, кисломолочные продукты), включая сыры, брынзы, коровьи масла, продукты детского питания (все виды, одобренные Министерством здравоохранения Республики Узбекистан), сухое молоко, мороженое и сгущенное молоко;

производство:

маргариновой и майонезной продукции;

конфет и шоколада (кроме национальных сладостей);

яичного порошка;

минеральной воды, соков и других видов прохладительных напитков (в стеклянной таре, пластиковых, асептических и неасептических упаковках);

предметов личной гигиены;

строительных материалов (кроме изготовляемых ручным способом и с использованием ручных инструментов и средств малой механизации);

мебели (кроме изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства);

промышленная переработка полиэтиленового сырья и производство готовой продукции из него;

производство, тиражирование, дублирование, реализация и прокат кино- и видеопродукции;

розничная торговля новыми импортными автомобилями.

Например, в указанный Перечень включены услуги в сфере общественного питания (за исключением услуг по изготовлению и реализации отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или специально отведенных местах решением органов государственной власти на местах). То есть индивидуальные предприниматели не вправе оказывать услуги в сфере общественного питания. Поэтому на предприятия в сфере общественного питания порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера не распространяется. Розничная торговля алкогольной продукцией может осуществляться также только юридическими лицами и только через специализированные магазины, отдельные торговые залы (секции), оснащенные контрольно-кассовыми машинами. Соответственно, если предприятие оказывает услуги только по торговле алкогольной продукцией, то на него также не распространяется положение об уплате ЕНП с учетом базового размера. Однако если магазин имеет в торговом зале секцию с отдельным кассовым аппаратом по продаже алкогольной продукции, то выручка от реализации алкогольной продукции включается в общий объем товарооборота и база рассчитывается не по товарным группам, а в целом по деятельности - розничной торговле;

 

q осуществляющие лицензируемый вид деятельности, на занятие которым лицензия выдается только юридическим лицам. Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется:

Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (от 25.05.2000 г. N 71-II);

Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (приложение N 1 к постановлению Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. N 222-II);

Перечнем лицензирующих органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности (приложение N 1 к постановлению КМ от 28.06.2002 г. N 236);

постановлением Президента "О сокращении видов и упрощении разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности" (от 21.09.2005 г. N ПП-186);

а также отдельными актами по лицензированию конкретных видов деятельности.

 

 

Лицензируемые виды деятельности в сфере услуг,

на занятие которыми лицензия выдается только юридическим лицам

 

Вид деятельности

Нормативно-правовой документ

Аудиторская деятельность

Положение о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности (приложение N 3 к Постановлению КМ от 22.09.2000 г. N 365)

 

Геодезическая и картографическая деятельность

Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности (приложение N 1 к Постановлению КМ от 14.11.2003 г. N 510)

 

Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом

Положение о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (приложение N 1 к Постановлению КМ от 14.07.2006 г. N 138)

 

Деятельность микрокредитных организаций

Положение о порядке лицензирования деятельности микрокредитных организаций (утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 13.04.2010 г. N 2093)

 

Деятельность свободного склада

Положение о лицензировании деятельности свободного склада (приложение N 2 к Постановлению КМ от 20.11.2003 г. N 523)

 

Деятельность таможенного склада

Положение о лицензировании деятельности таможенного склада (приложение N 1 к Постановлению КМ от 20.11.2003 г. N 523)

 

Заготовка и переработка вторичных ресурсов и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни

Положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни (приложение N 1 к Постановлению КМ от 17.11.2003 г. N 515)

 

Издательская деятельность

Положение о лицензировании издательской деятельности (приложение N 1 к Постановлению КМ от 11.06.2004 г. N 275)

 

Медицинская деятельность

Положение о лицензировании медицинской деятельности (приложение N 1 к Постановлению КМ от 3.04.2008 г. N 61)

 

Организация лотерей

Положение о лицензировании деятельности по организации лотерей (приложение к Постановлению КМ от 16.07.2003 г. N 314)

 

Оценочная деятельность

Положение о лицензировании оценочной деятельности (приложение к Постановлению КМ от 8.05.2003 г. N 210)

 

Перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом внутреннего и международного сообщения

 

Положение о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом внутреннего и международного сообщения (приложение N 1 к Постановлению КМ от 21.08.2003 г. N 360)

 

Перевозка пассажиров и грузов на внутренних и международных воздушных линиях

Положение о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров и грузов на внутренних и международных воздушных линиях (приложение N 2 к Постановлению КМ от 21.08.2003 г. N 360)

 

Проведение энергетических обследований и экспертиз

Положение о лицензировании деятельности по проведению энергетических обследований и экспертиз (приложение к Постановлению КМ от 12.11.2003 г. N 504)

 

Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт мостов и тоннелей

Положение о лицензировании деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту мостов и тоннелей (приложение N 4 к Постановлению КМ от 24.09.2003 г. N 410)

 

Проектирование, строительство, эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств

Положение о лицензировании деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (приложение N 6 к Постановлению КМ от 24.09.2003 г. N 410)

 

Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации

Положение о лицензировании деятельности по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации (приложение к Постановлению КМ от 22.03.2004 г. N 136)

 

Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Положение о лицензировании деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (приложение N 2 к Постановлению КМ от 9.07.2003 г. N 310)

 

Проектирование, строительство, эксплуатация и оказание услуг местных сетей телекоммуникаций; сетей подвижной радиотелефонной связи; сетей персонального радиовызова; сетей передачи данных; сетей распространения (трансляции) телерадиопередач

 

Положение о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций (приложение N 2 к Постановлению КМ от 22.11.2000 г. N 458)

 

Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма

 

Положение о лицензировании деятельности по производству ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма (приложение N 3 к Постановлению КМ от 24.09.2003 г. N 410)

 

Прокат кино-, видеопродукции; тиражирование, дублирование и реализация кино-, видеофильмов и программ

 

Положение о лицензировании видов деятельности по производству, тиражированию, дублированию, реализации и прокату кино-, видеопродукции (приложение к Постановлению КМ от 22.03.2004 г. N 135)

 

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

 

Положение о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (приложение N 1 к Постановлению КМ от 9.07.2003 г. N 308)

 

Разработка архитектурно-градостроительной документации

Положение о лицензировании деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации (приложение N 1 к Постановлению КМ от 30.04.2009 г. N 126)

 

Разработка, производство, запись, тиражирование и реализация грампластинок, аудиокассет и лазерных дисков

 

Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, записи, тиражированию и реализации грампластинок, аудиокассет и лазерных дисков (приложение N 2 к Постановлению КМ от 11.11.2003 г. N 498)

 

Туристская деятельность

Положение о лицензировании туристской деятельности (приложение N 1 к Постановлению КМ от 11.11.2003 г. N 497)

 

Экспертиза проектов строительства

Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы проектов строительства (приложение N 2 к Постановлению КМ от 24.09.2003 г. N 410)

      

 

Полный перечень лицензируемых видов деятельности см. в электронной справочной системе "Малое предприятие, торговля и общественное питание".

 

 

Как видно из приведенных данных, изготовлением лекарственных средств и изделий медицинского назначения и розничной реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения могут заниматься только юридические лица (аптеки) на основании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (пункты 3-4 Положения о порядке лицензирования фармацевтической деятельности, приложение к постановлению КМ от 13.05.2010 г. N 91, ранее данный порядок регулировался постановлением КМ от 31.10.2003 г. N 477). Соответственно, индивидуальные предприниматели не вправе заниматься изготовлением и розничной реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения и для них не установлен фиксированный налог. Поэтому на аптеки порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера не распространяется;

 

q имеющие льготы в виде освобождения от уплаты ЕНП. Льготы для предприятий - плательщиков ЕНП в виде освобождения от уплаты единого налогового платежа предоставляются в виде постоянного или временного (на определенный срок) освобождения от его уплаты.

 

От уплаты единого налогового платежа на постоянной основе, согласно статье 358 Налогового кодекса, освобождены предприятия, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов.

При определении права на получение данной льготы в общую численность работников включаются работники, состоящие в штате.

Льгота не распространяется на юридические лица, занимающиеся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью и деятельностью по организации лотерей.

Льгота распространяется только на предприятия, которые созданы и находятся в собственности данных некоммерческих организаций, то есть наделены этими общественными объединениями, фондами и ассоциациями уставным капиталом в размере 100%, согласно Положению о порядке применения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленных благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам (приложение к постановлению КМ от 17.11.1999 г. N 502). Для применения льготы предприятиям рекомендуется иметь в наличии копии свидетельств, удостоверений об инвалидности работников, их участии в войнах или трудовом фронте.

 

Отдельными нормативно-правовыми актами определены юридические лица, освобождаемые от уплаты единого налогового платежа на определенный срок:

до 1.01.2012 г. - микрофирмы и малые предприятия, оказывающие услуги согласно приложению N 4 к постановлению Президента от 17.04.2006 г. N ПП-325 (пункт 7 постановления Президента от 17.04.2006 г. N ПП-325, пункт 6 постановления Президента от 21.05.2007 г. N ПП-640, пункт 5 приложения N 31 к постановлению Президента от 29.12.2008 г. N ПП-1024):

1. Финансовые, банковские услуги:

а) услуги по лизингу;

б) услуги по страхованию;

в) аудиторские услуги;

г) услуги по ведению бухгалтерского учета;

д) услуги по микрокредитованию;

2. Бытовые услуги:

а) услуги в области ремонта обуви и изделий из кожи;

б) услуги по ремонту часов;

в) услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовых электронных и электрических приборов (телевизоров, аудиовидеоаппаратуры, компьютерной, принтерной техники, холодильников, кондиционеров и др.);

3. Прочие услуги:

а) ветеринарные услуги;

б) услуги в сфере образования, включая обучение работе на компьютере;

в) услуги детских спортивных учреждений и секций;

г) социальные услуги по уходу за детьми, инвалидами, престарелыми гражданами.

Данная льгота распространяется:

с 21.05.2007 г. - на услуги санаториев, информационно-ресурсных центров, детских оздоровительных учреждений, информационно-библиотечных центров, а также услуги профессиональных участников страхового рынка (пункт 6 постановления Президента от 21.05.2007 г. N ПП-640);

с 1.01.2010 г. - на услуги, оказываемые налоговыми консультантами (пункт 8 постановления Президента от 22.12.2009 г. N ПП-1245):

консультирование клиента (доверителя) по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

оказание помощи клиенту (доверителю) при составлении документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

представительство от имени и по поручению клиента (доверителя) в суде, правоохранительных и контролирующих органах по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

составление финансовой отчетности;

консалтинг по бухгалтерскому учету, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Подробные разъяснения по видам услуг, на которые распространяется льгота, содержит специальное Положение о порядке применения льгот по налогу на прибыль и единому налоговому платежу для юридических лиц, оказывающих отдельные виды услуг (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1594);

сроком на 5 лет с момента государственной регистрации - вновь организуемые агропромышленные фирмы (пункт 5 Указа Президента от 9.01.2006 г. N УП-3709, пункт 11 постановления Президента от 11.01.2006 г. N ПП-255).

Высвобождаемые от налогообложения средства в целевом порядке направляются на развитие производства по переработке плодоовощной продукции, посадку и расширение садов и виноградников;

с 1.01.2007 г. до 31.12.2010 г. - на товарищества частных собственников жилья и специализированные управляющие - сервисные организации товариществ частных собственников жилья при оказании ими услуг по обслуживанию и ремонту жилищного фонда (пункт 6 постановления Президента от 25.07.2006 г. N ПП-425);

с 1.01.2008 г. сроком на 3 года - на негосударственные детские дошкольные учреждения по основному (профильному) виду деятельности (пункт 10 постановления Президента от 12.12.2007 г. N ПП-744).

Льгота предоставляется при условии целевого использования высвобождающихся средств на укрепление материально-технической базы, приобретение оборудования и инвентаря, дидактических материалов, детских игрушек и литературы;

на управляющие компании, учреждаемые коммерческими банками, в течение первых двух лет после их государственной регистрации (пункт 2 Распоряжения Президента от 19.11.2008 г. N Р-4010);

с 1.10.2007 г. сроком на 5 лет - на медицинские учреждения, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических) (пункт 7 Указа Президента от 19.09.2007 г. N УП-3923).

Льгота предоставляется при условии целевого направления высвобождаемых средств на оснащение медицинского учреждения современным медицинским оборудованием;

 с 1.09.2009 г. сроком на 3 года - на юридические лица, оказывающие услуги по лизингу, по полученным доходам от лизинговых операций (пункт 8 постановления Президента от 28.07.2009 г. N ПП-1166).

Например, малое предприятие оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовых электронных и электрических приборов. Согласно постановлению Президента от 17.04.2006 г. N ПП-325, постановлению Президента от 21.05.2007 г. N ПП-640 и постановлению Президента от 29.12.2008 г. N ПП-1024 указанные услуги освобождены от уплаты единого налогового платежа до 1 января 2012 года. Поэтому на данное малое предприятие не распространяется порядок расчета базового размера по ЕНП.

 

Полный перечень льгот по единому налоговому платежу см. в электронных справочных системах "Практическое налогообложение", "Малое предприятие, торговля и общественное питание", а также в пособии "Упрощенные системы налогообложения" издательства "Norma".

 

 

РАСЧЕТЫ С БАЗОЙ

 

Для определения суммы ЕНП, подлежащего уплате с учетом введения базового размера ЕНП, введены понятия:

базовый размер ЕНП;

расчетная сумма ЕНП;

доначисленная сумма ЕНП.

 

Базовым размером ЕНП является сумма фиксированного налога по ставке, установленной для индивидуальных предпринимателей. Она определяется по основному виду деятельности налогоплательщика.

 

 

СТАВКИ

фиксированного налога с индивидуальных

 предпринимателей на 2010 год

 

(Приложение N 11 к Постановлению Президента РУз

от 22.12.2009 г. N ПП-1245)

      

 

N

        

    

      

Вид деятельности

     

      

     

Ставка фиксированного налога (в кратных размерах к минимальной зарплате) в месяц

г. Ташкент

города в областях

районы, включая сельскую местность

1

Розничная торговля:

 

 

 

 

 

продовольственными товарами

 

9,0

6,0

3,0

 

сельскохозяйственной продукцией на дехканских рынках

 

5,0

4,0

2,0

 

непродовольственными товарами

 

10,0

6,5

3,0

 

продовольственными и непродовольственными товарами (смешанная торговля в стационарных точках)

 

10,0

6,5

3,0

2

Бытовые услуги, кроме указанных в пункте 3

 

5,5

2,0

1,0

3

Парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра, косметолога и другие аналогичные услуги

 

6,5

3,0

2,0

4

Производство и сбыт собственной продукции, в том числе изготовление и реализация национальных сладостей и хлебобулочных изделий, а также изготовление и реализация отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или местах, специально отведенных решением органов государственной власти на местах

 

3,5

2,5

1,5

5

Прочие виды деятельности, за исключением сдачи имущества в аренду

 

5,0

3,0

2,0

6

Услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом:

 

 

 

 

 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн

 

5,5

4,0

3,0

 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 тонн

 

9,0

7,5

5,0

 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 тонн

 

13,0

9,0

8,0

 

 

ПРИМЕР. Предприятие занимается исключительно розничной торговлей непродовольственными товарами в г.Ташкенте.

Ставка фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю непродовольственными товарами в г.Ташкенте, составляет 10 МРЗП в месяц. Следовательно, при минимальной заработной плате 45 215 сумов базовый размер ЕНП за месяц равен 452,15 тыс. сум. (10 х 45 215).

 

ПРИМЕР. Предприятие занимается розничной торговлей непродовольственными товарами в г.Ташкенте и оказывает посреднические услуги. По итогам отчетного периода основным видом деятельности предприятия является торговля.

Несмотря на то, что предприятие занимается двумя видами деятельности, базовый размер ЕНП в целом по предприятию определяется только по основной деятельности (торговой) и равен 10 МРЗП в месяц.

 

Если предприятие осуществляет перевозки грузовыми автомобилями разной грузоподъемности, по которым ставки фиксированного налога дифференцированы в зависимости от грузоподъемности транспортного средства, то базовый размер ЕНП исчисляется исходя из средневзвешенной ставки фиксированного налога, определяемой с учетом выручки от реализации, полученной от эксплуатации автомобилей различной грузоподъемности.

 

ПРИМЕР. Малое предприятие, зарегистрированное в г.Ташкенте, оказывает услуги по перевозке грузов автомобилями грузоподъемностью 4 т и 9 т.

Выручка за период июль-сентябрь составила:

от перевозки грузов автомобилями грузоподъемностью 4 т - 16 200 тыс. сум.;

от перевозки грузов автомобилями грузоподъемностью 9 т - 31 920 тыс. сум.

Ставка фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов автомобилями грузоподъемностью от 3 до 8 т, равна 9 МРЗП, свыше 8 т - 13 МРЗП.

Средневзвешенная ставка по данным примера составит:

(16 200 х 9 + 31 920 х 13) / (16 200 + 31 920) = 11,7 МРЗП.

Следовательно, для определения базового размера ЕНП должна использоваться ставка фиксированного налога в размере 11,7 МРЗП.

 

Предприятия, которые имеют несколько территориально-обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, а в розничной торговле - несколько стационарных торговых точек, базовый размер ЕНП определяют по каждому отдельному подразделению (стационарной торговой точке). Таковыми признаются подразделения (точки), расположенные изолированно, имеющие обособленные стены, крышу, вход и др. Если, например, в магазине с двумя секциями имеется два входа, отдельно в каждую секцию, то они не рассматриваются в качестве двух территориально-обособленных подразделений. Это один магазин, одна торговая точка, расположенная под одной крышей, и т.д.

По территориально-обособленным подразделениям (торговым точкам) следует применять ставки фиксированного налога, установленные для индивидуальных предпринимателей по месту расположения территориально-обособленного подразделения.

 

ПРИМЕР. Крупное предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров, зарегистрированное в г.Ташкенте, имеет 2 торговые точки, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Одна торговая точка расположена в г.Ташкенте (ставка ЕНП - 4%), вторая - в городе Ташкентской области с численностью населения менее 100 тыс. чел. с установленной ставкой ЕНП 2% (при этом такая ставка ЕНП не является льготной ставкой налога).

Ставка фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию непродовольственных товаров в г.Ташкенте, соответственно, и базовый размер ЕНП по точке в г.Ташкенте составляет 10 МРЗП в месяц, или 452,15 тыс. сум. (10 х 45 215), а в областном городе - 6,5 МРЗП, или 293,898 тыс. сум. (6,5 х 45 215).

 

Следует также учитывать, что данная категория налогоплательщиков в сроки представления налоговой отчетности представляет в ГНИ по месту налогового учета Информацию о территориально-обособленных подразделениях (стационарных торговых точках) по форме согласно приложению N 2 к Положению N 2134. В случае изменения ранее представленной информации предприятия не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение, должны уведомить налоговые органы в письменном виде.

 

Сумма базового размера ЕНП учитывается нарастающим итогом путем суммирования сумм фиксированного налога за отчетный период.

Нарастающий итог базового размера ЕНП у плательщиков, перешедших на уплату ЕНП с учетом базового размера в течение года, принимается равным сумме ЕНП, начисленной по расчету ЕНП за предыдущий отчетный период.

 

ПРИМЕР. Малое предприятие оказывает парикмахерские услуги (расположено в г.Ташкенте), и для него базовый размер ЕНП за месяц составляет 6,5 МРЗП. За первое полугодие 2010 года сумма единого налогового платежа, рассчитанного по установленной ставке, составила 1 120 000 сум.

По итогам 9 месяцев базовый размер ЕНП определяется как сумма единого налогового платежа, уплаченного за первое полугодие 2010 года, и базового размера ЕНП по III кварталу 2010 года и составит 1 952,715 тыс. сум. (1 120 000 + 6,5 х 37 680 + 6,5 х 45 215 х 2).

 

Расчетная сумма ЕНП - это сумма налога, исчисленная в соответствии с Налоговым кодексом. Она определяется в целом по предприятию и сопоставляется с базовым размером ЕНП.

 

Расчетная сумма ЕНП определяется по формуле:

 

РСенп = НВВ х С,

 

где:

РСенп - расчетная сумма ЕНП;

НВВ - налогооблагаемая валовая выручка, без применения льгот, установленных законодательством по ЕНП (на основании данных строки "040" Расчета ЕНП);

С - установленная ставка ЕНП.

 

Расчетная сумма ЕНП определяется в целом по предприятию на основании Справки-расчета единого налогового платежа с учетом базового размера единого налогового платежа по форме согласно приложению N 1 к Положению N 2134 (далее - Справка-расчет).

 

Если расчетная сумма ЕНП ниже суммы базового размера ЕНП, то производится доначисление ЕНП. В этом случае на сумму превышения базового размера ЕНП над расчетной суммой ЕНП доначисляется сумма ЕНП, исчисленная по расчету ЕНП.

 

ПРИМЕР. Малое предприятие занимается перевозкой грузов автомобилями грузоподъемностью 10 т (расположено в г.Ташкенте).

За первое полугодие 2010 года уплачен ЕНП по расчету в сумме 2 030 тыс. сум.

За период июль-сентябрь получена выручка от оказания услуг по перевозке 19 300 тыс. сум. Расчетная сумма ЕНП, исчисленная по ставке налога для данного вида деятельности (7%), по итогам 9 месяцев равна 3 381 тыс. сум. (2 030 +1 351).

Базовый размер ЕНП для данного предприятия равен сумме фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями при оказании услуг по перевозке грузов свыше 8 т - 13 МРЗП в месяц. По итогам 9 месяцев базовый размер ЕНП составит 3 695,43 тыс. сум. (2 030 000 + 13 х 37 680 + 13 х 45 215 х 2).

По данным примера расчетная сумма ЕНП меньше базовой, доначислению подлежит 314,43 тыс. сум. (3 695,43 - 3 381).

 

Если расчетная сумма ЕНП выше базового размера ЕНП или равна ему, то доначисление ЕНП не производится и ЕНП подлежит уплате в порядке, установленном Налоговым кодексом, то есть уплачивается сумма, исчисленная по расчету ЕНП.

 

ПРИМЕР. Крупное предприятие занимается розничной торговлей продовольственными товарами в магазинах, расположенных в г.Ташкенте.

За период январь-июль 2010 года выручка составила 46 300 тыс. сум. По итогам первого полугодия уплачен ЕНП в размере 1 284 тыс. сум.

Расчетная сумма ЕНП за период январь-июль равна 1 852 тыс. сум. (46 300 х 4%).

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей продовольственными товарами в г.Ташкенте, уплачивают фиксированный налог в размере 9 МРЗП. Соответственно, базовый размер ЕНП для предприятия за июль равен 339,12 тыс. сум. (9 х 37 680), а за период январь-июль 2010 года - 1 623,12 тыс. сум. (1 284 + 339,12).

В данном случае доначисление не производится, так как расчетная сумма ЕНП больше базового размера ЕНП.

 

Расчетная сумма не учитывает льгот по ЕНП (если они применимы налогоплательщиком).

В данном случае имеются в виду льготы в виде уменьшения налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу и применения пониженной ставки.

Так, согласно статье 356 Налогового кодекса, налогооблагаемая база по ЕНП уменьшается на сумму средств, направляемых:

 

q на приобретение нового технологического оборудования, но не более 25% налогооблагаемой базы. Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение 5 лет начиная с налогового периода, в котором осуществлен ввод технологического оборудования в эксплуатацию.

Сумма, уменьшающая налогооблагаемую базу за счет указанных средств, рассчитывается путем применения процента уменьшения к сумме валовой выручки по всем видам деятельности, включая прочие доходы, уменьшенной на сумму предусмотренных вычетов.

Полученная сумма является предельной, которая может быть вычтена из налогооблагаемой базы. При этом уменьшению подлежит та часть налогооблагаемой базы, которая образована за счет выручки от основного вида деятельности (с учетом прочих доходов).

В случае если стоимость вновь вводимого оборудования в текущем налоговом периоде превышает 25% налогооблагаемой базы, оставшаяся сумма может вычитаться в последующие налоговые периоды в пределах установленного срока с учетом установленных ограничений.

Если стоимость приобретенного оборудования составляет сумму, меньшую чем 25% налогооблагаемой базы, то вычету подлежит только стоимость оборудования.

Порядок применения льготы регулируется Положением о порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд (утверждено постановлением МФ, МЭ, ГНК и ГТК, зарегистрированным МЮ 11.06.2007 г. N 1688);

 

q безвозмездно на внесение взносов по ипотечным кредитам и(или) приобретение жилья в собственность работникам из числа молодых семей, но не более 10% налогооблагаемой базы.

Основанием для уменьшения налогооблагаемой базы являются:

копия договора на получение ипотечного кредита на строительство, реконструкцию и приобретение индивидуального жилого дома или квартиры в жилом многоквартирном доме, заключенного между коммерческим банком или иной кредитной организацией и работником из числа молодых семей;

приказ руководителя юридического лица - работодателя о безвозмездном внесении взносов по ипотечным кредитам и(или) приобретении жилья в собственность своим работникам из числа молодых семей.

В целях применения данной льготы к категории молодой семьи относятся впервые вступившие в зарегистрированный брак супруги, возраст каждого из которых не превышает 30 лет (пункт 3 Указа Президента от 18.05.2007 г. N УП-3878).

Предприятия, направляющие средства на цели поддержки Республиканской теннисной школы, с 29.04.2008 г. сроком на 5 лет вправе уменьшать налогооблагаемую базу по ЕНП на сумму средств, перечисляемых в виде спонсорской (безвозмездной) помощи на цели поддержки Республиканской теннисной школы (пункт 10 постановления Президента от 29.04.2008 г. N ПП-848).

 

Льгота в виде снижения ставки единого налогового платежа установлена для:

 

q предприятий - экспортеров товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту:

при доле экспорта от 15 до 30% в общем объеме реализации ставка снижается на 30%;

при доле экспорта 30% и более в общем объеме реализации ставка снижается на 50% (пункт 1 Указа Президента от 5.06.2000 г. N УП-2613).

Под общим объемом реализации понимается сумма выручки, полученная от всех видов деятельности. При этом доля экспорта определяется нарастающим итогом;

 

q предприятий сферы услуг, включая предприятия торговли и общественного питания, - по доходам от оказанных услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, ставка снижается на 10% против действующей (пункт 1 постановления Президента от 3.08.2006 г. N ПП-433).

 

В случаях когда предприятие имеет льготы по единому налоговому платежу, сумма доначисления ЕНП (превышение базового размера над расчетной суммой налога) прибавляется к сумме ЕНП, рассчитанной с учетом льгот. Если расчетная сумма ЕНП больше базовой, то уплате подлежит сумма, исчисленная по Расчету с учетом льгот.

 

ПРИМЕР. Выручка предприятия розничной торговли, реализующего в Ташкенте продовольственные товары, за 9 месяцев 2010 года составила 155 000 тыс. сум., из них 117 000 тыс. сум. - с применением пластиковых карточек. Сумма налога, уплаченная за 6 месяцев 2010 года, равна 4 900 тыс. сум.

Предприятие имеет право на льготу в виде снижения ставки налога на 10% от действующей с суммы выручки, полученной с применением пластиковых карт.

Расчетная сумма ЕНП составит 6 200 тыс. сум. (155 000 х 4%).

Учитывая, что ставка фиксированного налога по розничной торговле продовольственными товарами в Ташкенте установлена в размере 9 МРЗП, базовый размер ЕНП за 9 месяцев 2010 года равен 6 052,99 тыс. сум. (4 900 + (37,680 + 45,215 + 45,215) х 9).

Расчетная сумма ЕНП больше базовой, соответственно, в последующих расчетах суммы ЕНП, подлежащей уплате, базовая сумма не учитывается.

Из полученной выручки 117 000 тыс. сум. с учетом льготы облагается по ставке 3,6% (4 - 4 х 10%), 38 000 тыс. сум. (155 000 - 117 000) - по установленной ставке 4%.

Сумма ЕНП за III квартал составляет 5 732 тыс. сум. (117 000 х 3,6% + 38 000 х 4%) - именно эта сумма является суммой ЕНП за 9 месяцев 2010 года, несмотря на то что она меньше базового размера.

 

ПРИМЕР. Выручка предприятия, основной вид деятельности которого перевозка грузов (грузоподъемность машин - 10 т), за 9 месяцев 2010 года составила 97 000 тыс. сум., из них 19 000 тыс. сум. - по услугам, оказанным иностранным компаниям. Сумма налога, уплаченная за 6 месяцев 2010 года, равна 5 250 тыс. сум.

Предприятие имеет право на льготу в виде снижения ставки налога на 30% от действующей, так как доля экспорта услуг составляет 20% (19 000 / 97 000 х 100%).

Расчетная сумма ЕНП составит 6 790 тыс. сум. (97 000 х 7%).

Базовый размер ЕНП, учитывая, что ставка фиксированного налога по грузоперевозкам машинами грузоподъемностью свыше 8 т в Ташкенте установлена в размере 13 МРЗП, за 9 месяцев 2010 года равен 6 915,43 тыс. сум. (5 250 + (37,680 + 45,215 + 45,215) х 13).

Расчетная сумма ЕНП меньше базовой, соответственно, сумма доначисления ЕНП составит 125,43 тыс. сум. (6 915,43 - 6 790). Эта сумма прибавляется в последующем к сумме ЕНП, рассчитанного по Расчету с учетом применения льготы в виде снижения ставки налога.

Сумма ЕНП по Расчету за отчетный период составляет 4 753 тыс. сум. (97 000 х (7% -7% х 0,3).

ЕНП за отчетный период с учетом базового размера равен 4 878,43 тыс. сум. (4 753 + 125,43).

 

При прекращении деятельности, по которой введен базовый размер ЕНП, юридическое лицо должно представить письменное уведомление в налоговую инспекцию по месту налогового учета по форме согласно приложению N 3 к Положению N 2134 и с месяца, следующего за месяцем представления уведомления, ЕНП будет уплачивать в порядке, установленном Налоговым кодексом (без расчета базового размера). Прекращение деятельности означает, что предприятие не будет в будущем заниматься этой деятельностью. Временное приостановление деятельности по причине отсутствия заказов или в связи с сезонностью не рассматривается как прекращение деятельности, и поэтому даже при нулевой выручке базовый размер ЕНП рассчитывается в порядке, предусмотренном Положением N 2134.

 

ПРИМЕР. Предприятие занимается розничной торговлей непотребительскими товарами в г.Ташкенте. За первое полугодие 2010 года выручка от реализации товаров составила 17 380 тыс. сум., уплачен ЕНП в сумме 695,2 тыс.сум.

За июль получена выручка в размере 2 340 тыс. сум., в августе - 860 тыс.сум. В сентябре оборот по реализации ввиду отсутствия спроса на реализуемый товар равен нулю.

Итого выручка по итогам 9 месяцев составила 21 580 тыс. сум. (17 380 + 2 340 + 1 860), расчетная сумма ЕНП за данный период - 863,2 тыс. сум. (21 580 х 4%).

Для данного предприятия базовый размер ЕНП в месяц (в том числе и в месяце, в котором выручка была нулевая) равен 10 МРЗП. За 9 месяцев базовая сумма ЕНП составит 1 976,3 тыс. сум. (695 200 + 10 х 37 680 + 10 х 45 215 х 2). Соответственно, предприятие производит доначисление ЕНП на 1 113,1 тыс. сум. (1 976,3 - 863,2).

 

В случае если предприятие в отчетном периоде прекратило деятельность, по которой введен базовый размер ЕНП, но не представило соответствующего уведомления, оно будет уплачивать ЕНП с учетом базового размера.

 

К расчету ЕНП плательщики, на которых распространяется порядок уплаты ЕНП с учетом базового размера, представляют Справку-расчет, указанную в пункте 6 Положения N 2134, и Расчет базового размера единого налогового платежа по форме согласно приложению N 4 к Положению N 2134.

В Расчет ЕНП исходя из представленной Справки-расчета вводятся следующие строки:

"170" - сумма доначисленного ЕНП. Данная сумма переносится из строки "050" Справки-расчета;

"180" - подлежит уплате за отчетный период. В строке "180" указывается сумма строк "130", "150" и "170" Расчета ЕНП за вычетом строки "140".

 

 

Подготовлено специалистами

группы "Norma Ekspert".

 

Опубликовано в газете "НТВ" № 36 от 16 сентября 2010 года

 

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 210