Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

МАДИНА КАСЫМБАЕВА: О ВРЕМЕНИ, О ЖИЗНИ, О СЕБЕ

17.05.2012

Налоговые и таможенные вести, N 21 от 17 мая 2012 года

 

Трудно сосчитать, сколько пожеланий счастья, любви, благополучия, процветания "написала", а точнее, вышила на своих сюзане Мадина Касымбаева из Ташкента. 14 лет она занимается национальной вышивкой, каждый узор которой традиционно является оберегом. Радующие глаз и согревающие душу "послания" мастерицы, воплощенные в удивительных узорах и композициях, напоминают цветущий сад. Их можно увидеть во многих странах мира в различных галереях и частных коллекциях. Эта ослепительная красота, поражающая утонченностью и изыском, достойно представляет национальное искусство Узбекистана.

 

Притягательность ее вышивки в том, что это классика, не подверженная какой-либо стилизации - то есть в том виде, в каком она существовала несколько столетий назад. Мастерица воссоздает уникальные образцы старинных узоров по книгам, хранящимся в музеях экспонатам. Предпочтение отдает нуратинской и шахрисабзской вышивкам, выполненным старинной техникой - крючком на адрасе. Она делает то, за что другие берутся не очень охотно, потому что это труднее, ответственнее, ко многому обязывает. Высокая планка, которую Мадина установила для себя, делает ее работы столь совершенными, что их не спутать с другими.

 

 

СЕМЬЯ КАК ГЕНЕРАТОР ТАЛАНТА

 

В мастерской Мадины круглый год бушует весна, все краски которой вобрали в себя ее работы. Зимой эта жизнеутверждающая палитра согревает, в летний зной, как глоток животворного источника, дает силы. Ритмика узоров настолько гармонична, что, кажется, вот-вот они зазвучат, сложившись в музыкальную фразу: сдержанно, тонко, изысканно, затрагивая глубинные струны души. Это как подарок всем нам из глубины веков: любуйтесь, восхищайтесь, удивляйтесь, становитесь лучше.

Сегодня Мадина - успешный мастер национальной вышивки, дизайнер ташкентского Дома стиля. У нее солидная клиентура, сотни учеников. Ее работы неизменно украшают республиканские и ряд международных выставок и конкурсов. Они признаются лучшими на "Ташаббусах", Арт-базарах, фестивалях моды. Частые гости в ее мастерской - высокопоставленные персоны из разных стран мира и даже коронованные особы, для которых ее вышивка - частичка национального культурного наследия страны. Бренд "Мадина" неизменно говорит о высоком качестве вышивки, ставшем визитной карточкой мастера и возглавляемого ею одноименного предприятия.

Мы разговариваем с Мадиной о времени, о жизни, о себе. Рядом с ней в мастерской мама Ризвангуль, отец Анвар-ака, муж Дильмурод, брат Хасан. Отсутствовал только второй брат Хусан. "Семья для меня - это все: любовь, опора в жизни, позволившая обрести так много, - говорит Мадина. - Эта поддержка в самые счастливые и трудные минуты дает силы, уверенность в себе, надежду. Все мои победы на конкурсах, успехи в жизни достигнуты благодаря семье. Я считаю себя очень счастливым человеком, потому что могу заниматься любимым делом, которое приносит радость людям".

Глядя, как родители гордятся дочкой и помогают ей во всем, понимаешь, что истоки любви, тепла, способности радоваться жизни и ценить ее во всех проявлениях, позитив, сквозящие в каждой работе Мадины, - в семье.

А начиналось все не благодаря, а вопреки ряду обстоятельств. Очень часто такие мастера, как Мадина, представляют семейные династии. В ее роду традиции вышивания не прослеживаются. Только бабушка Бусара вышивала тюбетейки. Зато из века в век были сердечность, любовь, уважение, поддержка, гордость за своих детей. Родители хотели видеть дочку переводчиком. Но получилось так, что она закончила сначала лицей декоративно-прикладного искусства, где освоила золотошвейную вышивку, потом поступила в Ташкентское республиканское художественное училище имени П.П.Бенькова по специальности модельер-дизайнер. Дома решили, что девушке вышивка в жизни пригодится. В училище подающей надежды 16-летней студентке предложили... преподавать золотошвейное искусство сверстникам. Мадина делала это с большим удовольствием и очень гордилась, что ей выдали трудовую книжку да еще и бесплатный проездной.

Но тут, наверное, вмешался случай. Узбекско-турецкое предприятие пригласило девушку в цех по вышивке сюзане на основе образцов прошлых веков. Нужен был мастер, который бы "поставил" вышивку крючком. Мадина отказалась: "Это не мое, у меня золотое шитье. И вообще, я учусь, преподаю, скоро в иняз поступать. Надо готовиться". Но увидев старинное сюзане, не смогла оторвать от него глаз. Как его вышивать, не знала. Один из владельцев цеха вспомнил, как это делала когда-то его мама. Попробовала - пошло. Погрузиться в это дело полностью не было времени, но и отказаться уже не могла. Хозяева цеха проявили настойчивость. Увидев в ней то, чего не было в других, поняли, что успех их дела зависит от этой маленькой, хрупкой девушки. Приходили домой, уговаривали Мадину, просили родителей. Тогда на семейном совете решили: пусть дочка поможет на каникулах. Мадина оказалась меж двух огней. С одной стороны, она должна оправдать надежды родителей, стать переводчиком, с другой - захватили сюзане. Начала изучать национальную вышивку по книгам: стежки, технику, цветовую гамму. Ее попросили обучить этому работниц цеха. Многим из них было за 50. Некоторым не нравилось, что их 16-летний "домулло" учит. Мадина дома плакала: "Мама, я же так для них стараюсь". Та утешала: "Ничего, доченька, все обойдется, ты же добро делаешь людям, обязательно тебе вернется". В институт иностранных языков Мадина поступила, но через 2 года учебы переводчик уступил мастеру национальной вышивки. Работа в этом цехе стала для нее хорошей школой, которую, по сути, она прошла самостоятельно.

 

 

ВЫСТАВКА ЗАКРЫВАЕТСЯ - ЭКСПОНАТЫ

ЕДУТ НА ПМЖ В АНГЛИЮ

 

Интересуюсь, чем так пленила ее вышивка Нураты и Шахрисабза? "Любуешься узорами - никогда не надоедают, - говорит Мадина. - Вот лепесток появился, перешел в бутон, цветок распустился, птица крылом взмахнула. 4 букета, и все разные. Нуратинскую вышивку отличают мелкие, нежные узоры по светлому полю, очень мажорная цветовая гамма. Для шахрисабзских сюзане характерны большие круги по центру, например, "офтоба" (солнце), "чор чирок" (четыре лампы), от которых идут свет, тепло, а значит, добро, надежда на лучшее. Они пришли к нам из глубины веков. Есть узор, напоминающий древо жизни. Его часто путают с нуратинским, происходит смешение школ, традиций. Я за чистоту традиции, никогда не вношу элементы других школ, не придумываю узоры, не ломаю текстуру старинной вышивки, соблюдаю все ее каноны".

Мадина работает и как исследователь. "Вышивка крючком на адрасе - самый древний ее вид, - говорит мастерица. - Она имеет особенности даже внутри своей локальной школы. Стараюсь использовать сюзане XIX века, сегодня их остались единицы. Но и спустя столетия так хороши их узоры, цветовая гамма. Надо и нам стремиться к такому совершенству. Чтобы и о нашей вышивке когда-нибудь сказали: "Вот это школа, вот это уровень!".

Как и у мастериц прошлых столетий, в вышивке Мадины всегда остается незавершенная деталь. Такая традиция как бы обеспечивала преемственность поколений - дочь должна была завершить вышивку и оставить что-то своей дочери. Это делалось также для того, чтобы в семье не иссякали счастье, любовь, благоденствие, достаток.

Обычно большие сюзане несколько месяцев вышивала не одна мастерица. Такие работы Мадина тоже выполняет с ученицами. Она занимается обучением более 12 лет. Затрудняется ответить, скольких научила вышивке, но с полтысячи девушек - это уж точно. Многие из них уже работают самостоятельно, участвуют в выставках, другие учатся для души. Когда только начинала "всеобуч", в мастерской одновременно собирались по 60 девушек. Рассказывает, как хотелось тогда научить вышивать весь мир, чтобы у всех душа пела. Делала это бескорыстно, думала, что бесплатное обучение - привлекательный момент. Но скоро поняла, что подобная благотворительность часто не дает результата. Родители приводили учиться бесплатно девочек, у которых не было никакого интереса к вышивке, и через неделю они исчезали. Мадина переживала: как же вышивка может быть неинтересной?

В 2007 году обучение пошло по линии "усто-шогирд" (от мастера - к ученику). Мадина взяла микрокредит на закупку станков, крючков, сырья. Сейчас ее ученицы вносят минимальную плату, которая идет исключительно на покрытие расходов на необходимые для вышивки материалы. Удивительно, но это позволило отсеять случайных людей. Ее ученикам интересна национальная вышивка. Как правило, учиться приходят те, кого пленили работы Мадины.

"Большую роль в моей жизни сыграла председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана Дильдора Махмудовна Алимбекова, - говорит Мадина. - Ее помощь, совет, поддержка, возможности, открывшиеся передо мной, - все это просто неоценимо. Огромная ей за все благодарность".

В 2008 году в столице с успехом прошла первая персональная выставка Мадины Касымбаевой. В экспозиции она представила сюзане, покрывала, скатерти, наволочки, одежду, обувь, сумки, аксессуары. Демонстрация была рассчитана на месяц, но в первые же дни все работы выкупил один англичанин. Галерея, где проходила выставка, никак не хотела расставаться с этой красотой. Сроки несколько раз продлевали, чтобы как можно больше узбекистанцев могли ознакомиться с экспозицией. На второй персональной выставке Мадина хочет представить национальную вышивку всех областей республики. Однажды к ней обратились с просьбой повторить уникальные вышивки 5 регионов страны, авторство которых не могли определить. Копии предназначались в дар зарубежным партнерам. Мадина посмотрела на эти работы и рассмеялась: "Так это же моя вышивка!".

Рассказывает, как в 2010 году на выставке экспонировали три небольших ее сюзане, которые уже были проданы. "Одному англичанину они так понравились, что готов был отдать за них любые деньги. Я предложила повторить их, но он хотел именно эти работы. Владелица сюзане тоже наотрез отказалась продавать их. И оба были правы, потому что я так и не смогла воссоздать тот зеленый цвет в них".

На выставках неизменно поражает безукоризненное качество работ, их дизайн. Я была уверена, что вышивка на сумках, обуви выполнена на коже. Мадина объяснила, что это адрас. Обработанный после вышивки по технологии прошлых веков, он в самом деле становится похож на кожу. "Одна моя клиентка стирает такую обувь в машинке, и она не теряет своего вида, вышивка остается сочной, яркой. А мне так ее жаль, прошу не бросать туфли в машинку", - говорит Мадина. По ее словам, натуральные красители никогда не "потекут". Обычно, мастера не раскрывают секретов крашения, передавая их следующему поколению. Поэтому ей приходилось постигать все самой, годами изучать, экспериментировать, искать цвета.

 

 

ДУМАТЬ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Наш разговор то и дело возвращался к роли мастера в искусстве. "Мы должны думать о том, что оставим после себя, - говорит Мадина. - Иногда смотришь, чего только ни намешано в вышивке: Бухара, Самарканд, Нурата, Шахрисабз. Это смешение школ выглядит кричаще, нелепо, безвкусно. Так нельзя. Непосвященный человек может не видеть этого, он покупает работу, увозит ее на память. Но ведь она создает неверное представление о нашей стране, культуре. Вышивка, как и другие виды прикладного искусства, должна развиваться, но не искажая и ломая традицию. Это, на мой взгляд, связано с коммерциализацией искусства, его развитием в условиях рынка. Но прежде всего надо исходить из требований этики, внутренней культуры. Конечно, чтобы развиваться, мастеру надо продавать свои работы, думать о реализации, но не любой ценой, не в ущерб качеству. Мастер должен осознавать ответственность, которую на себя берет. Для меня главное - это честность в работе, к самой себе, в отношениях с миром, людьми. Обидно бывает за ширпотреб, который портит, уничтожает традицию.

Сегодня нам предоставлены все возможности для занятия декоративно-прикладным искусством. Посмотрите, как поддерживают ремесленников: налоговые льготы, выставки, конкурсы, микрокредиты, возможность свободно реализовать продукцию, передавать свой опыт, представлять искусство Узбекистана за рубежом. Большую помощь нам оказывают ассоциации "Хунарманд", "Ижод", деловых женщин Узбекистана, Фонд Форум. Думаю, что и нынешний Год семьи позволит сделать многое - ведь в национальном творчестве значительную роль играют семейные традиции.

Поэтому надо стараться, чтобы в будущем не было стыдно ни за себя, ни за свои работы, сделанные кое-как, в надежде, что рынок все проглотит. У мастеров прошлых веков не было таких возможностей, но они оставили нам настоящие шедевры. У них было главное, без чего любая поддержка может уйти в песок, - это талант, высокая ответственность и честность. Не стоит забывать, что правительство страны поддерживает ремесленничество прежде всего для того, чтобы сохранить многовековые традиции декоративно-прикладного искусства.

Как-то я участвовала в неделе узбекского прикладного искусства в Баку, где за "круглым столом" обсуждали различные аспекты его развития. Я видела большой интерес к нашему творчеству. Азербайджанские мастера поражались, как его поддерживают в нашей стране - у них нет налоговых льгот ремесленникам, такого количества выставок, в том числе зарубежных, больших возможностей для реализации своих работ.

Наши ремесленники сегодня в основном ориентированы на индустрию туризма. Интерес к Узбекистану растет год от года. Приезжающие к нам туристы уже знают историю, культуру нашей страны. По крайней мере, те, кто приходит ко мне. Они могут оценить уровень вышивки, осведомлены о региональных школах национальной вышивки. Купив вышивку один раз, они становятся моими клиентами, приходят вновь. Это очень радует, но и налагает большую ответственность. Конечно, время расставит все по своим местам, отсеяв наносное, оставит образцы для будущих поколений. Но хотелось бы, чтобы мы не забывали о миссии, которую призваны сыграть в сохранении культурного наследия страны".

 

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш корр.


Комментарии (2)

Добавить комментарий

Гость_карина :

2012-06-21 23:49:33

как жаль, что к этой публикации нет снимков. А чем занимаются остальные члены семьи Мадины? Есть ли у нее своя семь. кроме родительской? Дети? В любом случае счастья этой девушке

Гость_яна назарян :

2013-07-07 02:13:45


Вопрос направлен в редакцию
 

Вопросы экономико-правовой тематики, связанные с деятельностью Вашей организации или личные, Вы можете задать:
 
1)    отправив электронное письмо в редакцию газет «Норма» и «НТВ» по адресам: gazeta@norma.uz; ntv@norma.uz;
 
2)    по телефону «Горячей линии» 200-00-59, если Вы являетесь пользователем информационно-поисковых систем «Norma», подписчиком газет «Налоговые и таможенные вести» и «Норма»;
 
3)    воспользовавшись сервисом «Мы отвечаем!» в интерфейсе программных продуктов «Norma».

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1445