Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzДва мнения о порядке выплаты компенсации за задержку выплаты дохода работникам Как уведомления по итогам автокамерала отличать от «неавтокамеральных» Как рассчитать НДФЛ и взносы на ИНПС за апрель 2024 года Как работать с резервом по сомнительным долгам

МОЙ АВИАПЕРЕЛЕТ. КАК ОПЛАТИТЬ БИЛЕТ?

21.09.2011

 

 

С момента выхода постановления Кабинета Министров "О мерах по упорядочению реализации услуг авиаперевозок" N 224 от 1 августа 2011 года (далее - Постановление N 224) в адрес газеты поступило определенное количество обращений, касающихся применения вновь введенных норм при реализации авиабилетов.

Эти вопросы у наших читателей возникают по поводу следующих ситуаций:

покупателем авиабилетов является юридическое лицо - резидент Республики Узбекистан, при этом авиабилет приобретается для сотрудника предприятия - нерезидента Республики Узбекистан;

авиабилеты приобретаются по авиамаршрутам, включающим участки, в которых и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами Республики Узбекистан.

Как показывает анализ, существующие правовые акты не позволяют дать однозначный ответ на эти вопросы. В материалах, подготовленных нашими экспертами, обозначены возможные трактовки представленных ситуаций и даны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере.

Согласно вышеназванному постановлению, в целях упорядочения реализации авиакомпаниями, их представительствами и агентами авиабилетов резидентам и нерезидентам Республики Узбекистан Кабинет Министров постановил:

"1. Принять к сведению, что, согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров "О внесении изменений в некоторые решения правительства Республики Узбекистан" от 28 июня 2002 года N 235, реализация авиакомпаниями и их агентами авиабилетов резидентам и нерезидентам Республики Узбекистан в части, касающейся участков авиаперевозок, в которых и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами Республики Узбекистан, производится только за иностранную валюту.

2. Ввести с 5 августа 2011 года дополнительный порядок, в соответствии с которым реализация авиабилетов на территории Республики Узбекистан авиакомпаниями, их представительствами и агентами производится только за иностранную валюту:

резидентам Республики Узбекистан, когда начальный пункт отправления всей авиаперевозки находится за пределами Республики Узбекистан;

нерезидентам Республики Узбекистан.

3. Определить, что в случае продажи авиабилетов за национальную валюту на авиаперевозки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, органы государственной налоговой службы налагают на авиакомпании или представительства авиакомпаний либо их агентов штраф в размере 100 процентов от суммы продажи, взыскиваемый в доход государственного бюджета. В случаях непризнания вины авиакомпаниями или представительствами авиакомпаний либо их агентами и отказа от добровольной уплаты штрафа - штраф применяется по решению суда".

 

Норма, принятая к сведению согласно пункту 1 Постановления N 224, о реализации авиакомпаниями и их агентами авиабилетов резидентам и нерезидентам Республики Узбекистан в части, касающейся участков авиаперевозок, в которых и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами Республики Узбекистан, только за иностранную валюту, для резидентов Республики Узбекистан действует с 28 июня 2002 года, а с 8 января 2003 года распространена и на нерезидентов.

 

Рассмотрим следующую ситуацию. Резидент Республики Узбекистан приобретает авиабилет по маршруту Ташкент-Москва-Женева-Москва-Ташкент. За какую валюту ему должны продать авиабилеты - за сумы или СКВ?

Возможны два варианта ответа на этот вопрос .

Первый - авиабилет по части маршрута Ташкент-Москва-Ташкент продается за сумы, а другой его части (Москва-Женева-Москва) - за СКВ.

Как бы ни был логичен на первый взгляд этот ответ, возможна и иная трактовка.

Она опирается на статью 94 Воздушного кодекса (ЗРУ N 863-XII от 7 мая 1993 года): воздушная перевозка - это комплекс мероприятий и операций, выполняемых аэропортами и воздушными перевозчиками, связанных с непосредственным выполнением доставки пассажиров, багажа и груза к месту назначения.

Под внутренней воздушной перевозкой понимается воздушная перевозка, при выполнении которой пункт отправления, пункт назначения и все предусмотренные пункты остановок расположены на территории Республики Узбекистан.

Под международной перевозкой понимается воздушная перевозка, при выполнении которой пункт отправления и пункт назначения независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

а) на территории двух государств;

б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) остановки на территории другого государства.

То есть независимо от наличия в документах о авиаперевозке участков перегрузки или перерывов пункт отправления является началом авиаперевозки и пункт назначения - концом авиаперевозки.

То есть в рамках маршрута Ташкент-Москва-Женева-Москва-Ташкент вне зависимости от того, имелись ли участки перегрузки (пересадки) или перерыва в Москве и Женеве, при оформлении данной международной авиаперевозки пунктом отправления и пунктом назначения является Ташкент. И, следовательно, реализация билета на данный маршрут резидентам Республики Узбекистан может производиться в национальной валюте Республики Узбекистан - "сум".

 

Рассмотрим еще одну ситуацию. Резидент Узбекистана приобретает билет железнодорожной перевозки по маршруту Ташкент-Москва и авиаперевозки по маршруту Москва-Женева-Москва-Ташкент на территории Республики Узбекистан.

В данном случае, несмотря на то, что пункт назначения в авиаперевозочных документах находится на территории Республики Узбекистан, реализация авиабилета по данному маршруту резиденту Узбекистана, по нашему мнению, согласно пункту 2 Постановления N 224, производится в иностранной валюте, так как начальный пункт отправления всей авиаперевозки находится за пределами Республики Узбекистан.

 

В связи с этим возникает ряд вопросов о практическом применении вновь введенных требований.

Главный из них - как следует трактовать положение о реализации авиабилетов конкретным лицам? Возьмем, к примеру, очень распространенную сегодня ситуацию. Совместное предприятие направляет своего работника-иностранца в командировку и намерено приобрести авиабилет по маршруту, например, Ташкент-Берлин-Ташкент. Для этого оно заключает с авиакомпанией (ее представительством, агентом) стандартный для такой практики договор, которым обязуется приобрести и оплатить услуги по перевозке пассажира - своего работника, а авиакомпания (исполнитель) - осуществить перевозку данного лица. Предприятие перечисляет обусловленную сумму денежных средств на счет авиакомпании. Та в свою очередь по заявке предприятия оформляет билет на имя конкретного физического лица. Возникает вопрос: вправе ли предприятие в данной ситуации оплатить билет в национальной валюте "сум" или оно обязано покупать его за иностранную валюту?

Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

 

Первый. В данном случае заключается смешанный договор в пользу третьего лица с элементами общего договора об оказании услуг и договора авиаперевозки. Получается, что формально приобретателем услуг по перевозке является предприятие, оно же их и оплачивает. При этом данные услуги предприятие приобретает исключительно для собственных нужд, поскольку отправляет человека в служебную командировку, и авиаперевозка заказывается не в личных интересах конкретного работника этого предприятия. Предприятие зарегистрировано на нашей территории, поэтому в соответствии с абзацем четвертым статьи 4 Закона "О валютном регулировании" (в редакции Закона от 11 декабря 2003 года N 556-II) является резидентом. Пассажир не является стороной договора об оказании услуг, перевозку он не оплачивает, поэтому не важно, является ли он резидентом или нет. Вывод из этих рассуждений такой - в рассматриваемой ситуации юридическое лицо вправе произвести оплату в национальной валюте - "сум".

Второй. Несмотря на то, что перевозку заказывает и оплачивает юридическое лицо, но летит-то по авиабилету физическое лицо - нерезидент, пусть и работник данного юридического лица. Вывод: предприятие должно производить оплату только в иностранной валюте.

Этот вывод также может быть обоснован действующим законодательством. Согласно статье 710 Гражданского кодекса, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир при этом обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира и багажа удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией.

Согласно статье 98 Воздушного кодекса, по договору воздушной перевозки пассажира и багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при наличии багажа сверх установленной перевозчиком нормы - и за провоз багажа.

По договору воздушной перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их уполномоченному на получение груза или почты лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза или почты по установленному тарифу.

То есть покупателем воздушной перевозки является пассажир, указанный в билете, - физическое лицо, независимо от того, какое юридическое лицо (резидент) или представительство иностранной фирмы (нерезидент) уплатило денежные средства авиакомпаниям, их представительствам или агентам.

В связи с этим на момент проверки проверяющие органы будут выявлять, является ли указанный в билете пассажир резидентом или нерезидентом Республики Узбекистан и начальный пункт его отправления, вне связи с организацией, от которой поступили денежные средства.

При этом, однако, возникает еще одна проблема. Согласно части первой статьи 18 Закона "О валютном регулировании", все расчеты и платежи на территории Республики Узбекистан осуществляются в национальной валюте, за исключением случаев, предусмотренных частью второй данной статьи. В части второй этой статьи случай с реализацией авиабилетов специально не поименован. Но в последнем абзаце части второй статьи 18 указано "в иных случаях, предусмотренных законодательством". Следует учесть также и часть вторую статьи 245 Гражданского кодекса, где сказано, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Узбекистан по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством.

     

 

Таким образом, сейчас ввиду неоднозначности понимания и трактовки требований, введенных Постановлением N 224, те юридические лица, которые имеют собственные валютные средства, скорее всего, будут опасаться использовать их для расчетов, поскольку неизвестно, как такие операции будут расценены контролирующими и правоохранительными органами, и не посчитают ли они их нарушением валютного законодательства. Те же, кто этих средств не имеют, должны купить валюту на внутреннем рынке, обратившись в банк. Но конвертация сейчас идет под импортные контракты, как тогда быть с покупкой иностранной валюты для оплаты по сделке между резидентами, заключаемой на нашей территории?

Если придерживаться второй трактовки, то для полноценной реализации Постановления N 224, недопущения неумышленных нарушений установленного порядка реализации авиабилетов из-за наличия неоднозначной трактовки вышеназванных ситуаций (а эти нарушения могут повлечь за собой очень серьезные санкции), а также для четкости нормативного регулирования и единообразного применения новых положений на практике в законодательство следовало бы:

внести уточнение о том, применяется ли требование об оплате в иностранной валюте при приобретении юридическим лицом - резидентом авиабилета для своего работника-нерезидента;

ввести норму, разрешающую юридическим лицам-резидентам производить расчеты в иностранной валюте при приобретении авиабилетов для своих работников-иностранцев (нерезидентов);

предусмотреть порядок и условия использования иностранной валюты для приобретения авиабилетов;

четко определить правила реализации авиабилетов по маршруту, когда пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Республики Узбекистан, но в рамках маршрута имеются пункты перегрузки (пересадки) или перерыва полета;

внедрить в правоприменительную практику четкий механизм реализации названных норм.

 

Экспертная служба ООО "Norma".

 

 

 

Норма, N 38 от 20 сентября 2011 года.

 

 

 

 

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

ccb :

2011-09-29 16:57:27

224 постановление напоминает, что существует 235 постановление. 235 постановление дополняет Указ Президента № УП-3099 "О дополнительных мерах по упорядочению обращения в Республике Узбекистан наличной иностранной валюты". А если наличной,  тогда может быть для приобретения авиабилетов безналом 224 постановление нет нужды применять?

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах