Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (1)

02.11.2011

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

 

В соответствии с Государственной программой "Год малого бизнеса и частного предпринимательства" и в целях кардинального сокращения вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, дальнейшего совершенствования системы организации проверок и усиления ответственности должностных лиц за необоснованное вмешательство в их деятельность, усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства Президентом республики был принят Указ "О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организации контроля деятельности субъектов предпринимательства" (от 4 апреля 2011 года N УП-4296). Среди задач, определенных Указом:

широкое внедрение камерального контроля (на основе анализа финансовой и налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиком) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства;

организация проверок (ревизий) в случаях выявления нарушений налогового законодательства по результатам предварительно проведенного камерального контроля;

введение механизма постпроверочного анализа для выяснения системных причин нарушений налогового законодательства с последующей разработкой предложений по их устранению;

разработка и внедрение обязательного применения унифицированного контрольного вопросника при проведении проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства.

 

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Согласно статье 70 Налогового кодекса (далее - НК), камеральный контроль - контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы. Камеральный контроль проводится по месту нахождения органа государственной налоговой службы без посещения налогоплательщика.

Предусмотренные статьей 70 НК полномочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок, позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить ошибки налогового учета налогоплательщика. Возможным результатом камеральной проверки может быть доначисление в бюджет налогов и обязательных платежей, а также дополнительное взыскание финансовых санкций. Именно камеральные налоговые проверки становятся той формой налогового контроля, при широком внедрении которой налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы, увеличить доначисления в бюджет.

Статьей 70 НК предусмотрено, что, если в ходе камерального контроля органом государственной налоговой службы выявлены ошибки в заполнении налоговой отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленной налоговой отчетности и имеющимися в органах государственной налоговой службы, об этом в письменной форме сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления. Налогоплательщик обязан в 10-дневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить в порядке, предусмотренном для представления уточненной налоговой отчетности, исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам либо обоснование выявленных расхождений.

Действительно, при анализе сданных в налоговые органы расчетов по налогам и обязательным платежам у различных предприятий выявляются ошибки в бухгалтерском учете, исчислении и уплате налогов, которые можно назвать типичными. В целях предупреждения и своевременного исправления данных ошибок попытаемся их систематизировать, дать примеры и рекомендации по их исправлению.

 

Формы налоговой отчетности утверждены Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом (зарегистрированы МЮ 21 января 2008 года N 1760; в данные формы налоговой отчетности внесены изменения от 30 мая 2011 года N 1760-1).

К сожалению, к формам налоговой отчетности нет комментариев и при их заполнении налогоплательщик допускает ряд ошибок, которые приводят к искажению налоговой отчетности. В случае их выявления при проведении камерального контроля и руководитель, и главный бухгалтер могут быть привлечены к административной ответственности, согласно статье 175 Кодекса об административной ответственности.

Допущенные в бухгалтерском и налоговом учете ошибки, как правило, не ведут к значительным санкциям, за исключением случаев, когда такие ошибки влияют на исчисление и уплату налогов.

Ошибки налогового учета можно разделить на две группы:

q технические ошибки;

q ошибки применения норм налогового законодательства.

Наиболее типичные технические ошибки при заполнении форм налоговой отчетности таковы:

расчеты по налогам и обязательным платежам должны заполняться в сумах. Нередко налогоплательщики заполняют их в тысячах сумах. При этом нельзя забывать, что финансовая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о денежных потоках, отчет о собственном капитале, отчет движения основных средств, расшифровка дебиторско-кредиторской задолженности) представляется в тысячах сумах;

неправильное заполнение или незаполнение всех реквизитов налогоплательщика. В частности, часто не указываются: полное и сокращенное наименование предприятия, ИНН, юридический адрес, телефоны, Ф.И.О. директора и главного бухгалтера, их подписи и ИНН, период, за который представляется отчетность и т.д.;

при заполнении форм расчетов налогов и обязательных платежей заполняются не все приложения либо они заполняются неправильно, особенно в части использования льгот по налогообложению или отражения прочих доходов.

Устранить технические ошибки несложно, в случае их обнаружения вносятся исправления в налоговые регистры, и они сдаются заново.

Налоговым органам и самим налогоплательщикам куда сложнее обнаружить ошибки применения норм налогового законодательства. Таких ошибок гораздо больше, однако, их можно сгруппировать. Это ошибки, связанные с:

неправильным ведением бухгалтерского учета, повлекшим неправильное исчисление налогов и обязательных платежей;

исчислением налогооблагаемой базы налога или обязательного платежа;

неправильным применением ставок налогов и обязательных платежей;

применением льгот, вычетов, освобождений по налогам и обязательным платежам;

исполнением экспортно-импортных операций;

неправильным режимом налогообложения.

 

 

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПРАВИЛЬНЫМ

ВЕДЕНИЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Ошибки в "первичке" почти всегда влияют на расчет налогов, поскольку для расчета того или иного налога используются данные бухгалтерского учета. Поэтому после внесения исправлений в бухгалтерский учет организации бухгалтер должен проверить, не повлияли ли эти исправления на величину налоговых обязательств перед бюджетом. Обязательства перед бюджетом, возникающие в результате исправления этих ошибок, нужно отражать в том периоде, когда они выявлены, но уточненные расчеты по налоговым обязательствам необходимо сдать за тот период, к которому эти изменения относятся.

 

ПРИМЕР 1. На предприятии розничной торговли в августе 2011 года было обнаружено, что неправильно отражена себестоимость товара при реализации за май 2011 года на сумму 148,0 тыс. сумов.

 

Учитывая, что в настоящее время данная категория налогоплательщиков уплачивает ЕНП с суммы налогооблагаемой валовой выручки, данная ошибка не повлекла сдачи уточненной налоговой отчетности и достаточно провести исправительную бухгалтерскую проводку в августе 2011 года.

 

ПРИМЕР 2. На предприятии в 2011 году проведен внутренний аудит за 2009 год и обнаружена бухгалтерская ошибка при начислении износа по имуществу, что повлекло доначисление налога на имущество. Сумма отклонения налога на имущество составила 1 520,0 тыс. сумов.

 

Согласно статье 46 НК, налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, относящиеся к периоду, за который налоговая отчетность уже представлена в органы государственной налоговой службы, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного статьей 38 НК, представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Таким образом, сумма дополнительно начисляемого налога на имущество изменяет и данные статей баланса за 2009 год, влечет за собой изменение финансового результата, соответственно, изменяются суммы налога на прибыль и налога на развитие социальной инфраструктуры.

 

ПРИМЕР 3. На предприятии за прошлый год обнаружено, что недоудержан налог на доходы физических лиц в сумме 155,0 тыс. сумов у работника, который уволился в связи с переездом в другую страну.

 

В случае если при обнаружении такой ошибки работник продолжал бы работать в данной организации, бухгалтер провел бы исправление в части удержания налога на доход этого лица. Но учитывая, что с данного лица нет возможности провести такое доудержание, налоговый агент исчислет сумму налога и отражает ее в расходах предприятия, так как, согласно статье 186 НК, исчисление и удержание налога на доходы физических лиц производятся налоговым агентом исходя из налогооблагаемой базы и ставок, установленных законодательством.

 

ПРИМЕР 4. В ходе внутренней проверки ведения кассовых операций на предприятии были обнаружены неверно оформленные первичные учетные документы. А именно:

в расходном ордере N 11 от 15 марта 2010 года нет подписи руководителя организации;

в расходном ордере N 75 от 10 июня 2010 года получатель денег под отчет не проставил дату получения денег и подпись;

в расходном ордере N 110 от 25 июня 2009 года цифрами не указана сумма операции и корреспондирующий счет.

 

Все эти ошибки являются нарушениями порядка ведения кассовых операций, но не влекут за собой применения к организации штрафных санкций. Исправить эти ошибки достаточно просто. Для этого необходимо указать недостающие реквизиты: поставить подпись руководителя, указать сумму расходного ордера цифрами, а также корреспондирующий счет. Осложнения могут возникнуть лишь в том случае, если получатель денег по расходному ордеру N 75 уже уволился и уехал за пределы страны, и проставить дату получения денег и роспись он не может. Тогда следует собрать косвенные доказательства факта выдачи ему денежных средств. Таким доказательством может быть копия его авансового отчета, в котором указана дата выдачи денег под отчет. Ее нужно приложить к неверно оформленному расходному кассовому ордеру. Ошибки в прочих первичных учетных документах можно исправлять только строго по правилам в зависимости от периода их обнаружения.

 

Гульнора ХАБИБУЛЛИНА,

наш эксперт.

 

Продолжение следует.

 

 

 

НТВ, N 44 от 27 октября 2011 года.

 

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 348