Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (5)

25.11.2011

 

О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ

НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Продолжение. Начало в "НТВ" N 44 (900)

от 27 октября, N 45 (901) от 3 ноября,

N 46 (902) от 10 ноября и N 47 (903)

от 17 ноября 2011 года.

 

ОШИБКИ ПРИ ДОСЧЕТЕ НАЛОГОВ

И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ИСХОДЯ

ИЗ МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

 

 

Из-за неправильного определения предприятиями торговой площади в розничной торговле или количества обслуживаемых столов в общественном питании неправильно рассчитывается и минимальный норматив численности их основного персонала.

Согласно Правилам розничной торговли в Республике Узбекистан и Правилам производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (утверждены постановлением КМ от 13 февраля 2003 года N 75), торговый зал - это площадь торгового объекта, предназначенная для публичной оферты товаров и(или) реализации договора розничной купли-продажи товаров.

 

ПРИМЕР. Предприятие розничной торговли имеет по кадастровым документам общую площадь 750 кв. м, из них торговый зал занимает 450 кв. м, подсобные и складские помещения - 150 кв. м, офис - 150 кв. м. Для определения минимального норматива численности его основного персонала учитывается площадь его торгового зала - 450 кв. м.

 

 

q Неправильное определение режима работы предприятия розничной торговли или общественного питания также влечет за собой неверное исчисление минимального норматива численности основного персонала.

 

ПРИМЕР. Предприятие розничной торговли по состоянию на 1 апреля 2011 года подало уведомление по образцу, установленному приложением N 1а к Положению о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (зарегистрировано МЮ 23 февраля 2011 года N 2200, далее - Положение N 2200). Оно работает 12 часов в сутки и 6 дней в неделю:

 

Наименование

показателя

Данные

предприятия

Данные

кратко-

срочной

проверки

   

   

Отклонение

 

 

Заявленная площадь стационарного торгового зала N 1, кв. м

 

159

159

 

Режим работы стационарного торгового зала в неделю (суммарно в часах в неделю)

 

72

84

+12

Минимальный норматив численности основного персонала с учетом режима работы

 

9

11

+2

Численность административного и технического персонала и работников, осуществляющих деятельность по другим видам деятельности (всего)

 

45

45

 

Минимальный норматив численности работников в целом по организации (всего)

 

54

56

+2

Тарифный коэффициент

 

2,998

2,998

 

Минимальный размер заработной платы (сум.)

 

49 735

49 735

 

Минимальный норматив фонда оплаты труда (сум.)

 

8 051 699

8 349 910

+298 211

Фактический ФОТ (сум.)

 

7 667 700

7 667 700

 

Превышение минимального норматива фонда оплаты труда над фактическим фондом оплаты труда (сум.)

 

383 999

682 210

+298 211

Совокупная ставка

 

39,5%

39,5%

 

Подлежит уплате

 

151 680

269 473

+117 793

 

При проведении краткосрочной проверки в июле 2011 года было установлено, что режим работы предприятия составляет 12 часов в сутки и 7 дней в неделю (84 часа в неделю). Согласно Положению N 2200, в случае установления факта занижения показателей (количества столов, площади торгового зала, режима работы организации, типа общественного питания) налоговые органы производят досчет минимального норматива фонда оплаты труда с начала текущего года. В данном случае досчет минимального норматива ФОТ с начала года составил 1 789 266 сумов (298 211 х 6 мес.) и доначислено уплате в бюджет ЕСП 706 758 сумов (117 793 х 6 мес.).

 

 

q У многопрофильных предприятий нередко возникают затруднения при определении, согласно Положению N 2200, к какой категории плательщиков они относятся за отчетный период. Согласно статье 22 Налогового кодекса (далее - НК), основным видом деятельности является деятельность, по которой доля выручки юридического лица в общем объеме реализации по итогам отчетного периода является преобладающей.

Согласно статье 29 НК, налоговый период представляет собой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога или другого обязательного платежа. Он может быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникает обязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей. Период времени, в котором возникает обязательство по уплате текущих платежей, не является отчетным периодом. Таким образом, многопрофильным предприятиям, осуществляющим в том числе розничную торговлю, общественное питание или строительство, необходимо проконтролировать объем выручки по этим видам деятельности в общем объеме реализации по итогу отчетного квартала.

 

ПРИМЕР. Предприятие занимается производством собственной продукции, оптовой торговлей и имеет фирменный магазин, где реализует как продукцию собственного производства, так и товары, приобретенные для перепродажи в розницу.

 

Показатели

За

I полу-

годие

За I

квартал

За II

квартал

  

Доля

выручки

за I полу-

годие

(в %)

  

Доля

выручки

за I

квартал

(в %)

Доля

выручки

за II

квартал

(в %)

Объем выручки от производства собственной продукции

 

171 200

90 500

80 700

45,5

56,0

37,5

Объем выручки от оптовой торговли

 

55 200

10 200

45 000

14,7

6,3

20,9

Объем выручки от розничной торговли

 

150 100

60 800

89 300

39,9

37,6

41,5

Итого:

 

376 500

161 500

215 000

100

100

100

 

Так как по итогам I полугодия у предприятия доля производства продукции превышает другие виды деятельности (45,5%), предприятие не сдало расчет, предусмотренный Положением N 2200, а начислило и уплатило ЕСП в порядке, установленном Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа (зарегистрировано МЮ 13 апреля 2010 года N 2095, далее - Положение N 2095).

Фактически же оно должно за I квартал уплатить ЕСП в порядке, установленном Положением N 2095, а за II квартал сдать расчеты с учетом Положения N 2200 и в случае превышения минимального норматива фонда оплаты труда над фактическим ФОТ доплатить в бюджет 39,5% от суммы превышения.

 

 

q Другой типичной ошибкой является не представление уточненной информации с указанием начала сроков применения уточненных показателей, а применение уточненной информации по факту при сдаче Справки-расчета о численности работников и фонде оплаты труда по форме, установленной приложением N 2 к Положению N 2200. Следует знать, что минимальные нормативы численности работников применяются с месяца, следующего за месяцем, в котором внесена уточненная информация.

 

q Отдельно нужно отметить ошибки автозаправочных станций, осуществляющих розничную реализацию бензина. До внесения изменений приказом министра труда и социальной защиты населения, зарегистрированным МЮ 29 июля 2011 года N 2173-1, в Положение о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (зарегистрировано МЮ 28 декабря 2010 года N 2173) автозаправочные станции затруднялись определять торговую площадь. Тем не менее за I полугодие 2011 года необходимо ее определить по кадастру и на основании указанной в нем площади сдать расчеты (перерасчеты), предусмотренные приложением N 1 к Положению N 2200, сравнив минимальный размер оплаты труда с фактическим ФОТ. Согласно изменениям, минимальный норматив численности основного персонала автозаправочных пунктов определяется исходя из нормативов, установленных техническими характеристиками топливораздаточных колонок. Если таковые отсутствуют, он определяется следующим образом: в г.Ташкенте - 1 работник на 1 топливораздаточную колонку; в прочих населенных пунктах - 0,5 работника. Если при АЗС имеется магазин (павильон, салон), то минимальный норматив численности персонала по нему определяется в общеустановленном порядке.

 

ПРИМЕР. Реализующая бензин АЗС не сдала Справку-расчет по форме приложения N 1 к Положению N 2200, а отчиталась по ЕСП и страховым взносам во внебюджетный Пенсионный фонд и сдала Справку-расчет, предусмотренную Положением N 2095. Выявленная при проведении внутренней проверки данная ошибка была исправлена путем измерения торговой площади специально созданной комиссией. Так как фактический фонд заработной платы превысил минимальный норматив ФОТ, доначисление 39,5% не было произведено. Но в данном случае должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление налоговых отчетов (статья 175 Кодекса об административной ответственности).

 

Гульнора ХАБИБУЛЛИНА,

наш эксперт.

 

 

НТВ, N 48 от 24 ноября 2011 года.