Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ОШИБКИ НУЛЕВОГО ЦИКЛА

10.02.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 7 от 9 февраля 2012 года

 

Очень многие, создавая свой собственный бизнес, не могут избежать ошибок. Предупрежден - значит вооружен. В сегодняшней публикации мы расскажем о наиболее типичных просчетах, допускаемых на стадии организации своего дела, - ошибках нулевого периода.

 

 

Ошибка I: НЕ ТА СИСТЕМА

 

Сегодня у нас в стране существуют две системы налогообложения - общеустановленная и упрощенная. И предприниматель вправе выбрать любую из них и, исходя из этого, производить уплату общеустановленных налогов и обязательных платежей или единого налогового платежа. При этом плательщики ЕНП могут добровольно уплачивать НДС. Но следует помнить, что для налогоплательщиков, которые занимаются определенными видами деятельности, право выбора ограничено. В частности, независимо от численности работников, только плательщиками ЕНП могут быть:

предприятия торговли и общественного питания;

юридические лица в рамках осуществления деятельности по организации лотерей;

товарищ (участник) - индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо).

Единый налоговый платеж не вправе платить микрофирмы и малые предприятия:

осуществляющие производство подакцизной продукции и добычу полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами (исключение составляют микрофирмы и малые предприятия, производящие жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей);

в рамках деятельности, по которой предусматривается уплата единого земельного налога в соответствии с главой 57 Налогового кодекса (НК) и фиксированного налога в соответствии с главой 58 НК;

участники соглашений о разделе продукции.

О выборе системы налогообложения следует подумать до регистрации предприятия при составлении бизнес-плана и предварительных расчетов рентабельности бизнеса. От этого зависят и управление, и налоговая нагрузка предприятия. Последствия ошибочного выбора могут дорого стоить - сумма налогов может оказаться настолько высокой, что проще и дешевле будет зарегистрировать новую компанию.

Выбор системы налогообложения зависит от того, будут основные ваши клиенты и поставщики товаров, работ или услуг плательщиками ЕНП или общеустановленных налогов. Если подавляющее большинство клиентов - юридические лица, которым важно принять НДС к зачету, то рекомендуется остановиться на общем режиме налогообложения. Если большинство поставщиков - плательщики НДС, то предприятию также выгоднее платить общеустановленные налоги либо выбрать ЕНП и добровольную уплату НДС.

В некоторых случаях, например, при реализации видов продукции (работ или услуг), и облагаемых, и не облагаемых НДС, когда доля последних превалирует в общем объеме, этот фактор может стать существенным в принятии решения об организации двух предприятий с разными системами налогообложения.

 

ПРИМЕРЫ.

Создается предприятие - плательщик общеустановленных налогов, так как подавляющее большинство его клиентов - юридические лица, которые заинтересованы в зачете НДС. Часть его продукции будет реализовываться с НДС. Но имеется и продукция, не облагаемая НДС.

 

(тыс. сумов)

Показатели

Всего

    

Налоги и обязательные платежи

    

НДС

(к уплате

в бюджет)

     

Обяза-

тельные

платежи

с выручки

во внебюд-

жетные

фонды

с объема

реали-

зации

(1,6%,

0,5%,

1,4%)

 

Налог

на

прибыль

(9%)

Налог

на благо-

устрой-

ство и

развитие

социаль-

ной

инфра-

струк-

туры

(8%)

ИТОГО

налогов

Валовая выручка - всего (с НДС)

 

110 000

 

 

 

 

 

в том числе облагаемая НДС выручка (с НДС)

 

30 000

3 000

 

 

 

3 000

в том числе выручка, не облагаемая НДС

 

80 000

 

 

 

 

 

НДС с выручки

 

5 000

 

 

 

 

 

НДС к зачету

 

2 000

 

 

 

 

 

Чистая выручка

 

105 000

 

 

 

 

 

Затраты - всего

 

75 000

 

3 675

 

 

3 675

Налогооблагаемая прибыль

 

30 000

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

 

 

 

 

2 700

 

2 700

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

 

 

 

 

 

2 184

2 184

Итого

 

 

 

 

 

 

11 559

 

Просчитаем налоговую нагрузку в случае создания двух предприятий. Первое, занимаясь реализацией облагаемой НДС продукции, находится на общей системе налогообложения (Предприятие 1). Второе, имеющее дело с товарами, не облагаемыми НДС, является "упрощенцем" (Предприятие 2).

 

 

Показатели Предприятия 1

 

(тыс. сумов)

Показатели

Всего

   

Налоги и обязательные платежи

  

НДС

(к уплате

в бюджет)

   

Обяза-

тельные

платежи

с выручки

во внебюд-

жетные

фонды

с объема

реализа-

ции

(1,6%,

0,5%,

1,4%)

  

Налог

на

прибыль

(9%)

Налог

на благо-

устрой-

ство и

развитие

социа-

льной

инфра-

струк-

туры

(8%)

ИТОГО

налогов

Валовая выручка - всего (с НДС)

 

30 000

 

 

 

 

 

в том числе облагаемая НДС выручка (с НДС)

 

30 000

3 000

 

 

 

3 000

НДС с выручки

 

5 000

 

 

 

 

 

НДС к зачету

 

2 000

 

 

 

 

 

Чистая выручка

 

25 000

 

 

 

 

 

Затраты - всего

 

17 000

 

1 050

 

 

1 050

Налогооблагаемая прибыль

 

8 000

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

 

 

 

 

720

 

720

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

 

 

 

 

 

582,4

582,4

Итого

 

 

 

 

 

 

5 352,4

 

 

Показатели Предприятия 2

 

(тыс. сумов)

    

Показатели

   

Всего

ЕНП 5%

Выручка - всего

 

80 000

 

Чистая выручка

 

80 000

 

ЕНП

 

 

4 000

 

 

Приблизительная налоговая нагрузка двух предприятий составит 9 352,4 тыс. сумов.

Рассмотрим третий вариант - создание одного предприятия, находящегося на упрощенной системе налогообложения с добровольной уплатой НДС.

 

(тыс. сумов)

   

Показатели

   

Всего

Выручка - всего (с НДС)

 

110 000

в том числе облагаемая НДС выручка (с НДС)

 

30 000

в том числе выручка, не облагаемая НДС

 

80 000

НДС с выручки

 

5 000

НДС к зачету

 

2 000

НДС к уплате в бюджет

 

3 000

Чистая выручка

 

105 000

Затраты - всего

 

75 000

Налогооблагаемая база по ЕНП

 

105 000

Ставка ЕНП

 

5%

Сумма ЕНП

 

5 250

Сумма НДС, уменьшающая сумму ЕНП, но не более 50%

 

2 625

Итого ЕНП, уплачиваемый в бюджет

 

2 625

 

Приблизительная налоговая нагрузка равна 5 625 тыс. сумов (3 000 НДС + 2 625 ЕНП).

 

Как видим, в данной ситуации третий вариант предпочтительнее, так как он позволяет максимально снизить налоговую нагрузку.

Следует отметить, что расчеты в примере приведены условно без учета некоторых налогов, суммы которых также могут повлиять на выбор того или иного варианта налогообложения. Поэтому для принятия окончательного решения о выборе системы налогообложения при расчете налоговой нагрузки при общеустановленной системе налогообложения обязательно должны быть учтены земельный налог, налог на имущество, налог за пользование водными ресурсами.

При расчете налоговой нагрузки при упрощенной системе следует учитывать нормы Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа и Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа предприятиями розничной торговли, микрофирмами и малыми предприятиями сферы услуг с учетом введения минимального размера единого налогового платежа. Рассмотрим на примере.

 

ПРИМЕР. В Ташкенте создано малое предприятие - парикмахерская. Оно является плательщиком ЕНП. В организационный период предприятие имеет нестабильную выручку.

 

(тыс. сумов)

    

Показатели

   

Всего

Выручка - всего за квартал

 

4 000

Налогооблагаемая база по ЕНП

 

4 000

Ставка ЕНП

 

6%

Сумма ЕНП

 

240

Ставка фиксированного налога

 

4 МРЗП в месяц

Минимальный размер ЕНП - 62 920 х 4 х 3

 

755,040

Итого сумма ЕНП, уплачиваемого в бюджет

 

755,040

 

Теперь рассмотрим те же условия, но когда предприятие находится на общеустановленной системе налогообложения:

 

(тыс. сумов)

Показатели

Всего

    

Налоги и обязательные платежи

   

НДС

(к уплате

в бюджет)

    

Обяза-

тельные

платежи

с выручки

во внебюд-

жетные

фонды

с объема

реализа-

ции

(1,6%,

0,5%,

1,4%)

   

Налог

на прибыль

(9%)

Налог

на благо-

устрой-

ство и

развитие

социа-

льной

инфра-

струк-

туры

(8%)

ИТОГО

налогов

Валовая выручка - всего (с НДС)

 

4 000

 

 

 

 

 

в том числе облагаемая НДС выручка (с НДС)

 

4 000

667

 

 

 

667

НДС с выручки

 

667

 

 

 

 

 

НДС к зачету

 

-

 

 

 

 

 

Чистая выручка

 

3 333

 

 

 

 

 

Затраты - всего

 

3 000

 

117

 

 

117

Налогооблагаемая прибыль

 

333

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

 

 

 

 

30

 

30

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

 

 

 

 

 

24

24

Итого

 

 

 

 

 

 

838

 

 

Ошибка II: ЗАБЫТАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Самой распространенной оплошностью начинающих предпринимателей является непредставление сведений и отчетности в налоговые органы. Они либо забывают, либо не знают, что, куда и в какие сроки нужно сдавать. Независимо от момента получения свидетельства о регистрации (даже в последний день квартала) организация обязана предоставить в ГНИ налоговую отчетность в объеме и в сроки, установленные Налоговым кодексом.

Датой представления налоговой отчетности в налоговый орган является:

при представлении явочным порядком - дата принятия ее налоговым органом;

при отправке по почте заказным письмом - дата, указанная на штемпеле организации связи;

при передаче в виде электронного документа - дата его получения налоговым органом (статья 45 НК).

Согласно статье 18 Закона "О бухгалтерском учете" (от 30.08.1996 г. N 279-I), отчетным периодом финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря. Первым отчетным годом для вновь созданных юридических лиц считается период с даты приобретения права юридического лица по 31 декабря того же года (в случае регистрации после 1 октября он завершается 31 декабря следующего года). Данные о хозяйственных операциях, проведенных до регистрации или приобретения прав юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного года.

Начинающему бухгалтеру малого предприятия нужно помнить, что финансовая отчетность, состоящая из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о финансовых результатах (форма N 2) и справки о дебиторской и кредиторской задолженности (форма N 2-а), сдается ежегодно, а статистическая отчетность - ежеквартально или ежегодно в зависимости от вида отчета.

Согласно статье 115 НК, несвоевременное представление налоговой отчетности, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания к должностному лицу налогоплательщика, влечет наложение штрафа в размере 1% за каждый просроченный день, но не более 10% от причитающейся суммы платежа к установленному сроку уплаты с вычетом ранее начисленных платежей за соответствующий отчетный период.

 

 

Ошибка III: ОТСУТСТВИЕ У "УПРОЩЕНЦА"

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Если владельцы предприятия собираются распределять прибыль и выплачивать дивиденды, необходимо вести бухгалтерский учет. Так:

ООО вправе ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год принимать общим собранием участников общества решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Предназначенная для распределения часть прибыли между участниками распределяется пропорционально их долям в уставном фонде (уставном капитале) общества (статья 25 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" от 6.12.2001 г. N 310-II);

прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению (статья 24 Закона "О частном предприятии", в редакции от 11.12.2003 г. N 558-II с изменениями, внесенными Законом от 28.12.2007 г. N ЗРУ-138).

 

 

Ошибка IV: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ (РАЗРЕШЕНИЯ)

 

Выбирая вид деятельности создаваемой компании, следует помнить, что отдельные из них подлежат лицензированию. Их перечень утвержден Постановлением Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. N 222-II. Чем может грозить игнорирование этого требования?

Занятие лицензируемыми видами деятельности без лицензии и иных разрешительных документов влечет наложение штрафа в размере чистой прибыли, полученной от осуществления этих видов деятельности за период деятельности без лицензии или иных разрешительных документов, но не менее 50-кратного минимального размера заработной платы (статья 117 НК).

 

 

Ошибка V: БЕСПОРЯДОК В КАССЕ

И ОТСУТСТВИЕ ККМ

 

Если фирма осуществляет денежные расчеты с населением за товары, работы или услуги, то ей необходимо применять контрольно-кассовую машину, зарегистрированную в налоговом органе, и выдавать покупателям кассовые чеки (постановление КМ "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью" от 17.11.2011 г. N 306).

Отдельные категории предприятий в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. К ним, согласно приложению N 3 к постановлению КМ от 17.11.2011 г. N 306, относятся юрлица:

выдающие при оказании услуг населению талоны, билеты или другие приравненные к ним чеки, которые являются документами строгой отчетности;

осуществляющие:

продажу газет и журналов;

торговлю на дехканских рынках с оборудованных торговых мест продукцией собственного производства, а также мясом, полученным от убойных животных;

реализацию продукции общественного питания в самолетах и поездах (кроме вагонов-ресторанов);

выездную (выносную) торговлю, осуществляемую на основе разрешений органов государственной власти;

оказывающие услуги бытового обслуживания вне стационара, кузнечные, жестяные работы;

объекты военной торговли, расположенные вдоль Государственной границы;

столовые и буфеты общеобразовательных школ;

филиалы аптек, созданные на территории сельских врачебных пунктов.

Эти хозсубъекты обязаны осуществлять взаиморасчеты с населением с обязательным выписыванием и выдачей заказчику (покупателю) квитанций, билетов, талонов или других приравненных к чеку документов, зарегистрированных в налоговых органах, по установленной форме, являющихся бланками строгой отчетности. Предпринимателям следует помнить, что к порядку оформления, выдачи, хранения, учета и списания бланков строгой отчетности предъявляются жесткие требования.

Согласно статье 119 НК, осуществление торговли и оказание услуг без ККМ с фискальной памятью и(или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда их выписка или выдача является обязательной, влечет наложение штрафа от 30 до 50 МРЗП, при повторном совершении - от 75 до 100 МРЗП.

Не менее важно правильно оформлять все документы: ежедневно сдавать отчеты кассира, вести книгу регистрации показаний контрольно-кассового аппарата и кассовую книгу, бережно хранить Z-отчеты.

Наличную выручку необходимо сдавать в банк - ее нельзя хранить в кассе предприятия свыше суммы лимита, установленного банком. Эти требования предусмотрены Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами. Полученные в банке наличные средства необходимо тратить строго по назначению, их нельзя расходовать на иные цели. На командировочные расходы, покупку хозтоваров, представительские затраты должны оформляться должным образом подтверждающие документы и составляться авансовые отчеты.

Часто начинающие владельцы бизнеса воспринимают средства компании как свои собственные, ошибочно полагая, что вправе свободно распоряжаться всей ее наличностью. Последствия таких суждений бывают весьма печальными. При установлении таких фактов за нарушение порядка ведения кассовых операций и платежной дисциплины должностные лица могут быть как минимум оштрафованы на 10-15 МРЗП (статья 175 Кодекса об административной ответственности), а максимум - привлечены к уголовной ответственности (статья 189 Уголовного кодекса).

 

 

Ошибка VI: ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ХАЛАТНОСТЬ

 

Основанием для бухгалтерcкого учета хозяйственных операций являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения операций и распоряжения на их проведение (статья 9 Закона "О бухгалтерском учете"). Отсутствие первичных документов, неправильное их оформление или отсутствие, несоблюдение хронологии оформления совершаемых хозяйственных операций может повлечь за собой большие неприятности.

Во-первых, больше чем вероятно возникновение сложностей в отношениях с учредителями, так как отсутствие надлежащим образом оформленных документов не дает возможности разобраться в финансовом положении фирмы. Во-вторых, это ведет к неправильному исчислению налоговой базы и уплачиваемых в бюджет сумм налогов. Подобные факты, выявленные при проверке, могут квалифицироваться как сокрытие доходов от налогообложения со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

В заключение хочется сказать, что, принимаясь за собственное дело, предприниматель должен помнить: он теперь не наемный работник, а владелец собственного бизнеса, руководитель и должностное лицо. Поэтому он обязан решать все связанные с деятельностью предприятия вопросы. В том числе нести ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение налогового законодательства. Как и за благополучие работающих у него лиц. Если вы хотите иметь успешный бизнес, то лучше заранее получить информацию, проконсультироваться со специалистами, чтобы потом не тратить время и силы на решение проблем, которых вполне можно было избежать.

 

Гульнора ХАБИБУЛЛИНА,

наш эксперт.


Комментарии (1)

Добавить комментарий

anyuta_90 :

2012-05-17 11:12:57


Вопрос направлен в редакцию
 

Вопросы экономико-правовой тематики, связанные с деятельностью Вашей организации или личные, Вы можете задать:
 
1)    отправив электронное письмо в редакцию газет «Норма» и «НТВ» по адресам: gazeta@norma.uz; ntv@norma.uz;
 
2)    по телефону «Горячей линии» 200-00-59, если Вы являетесь пользователем информационно-поисковых систем «Norma», подписчиком газет «Налоговые и таможенные вести» и «Норма»;
 
3)    воспользовавшись сервисом «Мы отвечаем!» в интерфейсе программных продуктов «Norma».

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1495