Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ПЕРЕХОДИМ НА НОВЫЕ ФОРМЫ

31.01.2011

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СТАТОТЧЕТНОСТИ N 1-KB (годовая) И N 1-KB (квартальная)

"ОТЧЕТ МИКРОФИРМЫ И МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ"

 

Постановлением Госкомтстата от 15 ноября 2010 года N 1 мб (зарегистрировано Министерством юстиции 16 декабря 2010 года N 2164) на 2011 год были утверждены новые формы государственной статистической отчетности, которые вводятся в действие: годовые - с отчета за 2010 год, текущие - с 1 января 2011 года. С 1 января 2011 года утратили силу формы статотчетности, утвержденные постановлением Госкомстата, зарегистрированным МЮ 17 декабря 2009 года N 2055.

 

Сегодня мы публикуем разъяснения по заполнению форм государственной статотчетности N 1-KB (годовая) и N 1-KB (квартальная) "Отчет микрофирмы и малого предприятия".

Их сдают малые предприятия и микрофирмы (кроме предприятий с иностранными инвестициями, сельскохозяйственных предприятий и коммунальных хозяйств) в отдел статистики (района, города) по месту своего нахождения.

Срок сдачи формы N 1-KB (годовая) - не позднее 15 февраля, N 1-KB (квартальная) - не позднее 25 числа после отчетного периода.

 

Внимание! Эти бланки предоставляются безвозмездно органами статистики, не могут тиражироваться без официального разрешения Госкомитета по статистике и распространяться в коммерческих целях.

 

Градация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), определяется в соответствии с Указом Президента "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 года N УП-1987 "О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса" (от 30 августа 2003 года N УП-3305) и постановлением Кабинета Министров "Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)" (от 11 октября 2003 года N 439).

 

 

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

При заполнении раздела "Основные финансовые показатели" следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утверждено постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года N 54, далее - Положение о составе затрат) и Правилами по заполнению форм финансовой отчетности (утверждены приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 24 января 2003 года N 1209).

 

 

Раздел 2. ТРУД

 

В разделе "Труд" приводятся данные о численности и заработной плате работающих по найму, а также о движении работников и рабочих мест. Он заполняется обязательно, даже если в отчетном периоде не было производства или реализации продукции (работ, услуг). При его заполнении следует руководствоваться Трудовым кодексом и Положением о составе затрат.

По строке 203 "Численность работников, принимаемая для исчисления средней заработной платы" из списочного состава исключаются: женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком; работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Лица, в соответствии с трудовым договором работавшие неполное рабочее время, учитываются пропорционально фактически отработанному времени: определяется общее количество отработанных ими человеко-дней, для чего общее число отработанных в отчетном месяце человеко-часов делится на установленную продолжительность рабочего дня. Затем определяют численность работников, для чего число отработанных человеко-дней делят на число рабочих дней по календарю отчетного месяца.

Надомники - лица, которые заняты трудом на дому по трудовому договору, включаются в списочный состав работников.

В численность по строкам 201, 202, 230 не включаются внешние совместители, а также лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера, и другие лица несписочного состава. Работник, получающий на одном предприятии две, полторы и менее одной ставки или оформленный в одном предприятии как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности как один человек.

В фонд заработной платы (по строке 205) включаются денежные суммы, начисленные к выплате в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате. Фонд заработной платы определяется в соответствии со статьями 172, 173, 174 и 175 Налогового кодекса. При этом указанные суммы приводятся без вычета налогов и других удержаний, предусмотренных законодательством.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного периода в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном периоде, за дни отпуска в следующем периоде, - в фонд зарплаты следующего периода.

По строкам 231, 232 в численность принятых и выбывших работников не включаются: внешние совместители; работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера; привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы).

По строке 216 включаются фактически отработанные работниками часы с учетом сверхурочных и отработанных в праздничные (нерабочие) и выходные дни как по основной работе (должности), так и по совмещаемой в этой же организации, включая часы работы в служебных командировках.

По строкам 208-213 под рабочим местом понимается соответствующим образом оборудованная и оснащенная, обладающая количественными и качественными характеристиками пространственная зона, в которой трудятся работник, выполняющий производственное задание или функцию с заданной нормой труда, или группа работников, выполняющих единое производственное задание или технологически неразделимую функцию. Число рабочих мест выражается фактической численностью работников списочного состава и числом вакантных рабочих мест. Число введенных рабочих мест выражается численностью работников, которые приняты или могут быть приняты на рабочие места, образованные в отчетном периоде в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п. Число вакантных рабочих мест выражается количеством требующихся организации работников, при условии обеспечения их полной занятости. Показывается количество вакантных рабочих мест (ставок) по штатному расписанию, при этом вакансия половины ставки учитывается как 0,5.

По строке 221 средняя численность внешних совместителей исчисляется пропорционально отработанному времени. Общее количество отработанных ими человеко-часов делится на продолжительность рабочего дня. Определенное таким образом количество отработанных человеко-дней затем делится на число рабочих дней по календарю отчетного месяца.

По строке 222 численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в среднем за месяц исчисляется путем суммирования их как целых единиц за каждый календарный день в течение всего периода действия этого договора и делением полученной суммы на число календарных дней месяца.

А показатель с начала года и за год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы с начала года и деления полученной суммы на число месяцев отчетного года.

 

 

Раздел 3. ИНВЕСТИЦИИ В НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

 

В этом разделе отражаются инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт основных средств, инвестиции в нематериальные активы и другие нефинансовые внеоборотные активы.

Информация об иностранных инвестициях и кредитах представляется в национальной валюте и ее эквивалент - в иностранной (пересчет иностранной валюты в национальную осуществляется по курсу, установленному Центральным банком на дату совершения операции).

В строку 301 включают данные на основании актов о приемке объектов в эксплуатацию по фактической стоимости, зачисляемой на баланс. Затраты на строительные и проектно-изыскательские работы включаются в размере фактически выполненного (произведенного) объема (независимо от момента их оплаты). Затраты на приобретение машин и оборудования, транспортных средств отражаются в фактических ценах приобретения (включая таможенные пошлины и сборы, стоимость услуг посреднических организаций, транспортные и заготовительно-складские расходы) после их поступления на место назначения и оприходования заказчиком (получателем), в случае приобретения импортного оборудования - после момента смены собственника (по условиям контракта). Стоимость импортного оборудования, приобретенного в иностранной валюте, пересчитывается в сумы по курсу Центробанка на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению или после смены собственника (по условиям контракта). В освоенные инвестиции не включаются затраты, произведенные в отчетном периоде по предоплате за строительно-монтажные работы, за оборудование, находящееся в изготовлении и в пути, и другие авансовые выплаты.

Строка 302 равна сумме строк 303, 304, 305 и 328. В ее данные не включают данные строк 320, 322, 323, 324.

По строкам 303 и 328 показывают расходы на строительство зданий (включая жилые) и сооружений - строительно-монтажные и прочие капитальные затраты на них, включаемые при вводе объекта в эксплуатацию в инвентарную стоимость здания (сооружения).

К жилым зданиям (домам) относят жилые дома и общежития постоянного типа, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты. Кроме того, в строку 328 включается стоимость работ по строительству встроенных или отдельно стоящих внутриквартальных котельных, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, помещений для хранения топлива, мусоросборников в относящейся к жилым зданиям части. В их числе не учитываются здания, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан.

По строке 304 отражаются затраты на приобретение машин, транспортных средств, оборудования, инструмента и инвентаря (входящего и не входящего в расчетную стоимость строек), а также затраты на монтаж энергетического, подъемно-транспортного и другого оборудования на месте его постоянной эксплуатации, проверку и испытание качества монтажа (расходы, связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению). В состав этих затрат также входит стоимость: оборудования и машин, не входящих в сметы на строительство, включая сборно-разборные и передвижные инвентарные помещения и мастерские; автомобилей, компьютеров и другой счетной техники, кассовых аппаратов и другого оборудования, приобретаемого для предприятия.

В данные затраты не включаются машины и оборудование, приобретаемые для перепродажи; санитарно-техническое и другое оборудование, относимое к стоимости зданий.

По строке 325 лизингополучатель отражает стоимость полученного в лизинг нового имущества. В нее включаются затраты лизингополучателя, связанные с приобретением, поставкой, приведением объекта лизинга в рабочее состояние.

По строке 305 отражаются прочие инвестиции в основной капитал, не перечисленные в строках 303, 304, 328: затраты по эксплуатационному и глубокому разведочному бурению на нефть, газ и термальные воды; расходы по посадке и выращиванию многолетних культур (плодово-ягодных, озеленительных и декоративных, искусственных насаждений ботанических садов и других научно-исследовательских учреждений и т.д.); затраты на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада (стоимость взрослого рабочего, продуктивного и племенного скота, переводимого в основное стадо); затраты на приобретение фондов библиотек, специализированных организаций научно-технической информации, архивов, музеев и т.п. учреждений; капитальные затраты на улучшение земель (к ним относятся расходы неинвентарного характера (не связанные с созданием сооружений), кроме затрат, относимых на себестоимость сельскохозяйственной продукции); другие не перечисленные выше расходы и затраты в основные средства.

По строке 306 из строки 302 выделяются строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений и работы по монтажу оборудования (в соответствии с пунктами 2.7, 2.8 ШНК 4.01.16-09).

В строке 310 отражаются кредиты банков (полученные от банков кредитные средства) - резидентов Республики Узбекистан.

По строкам 311 и 312 показываются полученные средства безвозмездной технической, финансовой помощи; гранты международных и иностранных организаций.

По строкам 315 и 316 отражаются иностранные кредиты: банковские (полученные от иностранных банков), торговые, лизинговые соглашения с организациями-нерезидентами и другие.

По строке 320 отражаются сведения об инвестициях по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении у других организаций (кроме приобретений по импорту), и объектам, не завершенных строительством, по цене приобретения с учетом транспортных, монтажных расходов и других издержек, связанных с передачей права собственности. По данной строке включаются также затраты, произведенные иностранными инвесторами.

По строке 317 отражается информация по проданным основным средствам, бывшим в употреблении, и объектам незавершенного строительства по цене сделки купли-продажи.

В строках 329 и 318 отражается стоимость основных средств и объектов незавершенного строительства, соответственно приобретенных или переданных безвозмездно.

По строке 327 лизингополучатель отражает стоимость полученного в лизинг имущества, включая затраты, связанные с его приобретением, поставкой, приведением в рабочее состояние.

В строках 325 и 327 лизинговые компании и другие осуществляющие лизинговую деятельность юридические лица стоимость лизингового имущества (как распределенного, так и нераспределенного) не учитывают.

По строке 322 показываются затраты предприятия на капитальный ремонт собственных основных средств на основании справок о стоимости выполненных работ, подписанных заказчиком и организацией - исполнителем работ.

По строке 323 отражаются инвестиции в оприходованные и поставленные на учет нематериальные активы на основании оплаченных или принятых к оплате счетов продавцов.

По строке 324 показываются затраты на приобретение в собственность земельных участков и других нефинансовых внеоборотных активов. По ней не учитываются затраты на приобретение прав собственности на данные объекты, которые учитываются как нематериальные активы.

Раздел 3.1 заполняют организации-застройщики, осуществляющие ввод в действие производственных и социальных объектов. В его свободных строках отражаются данные по вводу производственных мощностей, жилых домов и объектов социальной сферы, фактически принятых в эксплуатацию на основании акта приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию, утвержденного в установленном порядке (согласно ШНК 3.01.04-09 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов"). В раздел 3.1 включаются данные по вводу в эксплуатацию построенных организацией жилых домов.

 

 

Раздел 4. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

В разделе "Промышленность" по строке 401 приводится объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических ценах (без НДС и акциза), действовавших в отчетном периоде. Продукция, реализуемая по договорным ценам, включается в объем производства по договорным оптовым ценам. Продукция, произведенная из неоплачиваемых сырья и материалов заказчика, показывается с исключением стоимости этого сырья и материалов - стоимость переработанного давальческого сырья приводится по строке 425.

Выпуск промышленной продукции определяется без стоимости внутреннего оборота - без продукции, используемой на собственные промышленно-производственные нужды.

При заполнении строк 402 и 403 необходимо руководствоваться Положением о составе затрат.

В строках 420-423 при отнесении продукции к разряду потребительских товаров следует руководствоваться Перечнем потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан (утвержден постановлением МЭ, МФ, МВЭСИТ и ГТК, зарегистрированным МЮ 9 сентября 2008 года N 1853). К таковым также следует относить не включенную в Перечень продукцию в части, предназначенной для продажи населению с целью личного потребления. Показатели производства потребительских товаров приводятся в оптово-отпускных ценах отчетного года, включая НДС и акциз.

Продукция, произведенная из давальческого сырья, включается в объем произведенных потребительских товаров по полной стоимости, то есть со стоимостью потребленного неоплачиваемого сырья заказчика.

Потребительские товары всего (строка 420) больше или равны сумме строк 421 (продовольственные товары) и 422 (непродовольственные товары). Из непродовольственных товаров (строка 422) выделяют товары легкой промышленности (строка 423).

В строке 424 приводят имеющиеся на складах остатки готовой продукции в фактических ценах (без НДС и акциза).

При отражении производства продукции в натуральном выражении в свободных строках указываются наименования произведенных юридическим лицом конкретных видов продукции и единицы их измерения в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики. При этом приводится стоимость продукции, включающая стоимость потребленного неоплачиваемого сырья заказчика.

В данные о производстве включается продукция, выработанная как из собственных сырья и материалов, так и из давальческих сырья и материалов, включая продукцию, израсходованную на собственные промышленно-производственные нужды, то есть валовой выпуск (за исключением отдельных видов, учет которых осуществляется по товарному выпуску).

 

 

Раздел 5. СТРОИТЕЛЬСТВО

 

В разделе "Строительство" приводятся данные об объеме строительных и проектно-изыскательских работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда, по строительству объектов на реализацию.

Строки 501-506 и 508 заполняют все общестроительные и специализированные предприятия: ремонтно-строительные и пусконаладочные организации, управления механизации, буровые организации, осуществляющие глубокое разведочное бурение и другие работы, связанные со строительством разведочных и эксплуатационных скважин на нефть, газ, а также термальные воды, сооружаемых за счет капитальных вложений, многопрофильные предприятия и нестроительные организации, выполняющие подрядные работы по договорам строительного подряда с заказчиками.

Объем строительных работ, выполненных собственными силами для собственных нужд (хозяйственным способом), в строке 501 не отражается. Затраты на них относятся к инвестициям и отражаются в разделе 3 "Инвестиции в нефинансовые активы" по строкам 306 и 308.

Предприятия и организации шоссейного хозяйства в строках 501-506 отражают объем подрядных работ, выполненных собственными силами по новому строительству, реконструкции, капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог, путепроводов, автомобильных мостов, туннелей. В них не включаются объемы работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог, так как они относятся к шоссейному хозяйству.

По строке 501 отражают строительные работы, выполненные собственными силами по генеральным, прямым и субподрядным договорам за счет всех источников финансирования, в фактических ценах без НДС, включая строительство объектов методом "под ключ". Данные строки 501 должны быть больше (на другие подрядные работы) или равны сумме строк 502, 503 и 505.

В строке 503 показывают общий объем работ по капитальному ремонту нежилых зданий и сооружений, жилищ (квартир) и других построек по заказу населения.

Строка 505 отражает данные о работах по текущему ремонту зданий, сооружений, выполненных подрядной организацией собственными силами по заключенным договорам, включая текущий ремонт квартир по заказам населения.

В строку 506 заносят сведения о выделенных из строки 501 работах, выполненных собственными силами подрядными и субподрядными организациями на строительстве "под ключ".

По строкам 501 и 506 объем работ, выполненных по строительству объектов, отражается без затрат на оборудование и прочих капитальных затрат.

По строке 508 (из строки 501) отражается стоимость полученных от заказчика (генподрядчика) строительных материалов, оприходованных в складском и бухгалтерском учете подрядной (субподрядной) организации. Она указывается без начисления на нее "прочих затрат" подрядчика.

Строку 507 заполняют все юридические лица, осуществляющие по договорам подряда с заказчиками проектирование и инженерные изыскания для капитального строительства независимо от формы собственности, а также проектные подразделения организаций, имеющие самостоятельный баланс. По данной строке отражается стоимость законченных и принятых в установленном порядке услуг, выполненных собственными силами в отчетном году.

 

 

Раздел 6. Транспорт

 

В разделе "Транспорт" учитываются автомобили всех типов (строки 601, 605, 609), марок и моделей, находящихся на балансе предприятия (графа 1) или арендованные (графы 2 и 3), независимо от их технического состояния и места нахождения (в ремонте, в командировке, на консервации, в аренде и т.д.) на конец отчетного периода.

К международному сообщению относятся перевозки, осуществляемые за пределами Государственной границы (Китай - Россия) или через Государственную границу Республики Узбекистан (Убекистан - Иран), независимо от протяженности маршрута, автотранспортом, зарегистрированным в Республике Узбекистан.

В строках 6011, 6021, 6031, 6041 выделяются (из строк 601, 602, 603, 604) показатели грузового автотранспорта, занятого международными перевозками грузов.

Из общего наличия грузовых и легковых автомобилей, автобусов и микроавтобусов (из строк 601, 605, 609) выделяются автомобили, использующие следующие виды топлива: сжиженный нефтяной газ (строки 6012, 6051, 6091) и сжатый природный газ (строки 6013, 6052, 6092), независимо от фактически использовавшегося топлива.

Общая грузоподъемность автомобилей (грузовых, пикапов и легковых фургонов, прицепов и полуприцепов) (строка 602) равна сумме произведений, полученных от умножения списочного числа автомобилей каждой марки на их номинальную грузоподъемность по паспорту завода-изготовителя.

Пробег за год (строка 603) складывается из пробега всех грузовых автомобилей с грузом, без груза и нулевых пробегов за отчетный период, определяемый по показаниям спидометров, учитываемых транспортной документацией предприятия.

Пассажировместимость автобусов, включая маршрутные таксомоторы (строка 606) и легковые автомобили (строка 610), определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного числа автомобилей каждой марки на их число мест для сидения.

Пробег автобусов, включая маршрутные таксомоторы (строка 607) и легковые автомобили (строка 611), определяется путем суммирования ежедневных пробегов всех автомобилей, работающих на линии в течение отчетного периода, по показаниям спидометров в соответствующих путевых листах.

Выручка от перевозок грузов (строка 604), пассажиров автобусами, включая маршрутные таксомоторы (строка 608), и легковыми автомобилями (строка 612) слагается из сумм начисленной выручки (исключая НДС) от реализации оказанных услуг по перевозкам за отчетный период. В выручку от перевозок пассажиров легковыми автомобилями включается также полученная от предварительных заказов таксомоторов по телефону, по безналичному расчету от перевозки почты и периодической печати органам связи, от эксплуатации легковых автомобилей по обслуживанию заказчиков.

В выручку от перевозок грузов и пассажиров не включаются полученная от погрузочно-разгрузочных работ, экспедиторских и коммерческих операций, эксплуатации складов, прочих работ и услуг, связанных с перевозкой, и денежные поступления от сдачи в аренду подвижного состава сторонним предприятиям, организациям и физическим лицам.

Данные о наличии подвижного состава и длине железнодорожных подъездных путей юридических лиц (малых предприятий и микрофирм), имеющих на своем балансе (графа 1) или арендующих (графа 2) локомотивы, вагоны, ведомственные железнодорожные пути, отражаются в строках 640-643. Предприятия, имеющие временные подъездные пути, отчет не составляют.

Пути, построенные для обслуживания строящихся объектов, включаются в отчет только с момента сдачи построенного объекта.

Наличие локомотивов и вагонов по состоянию на конец года указывается на основании технических паспортов подвижного состава по строкам 640 и 641.

 

 

Раздел 7. СВЯЗЬ

 

Раздел "Связь" заполняют только специализированные предприятия связи, за исключением строк 625-628, 630-632, по которым отчитываются все субъекты малого предпринимательства, имеющие компьютерную технику. В строки 622-633 проставляются данные по указанным показателям на конец отчетного периода.

По строке 630 выделяется (из строки 625) количество компьютеров, имеющих доступ в локальную вычислительную сеть (ЛВС) - группу компьютеров и периферийного оборудования, объединенных одним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровых данных в пределах одного или нескольких близлежащих зданий и не использующих для этого средства связи общего пользования. Соединение одной ЭВМ с производственным оборудованием или периферийными устройствами не является локальной сетью.

По строке 631 выделяется (из строки 625) количество компьютеров, имеющих доступ в корпоративную вычислительную сеть - систему нескольких компьютеров, имеющих право пользоваться корпоративными данными сервера, независимо от их местонахождения и типа соединения. Корпоративная сеть объединяет филиалы корпорации и является собственностью предприятия.

По строке 629 отражается начисленная выручка за оказанные услуги связи (без НДС).

 

Раздел 8. ТОРГОВЛЯ

 

В разделе "Внутренняя торговля" оптовый товарооборот представляет собой выручку (по безналичной форме расчетов) от продажи товаров по заключенным договорам для использования в коммерческих целях (дальнейшей переработки или продажи) или для собственных производственно-хозяйственных нужд. В него не включается отгрузка товаров юридическими лицами, производящими и реализующими продукцию собственного производства.

Данные о товарообороте продовольственных и непродовольственных товаров указываются в строках 702 и 703 (соответственно, в оптовой торговле, розничной торговле и предприятиях питания).

Розничный товарооборот - стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет, оплаченных пластиковыми или кредитными карточками, расчетными чеками банков (учитывается как продажа за наличный расчет), независимо от каналов реализации товаров. Он подразделяется на товарооборот торговых предприятий (строка 701, графа 5) и предприятий питания (строка 701, графа 8).

Данные о нем представляют как предприятия и организации, у которых розничная торговля является основным видом деятельности, так предприятия и организации, для которых она не является основным видом деятельности.

В розничный товарооборот включается стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет, по безналичному расчету (строка 705), по пластиковым карточкам (строка 706), в кредит (строка 707), по заказам, по почте (строка 708), через компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет) (строка 709). В его объеме также учитываются продажи на условиях комиссии, поручения, агентских договоров - по моменту продажи в размере полной продажной стоимости, включая комиссионное вознаграждение.

Товарооборот предприятий питания включает стоимость проданных населению изготовленной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки. В его состав не включаются: оптовая продажа полуфабрикатов, кулинарных и других изделий торговым предприятиям для последующей продажи; стоимость сырья заказчика, выручка за просмотр концертных программ, бильярдных, танцевальных залов, видеосалонов, игровых залов, а также входная плата в рестораны, бары и т.п.

Оборот оптовой и розничной торговли предприятий питания приводится в фактических ценах, включающих единый налоговый платеж, акцизный налог и аналогичные обязательные платежи. Данные о продаже конкретных товаров представляются по перечню товаров, определенному органами государственной статистики.

В свободных строках раздела 8 в графе А указывается наименование товара, в графе Б - код строки. В графах 1, 4, 7 - приводятся сведения о его продаже в натуральном выражении, в графах 2, 5, 8 - в денежном выражении, в графах 3, 6, 9 - об остатках товаров в денежном выражении (соответственно, в оптовой торговле, розничной торговле и предприятиях питания).

В строки 720-727 вносятся сведения по сети розничной и оптовой торговли.

Магазины, лавки, ларьки, павильоны, столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты и т.п. именуются торговыми объектами.

В графе 1 показывают общее количество действующих на 1 января оптовых складов и холодильников, как состоящих на балансе организации (без сданных в аренду), так и арендованных, и общее количество розничных торговых объектов независимо от формы собственности, объема продаж, размера сооружений, выделяя продовольственные (строка 723) и непродовольственные (строка 724), а также палатки, ларьки, киоски (строка 726). Данные строки 722 должны быть больше или равны сумме строк 723, 724 и 726.

Специализация магазина определяется исходя из основного торгового профиля. К магазинам относятся розничные торговые объекты, занимающие обособленное здание или помещение и имеющие торговый зал для покупателей; к палаткам, ларькам, киоскам - занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.

Складская площадь состоит из площадей помещений, предназначенных для приемки, хранения, подсортировки, фасовки, предпродажной подготовки, комплектации и выдачи товаров. Показатель "Складской объем" в кубических метрах определяется путем умножения складской площади на высоту помещений от пола до низа несущих конструкций (перекрытий). При наличии нескольких складских зданий, строений с различной высотой объем каждого здания, строения определяется отдельно и результаты суммируются.

Торговая площадь всех магазинов - сумма площадей, на которых производится продажа товаров, и площадей для служб по дополнительному обслуживанию покупателей, занятая прилавками, стеллажами и другим оборудованием, установленным в торговом зале, без сданных в аренду.

В торговую площадь магазина не включаются помещения: для приема и хранения товаров, для подготовки товаров к продаже, подсобные, административные, бытовые и технические помещения. Торговая площадь указывается только по магазинам. По палаткам и киоскам она не указывается.

К сети предприятий питания относятся торговые объекты, занимающие обособленные здания и помещения, имеющие, как правило, зал, оборудованный столиками и стульями для потребления пищи, и необходимые производственные и бытовые помещения. В составе предприятий питания не учитываются помещения: временно приспособленные для организации питания школьников в школах - актовые, спортивные залы и т.п.; магазины по продаже полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, хотя они организованы и подчинены предприятиям питания.

По предприятиям питания указывается фактическое число мест, то есть число посетителей, на одновременное фактическое обслуживание которых оно рассчитано (а не проектное число мест).

 

 

Раздел 9. ПРОИЗВЕДЕНО (ОКАЗАНО) УСЛУГ

 

Под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности потребителей по их заказу, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме (в отличие от товаров, которые являются физическими предметами). Рыночными считаются услуги, выступающие объектом купли-продажи и реализуемые по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки их производителя.

Показатель "Объем произведенных услуг" отражает общий объем денежных средств за предоставленные услуги потребителям - юридическим и физическим лицам, в том числе доплат (или полной компенсации) от организаций за обслуживание их работников. Учет услуг осуществляется только за отчетный период на основании данных первичного учета организации (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 23 октября 2002 года N 1181).

При определении объема услуг по видам экономической деятельности следует учитывать начисленные за них платежи.

По оптовой и розничной торговле, включая предприятия питания, учитывается валовая прибыль, которая представляет собой разницу между чистой выручкой от реализации и покупной стоимостью реализованных товаров (себестоимость). Организации, осуществляющие сделки по купле-продаже товаров в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, указывают стоимость услуг в размере вознаграждений. Объемами страховых услуг страхователей следует считать поступления страховых премий по прямому страхованию, в том числе по договорам, принятым на перестрахование, за вычетом страховых премий по договорам, переданным на перестрахование.

Учет услуг производится в фактически действовавших ценах реализации (без НДС).

В графе А указывается наименование услуг, произведенных организацией, в графе Б органами государственной статистики проставляются коды услуг в классификации Общегосударственного классификатора услуг по видам деятельности (ОКУВД) (утвержден постановлением Агентства "Узстандарт" 12 мая 2006 года N 05-15).

 

 

Раздел 10. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ

 

В нем приводится объем платных услуг, оказанных непосредственно населению в фактических ценах с учетом НДС (строка 801). Он определяется в соответствии с Инструкцией по учету платных услуг, реализованных населению Республики Узбекистан (утверждена Госкомпрогнозстатом, зарегистрирована МЮ 5 февраля 1997 года N 305).

Данные по конкретным видам оказанных населению платных услуг представляются по перечню услуг, определенному органами госстатистики. В свободных строках в графе А указывается наименование услуг, в графе В - их код.

По строке 802 для бытовых услуг как в целом, так и по их видам, кроме показателей объема, указываются данные о числе действующих ателье, цехов, мастерских (единиц) - всего, в том числе в сельской местности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Действующий объект бытового обслуживания - фактически оказывающий на отчетную дату услуги населению, а также временно неработающий в связи с ремонтом, инвентаризацией, санитарной обработкой и другими причинами, независимо от того, действует он самостоятельно или находится в составе предприятий промышленности, строительства, транспорта и т.д.

Ателье, цех, мастерская в многоотраслевом доме бытовых услуг учитываются самостоятельно как расположенные в одном здании, но выполняющие различные виды услуг. В группу ателье (цехов, мастерских) должны быть включены также и территориально обособленные пункты, систематически выполняющие на месте какие-либо виды бытовых услуг (например, мелкий ремонт одежды, обуви и т. д.).

Ателье (цехи, мастерские), выполняющие различные бытовые услуги, показывают в отчете один раз и включают в число ателье (цехов, мастерских) по преобладающему виду услуг. В таком же порядке учитываются передвижные мастерские.

Ателье (цехи, мастерские), расположенные в сельской местности, включаются в число единиц по сельской местности независимо от того, в подчинении какого предприятия (городского или сельского) они находятся.

 

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ

К РАЗДЕЛАМ ПО ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В разделах 11-15 представляются сведения об инновационной деятельности, связанной с технологическими, маркетинговыми организационными инновациями в организации.

 

Инновация подразумевает конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт (товар, работу, услугу), производственный процесс, новый маркетинговый или организационный метод ведения бизнеса, организацию рабочих мест или внешних связей.

 

Технологические инновации подразумевают деятельность организации, связанную с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Ими могут быть продукты, процессы, услуги и методы как впервые разработанные организацией, так и заимствованные ею у других.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

В промышленном производстве продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и усовершенствованных продуктов.

 

Технологически новый продукт - продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее выпускаемых организацией продуктов. Такие инновации могут быть основаны на технологиях как принципиально новых, так и на использовании или сочетании существующих, либо на результатах исследований и разработок.

 

Технологически усовершенствованный продукт - существующий продукт, у которого улучшены качественные характеристики, повышена экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).

Продуктовые инновации должны быть новыми для вашей организации и не обязательно быть таковыми для рынка. Не имеет значения, были они разработаны вашей или другими организациями.

 

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации могут быть основаны на использовании новых методов организации производства или их совокупности, а также на применении результатов исследований и разработок. Они нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующих в организации продуктов. Но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Процессные инновации должны быть новыми для вашей организации. Но она не обязательно должна внедрять их первой. Не имеет также значения, разрабатывались ли процессные инновации вашей организацией или другой.

К технологическим инновациям не относятся:

эстетические изменения продуктов (цвет, декор и т.п.);

незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

расширение номенклатуры товаров, работ, услуг за счет ввода в производство товаров, работ, услуг, не выпускавшихся ранее в данной организации, но уже достаточно известных на рынке сбыта этих видов товаров, работ, услуг (возможно непрофильных) для обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, машиностроительный завод выпускает летом пользующуюся сезонным спросом непрофильную продукцию - гвозди;

расширение производственных мощностей за счет установки дополнительных станков уже известной модели либо даже замена станков на более поздние модификации той же модели;

продажа инновационных товаров, работ, услуг, полностью произведенных и разработанных другими организациями;

организационные или управленческие изменения.

Для организаций сферы услуг технологической инновацией считается услуга, имеющая характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) технологически усовершенствованные. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Ею могут являться изменения в оборудовании или организации производства, связанные с освоением новых или значительно усовершенствованных услуг, которые нельзя произвести или оказать, используя действующие производственные методы, или с повышением эффективности производства или передачи оказываемых услуг.

Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций уже применяемых либо на основе новых знаний.

В сфере услуг продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование оказываемых путем добавления новых функций или характеристик, значительное улучшение обеспечения ими (например, повышение их эффективности или скорости оказания).

Процессные инновации в этой сфере включают в себя разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства и представления услуг.

 

Не являются технологическими инновациями следующие изменения, если они не связаны с внедрением новых или значительно улучшенных услуг, способов их производства или передачи:

организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии организации;

внедрение стандартов качества.

 

Маркетинговыми инновациями являются реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг) для их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на открытие новых рынков сбыта, более полное удовлетворение потребностей потребителей, расширение их состава для повышения объемов продаж.

Изменения дизайна, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. К ним относятся также изменения в упаковке продуктов питания, напитков, моющих средств, так как упаковка определяет их внешний вид.

Использование новых методов продаж и презентации продуктов связано с расширением продаж. В их число не входят методы логистики (управление транспортировкой и складированием сырья, компонентов и готовой продукции). Внедрение новых методов представления и продвижения продуктов (услуг) означает использование новых концепций для продвижения товаров и услуг организации. Инновации в формировании цен означают использование новых ценовых стратегий в торговле товарами и услугами фирмы. Сезонные, регулярные или другие текущие изменения в маркетинговых инструментах, как правило, не являются инновациями, если не несут в себе новизны.

Главным критерием разграничения продуктовых и маркетинговых инноваций является наличие существенных изменений в функциях или способах использования продукта. Товары или услуги, функциональные или потребительские характеристики которых существенно улучшены, представляют собой продуктовые инновации. Если функциональные или потребительские характеристики продукта не претерпели значительных изменений, то изменение его дизайна является маркетинговой, а не продуктовой инновацией.

Процессные и маркетинговые инновации отличаются друг от друга. Первые связаны с совершенствованием производственных методов, включая те, что направлены на снижение издержек на единицу продукта или повышение качества. В то время как целью маркетинговых инноваций является повышение объемов продаж или цен на продукты (с использованием новых ценовых стратегий).

Маркетинговые инновации должны быть новыми для вашей организации, не имеет значения, были ли они разработаны вами или другими. Организация не обязательно должна внедрять их первой.

Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей. Они направлены на повышение эффективности деятельности организации путем: снижения административных и трансакционных издержек; повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым роста производительности труда; получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна внедрить их первой. Не имеет значения, разработаны инновации ею или другими.

Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых организационных методов предпринимательской деятельности. Они включают, например, введение корпоративных систем управления знаниями, реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством и поставками в целом и цепочками поставок, в частности, рационализацией производства, а также систем управления качеством.

Инновации в организации рабочих мест означают реализацию новых методов распределения среди сотрудников ответственности и полномочий по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (и структурными подразделениями), а также новых концепций ее структурирования, например, интеграции различных ее направлений.

Новые организационные методы во внешних связях означают реализацию новых форм сотрудничества с заказчиками или научными организациями, методов интеграции с поставщиками, субконтрактные отношения в области производства, обеспечения, распределения, решения кадровых и вспомогательных вопросов.

Организационными инновациями не являются изменения в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей, основанные на уже применяемых в организации методах. Формулирование управленческих стратегий само по себе тоже не является инновацией. Однако организационные изменения, реализуемые в соответствии с новой управленческой стратегией, являются таковыми, если они в практике организации применяются впервые.

 

 

Раздел 11. ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

 

Организация, имевшая в отчетном году завершенные инновации, в строках 901-906 указывает степень собственного участия или сторонних организаций в разработке технологических, маркетинговых, организационных инноваций.

По строкам 901-906 в графе 2 указывается число инноваций, разработанных собственными силами.

В графе 3 - число инноваций, разработка которых осуществлялась совместно с другими организациями, то есть как самой организацией, так и сторонними соисполнителями.

В графе 4 указывается число инноваций, разработку которых осуществляли сторонние организации. Под разработкой в данном случае подразумевается:

выполнение по контракту исследований и разработок научными организациями, вузами и т.п. при возможно минимальном участии отчитывающейся организации, ограниченном преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям;

приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии).

Если за рассматриваемый период есть несколько завершенных инноваций, то их число может одновременно указываться в нескольких графах (2, 3, 4) в зависимости от степени участия организации в их разработке.

Данные графы 1 должны быть равны сумме данных граф 2-4 по строкам 901-906.

 

 

Раздел 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Этот раздел заполняют только инновационно-активные организации - осуществлявшие инновации в течение последних 3 лет. В нем предлагается оценить влияние на развитие организации инновационной деятельности, осуществлявшейся в ней в последние 3 года.

В графе 1 для перечисленных по строкам 907-921 основных результатов инновационной деятельности в зависимости от их влияния на развитие организации проставляются оценочные коды по следующей шкале: 1 - низкая степень воздействия; 2 - средняя; 3 - высокая степень воздействия; 4 - воздействие отсутствовало.

В строках 909-912 коды проставляют в соответствии с местом расположения вновь освоенных рынков сбыта:

строка 909 - Узбекистан;

строка 911 - страны СНГ;

строка 912 - другие страны.

 

 

Раздел 12. ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ГОД

 

В этом разделе все данные указываются без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.

По строке 1001 приводятся данные о стоимости произведенных и реализованных (отгруженных) в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, оказанных собственными силами, в фактических отпускных ценах. В их число входят и инновационные товары, работы, услуги (строка 1002), которые включают продукцию, произведенную и реализованную в отчетном периоде в результате осуществления продуктовых и процессных инноваций.

 

Инновационные товары, работы, услуги - товары, работы, услуги, подвергавшиеся в последние 3 года технологическим изменениям разной степени. По уровню новизны выделяют 3 их вида - впервые освоенные в отчетном году (строка 1003), освоенные в последние 2 года (строка 1004) и усовершенствованные в последние 3 года (строка 1005). В основе их производства лежит внедрение новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение не использовавшихся ранее в организации производственного оборудования, методов организации производства или их совокупности. Примером нового производственного метода является запуск автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции. Как правило, это относится к уже выпускаемым в организации товарам, работам, услугам.

Производители промышленной и сельскохозяйственной продукции по графе 1 отражают объем ее производства, а по графе 2 - объем отгрузки (продажи), торговые предприятия в графах 1 и 2 указывают объем товарооборота, оказывающие услуги и выполняющие работы по заказу - объемы произведенных и реализованных услуг и работ, при этом данные граф 1 и 2 должны быть всегда равны.

В графе 3 из общего объема реализованных (отгруженных) товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами выделяется объем товаров (работ, услуг), экспортируемых за пределы Узбекистана во все страны мира.

 

 

Раздел 13. НОВЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ

 

Этот раздел заполняют производители инновационной промышленной продукции, указавшие данные в строках 1002, 1003, 1004 или 1005.

В графе А указывается наименование нового вида продукции, в графе Б - категория ее новшества (1 - впервые освоенные в отчетном году, 2 - освоенные в последние 2 года, 3 - усовершенствованные в течение последних 3 лет). В графе В органы статистики присваивают код, соответствующий данному виду продукции по номенклатуре ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, введена в действие с 1 апреля 2008 года постановлением Президента от 27 марта 2008 года N ПП-823). В графах Г, 1 и 2 указываются соответственно единица измерения, количество и стоимость в фактических ценах (без НДС и акциза) новой продукции, произведенной за отчетный период.

 

 

Раздел 14. ЗАТРАТЫ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ,

МАРКЕТИНГОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ИННОВАЦИИ ПО ВИДАМ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОЧНИКАМ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ГОД

 

Этот раздел заполняют организации, осуществлявшие в отчетном году технологические, маркетинговые или организационные инновации.

По строке 1101 они показывают совокупные затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, произведенные за отчетный год. При этом не имеет значения, на какой стадии находится внедрение нововведения: на завершающей, когда оборудование уже эксплуатируется, то есть налажено производство и выпускаются товары (работы, услуги), или на начальной, промежуточной, когда, например, осуществляется монтаж нового оборудования или оно готово к эксплуатации, но еще не работает, не испытано в производстве и не использовалось для выпуска товаров (работ, услуг).

В строке 1102 показывают общие (текущие и капитальные) затраты на технологические инновации, осуществленные за отчетный год. Они включают общие (текущие и капитальные) затраты на разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных товаров, работ, услуг или методов их производства (передачи) как выполненных собственными силами организации, так и на оплату работ, услуг сторонних организаций.

Текущие затраты, входящие главным образом в себестоимость товаров, работ, услуг, включают оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным вложениям, необходимым для обеспечения инновационной деятельности, осуществляемой организацией в течение года.

Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, приобретение не предназначенных для продажи внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года), осуществляемые в связи с разработкой и внедрением инноваций. Они включают приобретение машин, оборудования, прочих основных средств, сооружений, земельных участков и объектов природопользования для проведения инновационной деятельности.

По строкам 1103-1112 общие затраты на технологические инновации распределяются по видам инновационной деятельности.

По строке 1103 отражаются затраты на исследования и разработки, выполненные как собственными силами, так и по заказу сторонними организациями.

По строке 1104 указываются затраты на производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых товаров, работ, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов. Производственные проектно-конструкторские работы связаны с технологическим оснащением, организацией производства и началом выпуска новых товаров, работ, услуг. В промышленности это могут быть проектирование промышленного объекта (образца), связанное с подготовкой производства новых товаров, работ, услуг, другие проектно-конструкторские разработки определенных производственных процессов и методов, технических спецификаций, эксплуатационных особенностей (свойств), необходимых для производства технологически новых товаров, работ, услуг и осуществления новых процессов. Их не следует смешивать с частью проектно-конструкторских работ, учитываемых в составе исследований и разработок (по строке 1103) и относящихся, как правило, к начальной концепции проекта по созданию новых товаров, работ, услуг или технологических процессов.

В состав указанных затрат включаются также затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций (не показанные по строке 1103). В их состав входят затраты на:

технологическое оснащение, дополняющее технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (например, режущий инструмент, штампы, приспособления, калибры, пресс-формы, модели, литейные формы, стержневые ящики и т.д.);

пробное производство или испытания, необходимые на начальном этапе выпуска товаров и в случаях дальнейших этапов разработки и проектирования (данные затраты не имеют отношения к опытно-экспериментальным работам, включаемым в исследования и разработки по строке 1103).

В сфере услуг подготовка к внедрению новых услуг или методов их производства включает конкретные процедуры (процессы, методы), спецификации и эксплуатацию (включая заключительные испытания), необходимые для внедрения инноваций.

По строке 1105 указываются вызванные внедрением технологических инноваций капитальные вложения, инвестированные в машины, оборудование, установки, включая интегрированное программное обеспечение, прочие основные фонды, включая стоимость приобретения ноу-хау, прочих беспатентных лицензий, предоставляемых в комплекте с технологическими инновациями (последнее не показывается по строке 1106). При этом учитываются капитальные вложения на приобретение и установку прогрессивных видов (на новой технологической основе) машин и оборудования, необходимых для внедрения новых или усовершенствованных технологических процессов, либо машин и оборудования, не совершенствующих производственные мощности, но необходимых для выпуска новых товаров (например, дополнительных формовочных и упаковочных машин), работ, услуг. Другие случаи приобретения машин и оборудования не рассматриваются в качестве технологических инноваций и не указываются в строке 1105.

В строке 1106 приводятся затраты на приобретение новых технологий, используемых для реализации технологических инноваций, включая затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, а также товарных знаков, других инжиниринговых, консалтинговых услуг (исключая исследования и разработки), приобретенных от сторонних организаций, частных лиц, относящихся к выполнению технологических инноваций.

По строке 1107 выделяются затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

Затраты на приобретение лицензий представляют собой выплаченное лицензиару (продавцу лицензий) лицензионное вознаграждение. Оно может выплачиваться в виде оговоренной твердой суммы (паушальный платеж) либо (роялти) в виде определенной части прибыли, полученной лицензиатом (покупателем) в результате использования лицензии. По строке 1107 (и 1106) учитывается только выплаченная за отчетный год сумма.

По строке 1108 показывают затраты на приобретение связанных с осуществлением инноваций программных средств, которые, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования, средства для разработки приложений, издательские системы и графические редакторы, коллекции изображений и т.д.

По строке 1109 указываются затраты на другие виды работ, связанных с подготовкой производства для выпуска новых товаров, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи). К ним, в частности, могут относиться необходимые для этого изменения процедур контроля производства и качества товаров, работ, услуг, методов, стандартов и связанного с этим программного обеспечения.

В строке 1110 приводятся данные о затратах на обучение, подготовку и переквалификацию персонала, вызванные внедрением технологических инноваций (производством новых товаров, работ, услуг, работой по новым технологиям и на новом оборудовании, внедрением новых или существенно усовершенствованных видов услуг или методов их производства). Они могут включать оплату услуг сторонних организаций и затраты на обучение и подготовку в самой организации (в том числе без отрыва от производства).

По строке 1111 указываются затраты, связанные с маркетингом или выведением на рынок технологически новых или усовершенствованных товаров, работ, услуг. Они включают предварительное исследование, зондирование рынка, адаптацию на нем данного изделия и начальную рекламу, но не расходы на развертывание дистрибьюторских сетей (выпуск новых товаров, услуг на рынок) для рыночных инноваций.

По строке 1112 показываются прочие затраты (не учитываемые в строках 1103-1111), связанные с внедрением технологических инноваций (например, оплата консультаций привлеченных квалифицированных специалистов, другие не перечисленные выше технологические работы, услуги).

Данные строки 1102 должны равняться сумме данных строк 1103-1106 и 1108-1112.

В строке 1113 приводятся данные о затратах на маркетинговые инновации. Они, как правило, связаны с разработкой и внедрением изменений в дизайне и упаковке продуктов, использованием новых методов продаж и презентации продуктов, представлением и продвижением продуктов (услуг) на рынки сбыта, формированием новых ценовых стратегий - деятельностью по разработке и реализации новых маркетинговых методов, ранее организацией не использовавшихся. Данные затраты включают также расходы на приобретение новых технологий, машин, оборудования и других основных средств, обучение и подготовку персонала, необходимых для разработки и внедрения новых маркетинговых методов. Они не включают расходы по использованию этих методов в бизнесе в ежедневном режиме (например, на рекламные компании, случайный маркетинг, спонсорство по внедрению), а также затраты на новые или значительно улучшенные продукты или процессы, на подготовку их вывода на рынок.

Затраты на маркетинговые инновации, осуществленные в рамках технологических инноваций по строке 1113, не приводятся. Организации, указавшие в строке 905 о наличии маркетинговых инноваций, затрат на них могут не иметь. В этом случае строка 1113 не заполняется.

В строке 1114 приводятся данные о затратах на организационные инновации, которые, как правило, связаны с разработкой и внедрением новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест и внешних связей. Они включают деятельность, связанную с разработкой и планированием и реализацией новых организационных методов. Данные затраты включают также расходы на приобретение новых технологий, машин, оборудования и других основных средств, обучение и подготовку персонала, связанные с организационными инновациями. В них не включаются затраты на новые или значительно улучшенные продукты или процессы, на исследования и разработки.

Во избежание двойного cчета затраты, охватывающие более одного типа инноваций, указывают один раз. Например, затраты на маркетинговую инновацию, связанную с продуктовой, учитываются один раз в составе затрат на продуктовую (технологическую) инновацию. Или затраты на организационную инновацию, осуществляемую в связи с процессной, учитываются также один раз в составе затрат на процессную (технологическую) инновацию.

Затраты на организационные инновации, осуществляемые в связи с процессными инновациями, по данной строке не учитываются. Организации, указавшие в строке 906 о наличии организационных инноваций, затрат на них могут не иметь. В этом случае строка 1114 не заполняется.

В строке 1115 приводятся затраты на продуктовые инновации, по строке 1116 - на процессные. Сумма их данных должна равняться данным строки 1102.

В графах 2-5 затраты распределяются по источникам финансирования инновационной деятельности:

по графе 2 - собственные средства организации, в том числе прибыль, входящие в себестоимость выпускаемых товаров, работ, услуг;

по графе 3 - средства, полученные организацией от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ Узбекистана, а также от международных организаций;

по графе 4 - кредиты коммерческих банков;

по графе 5 показываются затраты на инновации, осуществленные за счет прочих источников, не учитываемых в графах 2-4.

 

 

Раздел 15. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ

ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Раздел заполняется независимо от того, осуществляла организация инновационную деятельность в отчетном году или нет.

В нем оценивается значимость различных факторов, которые препятствовали или замедляли инновационные процессы в организации в последние 3 года. Они могут быть причинами как общей инновационной неактивности организации, так и сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов.

 

Управление статистики г.Ташкента.

 

 

 

Опубликовано в газете «НТВ» N 2 от 13 января и N 3 от 20 января 2011 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 289