Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ПЯТЬ "НО" К ОДНОМУ РАСЧЕТУ

22.03.2010

ПЯТЬ "НО" К ОДНОМУ РАСЧЕТУ

С начала года работники Государственного налогового управления г.Ташкента совместно с Ташкентским отделением РИКЦ при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан проводят семинары по разъяснению изменений и дополнений в налоговое законодательство, действующих с 1 января 2010 года. На многих из них участники задают вопросы, связанные с заполнением формы Расчета единого налогового платежа, при заполнении строк которой нередко возникают проблемы.
Думается, что ответы на них будут интересны и нашим читателям.

Рассмотрим порядок заполнения  формы Расчета на следующем примере:

По итогам 2009 года основным (профильным) видом деятельности предприятия является производство. По итогам I квартала 2010 года:

основной (профильный) вид деятельности - розничная торговля - составляет 35% выручки в общем объеме реализации за отчетный период;

оптовая торговля - 20%;

производственная деятельность - 25%;

посреднические услуги - 20%.

За этот период реализовано товаров:

по розничной торговле - на 35 000 000 cумов, в том числе по пластиковым картам - на 10 000 000 сумов;

по оптовой торговле - на 20 000 000 сумов;

по производственной деятельности - на 25 000 000 сумов, в том числе на экспорт - 17 000 000 сумов;

посреднических услуг - на 20 000 000 сумов.

Кроме того, оно имело прочие доходы:

от предоставления имущества в аренду - 5 000 000 сумов;

безвозмездно полученное имущество - 4 000 000 сумов.

Здесь хотелось бы напомнить, что, согласно определению, данному в Налоговом кодексе (НК), выручка от реализации товаров (работ, услуг) - это сумма средств, полученных (подлежащих получению) за реализованные товары (работы, услуги), включая стоимость имущества, поступающего в счет оплаты или погашения задолженности за реализованные товары (работы, услуги) (статья 22 НК).

С 1 января 2010 года введена норма, по которой если юридические лица осуществляют реализацию товаров по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров, а также безвозмездную передачу товаров, то в этом случае под выручкой от реализации товаров понимается их себестоимость или цена приобретения. При этом выручка от реализации товаров, по которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), определяется исходя из установленных цен (тарифов). Данная норма не распространяется на безвозмездную передачу товаров в экологические, оздоровительные и благотворительные фонды, учреждения культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, образовательные учреждения.

ПРИСТУПИМ к заполнению формы Расчета единого налогового платежа. При заполнении титульного листа обратите внимание на изменение, внесенное в статью 22 НК с 1 января 2010 года: основной вид деятельности - деятельность юридического лица, по которой доля выручки в общем объеме реализации является преобладающей по итогам отчетного периода. Поэтому нам следует ежеквартально определять основной вид деятельности в течение года. В нашем примере по итогам года основным видом деятельности было производство, но по итогам I квартала 2010 года им стала торговая деятельность.

При заполнении листа 02 формы Расчета по строке 010 указываем чистую выручку от реализации товаров (работ, услуг), то есть без включения в нее сумм налога на добавленную стоимость, учитываемых в цене товаров (работ, услуг). Хотелось бы отметить, что предприятия, оказывающие посреднические услуги (по договорам комиссии, поручения и др.), по данной строке отражают сумму комиссионного вознаграждения, предусмотренную договором и подтвержденную актом и счетом-фактурой. При этом имущество (за исключением вознаграждения), поступившее комиссионеру или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за комитента либо иного доверителя, не является объектом налогообложения. Какие-либо другие вычеты, например, скидки, предоставляемые посредниками покупателям при реализации товаров с цены данного товара (если они не предоставляются за счет уменьшения комиссионного вознаграждения), не производятся.

В нашем примере по строке 010 указываем:

в графе 1 "основной вид деятельности" - 35 000 000 сумов;

в графе 2 - 20 000 000 сумов;

в графе 3 - 25 000 000 сумов;

в графе 4 - 20 000 000 сумов;

в графе "Всего" - 100 000 000 сумов.

По строке 020 указываем удельный вес выручки по видам деятельности в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг), в %:

в графе 1 "основной вид деятельности" - 35%;

в графе 2 - 20%;

в графе 3 - 25%;

в графе 4 - 20%.

По строке 030 отражаются прочие доходы, которые в соответствии со статьей 353 НК облагаются по ставкам единого налогового платежа, установленным для основного (профильного) вида деятельности:

в графе 1 "основной вид деятельности" указывается сумма, определенная в строке 010 приложения N 1 к форме Расчета - в нашем случае 9 000 000 сумов.

По строке 040 определяем налогооблагаемую валовую выручку (строка 010 + строка 030):

в графе 1 "основной вид деятельности" указываем сумму 44 000 000 сумов;

в графе 2 - 20 000 000 сумов;

в графе 3 - 25 000 000 сумов;

в графе 4 - 20 000 000 сумов;

в графе "Всего" - 109 000 000 сумов.

Наше предприятие не имеет доходов, не рассматриваемых в качестве объекта налогообложения, уменьшающих налогооблагаемую валовую выручку и затраты. Поэтому по строкам 050, 0501, 0502 и в соответствующих им графах проставляется значение "0".

По строке 060 определяем налогооблагаемую базу - "Всего" (строка 040 - строка 050):

в графе 1 "основной вид деятельности" - 44 000 000 сумов;

в графе 2 - 20 000 000 сумов;

в графе 3 - 25 000 000 сумов;

в графе 4 - 20 000 000 сумов;

в графе "Всего" - 109 000 000 сумов.

По строке 0601 определяем налогооблагаемую базу по выручке, полученной от объема оказанных услуг, оплаченных с применением пластиковых карт. Данная сумма определяется как произведение показателей по строке 030 приложения N 5 к Расчету и строки 060 Расчета. В приложении N 5 определяется удельный вес выручки от оказания услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, в чистой выручке от реализации товаров (работ, услуг). В нашем примере:

чистая выручка от розничной торговли составляет 35 000 000 сумов;

выручка от оказания услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, - 10 000 000 сумов;

удельный вес выручки от оказания услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, в чистой выручке от реализации товаров (работ, услуг) составит 28,6% (10 000 000 / 35 000 000 х 100).

По строке 0601 Расчета по указанной в ней формуле (строка 030 приложения N 5 к Расчету х строка 060) определяется выручка, полученная от объема оплаченных с применением пластиковых карт услуг, облагаемая по пониженной ставке:

в графе 1 "основной вид деятельности" указываем полученную сумму 12 584 000 сумов (28,6 х 44 000 000 сумов / 100);

в графе 2 - "0";

в графе 3 - "0";

в графе 4 - "0";

в графе "Всего" - 12 584 000 сумов.

По строке 0602 указывается выручка, облагаемая по установленным ставкам (за вычетом выручки по строке 0601):

в графе 1 - 31 416 000 сумов (44 000 000 - 12 584 000);

в графе 2 - 20 000 000 сумов;

в графе 3 - 25 000 000 сумов;

в графе 4 - 20 000 000 сумов;

в графе "Всего" - 96 416 000 сумов.

По строке 070 указываем ставку единого налогового платежа (ЕНП), установленную постановлением Президента от 22 декабря 2009 года N ПП-1245 (далее - Постановление N ПП-1245):

в графе 1 "основной вид деятельности" указываем ставку по розничной торговле - 4%;

в графе 2 - по оптовой торговле - 5%;

в графе 3 - по производственной деятельности - 7%;

в графе 4 - по посредническим услугам - 33%.

Предприятие реализовало в отчетном квартале часть продукции на экспорт. Поэтому по строке 0801 определяем скорректированную ставку ЕНП. Она снижается на 30%, так как в нашем примере доля экспорта составляет 17% в чистой выручке от реализации товаров (работ, услуг) - 17 000 000 / 100 000 000 х 100. Согласно форме Расчета, ставки ЕНП следует скорректировать по всем видам деятельности. Однако данная льгота установлена в приложении N 9-1 к Постановлению N ПП-1245, в котором определены ставки ЕНП для микрофирм и малых предприятий - кроме предприятий торговли и общественного питания. Поэтому ставки по торговой деятельности корректировать не следует.

Таким образом, по строке 0801 указываются следующие ставки:

в графе 1 "основной вид деятельности" - 4%;

в графе 2 - 5%;

в графе 3 - 4,9% (7% - 7% х 0,3);

в графе 4 - 23,1% (33% - 33% х 0,3).

По строке 0802 устанавливаем скорректированную ставку ЕНП по выручке, полученной от объема услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, [строка 0801 - (0801 х 10%)]:

в графе 1 "основной вид деятельности" - 3,6% (4% - 4% х 0,1);

в графе 2 - 5%;

в графе 3 - 4,9%;

в графе 4 - 23,1%.

По строке 0901 исчисляем сумму единого налогового платежа с выручки, указанной в строке 0601, - строка 0601 х строка 0802:

в графе 1 "основной вид деятельности" указываем сумму 453 024 сума (12 584 000 сумов х 3,6%);

в графе 2 - "0";

в графе 3 - "0";

в графе 4 - "0";

в графе "Всего" - 453 024 сума.

 

По строке 0902 исчисляем сумму единого налогового платежа с выручки, указанной в строке 0602, - строка 0602 х строка 0801. В нашем примере:

в графе 1 "основной вид деятельности" указываем сумму 1 256 640 сумов (31 416 000 сумов х 4%);

в графе 2 - 1 000 000 сумов (20 000 000 сумов х 5%);

в графе 3 - 1 225 000 сумов (25 000 000 сумов х 4,9%);

в графе 4 - 4 620 000 сумов (20 000 000 сумов х 23,1%);

в графе "Всего" - 8 101 640 сумов.

По строке 090 исчисляем сумму ЕНП в целом по предприятию (строка 0901 + строка 0902):

в графе 1 "основной вид деятельности" указываем сумму 1 709 664 сума (453 024 + 1 256 640);

в графе 2 - 1 000 000 сумов;

в графе 3 - 1 225 000 сумов;

в графе 4 - 4 620 000 сумов;

в графе "Всего" - 8 554 664 сума.

По строкам 100 и 110 проставляем "0", так как предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

По строке 120 в графу "Всего" переносим сумму из строки 090 - 8 554 664 сума.

По строке 130 определяем сумму ЕНП, за вычетом 5-процентных отчислений в Фонд развития общественного движения молодежи Узбекистана "Камолот" [строка 120 - (строка 120 х 5%)]. Она равна 8 126 930,8 сума (8 554 664 - 8 554 664 х 5%).

По строке 140 указываем "0", так как данный расчет представляется за I квартал 2010 года.

Строку 150 заполняют только предприятия, по итогам отчетного года не соответствующие условиям, установленным в части четвертой статьи 350 НК, и, соответственно, обязанные уплачивать общеустановленные налоги. Они по этой строке указывают сумму ЕНП, подлежащую доплате по перерасчету общеустановленных налогов.

По строке 160 указывается сумма единого налогового платежа, перечисляемая в Фонд развития общественного движения молодежи Узбекистана "Камолот" [(строка 120 -(строка 140 / 95%)) х 5%]. В нашем примере - 427 733,2 сума.

ТЕПЕРЬ хотелось бы обратить внимание на несколько неоднозначных ситуаций, возникающих  при заполнении Расчета по единому налоговому платежу.

1. При расчете ЕНП мы в зависимости от доли экспорта произвели корректировку ставок, установленных для производственной деятельности и по оказанию посреднических услуг. Однако в общем объеме чистой выручки от реализации товаров (работ, услуг) при исчислении удельного веса выручки от экспорта включен и товарооборот по розничной и оптовой торговой деятельности. Имеем ли мы право в данной ситуации скорректировать также ставку ЕНП в зависимости от доли экспорта и по торговой деятельности? В своем примере мы корректировку не производили, так как действующим законодательством четко не регламентировано, по каким видам деятельности ставки подлежат корректировке, а по каким нет.

2. Согласно Постановлению N ПП-1245, пониженная ставка применяется по выручке от услуг, оплаченных с применением пластиковых карт. По строке 0601 Расчета мы определяем ее сумму исходя из ее удельного веса в выручке от розничной торговли. Но так как розничная торговля в нашем примере является основным видом деятельности, то в нее также включаются и прочие доходы. Таким образом, в расчете "пластиковая" выручка, облагаемая по пониженной ставке, получилась равной 12 584 000 сумов, хотя фактически предприятие оказало услуги с применением пластиковых карт на 10 000 000 сумов.

Из-за данного несоответствия нормативных документов и утвержденных форм Расчета единого налогового платежа при проверке могут возникнуть разногласия между проверяющими и предприятием. Эта ситуация, в которой фактически правы и хозяйствующий субъект, и контролирующий орган, может привести и к судебному разбирательству.

Данный вопрос без вмешательства законодателей не решить.

3. Статья 355 НК устанавливает объект налогообложения. Ею определено, что под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается для:

-строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций - выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами. При этом если, согласно договору, обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик, то при сохранении за ним права собственности на них выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика;

-предприятий торговли и общественного питания - товарооборот;

-юридических лиц, предоставляющих имущество в финансовую аренду (лизинг), - сумма процентного дохода по финансовой аренде (лизингу);

-юридических лиц, оказывающих посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, - сумма вознаграждения за оказанные услуги;

-заготовительных, снабженческо-сбытовых организаций - валовой доход, исчисленный как разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров;

-юридических лиц в рамках осуществления деятельности по организации лотерей - выручка от распространения билетов игры по цене, указанной в них.

В данной норме, да и в Налоговом кодексе в целом, нет определения, что понимается под выручкой от реализации произведенной готовой продукции для производственных предприятий. Это вызывает сомнения у многих руководителей производственных предприятий в правильности определения налогооблагаемой базы при расчете единого налогового платежа по операциям, связанным с производством и реализацией продукции. Видится целесообразным внести соответствующие дополнения в Налоговый кодекс.

4. В приложении N 1 к Расчету единого налогового платежа по строке 100 следует указывать доходы, полученные в виде возмещения расходов или убытков, которые ранее были вычтены из совокупного дохода. Однако при расчете ЕНП не предусмотрен вычет убытков или расходов. Поэтому, думается, в данной форме нецелесообразно указывать эти доходы, потому что механизм включения в налогооблагаемую базу может применяться только при исчислении налога на прибыль, так как в определенный период расходы или убытки уменьшают его базу, а при возмещении данных расходов и восстановлении убытков они считаются доходом и включаются в налогооблагаемую прибыль.

5. В соответствии с пунктом 5 Постановления N ПП-1245 с 1 января 2010 года для предприятий оптовой торговли (кроме оптовых аптечных организаций, специализированных оптовых баз-контор, входящих в систему Ассоциации предприятий оптовой торговли) вводится уплата авансовых платежей по единому налоговому платежу в размере 5% от суммы выручки, поступающей от каждой проведенной торговой операции. Но в утвержденной форме Расчета ЕНП не предусмотрены строки для отражения авансовых платежей и их зачета. А потому непонятно, как в данном случае предприятиям - плательщикам авансовых платежей заполнять Расчет.

Согласно части четвертой статьи 350 НК, к предприятиям торговли и общественного питания, в целях налогообложения, относятся юридические лица, у которых основным видом деятельности по итогам предыдущего отчетного года является торговая деятельность, деятельность в сфере общественного питания. В связи с этим вышеназванная норма установлена только для предприятий торговли, но не для других предприятий, занимающихся торговой деятельностью и уплачивающих единый налоговый платеж.

 

Шараф РУЗМЕТОВ,

наш эксперт.

Опубликовано в газете  "НТВ" N 10 от 8 марта 2010 года

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 815