Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

РЕКЛАМА, ВРЕДЯЩАЯ ЗДОРОВЬЮ

10.03.2010

Совместное предприятие, занимающееся реализацией алкогольной продукции, просит дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Можно ли рекламировать алкогольную продукцию в Узбекистане, в том числе через сеть Интернет?

2. Существуют ли какие-либо ограничения на рекламу алкогольной продукции?

3. Какая ответственность может наступить в случае нарушения этих ограничений, если они есть? Имеются ли возможности "обойти" эти ограничения и запреты законным путем?

 

PR-менеджер СП.

 

- Во многих странах реклама алкоголя тем или иным образом ограничивается прежде всего из-за неблагоприятного влияния алкоголя на здоровье, особенно - на распространение алкоголизма среди молодежи. В их число входит и Узбекистан. Нашим законодательством предусмотрены запреты и ограничения на рекламу алкогольных напитков.

Рынок рекламных услуг в нашей стране регулируется Законом "О рекламе" (от 25 февраля1998 года N 723-I, далее - Закон), Положением о размещении рекламы (утверждено постановлением Госкомдемонополизации, зарегистрированным МЮ 6 апреля 2001 года N 1024), Порядком размещения внешней рекламы в г.Ташкенте (утвержден решением хокима г.Ташкента от 26 декабря 2007 года N 1148) и другими нормативно-правовыми актами.

Согласно части четвертой статьи 23 Закона, на территории Республики Узбекистан запрещается:

реклама алкогольных напитков крепостью свыше 28 градусов;

реклама алкогольных напитков крепостью до 28 градусов по телевидению и радио с 7 часов утра до 22 часов вечера;

безвозмездное распространение образцов алкогольных напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;

спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для несовершеннолетних, если при этом используются название, товарный знак или изображение алкогольных напитков;

распространение, в том числе продажа, товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.) среди несовершеннолетних с использованием наименования, товарного знака алкогольных напитков;

реклама алкогольных напитков в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних;

реклама алкогольных напитков на первых и последних страницах газет, обложках журналов и других периодических изданий, а также на страницах этих изданий, где публикуются программы телерадиопередач.

Помимо этих требований, законодатель предусмотрел соблюдение обязательных условий при рекламировании алкогольной продукции (части первая-третья статьи 23 Закона "О рекламе"). Так, реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления алкоголя. Согласно пункту 19 Положения о размещении рекламы, оно должно содержать следующую фразу: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью" и занимать не менее 5 процентов площади всей рекламы и не менее 5 секунд эфирного времени рекламного ролика на телевидении и радио. Реклама алкогольных напитков не должна демонстрировать процесс потребления алкогольных напитков, создавать впечатление, что они имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей. Кроме того, реклама алкогольных напитков должна размещаться не ближе 500 метров от территории медицинских, спортивных, дошкольных учреждений, а также общих средних, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений (больниц, поликлиник, стадионов, детских садов, школ, колледжей, лицеев, институтов, университетов).

ЧТО КАСАЕТСЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ...

При размещении рекламы на веб-сайте домена "UZ" должны соблюдаться все вышеизложенные запреты и ограничения законодательства Республики Узбекистан. Так, согласно Положению о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене "UZ" (утверждено приказом гендиректора УзАСИ, зарегистрированным МЮ 23 июня 2008 года N 1830), ответственность за размещение или умышленное использование недостоверной или ложной информации, а также информации, нарушающей законодательство Республики Узбекистан, на веб-сайтах или иных услугах, доступных через доменное имя, несет администратор доменного имени, которым является юридическое или физическое лицо, на чье имя оно зарегистрировано. А потому размещение владельцем веб-сайта в домене "UZ" рекламы алкогольной продукции без учета требований национального законодательства чревато последствиями.

При размещении рекламы на сайтах других доменов, думается, пользователи сети Интернет должны действовать в рамках правового поля той страны, которая регулирует данную доменную зону. Например, размещая рекламу в домене "RU", необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации.

А КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ?

Юридические лица - рекламодатели, производители и распространители рекламы, согласно статье 29 Закона "О рекламе", могут быть подвергнуты уполномоченным государственным органом - Государственным комитетом по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства - следующим штрафам:

за недостоверную рекламу - от 70 до 100 минимальных размеров заработной платы;

за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе - от 30 до 50 МРЗП.

Законом также предусмотрена ответственность физических лиц:

за недостоверную рекламу - от 3 до 5 МРЗП;

за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе - от 3 до 5 МРЗП.

Ответственность физических лиц установлена также статьей 178-1 Кодекса об административной ответственности:

непредставление уполномоченному государственному органу в установленный срок сведений, касающихся рекламы, а также неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы;

недостоверная реклама, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы либо отказ от контррекламы - от 5 до 7 МРЗП.

Санкции этих двух документов различны. Однако, согласно абзацу первому пункта 11 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (приложение N 4 к постановлению Президента от 2 мая 2005 года N ПП-66), наложение Госкомдемонополизации штрафов на должностных лиц и граждан за нарушения законодательства о рекламе осуществляется в строгом соответствии с Кодексом об административной ответственности.

Следует отметить, что в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе, за которое предусмотрено применение финансовой санкции, признания субъектами предпринимательства - рекламодателями, производителями и распространителями рекламы своей вины в совершенном правонарушении и согласия добровольно уплатить штраф его наложение осуществляет Госкомдемонополизации. Во всех остальных случаях вопрос о наложении штрафа на субъекты предпринимательства решается в судебном порядке. Взыскание штрафа за нарушение законодательства о рекламе, превышающего в совокупности 20% от суммы текущих активов субъекта предпринимательства на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему 6-месячной рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами.

 
 

Абдурахман БАХТЫЕВ,

юрист ООО "Norma".

Опубликовано в газете "НТВ" 1 марта 2010 года N 9 (813)

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1260