Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак исправить 4 типичные ошибки с онлайн-ККТ в комиссионной торговле Когда могут оштрафовать при несвоевременном представлении налоговой отчетности Как предприятию оценить свою платежеспособность и финансовую устойчивость Как оформить дополнительный ЭСФ Как оформить дополнительный ЭСФ

РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК: ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

09.11.2010

На рекламном рынке Узбекистана произошли значительные перемены. Свои коррективы в него внес Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О рекламе" и статью 178-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности" (от 17 сентября 2010 года N ЗРУ-259, далее - Закон N ЗРУ-259), вступивший в силу с 18 сентября 2010 года.

 

Главным образом изменения касаются "правил игры" для производителей табака, табачных изделий и алкогольных напитков любой крепости. Отныне в стране запрещена любая реклама этой продукции. Это достаточно жесткий, но оправданный шаг. Столь решительные действия позволили создать прецедент на всем постсоветском пространстве. Полное табу на рекламу сигарет и спиртного пока наложено только в нашей стране, но это укладывается в формат международной практики ряда зарубежных стран.

"Перезагрузка" регламента для "игроков" рекламного рынка вызвана стремлением оградить подрастающее поколение от негативного воздействия никотина и алкоголя. Это соответствует национальным традициям, нормам общественной морали, продиктовано необходимостью поставить заслон таким социально опасным явлениям, как пьянство и курение.

Прежняя редакция Закона "О рекламе" (от 25 декабря 1998 года N 723-I) оставляла лазейки для скрытой рекламы спиртного и сигарет. В новой - более четко прописаны механизмы выявления и пресечения недобросовестной рекламы, ответственность за нарушения законодательства о рекламе, нормы по защите прав и интересов потребителей.

Практика применения нового Закона вызывает много вопросов. Поэтому работники Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции (далее - Антимонопольный комитет, Комитет), на который возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, работают сегодня, как говорится, в режиме нон-стоп. Семинары, разъяснения, встречи с субъектами рекламного рынка, выступления в СМИ - это стало частью большой работы по разъяснению нового механизма. Более подробно об изменениях в Законе "О рекламе" рассказывает начальник управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Антимонопольного комитета Дильшод АЗИМОВ.

 

 

ВЫБИРАЙТЕ СЛОВА. ИНОСТРАННЫЕ

 

- Дильшод Абдухакимджанович, очень серьезные изменения и дополнения к Закону "О рекламе" главным образом носят запретительный характер. Не означает ли это "закручивание гаек" по отношению к участникам рекламного рынка?

 

- Больше всего мы бы не хотели, чтобы новый документ воспринимался так. Он направлен на регулирование рекламного рынка, создание более совершенного механизма для защиты прав и интересов потребителей, на которых, собственно говоря, и направлена реклама. Ведь она призывает потребителя сделать выбор. И если вводит его в заблуждение или навязывает некачественные товары или услуги, это ущемляет его права, наносит материальный и моральный ущерб, вредит здоровью.

Новая редакция Закона "О рекламе" продиктована как социальной, так и экономической необходимостью. Если реклама - это индикатор и двигатель развития экономики, то совершенствование ее механизма способствует формированию здоровой конкурентной среды, обеспечивает потребителям возможность получать точную и достоверную информацию. Новый документ нацелен также на защиту интересов подрастающего поколения, пропаганду и формирование здорового образа жизни. Кто из рекламодателей может оспорить вред, наносимый употреблением алкоголя и курением? Неслучайно Закон N ЗРУ-259 появился в Год гармонично развитого поколения.

Сегодня рекламный рынок страны успешно развивается. На нем действует более 1 000 субъектов, из которых порядка 250 - рекламные агентства. Не обходится и без проблем. В прошлом году Комитетом было выявлено 333 нарушения Закона "О рекламе". 118 из них касались рекламы табачной и алкогольной продукции, что еще раз подтверждает необходимость совершенствования регулирования этого сегмента рекламного рынка.

 

- Статья 6 Закона "О рекламе" запрещает использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации. Но многие иностранные слова прочно вошли в норму как узбекского, так и русского языка. Они наиболее точно выражают значение слова, ведут к языковой экономии, их замена может повлечь за собой утяжеление текста, искажение смысла. Какие именно иностранные слова и выражения запрещено использовать в рекламе: написанные на иностранном языке или широко вошедшие в лексику? Есть ли их перечень?

 

- Во-первых, здесь следует обратиться к статье 5 Закона "О рекламе", которая устанавливает ее язык. В ней говорится, что на территории Узбекистана реклама распространяется на государственном языке или по желанию рекламодателя - на других языках. Зарегистрированные товарные знаки или логотипы могут приводиться на языке оригинала. Использование иностранных слов в рекламе не запрещено. Но при этом надо учесть, что иногда используется реклама, имеющая успех в России или Европе, построенная на некорректной, двусмысленной игре слов, неблагозвучии, даже ассоциации с жаргонной ненормативной лексикой. Все это является признаками ненадлежащей и недобросовестной рекламы, которая у нас запрещена. Поэтому мы попытались ограничить применение в рекламе именно таких иностранных слов. Например, у нас в рекламе мороженого и печенья использовалось слово "Люцифер", которое в христианской мифологии означает "падший ангел", "дьявол". Это искажает смысл, является ненадлежащей рекламой. Конечно, мы будем давать разъяснения по этому поводу. Но еще раз хочу подчеркнуть, что использовать иностранные слова запрещается только в тех случаях, когда они искажают смысл информации, делают ее некорректной, вводят в заблуждение.

 

- Отныне запрещено указывать, что продукция одобрена государственными органами либо должностными лицами. Чем было вызвано введение этой нормы?

 

- Давайте уточним: государственный орган - это орган, реализующий государственную политику, исполняющий функции государственного контроля. Предположим, рекламируются два вида продукции. Один - одобрен госорганом, у другого - такого одобрения нет. Что предпочтет потребитель? Конечно, первую продукцию, хотя вторая ничем ей не уступает. Такой подход ограничивает конкуренцию, создает неравные условия участникам рынка.

 

- Да, потребитель больше доверяет госоргану, чем коммерческим организациям.

 

- Потребитель должен делать выбор сам, и прежде всего исходя из качества продукции, а не из статуса организации, которая его одобряет. Ему не надо подсказывать и направлять его действия. Эта норма была введена в целях развития конкуренции и приоритета прав потребителей.

 

 

МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

- Разъяснения требует положение статьи 6 Закона "О рекламе", запрещающее рекламу стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенной продукции, без указания организатора мероприятия, правил и сроков его проведения, источника информации о нем, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. Но, представьте, каким большим должен быть текст рекламы, учитывающий эти требования. Они утяжелят текст. Да и не всегда при рекламе подобных мероприятий сразу известны количество призов или выигрышей, определены место и порядок их вручения.

 

- Сразу хочу оговориться, что эта норма не распространяется на проведение лотереи, основанной на риске, для которой необходима лицензия Министерства финансов. В нашем случае речь идет о стимулирующих мероприятиях, условием которых является приобретение товара или услуги, когда вы, купив что-то, получаете в подарок другое. Давайте обратимся к статье 4 Закона "О защите прав потребителей" (от 26 апреля 1996 года N 221-I). В ней говорится, что потребитель имеет право на получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце). Дополнение к Закону "О рекламе" защищает права потребителей. Так, однажды к нам обратился потребитель, который купил несколько упаковок чая, как говорится, "про запас". Открыв последнюю из них, он обнаружил извещение о том, что выиграл музыкальный центр. Счастливый обладатель приза звонит по указанному телефону, но там никто не снимает трубку. Оказывается, акция давно завершена, призы разобраны, организаторы неизвестно где. А в условиях лотереи не были указаны сроки. Или другой пример. Одна из компаний объявила акцию, представлявшую большие скидки на деревянные двери, не указав сроки ее проведения. Акция продолжалась 3 месяца. Но по прошествии этого времени реклама продолжала висеть, хотя скидки уже не действовали. В Комитет стали обращаться потребители. Этот пример не совсем относится к стимулирующим мероприятиям, но суть одна: недостаточная информация ввела потребителей в заблуждение.

Если организатор подобных мероприятий не знает, какие будут призы, где их станут вручать, рекламу необходимо снабдить информацией, что о призах или выигрышах, месте и порядке их вручения сообщат дополнительно в таком-то источнике. Потребителю необходимо предоставить максимум информации.

 

 

БЕЗ "ЗОНТИКОВ"

 

- В связи с чем установлен запрет на рекламу продукции под видом рекламы другой продукции? Речь идет о ситуации, когда товарный знак или знак обслуживания тождествен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена или для нее установлены какие-то ограничения, требования.

 

- Речь идет о скрытой или косвенной рекламе - специалисты называют ее "зонтичной". Будучи лазейкой, она позволяет обойти Закон. Поэтому возникла необходимость конкретизировать основные требования к рекламе, установленные статьей 6 Закона "О рекламе". Суть в следующем: производители вывели на рынок успешную торговую марку, а затем начинают выпускать под этим популярным торговым брэндом другую продукцию. С одной стороны, это позволяет им тратить меньше времени и средств на раскрутку и продвижение товара. Но часто "продукция-зонтик" не является основной, но она как бы поддерживает раскручиваемый товар, напоминая о нем потребителям. Это хорошая возможность обойти закон, рекламируя запрещенную продукцию: табак, алкогольные напитки, лекарства, реализуемые по рецепту, и так далее. Другими словами, запускается "зонтик" для продвижения основного товара.

Например, под широко известным брэндом водки "Nemiroff" производитель начал выпускать маринованный перец "Nemiroff". Но потребитель эту торговую марку стойко ассоциирует с водкой, что и было подтверждено в ходе опроса (98%). Это и есть "зонтичная" реклама. Или другой пример. Под марками "Stoletov" и "Буфетная" выпускают и водку, и минеральную воду. Новая редакция статьи 23 Закона "О рекламе" запрещает рекламу алкогольных напитков в любой форме, в том числе товаров, использующих одноименные товарные знаки.

 

- Возникает вопрос: будет ли реклама минеральной воды "Stoletov" или "Буфетной" "зонтиком", скрытой рекламой, поддерживающей раскрученный брэнд водки с таким же названием? Исходя из каких критериев будет приниматься решение?

 

- Будем проводить опросы потребителей, мониторинги.

 

- Очень много вопросов вызывает полный запрет рекламы сигарет и спиртного. Предприниматели, работающие в сфере производства и реализации этой продукции, считают изменения в Закон очень жесткими. То ли в шутку, то ли всерьез даже спрашивают, не будет ли рекламой сама этикетка на бутылке водки, содержащая товарный знак?

 

- Хочу подчеркнуть, что запрещены мероприятия стимулирующего характера. Поэтому здесь надо отделить информацию о товаре от рекламы. Статья 4 Закона "О рекламе" устанавливает, что реклама - это специальная информация о юридическом или физическом лице или продукции, распространяемая с целью получения прибыли (дохода). Статья 6 Закона "О защите прав потребителей" определяет, что включает в себя информация о товаре. Изготовитель или исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах). Поэтому этикетки на спиртных напитках - носители информации о товаре.

Статья 23 Закона "О рекламе", помимо полного запрета рекламы табака, табачных изделий и алкогольных напитков, запрещает также безвозмездное распространение и спонсирование мероприятий, в которых используются название, товарный знак или изображение этой продукции. Нарушением законодательства будет расцениваться также распространение, в том числе продажа, товаров (футболок, головных уборов, игр, пакетов и т.п.) с использованием наименования, товарного знака табачных изделий и алкогольных напитков. Отныне нельзя устанавливать изображения, названия, иную информацию об этой продукции на фасадах, входе (въезде), витринах, на выносимых предметах и иных местах торговых объектов.

 

- А брэндированная продукция? Будет ли считаться рекламой, например, изображение товарного знака спиртных напитков на бокалах, кружках в барах, кафе, ресторанах?

 

- Давайте ответим на вопрос - для чего наносят изображение брэнда пива на те же бокалы? Конечно, не для красоты. Для того, чтобы стимулировать его продажу, напоминать о нем потребителям, то есть получать доход. А это самая настоящая реклама. Тем более если эта продукция используется в заведениях, вход в которые не ограничен, и направлена неопределенному кругу лиц, в том числе молодежи.

 

- У ряда компаний запатентованный товарный знак пива или водки созвучен с названием фирмы. Не будет ли само использование названия компании являться рекламой? Может ли она использовать логотип в оформлении своего офиса, своих автомобилей?

 

- Использование названия компании не является рекламой. Например, у нас есть водка "Парламент", "Ташкент". Закон не запрещает использование этих слов. Запрещена реклама товарных знаков водки, пива, зарегистрированных в патентном ведомстве, которые вызывают четкие ассоциации той же водки, когда она используется для стимулирования продаж, продвижения на рынке.

Размещение брэнда на автомобиле прямо ассоциируется с алкогольной продукций. Делается это с определенной целью - повысить интерес к продукции, побудить потребителя ее купить.

Каждый индивидуальный случай невозможно описать в Законе. Поэтому его статья 14 дополнена частью, предусматривающей, что решение о признании рекламы скрытой принимает уполномоченный государственный орган, то есть Антимонопольный комитет. Его работники будут рассматривать и принимать решения по каждому отдельному вызывающему вопросы случаю.

 

 

САЙТЫ, ФАКСЫ, СПОРТ И СТИЛЬ

 

- Многие компании, выдерживая фирменный стиль, изображают логотип продукции или названия фирмы на блокнотах, кружках, ручках, фирменной одежде, другой атрибутике. Будет ли это рекламой?

 

- В Законе говорится о запрете распространения рекламы сигарет и спиртного в любой форме, в том числе и путем распространения товаров с использованием их товарных знаков. Если вы используете предметы с брэндовой атрибутикой для внутреннего пользования, никаких проблем не возникнет. Но, распространяя их на каких-то мероприятиях широкому кругу лиц, - вы популяризируете продукцию, реклама которой запрещена.

 

- Может ли производитель сигарет или спиртного, имеющий одно название с торговой маркой продукции, освещать свою деятельность в СМИ, участвовать в ярмарках, выставках и т.п. Многие из них имеют большое число потребителей, которые обращаются с просьбой информировать их по факсу о ценах, других вопросах. Имеют ли они право предоставлять такую информацию?

 

- Если мероприятие будет направлено на стимулирование продажи и продвижение запрещенного к рекламе товара, это будет расцениваться как рекламная акция. Другое дело, если информация о продукции или деятельности предприятия предназначена ограниченному кругу лиц.

Что касается участия в выставках, ярмарках, потребитель должен получать информацию о новой продукции, но она не должна носить рекламный характер. То же самое и с освещением деятельности в СМИ, взаимоотношениями с поставщиками и потребителями. Конечно, здесь достаточно тонкая грань. Каждый случай будем рассматривать отдельно. Необходимо нарабатывать опыт, методы определения таких критериев. Антимонопольный комитет будет вести постоянный мониторинг за реализацией Закона "О рекламе".

 

- Многие производители спиртного и сигарет имеют свои сайты. Будет ли размещенная на них информация о продукции, деятельности компании рекламой?

 

- Если сайт, зарегистрированный в доменной зоне UZ , рекламирует запрещенную к рекламе продукцию, его руководители будут нести ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Содержание сайта должно соответствовать требованиям законодательства.

 

- По телевидению транслируются международные спортивные мероприятия, где можно видеть рекламу сигарет, спиртного. Как будет это соотноситься с запретом их рекламы у нас?

 

- Закон не распространяется на прямую ретрансляцию чемпионатов мира, во время которых может рекламироваться запрещенная к рекламе в Узбекистане продукция.

 

- Предположим, компания - производитель пива пропагандирует здоровый образ жизни. Сотрудники увлекаются спортом, играют в футбол. При этом на спортивной экипировке - логотип пива. Будут ли в этом случае участники футбольного матча носителями рекламы? А как с рядовыми гражданами? Не оштрафуют ли их за то, что они носят кепки, футболки, полиэтиленовые пакеты с изображением брэнда запрещенной к рекламе продукции?

 

- Статьей 23 Закона "О рекламе" налагается запрет на распространение и продажу футболок, головных уборов и прочего с изображением товарного знака сигарет и спиртного. Но это не значит, что, выйдя на улицу в такой кепке, вы становитесь нарушителем Закона. С какой целью вы ее надели? Потому что это вам нравится. Никакого умысла в этом нет. Что касается футбольных матчей, то здесь должен быть индивидуальный подход. Если это локальное мероприятие, как говорится, ради спортивного интереса - одно дело. Но когда оно проводится в целях рекламы продукции, изображенной на экипировке, - это будет нарушением.

 

- Грань между "нельзя" и "можно" в отдельных случаях очень размыта. А индивидуальный подход, когда нет четкого регламента, что запрещено, а что разрешено, может быть субъективным.

 

- В любом законе невозможно отразить все нюансы. Как правило, они находят отражение в подзаконных актах, комментариях, рекомендациях, что мы и собираемся сделать. Стараемся оперативно реагировать на обращения, разъясняем практику применения Закона, по отдельным моментам будем работать с патентным ведомством.

Для нас - это тоже новый опыт. Отрадно, что рекламщики активно обсуждают изменения, задают вопросы, выступают с предложениями, понимают, что внесенные в него изменения вызваны объективной необходимостью регулировать рынок проблемных товаров. Вопросы, требующие более четкой проработки, постепенно найдут решение.

 

- На одном из семинаров было высказано предложение о сотрудничестве профессиональных рекламщиков с государственными органами при разработке документов по регулированию рекламного рынка.

 

- Хорошее предложение. Мы открыты для совместной работы, конструктивных предложений по созданию эффективного регламента.

 

- Многие субъекты рекламного рынка озабочены тем, что Закон "О рекламе" вступил в силу со дня публикации и с этого же момента контролирующие органы приступили к контролю за его реализацией. Но чтобы снять рекламу сигарет и спиртного в торговой сети, требуется время.

 

- Принятие документа не явилось для рекламщиков неожиданностью. Мы предварительно уведомили их о предстоящих изменениях в законодательстве, провели семинары, выступили на телевидении, в печати. Что касается технической стороны дела, то, в отличие от прежней редакции, в новой - усилена и конкретизирована ответственность за нарушение законодательства о рекламе всех действующих лиц: рекламодателей, производителей, распространителей. Рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания информации, предоставляемой для производства рекламы, если не доказано, что это нарушение произошло по вине производителя рекламы или распространителя. Производитель отвечает за нарушения в части производства рекламы, распространитель - в части, касающейся времени, места и средств ее распространения. Необходимо было своевременно уведомить торговую сеть о необходимости снять рекламу. Если это сделано своевременно, но реклама продолжает висеть, ответственность будет нести ее распространитель.

В статью 29 Закона "О рекламе" добавлена норма, устанавливающая, что рекламодатели, производители и распространители рекламы - юридические лица могут быть подвергнуты уполномоченным государственным органом штрафу за рекламу запрещенной продукции. В прежней редакции не было установлено штрафных санкций за это нарушение, мы выдавали лишь предписания. Размер штрафов не увеличился, введены только новые диспозиции.

Можно отметить еще одно важное дополнение к Закону: уплата штрафа не освобождает от обязанности выполнить предписания уполномоченного государственного органа. Если вы уплатили штраф за рекламирование запрещенной продукции, то обязаны снять ее в предписанные сроки. Дополнения в статью 29 Закона "О рекламе" о применении штрафов нацелены на юридических лиц. А соблюдение законодательства о рекламе гражданами и должностными лицами регулируется статьей 178-1 Кодекса об административной ответственности. Прежде применение штрафных санкций ко всем категориям нарушителей регламентировал Закон "О рекламе".

 

- Благодарю за интервью. Будем надеяться, что новый механизм позволит сделать потребителей более защищенными, будет служить созданию здоровой конкуренции на рынке рекламных услуг.

 

Ирина ГРЕБЕНЮК,

корр. "Нормы".

 

Опубликовано в газете "Норма" № 44 от 9 ноября 2010 года.

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-23
  • USD:12711.00 (+0.00) сум
  • EUR:13538.49 (+0.00) сум
  • RUB:136.31 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах