Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ВОСПОМИНАНИЯ ПЕРЕД ОТЧЕТОМ

07.07.2010

Полугодовой отчет не за горами. Наши эксперты напоминают о тех изменениях, которые произошли с начала года в бухгалтерском учете, налогообложении, и иных вопросах, связанных с регулированием деятельности хозяйствующих субъектов.
Изменения, произошедшие в налогообложении предприятий согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" (от 30 декабря 2009 года N ЗРУ-241) и постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год" (от 22 декабря 2009 года N ПП-1245), были подробно рассмотрены в "НТВ" NN 3, 5, 6, 7, 8 и 10. В данной публикации приводятся документы, принятые после 1 января 2010 года.

 
 

ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
продиктованы в основном двумя документами:

 

Положением о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с давальческим сырьем (утверждено приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 15 марта 2010 года N 2086, далее - Положение N 2086), которое вступило в силу 25 марта 2010 года;
приказом министра финансов "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке списания с баланса основных средств" (зарегистрирован МЮ 12 мая 2010 года N 1401-1, далее - Приказ N 1401-1), вступившим в силу 22 мая 2010 года.
 
ПОЛОЖЕНИЕМ N 2086 определен порядок учета операций, связанных с давальческим сырьем у заказчика и переработчика.
Заказчик - организация, передающая на промышленную переработку давальческое сырье. Переработчик - организация, принимающая давальческое сырье на промышленную переработку с условием последующего возврата продукции его переработки давальцу.
Сфера действия Положения N 2086 ограничена промышленной переработкой. Оно не распространяется на операции, выполняемые по отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на проектные или изыскательские работы, подряд на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы), а также на совместную деятельность, осуществляемую по договору простого товарищества.
Тем не менее, на наш взгляд, основные принципы учета и отражения операций по передаче и переработке давальческого сырья, установленные Положением N 2086, могут быть использованы и при выполнении операций, например, по договору строительного подряда.
Особенностью операций на давальческой основе является то, что передающая сторона (заказчик) сохраняет за собой право собственности на исходное сырье (материалы), переданное в переработку, и готовую продукцию, а переработчик лишь оказывает необходимые услуги по переработке сырья с передачей готовой продукции заказчику.
Положением N 2086 определен перечень документов, необходимых для реализации договора о переработке давальческого сырья:
1) договор на переработку (договор подряда, договор возмездного оказания услуг);
2) акт приема-передачи давальческого сырья, накладная на его передачу;
3) отчет переработчика об использовании сырья (составляется в натуральных единицах и содержит сведения о количестве поступившего сырья, количестве и ассортименте полученной продукции, количестве неиспользованного сырья и отходов, в том числе возвратных);
4) акт приема-передачи выполненных работ (содержит стоимостную оценку затрат на производство каждого вида полученной продукции);
5) счет-фактура.
Заказчик должен оформить передачу материалов на переработку накладной или актом приема-передачи, подписанной обеими сторонами, а при передаче подакцизного сырья - счетом-фактурой. В целях обложения НДС такая передача не является оборотом по реализации товаров (работ, услуг) и не облагается НДС (статья 199 Налогового кодекса (НК). Однако передача на переработку подакцизных товаров является объектом обложения акцизным налогом (статья 230 НК).
Заказчик, передавая материалы в переработку, с баланса их не списывает, а переводит на учет на счет 1070 "Материалы, переданные в переработку на сторону". Затраты по переработке материалов включаются в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки. Возвратные отходы, полученные от переработчика, он должен оприходовать по стоимости возможного их использования и(или) реализации (дебет счета 1090 "Прочие материалы").
 
ПРИМЕР. Швейная фабрика (заказчик - плательщик НДС) передает сторонней организации (переработчик - плательщик НДС) материал для раскроя на 1 000 тыс. сумов.
Стоимость раскроя составила 450 тыс. сумов (без НДС). Переработчик на стоимость выполненных работ начислит НДС и выставит заказчику счет-фактуру на 540 тыс. сумов, в том числе НДС 90 тыс. сумов (450 х 20%).
В свою очередь фабрика примет к зачету уплаченный НДС при соблюдении условий, предусмотренных статьей 218 НК.
 
В учете операции по передаче материала для раскроя сторонней организации отражаются следующими проводками:
      

N

    

Содержание

хозяйственной

операции

    

Сумма

(тыс. сумов)

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы,

подтверждающие

записи

дебет

кредит

1

Переданы материалы сторонней организации для раскроя

 

1 000

1070

1010

Акт приема-передачи давальческого сырья, накладная

 

2

Перечислен аванс раскройщику

 

540

4310

5110

Договор, выписка банка

 

3

Списана стоимость материалов, переданных в переработку, на затраты по производству готовой продукции

 

1 000

2010

1070

Накладная, акт приема-передачи продукции переработки давальческого сырья

 

4

Списана стоимость выполненных работ по раскрою

 

450

2010

6010

Акт, счет-фактура

 

5

Зачтен НДС по стоимости работ по раскрою

 

90

4410

6410

 

6010

4410

Счет-фактура

 

6

Зачтен уплаченный аванс

 

540

6010

4310

Ведомость учета авансов выданных

 

 

Переработчик будет учитывать сырье (материалы), полученное для переработки на давальческой основе, на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку". А после выполнения работ по переработке передаст материал, готовую продукцию заказчику по акту приема-передачи выполненных работ. Переработчик также должен представить отчет о расходе сырья и остатках, отходах при их наличии. На стоимость своих услуг переработчик начислит НДС (если он является плательщиком НДС), а если продукция является подакцизной, то и акцизный налог. При этом налоговая база включает стоимость работ по производству подакцизных товаров и стоимость давальческого сырья и материалов (статья 232 НК).
 
ПРИМЕР. Ателье по договору, заключенному со швейной фабрикой, выполняет работы по раскрою мужских и женских костюмов. Заказчик передает ему на давальческой основе материал стоимостью 1 000 тыс. сумов.
Стоимость работ по раскрою составила 450 тыс. сумов (без НДС). Себестоимость выполненных работ - 320 тыс. сумов.
Работы по раскрою материала для предприятия - плательщика НДС являются оборотом по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость. При этом налогооблагаемой базой является стоимость услуг по переработке давальческого сырья (в данном случае - работ по раскрою материала) без включения в нее налога на добавленную стоимость (статья 204 НК). Сумма НДС составит 90 тыс. сумов (450 х 20%).
 
В бухгалтерском учете выполненные работы по раскрою с использованием материала заказчика - плательщика НДС отразятся следующими проводками:
       

 

N

     

Содержание

хозяйственной

операции

     

Сумма

(тыс. сумов)

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы,

подтверждающие

записи

дебет

кредит

1

Оприходован материал, принятый для раскроя от заказчика

 

1 000

003

 

Акт приема-передачи давальческого сырья, накладная

 

2

Получен аванс от заказчика

 

540

5110

6310

Договор, выписка банка

 

3

Отражены затраты по раскрою

 

320

2010

0200

1010

6710

6520

 

Накладные, отчеты, ведомости, справки-расчеты и др.

 

4

Списан полученный материал после его раскроя и возврата заказчику продукции переработки

 

1 000

 

003

Счет-фактура, акт приема-передачи продукции переработки давальческого сырья, отчет об использовании давальческого сырья

 

5

Отражен доход от выполненных работ по переработке

 

450

4010

9030

Договор на переработку, акт, счет-фактура

 

6

Начислен НДС

 

90

4010

6410

Счет-фактура

 

7

Списана себестоимость выполненных работ

 

320

9130

2010

Расчет бухгалтерии

 

8

Зачтен полученный аванс

 

540

6310

4010

Ведомость авансов полученных

 

 

     
             
 
ИЗМЕНЕНИЯ, внесенные в Положение о порядке списания с баланса основных средств Приказом N 1401-1, касаются бюджетных организаций, а также унитарных, государственных предприятий. Они определяют и отражение в учете ликвидации, реализации и безвозмездной передачи объектов основных средств. В частности, уточнена корреспонденция счетов в бюджетных организациях при списании с баланса основных средств, введено обязательное условие о принятии решения о реализации ОС специальными комиссиями (за исключением реализуемых по решениям Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров республики) и др.
 
 

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
хозяйствующих субъектов продиктованы
следующими документами:

 

постановлением Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов" (от 26 апреля 2010 года N ПП-1326, далее - Постановление N ПП-1326);
 
Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения базового размера единого социального платежа" (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 13 апреля 2010 года N 2095, далее - Положение N 2095);
 
постановлением МФ и ГНК "О внесении изменений и дополнений в постановление "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на цемент" (зарегистрировано МЮ 25 марта 2010 года N 1908-1, далее - Постановление N 1908-1);
 
постановлением МФ и ГНК "О внесении изменений и дополнения в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на природный газ" (зарегистрировано МЮ 25 марта 2010 года N 1909-1, далее - Постановление N 1909-1);
 
Положением о порядке применения льготы по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату за обучение в высших учебных заведениях Республики Узбекистан (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированым МЮ 27 мая 2010 года N 2107, далее - Положение N 2107);
 
Положением о порядке определения суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджет и государственные целевые фонды, в случае утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации (утверждено постановлением ГНК и МФ, зарегистрированным МЮ 31 мая 2010 года N 2110, далее - Положение N 2110);
 
Положением о порядке применения льготы по налогу на доходы физических лиц в части средств, добровольно направляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан в Народном банке Республики Узбекистан (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 4 июня 2010 года N 2111, далее - Положение N 2111).
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ N ПП-1326 определены меры по совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов. В нем затронуты и вопросы налогообложения хозяйствующих субъектов. В частности:
с 1 июля 2010 года для предприятий розничной торговли, микрофирм и малых предприятий сферы услуг вводится порядок, при котором сумма единого налогового платежа не должна быть меньше суммы фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичный вид деятельности (см. разъяснение Минфина и ГНК по этому поводу);
с 1 июля 2010 года не допускаются выставление на продажу и реализация в розничной торговле готовых импортных потребительских товаров по истечении 12 месяцев с даты оформления таможенной декларации, подтверждающей факт ввоза товара и уплату таможенных платежей. Перечень этих товаров включает: швейные изделия, верхний трикотаж, бельевой трикотаж, спортивный трикотаж, чулочно-носочные изделия, постельное белье (раздельно и в комплекте), тюлегардинное полотно и изделия, махровые полотенца, простыни, халаты, кожаную обувь, телевизоры, холодильники, кондиционеры, электроутюги. Реализация этих товаров по истечении 12 месяцев с даты оформления таможенной декларации, подтверждающей факт их ввоза и уплату таможенных платежей, будет рассматриваться как нарушение правил торговли (реализация товаров без наличия документов) с применением соответствующих мер.
 
ПОЛОЖЕНИЕМ N 2095 определен порядок исчисления и уплаты хозяйствующими субъектами единого социального платежа (ЕСП) с учетом базового размера ЕСП. То есть порядок, который принимался в качестве временного, стал постоянным. Положение N 2095 не изменило подходов в исчислении ЕСП с учетом базового размера. Незначительно изменены формы расчета. В частности, в Справку-расчет базового размера ЕСП (приложение N 2 к Положению N 2095) введены дополнительные строки по базовому размеру ЕСП на конец отчетного периода с разбивкой по месяцам (контролирующие органы требовали такую разбивку и раньше).
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ N 1908-1 введено дополнение в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на цемент в части исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на клинкер (предыдущая редакция касалась только цемента), а также внесены уточнения редакционного характера в отдельные определения и положения, приводящие их в соответствие с Налоговым кодексом.
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ N 1909-1 внесены изменения в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на природный газ, носящие редакционный характер, которые приводят документ в соответствие со статьями 249-250 НК.
 
ПОЛОЖЕНИЕМ N 2107 определен порядок применения льготы по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату за обучение в высших учебных заведениях Республики Узбекистан. Льгота введена с 1 января 2010 года (пункт 31 статьи 179 НК) (подробные разъяснения по ее применению опубликованы в "НТВ" N 25 (829) от 17 июня 2010 года, материал "Учись, сынок. Папе зачтется").
 
ПОЛОЖЕНИЕМ N 2110 установлен порядок определения суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджет и государственные целевые фонды, в случае утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации. Оно принято в развитие статьи 40 НК, устанавливающей порядок расчета суммы налогов и обязательных отчислений налоговыми органами при утрате налогоплательщиком или уничтожении учетной документации. Расчет производится налоговыми органами по имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также по данным об аналогичных налогоплательщиках. В случае несогласия налогоплательщика с начисленными ему суммами налогов он обязан уведомить об этом налоговый орган и представить налоговую отчетность в установленном порядке. Начисление и уплата налогов и других обязательных отчислений будут производиться по представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, и он же будет нести ответственность за ее достоверность.
 
ПОЛОЖЕНИЕ N 2111 определяет порядок применения льготы, освобождающей от налога на доходы физических лиц суммы заработной платы и других подлежащих налогоообложению доходов граждан, добровольно направленных на индивидуальные накопительные пенсионные счета (ИНПС) в Народном банке. Льгота действует с 1 января 2010 года (пункт 31 статьи 179 НК). Она предоставляется в виде налогового вычета - уменьшения доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, на сумму средств, направляемых на ИНПС.
Налоговый вычет предоставляется у источника выплаты на основании заявления физического лица, получающего доход, по установленной форме. Если на источник выплаты не возложено обязательство по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц (это возможно, когда таковым является физическое лицо, например, выплачивающее арендную плату), то налоговый вычет предоставляется на основании декларации о совокупном годовом доходе физического лица.
Сумма налогового вычета равна сумме средств, добровольно перечисляемых на ИНПС, в пределах начисленной суммы дохода физического лица. Если суммы средств, поступившие в виде добровольных взносов на накопительные пенсионные счета, выплачиваются физическим лицам до истечения налогового периода (календарного года), в котором они были перечислены, то они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании декларации о совокупном годовом доходе физического лица. Это требование распространяется на работающих пенсионеров или работников, вышедших на пенсию в течение налогового периода и перечисливших доходы на ИНПС.
 

Подготовлено специалистами
группы "Norma Ekspert".

 

Опубликовано в газете "НТВ" № 26 от 24 июня 2010 года.

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1426