Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

7 юридических вопросов о дистанционной работе

28.04.2016

Широкое развитие ИКТ открыло дополнительные возможности для людей, в том числе и в сфере трудовых отношений. Сегодня уже мало что мешает работать, находясь не только за пределами офиса компании, но и региона или даже страны. В нашем обзоре – наиболее важные, по нашему мнению, нюансы трудового взаимодействия в дистанционном режиме и практические рекомендации по этой теме.

 

Современные тенденции внедрения ИКТ в различные сферы общественной жизни с учетом развития рыночной экономики не могут обойти стороной и сферу труда: постепенно границы, разделяющие соискателей и потенциальных работодателей, переходят в разряд условных. В целом работа в дистанционном режиме, помимо очевидных преимуществ, порождает определенные затруднения и вопросы, связанные с недостаточной нормативной регламентацией таких отношений.

 

Итак, вот несколько вопросов, которые могут возникнуть у работодателей при оформлении сотрудника на условиях дистанционной работы.

 

________________


Не является ли такая работа нарушением законодательства?

________________


 

Действительно, действующее законодательное определение подходящей работы предусматривает в качестве одного из требований к ней транспортную доступность. Согласно статье 63 Трудового кодекса (ТК) работа, значительно удаленная от постоянного места жительства работника и находящаяся вне транспортной доступности, подходящей не считается.

 

Кроме того, совсем недавно введена ответственность за прием на работу граждан, проживающих без временной или постоянной прописки либо без учета по месту пребывания (статья 2232 Кодекса об административной ответственности1).

 

Напомним, что лица, не имеющие постоянной прописки, но находящиеся в Ташкенте или Ташобласти свыше пяти дней, подлежат учету в органах внутренних дел2, а в отношении нарушителей паспортной системы статьей 223 Кодекса об административной ответственности предусмотрен штраф. Для этой категории граждан удаленная работа – хороший вариант трудоустройства, и договор о дистанционном выпонении своих обязанностей не будет нарушением режима учета приезжих.

 

Поскольку в действующих нормативных актах о труде прямого запрета на работу в дистанционном режиме не содержится, то и нарушением закона такая работа, соответственно, не является.

 

________________


Не считается ли любой удаленный работник надомником?

________________


 

В отличие от дистанционных работников, в законодательстве отражены особенности правового режима труда надомников.

 

Надомники – это лица, выполняющие работу по производству товаров или оказанию услуг по заказам работодателя в соответствии с заключаемым трудовым договором по месту своего жительства или в других помещениях, принадлежащих ему или членам его семьи3. Организация надомного труда, таким образом, представляет собой форму кооперации в тех отраслях промышленности, в которых технологический процесс позволяет производить отдельные виды комплектующих изделий, полуфабрикатов, продукции и работ в домашних условиях.

 

В целом НПА, регулирующие вопросы надомного труда, устарели и в полной мере не отвечают современным запросам. Критерии, положенные в основу определения надомного труда (производственная деятельность, наличие права собственности на рабочее место), существенно сужают круг лиц, которых можно отнести к данной категории работников.

 

Так что, очевидно, не каждый работающий вне места нахождения работодателя или его структурного подразделения в силу действующих правовых норм может считаться надомником.

 

Сейчас складывается ситуация, при которой возникает особая категория дистанционных работников, а правовое регулирование отсутствует. Из чего можно сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства и восполнения данного пробела.

 

________________


Каждый ли может работать в удаленном режиме?

________________


 

Стоит сказать, что такая форма работы вряд ли подойдет организациям бюджетной сферы. Они ограничены кадровой политикой, которая опирается на действующую Единую тарифную сетку оплаты труда4, штатное расписание, утвержденное на основании Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих5. Для начисления зарплаты сотрудникам в бюджетных организациях в обязательном порядке ведется табельный учет рабочего времени. Отступление от перечисленных нормативов может привести к нарушению бюджетной дисциплины и, как следствие, предусмотренной установленной ответственности должностных лиц организации.

 

Частные организации могут заключить трудовой договор о дистанционной работе также далеко не с каждым специалистом – множество профессий все же предполагает непосредственное нахождение человека на рабочем месте. Поэтому в данном вопросе необходимо исходить из реальной возможности взаимоотношений с работником в таком режиме без существенного ухудшения результата выполняемых обязанностей.

 

________________


 

В каком порядке оформляются документы дистанционному работнику?

________________


 

Основной формой коммуникации между работником, выполняющим свои трудовые обязанности в дистанционном режиме, и работодателем является электронная переписка. Более подробно о юридической силе электронной переписки здесь.

 

Оформление приема на работу составлением электронных документов действующему трудовому законодательству не противоречит. Трудовой договор и изданный на его основании приказ о приеме на работу могут быть направлены на указанный работником адрес электронной почты. Такая форма документа, согласно Закону «Об электронном документообороте»6, приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу только в том случае если содержит все необходимые реквизиты (ЭЦП7, наименование, почтовый и электронный адрес отправителя, дату создания документа). Эквиваленты указанных документов могут быть также оформлены и на бумажном носителе, надлежащим образом заверены работодателем и отправлены работнику по почте.

 

Аналогичным образом оформляются и иные кадровые процедуры: предоставление трудового отпуска, изменение или прекращение трудового договора и др.

 

Статьей 80 ТК приводится исчерпывающий перечень документов, предоставляемых работодателю при приеме на работу. Это:

 

паспорт либо заменяющий его документ, а лица в возрасте до 16 лет – свидетельство о рождении и справка с места жительства;

 

трудовая книжка, за исключением лиц, поступающих на работу впервые. Лица, поступающие на работу по совместительству, вместо трудовой книжки предъявляют справку с основного места работы;

 

военный билет либо приписное свидетельство соответственно для военнообязанных или призывников;

 

диплом об окончании высшего или среднего специального, профессионального учебного заведения, удостоверение на право выполнения данной работы либо иной соответствующий документ при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с законодательством могут быть допущены только лица, имеющие специальное образование или специальную подготовку.

 

При этом все документы, за исключением трудовой книжки, могут быть представлены работодателю в виде цифровых копий в электронной форме.

 

Заполнять трудовую книжку дистанционного работника можно двумя вариантами.

 

Первый. Если принимаемый работник трудоустраивается впервые, то работодатель должен открыть ему трудовую книжку самостоятельно и внести в нее соответствующие записи, а после прекращения трудового договора переслать ее работнику по почте8.

 

Второй. В случае когда у работника уже есть трудовая, то для проставления отметки о приеме на работу ее придется передать работодателю либо отправить по почте или через службу курьерской доставки, либо предоставить ее лично или через своего представителя, имеющего нотариально оформленную доверенность.

 

Конечно, оформляемые документы в данном случае имеют свои особенности. Трудовой договор должен содержать указание на то, что работник трудится в дистанционном режиме. В полном соответствии с трудовым договором данные формулировки отражаются в приказе о приеме на работу дистанционного работника. Также нужно учитывать, что правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты организации – работодателя распространяются на работника только в части, не противоречащей сути заключенного трудового договора о дистанционной работе.

 

Кроме того, отдельно должны оговариваться вопросы использования работником определенного программного обеспечения, средств криптографической защиты передаваемой информации и т.д.

 

________________


Как вести учет рабочего времени дистанционного работника?

________________


 

Учитывая, что работник физически находится вне территории работодателя, устанавливать ему конкретный режим работы (например, пятидневная рабочая неделя, с 9.00 до 18.00 ежедневно с двумя выходными) можно только в том случае, когда этого требует характер осуществляемой им деятельности и у работодателя есть реальная возможность контролировать соблюдение работником установленного режима. Это должно быть отражено в трудовом договоре о дистанционной работе.

 

В иных случаях работник вправе распределять время работы и отдыха по собственному усмотрению, при этом своевременно и качественно выполняя свои обязанности. Табель на такого работника (если в организации предусмотрен табельный учет рабочего времени) заполняется в соответствии с введенным в организации порядком: в виде обычного или суммированного учета рабочего времени в соответствии с требованиями о его нормальной продолжительности, установленного трудовым законодательством.

 

________________


Как осуществляются выплаты дистанционным работникам?

________________


 

Любому работнику, в том числе и дистанционному, полагаются определенные выплаты, связанные с осуществляемой им трудовой деятельностью: зарплата, гарантийные и компенсационные начисления, сверхурочные (в зависимости от режима рабочего времени).

 

Оптимальный вариант в данном вопросе – перечисление всех причитающихся работнику денег на банковскую пластиковую карту работника, открытую в обслуживающем банке на основании договора о банковском обслуживании в рамках зарплатных проектов. В этом случае требуется лишь достичь соответствуюшей договоренности, получив письменное согласие работника. Также можно запросить номер транзитного счета уже имеющейся у работника активной пластиковой карточки.

 

________________


Не проще ли оформить такого специалиста по договору гражданско-правового характера?

________________

 

 

Конечно, в рамках действующего законодательства обязательства сторон можно оформить договором возмездного оказания услуг или подряда. Однако оформление отношений в соответствии с трудовым законодательством предполагает наличие у сторон трудового договора определенного правового статуса, что для работника выражается, в частности, предусмотренными законом гарантиями и льготами, отказаться от которых спешит не каждый. К слову, в гражданско-правовом договоре не может предусматриваться право на ежегодный основной или дополнительный отпуск, и, что важнее всего, период работы по договору гражданско-правового характера не будет учитываться при определении трудового стажа, дающего право на пенсию, если с выплачиваемых по договору сумм не производятся обязательные отчисления на социальное страхование.

 

Иначе говоря, социальный пакет при решении данного вопроса все же играет определяющую роль.

 

Кроме того, заключение договора гражданско-правового характера – не панацея и также предполагает решение вопросов оформления необходимых документов, выплаты гонораров за выполненную работу и т.д.

 

***

 

В целом же тема дистанционной работы довольно обширная и поднимает гораздо больше вопросов. Однако мы постарались осветить наиболее актуальные моменты на первоначальном этапе взаимоотношений работодателей и работников в удаленном режиме.

 

Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

 

Публикации по теме:

 

Я – фрилансер! Плюсы и минусы

Руководитель и подчиненный: социальное взаимодействие

 

 

 

Работающего пенсионера – на пенсию: когда законно, а когда нет

 

8 часов работы за компьютером – это норма?

 

 


 

1 Введена Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 25.04.2016 г. № ЗРУ-405.

 

2 Инструкция о порядке учета граждан Республики Узбекистан по месту пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области (зарегистрирована МЮ 21.05. 2012 г. № 2366).

3 См. Положение о надомном труде (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 11.01.2006 № 4).

4 Приложение №1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.07.2009 г. № 206.

5 Утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.06.2015 г. № 164.

6 Закон Республики Узбекистан от 29.04.2004 г. № 611-II.

7 Вопросы, связанные с регистрацией и использованием электронной цифровой подписи регулируются Законом от 11.12.2003 г. №562-II.

8 Согласно п. 3.3. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (зарегистрирована МЮ от 29.01.1998 г. № 402) допускается только с согласия работника.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 180