Недостаточность раскрытия в НСАД видов модификаций аудиторских заключений в зависимости от размеров ошибок в финотчетности клиента и иных существенных факторов в конечном счете снижает эффективность аудита в республике.
Аудиторская деятельность в Узбекистане осуществляется в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности»1, национальными стандартами аудиторской деятельности и рядом других нормативных актов. В соответствии с Постановлением Президента «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей»2 № ПП-1438 и согласно ст. 2-2 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации при проведении проверки в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг могут применять международные стандарты аудита.
Аудиторская проверка финансовой отчетности завершается выдачей аудиторского заключения, порядок составления и виды которого регламентируются Законом «Об аудиторской деятельности» и Национальным стандартом аудиторской деятельности (НСАД) №70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности». Данный стандарт был составлен в соответствии с Международным стандартом аудита (МСА) 700 «Аудиторский отчет (заключение)», вступил в силу с 20 марта 2001 года и после этой даты не подвергался каким-либо изменениям. Тогда как МСА 700 был полностью пересмотрен в 2006 и 2009 годах. Кроме того, в этот период были приняты новые МСА 705 «Модификации отчета (заключения) независимого аудитора» и МСА 706 «Пояснительные параграфы и параграфы о прочих вопросах, требующих внимания, в отчете (заключении) независимого аудитора».
Сравнительный анализ НСАД и МСА показывает, что между ними сегодня имеются существенные различия:
№№ |
НСАД 70 |
МСА 700, 705, 706 и 570
|
|
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ |
|
НЕ МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ |
||
1 |
Положительное |
Положительное заключение (стандартное) без оговорок – Мнение без оговорок |
2 |
|
Мнение без оговорок с пояснительным параграфом |
МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ |
||
3 |
|
Условно-положительное заключение (мнение с оговорками) |
4 |
Отрицательное |
Отрицательное мнение |
5 |
Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения (данное заявление не относится к видам аудиторских заключений) |
Отказ от выражения мнения |
В отечественной практике не предусмотрено составление положительного аудиторского заключения, содержащего мнение без оговорок с пояснительным параграфом, и условно–положительного аудиторского заключения, содержащего мнение с оговорками.
Согласно МСА 570 и 706 заключение с пояснительным параграфом предоставляется клиенту в том случае, когда финансовая отчетность составлена достоверно во всех существенных аспектах, однако имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его финансовое положение в ближайшем будущем. В этом случае, обычно после параграфа, содержащего мнение аудитора, добавляется пояснительный параграф, который не влияет на мнение аудитора в целом, но указывает на существенный аспект, требующий внимательного отношения со стороны пользователей финансовой отчетности (проект НСАД № 70 и приложения к нему №№ 6 и 7). Таким образом, при предоставлении положительного заключения с пояснительным параграфом аудиторская оценка отчетности остается положительной. Но в то же время внимание пользователей обращается на определенные сомнения аудитора в отношении непрерывной деятельности субъекта в последующие 12 месяцев после сдачи финотчетности.
Условно-положительное заключение (мнение с оговоркой) следует выражать в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить положительное мнение без оговорок. Оно предоставляется при следующих обстоятельствах, которые могут оказать влияние на финотчетность:
- ограничение масштаба работы аудитора;
- несогласие с выбранной учетной политикой, методом ее применения или адекватности раскрытий в финотчетности.
Причем влияние этих факторов на отчетность должно быть, по мнению аудитора, не столь существенным, как при выражении отрицательного мнения или отказе от выражения мнения.
Наличие в международной практике мнения без оговорок, мнения без оговорок с пояснительным параграфом и мнения с оговорками является индикатором ответственности аудитора, так как дает ему возможность предупредить пользователей о возможных последствиях ввиду наличия неопределенностей в будущей деятельности субъекта, указать на ограничения масштаба работы или свое несогласие по учетной политике.
Таким образом, в целях повышения качества аудиторских услуг, достижения большей достоверности аудиторских заключений и привлечения доверия потенциальных инвесторов к отечественной аудиторской практике предлагается привести НСАД №70 в соответствие с МСА 700,705 и 706.
Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,
д.э.н., проф. кафедры «Экономический анализ и аудит» ТГЭУ,
председатель Совета НАБА Уз.
1 Вторая редакция от 26 мая 2000 г.
2 От 26.11.2010 г.