Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Аудиторское заключение: НСАД и международная практика

25.03.2016

Недостаточность раскрытия в НСАД видов модификаций аудиторских заключений  в зависимости от размеров ошибок в финотчетности клиента и иных существенных факторов в конечном счете снижает эффективность аудита в республике.

 

Аудиторская деятельность в Узбекистане осуществляется в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности»1, национальными стандартами аудиторской деятельности и рядом других нормативных актов. В соответствии с Постановлением Президента «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы  республики  в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей»2 № ПП-1438 и согласно ст. 2-2 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации при проведении проверки в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг могут применять международные стандарты аудита.

 

Аудиторская проверка финансовой отчетности завершается выдачей аудиторского заключения, порядок составления и виды которого регламентируются  Законом «Об аудиторской деятельности» и Национальным стандартом аудиторской деятельности (НСАД) №70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности». Данный стандарт был составлен в соответствии с Международным стандартом аудита (МСА) 700 «Аудиторский отчет (заключение)», вступил в силу с 20 марта 2001 года и после этой даты не подвергался  каким-либо изменениям. Тогда как МСА 700 был полностью пересмотрен в 2006 и 2009 годах. Кроме того, в этот период были приняты новые МСА 705 «Модификации отчета (заключения) независимого аудитора» и МСА 706 «Пояснительные параграфы и параграфы о прочих вопросах, требующих внимания, в отчете (заключении) независимого аудитора».

 

Сравнительный анализ НСАД и МСА показывает, что между ними сегодня имеются существенные различия:

 

№№

НСАД 70

МСА 700, 705, 706  и 570

 

 

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

НЕ МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

1

Положительное

Положительное заключение (стандартное) без оговорок – Мнение без оговорок

2

 

Мнение без оговорок с пояснительным параграфом

МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

3

 

Условно-положительное заключение (мнение с оговорками)

4

Отрицательное

Отрицательное мнение

5

Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения (данное заявление не относится к видам аудиторских заключений)

Отказ от выражения мнения

 

В отечественной практике не предусмотрено составление положительного аудиторского заключения, содержащего мнение без оговорок с пояснительным параграфом, и условно–положительного аудиторского заключения, содержащего мнение с оговорками.

 

Согласно МСА 570 и 706 заключение с пояснительным параграфом предоставляется клиенту в том случае, когда финансовая  отчетность составлена достоверно во всех существенных аспектах, однако имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его финансовое положение  в ближайшем будущем. В этом случае, обычно после параграфа, содержащего мнение аудитора, добавляется  пояснительный параграф, который не влияет на мнение аудитора в целом, но указывает на существенный аспект, требующий внимательного отношения со стороны пользователей финансовой отчетности (проект НСАД № 70 и приложения к нему №№ 6 и 7). Таким образом, при предоставлении положительного заключения с пояснительным параграфом аудиторская оценка отчетности остается положительной. Но в то же время внимание пользователей обращается на определенные сомнения аудитора в отношении непрерывной деятельности субъекта в последующие 12 месяцев после сдачи финотчетности.

 

Условно-положительное заключение (мнение с оговоркой) следует выражать в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить положительное мнение без оговорок. Оно предоставляется при следующих  обстоятельствах, которые могут оказать влияние на финотчетность:

 

  • ограничение масштаба работы аудитора;

 

  • несогласие с выбранной учетной политикой, методом ее применения или адекватности раскрытий в финотчетности.   

 

Причем влияние этих факторов на отчетность должно быть, по мнению аудитора, не столь существенным, как при выражении отрицательного мнения или отказе от выражения мнения.

 

Наличие в международной практике мнения без оговорок,  мнения без оговорок с пояснительным параграфом и мнения с оговорками является  индикатором ответственности аудитора, так как дает ему возможность предупредить пользователей о возможных последствиях ввиду наличия неопределенностей в будущей деятельности субъекта, указать на ограничения масштаба работы или свое несогласие по учетной политике.

 

Таким образом, в целях повышения качества аудиторских услуг, достижения большей достоверности аудиторских заключений  и привлечения доверия потенциальных инвесторов к отечественной  аудиторской практике предлагается привести НСАД №70 в соответствие с МСА 700,705 и 706.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

д.э.н., проф. кафедры «Экономический анализ и аудит» ТГЭУ,

 председатель Совета НАБА Уз. 

 

 

 

 

 


1 Вторая редакция от 26 мая 2000 г.

2 От 26.11.2010 г.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 996