Центральным банком при содействии Комитета по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса, Союза журналистов Узбекистана и Международной финансовой корпорации (IFC) был организован семинар по финансовой грамотности.
Как отметил Шерзод Хаджизадаев, заместитель председателя Центрального банка, в среде журналистского сообщества не так много специалистов и изданий, которые глубоко освещают экономическую тематику. При этом не совсем верно считать, что экономическая тема не интересует широкие слои населения. Ведь в условиях рыночной экономики успехов добиваются те, кто вооружен знаниями и навыками в области управления финансов, понимает принципы работы финансовых институтов, «умеет читать» новости, которые происходят в банковской сфере.
Было отмечено, что семинар организован с целью преумножения журналистских знаний. Ведь корреспондентские публикации, освещающие экономические процессы, требуют от специалиста определенных знаний и подготовки. Без этого нельзя правильно осветить целый ряд достаточно сложных вопросов и использовать при этом доступный для всех язык, а не специфические профессиональные термины.
- Без сотрудничества со СМИ нельзя повысить финансовую грамотность населения, а также обеспечить эффективность определенных мероприятий, - сказал Ш. Хаджизадаев. – Ведь каждое слово освещающих экономическую тематику журналистов направлено на повышение финансовой грамотности читателей.
Представитель IFC Матлюба Мухамедова отметила несколько аспектов, которые характеризуют человека, который может считаться финансово грамотным:
- ведет учет собственных доходов и расходов;
- тратит меньше, чем зарабатывает, формируя при этом сбережения;
- ориентируется в мире финансов, знает, как найти и использовать информацию;
- осуществляет рациональный выбор из многообразия предложенных финансовых услуг;
- имеет «подушку безопасности» (сбережения, отложенные на непредвиденные ситуации);
- знает, как защищены права потребителя финансовых услуг и куда обращаться в случае нарушений.
В течение трех дней специалисты Центрального банка и IFC представили слушателям презентации, освещающие разные аспекты деятельности финансовых институтов страны. В частности, о роли Центробанка в экономическом развитии страны, банковском законодательстве, монетарной политике, совершенствовании денежного обращения, кредитовании населения и бизнеса, платежных системах и финансовой инфраструктуре в целом.
Как отметил Нодир Хайдаров (IFC), СМИ должны писать так, чтобы население понимало язык, на котором говорят банкиры.
- Улучшение финансовой грамотности населения, в том числе и благодаря публикациям в СМИ, важно сегодня в то время, когда государство усиливает меры по всесторонней поддержке предпринимательства, - сказал Зафар Хашимов, глава представительства Международной финансовой корпорации в Узбекистане.
Саида Джанизакова, наш корр.