В каком порядке будет проводиться общественная экспертиза НПА и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности? Об этом нам рассказал один из разработчиков соответствующей концепции Фозилжон Отахонов – председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате, к.ю.н., доц.
Напомним, что во исполнение ряда решений Президента и Правительства[1] была разработана Концепция проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности (далее – Концепция).
Нынешнее состояние проведения общественной экспертизы НПА и их проектов
Конституция Узбекистана закрепила право граждан на участие в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов (ст.32).
В законах нашей страны закреплены нормы, регулирующие участие субъектов предпринимательства и ННО в разработке и обсуждении проектов НПА по вопросам деятельности субъектов предпринимательства[2]. В целях же дальнейшего совершенствования отношений в этой сфере Правительством было принято постановление от 26.12.2008 г. № 281 «О мерах по внедрению системы оценки актов законодательства».
Практическим результатом данного постановления явилась апробация системы оценки воздействия актов законодательства (далее – СОВАЗ) при разработке проектов законов «О конкуренции», «О риэлтерской деятельности» и ряд других документов.
В соответствии с данным постановлением также разработан скоринг-механизм оценки качества проектов документов, вносимых на рассмотрение в Правительство, а также организовано обучение элементам СОВАЗ и публикация материалов по нему.
Важным шагом по внедрению СОВАЗ стало также принятие Указа Президента страны от 7.04.2014 г. № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» и постановления Кабинета Министров от 2.12.2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность». Ими утверждены Программа дополнительных мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности и Положение о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых НПА на предпринимательскую деятельность через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее – ЕПИГУ).
Установлен порядок, в соответствии с которым с 1.01.2015 г.:
а) разрабатываемые проекты и принятые НПА, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат размещению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах – разработчиками соответствующего проекта и принятого НПА на ЕПИГУ для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность;
б) предложения участников обсуждения подлежат обязательному рассмотрению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах – разработчиками соответствующего проекта и принятого НПА.
Таким образом, субъектам предпринимательства предоставляется возможность участвовать при разработке проектов НПА, давать по ним свои предложения, а также давать оценку по принятым НПА в сфере предпринимательской деятельности. Это позволит выявить существующие барьеры в развитии предпринимательской деятельности и повысить качество принимаемых НПА.
Более того, действующий порядок обязывает госорганы включать сведения о проведенном обсуждении ведомственного НПА и его результатах (если ведомственный НПА подлежит обсуждению) все поступившие замечания и предложения учитывать, и дорабатывать проект НПА с их учетом.
Основным инструментом СОВАЗ сегодня становится ЕПИГУ (my.gov.uz). На нем реализован достаточно обширный функционал, который позволяет участникам общественных обсуждений знакомиться с документами, оставлять комментарии и отзывы. Также, с мая 2015 года запущен специализированный веб-ресурс www.regulation.gov.uz.
По состоянию на 1.12.2016 г., на специализированном веб-ресурсе размещено 934 проекта НПА (из них, готовятся к обсуждению 102, в обсуждении 33, завершено обсуждение 732, на доработке 12, утверждено 55), к которым поступило 1752 комментариев (из них – рассмотрено разработчиком 873, принято 537, не принято 336).
Несмотря на то, что создана правовая основа СОВАЗ на практике наблюдаются следующие недостатки:
- отсутствует рабочий орган, который на постоянной основе осуществлял бы общее руководство и координацию действий различных ведомств по выполнению мероприятий в рамках СОВАЗ;
- незаинтересованность представителей частного сектора и недостаточность их знаний и навыков, необходимых для внедрения СОВАЗ;
- низкая заинтересованность государственных служащих во внедрении СОВАЗ по причинам высокой загруженности и увеличения сроков разработки и принятия НПА;
- отсутствие надлежащих институциональных представителей частного сектора, которые могли бы систематизировать, анализировать и обобщать отдельные предложения, и таким образом, вырабатывать коллективное мнение о наличии системных проблем и способах их решения;
- недостаточное вовлечение СМИ, распространяемых по всей стране, а также телевидения, в процесс освещения сути СОВАЗ, проводимых в рамках СОВАЗ мероприятий, а также получаемых результатов.
Что содержится в Концепции
Концепцией определено, что общественная экспертиза – деятельность субъектов общественного контроля (граждан, субъектов предпринимательства, ННО и т.д.), направленная на исследование, анализ и оценку НПА и их проектов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан и общества, в том числе субъектов предпринимательства. Целью проведения общественной экспертизы является содействие в обеспечении, реализации, защите прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства при разработке, принятии проектов НПА и их исполнении.
Проведение общественной экспертизы основывается на следующих основных принципах:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;
- добровольность осуществления общественной экспертизы;
- невмешательство государственных органов и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;
- независимость экспертов;
- объективность и достоверность экспертных заключений.
Виды общественной экспертизы:
По порядку осуществления общественная экспертиза делится на следующие виды:
а) обязательная общественная экспертиза НПА и их проектов;
б) инициативная общественная экспертиза НПА и их проектов.
Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении НПА и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности.
Инициативная общественная экспертиза проводится в отношении НПА и их проектов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:
1) социальной политики, труда и социального обеспечения;
2) охраны окружающей среды и здоровья населения;
3) деятельности общественных объединений и иных ННО;
4) бюджета и финансов;
5) образования, культуры и массового спорта.
По сферам общественных отношений общественная экспертиза может иметь следующие виды:
а) правовая экспертиза;
б) антикоррупционная экспертиза;
в) экологическая экспертиза;
г) общественная экспертиза в социальной сфере;
д) комплексная общественная экспертиза.
Объектами общественной экспертизы могут являться:
1) проекты НПА;
2) НПА.
Субъектами общественной экспертизы являются:
1) Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления;
2) Совет фермеров Узбекистана и советы фермеров Республики Каракалпакстан, областей и районов/городов;
3) Федерация профсоюзов Узбекистана;
4) Ассоциация деловых женщин Узбекистана “Тадбиркор аёл”;
5) Общественное движение молодёжи «Камолот»;
6) Экологическое движение Узбекистана;
7) Палата адвокатов Узбекистана;
8) ННО «Институт демократии и прав человека»;
9) Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана;
10) граждане Республики Узбекистан, в том числе руководители и специалисты субъектов предпринимательства, индивидуальные предприниматели.
11) иные ННО, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Инициаторы проведения общественных экспертиз.
Инициаторами проведения обязательной общественной экспертизы могут быть органы госвласти и управления – разработчики проекта НПА или самого НПА.
Граждане Республики Узбекистан, достигшие возраста 18 лет, а также ННО, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право на осуществление инициативной общественной экспертизы НПА и их проектов.
Для достижения целей и задач, определенных в настоящей Концепции необходимо осуществление следующих мер:
- разработка и принятие Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле», где необходимо закрепить нормы о проведении общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
- создание Координационного совета субъектов общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с определением рабочего органа;
- разработка и принятие Положения о порядке организации и проведения общественных экспертиз в Координационном совете, детально регламентирующего процедуру проведения общественной экспертизы;
- подготовка и издание методического пособия по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, где в частности будут освещать важнейшие сущностные характеристики общественной экспертизы; основные принципы ее организации и проведения, организационно-технологические и методические аспекты общественной экспертизы; форму взаимодействия субъектов общественной экспертизы с органами государственной власти и управления;
- организация регулярных семинаров для экспертов и специалистов субъектов общественной экспертизы, а также их стажировки в развитых зарубежных странах;
- создание материально-технической базы и укрепление финансового положения субъектов общественной экспертизы для организации общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов и привлечении высококвалифицированных экспертов;
- проведение активной информационно-разъяснительной работы по всему спектру вопросов общественной экспертизы в СМИ (включая Интернет);
- реализация мер по налаживанию международного сотрудничества в сфере общественной экспертизы, что призвано стимулировать обмен опытом и проведение сторонних оценок степени эффективности общественной экспертизы.
Публикации по теме:
Вопросы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности изучили в регионах
В правила регистрации договоров Агентством по интеллектуальной собственности внесли изменения
Беседовал и записал,
Маъруф Усманов.
[1] Среди них указы Президента от 5.11.2016 г. № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и от 7.04.2014 г. № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», а также постановление Кабинета Министров от 2.12.2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность».
[2] Законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции (ст.ст. 30, 31), «О семейном предпринимательстве», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» (ст. 13), «Об экологическом контроле» (ст.ст. 14–18), «О социальном партнерстве» (ст. 23), «Об органах самоуправления граждан» (ст.ст. 11, 16), «О всенародном обсуждении проектов законов», «О нормативно-правовых актах» в новой редакци (ст.ст. 18–22), «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (ст.ст.16,17,23,24).