Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Депутаты изучили исполнение Закона «О третейских судах»

09.04.2013

 

На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, организованном Комитетом по законодательству и судебно-правовым вопросам, депутаты обсудили результаты исполнения  Закона «О третейских судах» (от 16.10.2006 г. № ЗРУ-64) в городе Ташкенте.

 

О том, что обсуждали парламентарии, рассказал Полянте СВЕШНИКОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член Фракции УзЛиДеп.

 

Выступившие на заседании Председатель Комитета А.РАХИМОВ и другие участники отметили, что в Узбекистане налажена система защиты прав и интересов частных предпринимателей, в том числе третейскими судами. В стране зарегистрировано более 200 постоянно действующих третейских судов, 124 из них находятся в ведении Торгово-промышленной палаты. В списке третейских судей числится 749 человек.

 

Третейское разбирательство, как альтернативная государственной форма правосудия, основанная на договорной подсудности между спорящими сторонами, обеспечивает оперативность и объективность при рассмотрении дел, сохранение коммерческой тайны.

 

А быстрое, справедливое, эффективное урегулирование споров третейскими судами способствует стабилизации экономических отношений, упрочению партнерских деловых связей между хозсубъектами. Кроме того, третейский суд - это суд, который участники спора выбирают сами.

 

В статье 49 Закона зафиксирована еще одна из наиболее важных особенностей третейского судопроизводства - принцип добровольного исполнения решения, принятого третейским судом. Обратите внимание: решения третейского суда государство признает обязательными для исполнения. Обратившись в третейский суд, стороны обязуются добровольно исполнять его решения. Это и понятно, спорящие стороны,  обращаясь в третейский суд по взаимному согласию и доверяя избранным ими третейским судьям, провозглашают свое полное доверие третейскому разбирательству и заявляют о своих обязательствах исполнить принимаемое судом решение, в чью бы пользу оно ни было вынесено, добровольно, без какого-либо принуждения.

 

В соответствии с решением третейского суда обязанная сторона должна добровольно восстановить нарушенные ею права другой стороны. Однако нельзя исключить и вероятность того, что ответчик может отказаться выполнить данное решение. Это может быть вызвано отсутствием материальных возможностей должника, а иногда его несогласием с решением третейского суда. Но в случае возникновения таких ситуаций, включается предусмотренный законодателем механизм принудительного исполнения решений третейского суда.

 

На заседании также было отмечено, что в течение 2011-2012 годов Торгово-промышленной палатой Узбекистана и ее территориальными подразделениями, постоянно действующими третейскими судами при Ассоциации третейских судов и ее представительствами проделана большая работа по развитию института третейских судов в республике. В частности, при создании третейских судов и подготовке третейских судей были проведены десятки семинаров-тренингов, учебных занятий и других мероприятий.

 

Вместе с тем, в  ходе контрольно-аналитической деятельности по выполнению указанного Закона в городе Ташкенте Комитет по законодательству и судебно-правовым вопросам  выявил ряд недостатков и упущений, о которых открыто говорилось участниками заседания. Например, в некоторых случаях третейские суды рассматривают споры неподсудные им, квалификация отдельных судей не отвечает современным требованиям их подготовки. Кроме того, деятельность столичного отделения Ассоциации третейских судей  нуждается в реформировании.

 

Учитывая необходимость совершенствования организационно-правовых аспектов работы по подготовке третейских судей, повышению их квалификации, регистрации постоянно действующих на местах и учета временных третейских судов, Комитет разработал предложения, направленные на усиление эффективности исполнения Закона «О третейских судах».  Что, на наш взгляд,  будет содействовать цивилизованному и правовому разрешению проблем в бизнесе.

 

В заседании участвовали представители Верховного и Высшего хозяйственного судов, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Торгово-промышленной палаты, Ассоциации третейских судов Узбекистана, министерств, ведомств, СМИ.