13 марта на состоявшемся заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели и обсудили во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», внесенный группой депутатов в порядке законодательной инициативы. После всестороннего постатейного обсуждения депутаты приняли данный Закон, который будет направлен в Сенат Олий Мажлиса для дальнейшего рассмотрения.
Своим мнением
поделились депутаты
Законодательной палаты
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
< Собир ЖАББАРОВ
и Полянте СВЕШНИКОВ >
(фракция УзЛиДеп):
В законодательном процессе стадия предварительного рассмотрения законопроектов имеет большое значение. Основной целью изменений в действующий Регламент Законодательной палаты является дальнейшее совершенствование существующего порядка принятия законопроектов к рассмотрению и закрепление на законодательном уровне процессуального механизма участия фракций политических партий на всех стадиях рассмотрения проектов законов.
В принятый нижней палатой парламента закон вводится норма, которой предусматривается создание при Кенгаше Законодательной палаты Координационной группы по организации рассмотрения вносимых законопроектов и проектов других актов. Координационная группа формируется из числа работников аппарата Законодательной палаты, призванных осуществлять регистрацию поступивших проектов и сопровождать их на всех стадиях рассмотрения.
Также предложен более демократичный, открытый механизм распределения поступивших проектов, в соответствии с которым Кенгаш Законодательной палаты на своем заседании коллегиально определяет комитет, ответственный за предварительное рассмотрение законопроекта, в том числе с участием специалистов и представителей гражданского общества.
В отличие от действующего Закона в проекте фракциям политических партий предоставлена возможность более эффективно реализовать свои полномочия в законотворческой деятельности, предусматривающая направление во фракции, наряду с ответственным комитетом, проектов закона в те же сроки. Это позволяет фракциям приступать к рассмотрению законопроектов и других актов одновременно с ответственным комитетом. И, что немаловажно, без мнений и предложений фракций ответственный комитет не имеет права выносить по проектам свое заключение.
Кроме того, вносимыми изменениями вводится порядок, согласно которому в ходе рассмотрения законопроектов докладчик в первом и последующих чтениях обязан доводить до депутатов мнения и предложения фракций. Данный порядок предусматривается и при обсуждении проектов других документов, в том числе проекта Государственного бюджета.
Предлагаемые новации, на наш взгляд, будут способствовать дальнейшей демократизации законотворческой деятельности, активизации участия фракций (депутатских групп) в этом процессе, повышению их возможностей влиять на принимаемые палатой решения на всех этапах рассмотрения законопроектов, всесторонне прорабатывать и отстаивать свои позиции по законопроектам, исходя из программных документов своих политических партий и избирателей.