Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Модульная система при обучении юридическим дисциплинам

27.11.2014

Мансурхон КАМАЛОВ, проректор по учебным делам Ташкентского Государственного юридического Университета, кандидат юридических наук о внедряемой новой системе обучения.

 

Как постоянный читатель изданий «Norma», рад, что юридическому образованию* была посвящена статья, в которой упомянута система модульного обучения в нашем вузе.

 

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» от 28 июня 2013 года № ПП−1990 в Ташкентском государственном юридическом университете (ТГЮУ) предусмотрена организация учебного процесса с применением модульной системы обучения. Сейчас ведётся работа по ее внедрению на основе образовательных программ, подготовленных с учетом международных образовательных стандартов. Все это направлено на развитие у студентов навыков системного анализа, управления в соответствующих сферах юридической деятельности.

 

Внедряемая модульная система в нашем вузе регулируется «Положением о порядке контроля и критериях оценки знаний студентов в Ташкентском государственном юридическом университете».

 

 

Датой начала разработки и внедрения модульной системы можно назвать 19 июня 1999 г., когда была подписана Болонская декларация. Ее цель заключается в сближении и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единогоевропейского пространства высшего образования. В настоящее время Болонский процесс объединяет более 40 стран.


Стандарты и уровень высшего образования во всех странах должны быть максимально приближенными, а присуждаемые научные степени сопоставимыми. Это напрямую связано с введением в вузах модульной системы обучения. Главная установка "болонской системы" - учеба на протяжение всей жизни.


Основное достоинство Болонского процесса заключается в расширении мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что учебный процесс направлен на формирование и развитие компетенций и квалификаций специалистов, требуемых на практике работодателями. Таким образом, учебное заведение работает исключительно на рынок труда.


Компетенции - совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств студента, которые формируются в ходе изучения различных дисциплин, самостоятельного выполнения письменных работ, работы в комманде над определённым проектом, прохождения квалификационных практик и прочих видов образовательной деятельности.

 

Необходимо отметить, что компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения. Например, когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости. Особая значимость отводится вопросу применения технологии «кейс-стади», по которой студент обучается решать практические задачи и в процессе работает с большим объёмом литературы.

 

Система обучения с образовательной программой, нацеленной на формирование компетенций, именуется модульной системой обучения. Модуль — совокупность частей учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность, то есть отвечающая за выработку тех или иных знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств.

 

Преимущество модульной системы ещё в том, что она даёт возможность студентам переводить часть обучения из одного вуза в другой, при этом сохраняя объём изученной учебной программы. Перевод, как правило, в зарубежный вуз, который также работает по модульной системе. Например, студент, проучившись 1 год в Германии, может продолжить обучение в Финляндии либо Японии, а на последнем курсе вернуться в Германию, завершить обучение и получить диплом.

 

Для того чтобы вышеназванное стало возможным, а именно признание учебной нагрузки на освоение отдельных модулей в вузах разных стран, в рамках модульной системы было предложено ввести единую систему признания условных кредитных единиц, не зависящих от форм обучения.

 

Уже сегодня проводя подготовительную работу, нами планируется внедрение системы кредитных единиц в ближайшем будущем.

 

Каждая дисциплина будет иметь определённый объём кредитов в зависимости от объёма учебного материала и вырабатываемых компетенций. 1 кредит, как правило, равен 24-25 часам, которые распределяются равномерно между вышеуказанными видами учебной работы студента. Так, например, при усвоении модуля «Гражданское право», продолжительностью 1 учебный год, студент получает 30 кредитов, и 15 кредитов за «Таможенное право», который преподаётся 1 семестр. Тем самым, студент должен набрать в общем объёме, скажем, 360 кредитов для получения диплома юриста. При этом 360 кредитов будут включать в себя как обязательные, так и выборные дисциплины с учётом интересов студента.


Модульная система обучения привлекательна тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность студентов, и при ней необходимыми становятся не столько сами знания, сколько понимание, где и как их можно применить. Еще важнее знание о том, как информацию по учебным дисциплинам добывать, интегрировать и передавать другим. Поэтому основной лозунг модульной системы - «Главное не знать наизусть, а знать, где найти!»

 

Успех применения модульной технологии в основном зависит и от того, как подготовлен учебный материал. Преподаватель должен полностью снабдить им студента и убедиться, что структура учебного материала позволит достаточно быстро изучить определённый модуль. Надо сказать, что преподаватель только направляет студента, объясняя ему основные положения модуля, а всё остальное студент должен самостоятельно изучать, конечно, при помощи консультаций и руководства преподавателя.

 

Не менее важным аспектом модульной системы является эффективный механизм контроля знаний студентов. Он должен быть объективным, транспарентным и развивать у студента навыки мышления и применения полученных знаний на ситуационных задачах. Важно ограничивать время сдачи экзамена, с тем чтобы студент научился оперативно выполнять задания, и за короткий период времени лаконично и в тоже время творчески излагать большой объём прочитанной им информации. Для обеспечения этих целей необходима письменная форма сдачи промежуточного и итогового контроля.

 

В настоящее время работодатель ожидает от специалиста наличие навыков принятия решений, работы с информацией, аналитического мышления и способностей критической оценки обстоятельств, умения реализовывать полученные знания в рамках определённых проектов, навыков письменного и устного общения, работы в команде, ну, и, конечно, владение иностранным языком и компьютером.

 

Таким образом, ТГЮУ, как вуз с модульной системой обучения, должен готовить юристов-практиков. Весь процесс преподавания должен быть не абстрактным изучением теоретических положений, а рассмотрением права, применяемого к реальным жизненным ситуациям. Преподавание права должно вестись комплексно, опираясь на практический материал.


Современные требования заставляют нас вести комплексное обучение, а именно юриспруденцию преподавать не изолировано, а в непосредственной связи с экономическими, статистическими, информационными и другими дисциплинами. В качестве примера можно привести модуль «Гражданское право». При изучении акционерных обществ (АО) в рамках Гражданского права студент не должен быть ограничен пониманием правовых аспектов этой организационно-правовой формы. Он должен понимать роль АО в реальном секторе экономики, уметь системно проанализировать причины возможного роста либо спада количества АО по отношению к другим формам бизнеса. Такая программа обучения даст возможность выработать у студента целостное, системное представление о праве в каждом конкретном случае с экономическим обоснованием. Сегодня важно чтобы студенты изучали не только право, но также экономику и вопросы управления, системный анализ и теорию принятия решений, статистику и бухгалтерский учёт в виде самостоятельных дисциплин.

 

У многих всё чаще возникает вопрос «зачем изучать ту или иную дисциплину?» Поэтому студенту и преподавателю следует понимать цель ее изучения, задачи и необходимость для будущей работы юриста определённого профиля. К сожалению, в вузах Узбекистан преподают не всегда нужные дисциплины. В настоящее время образование строится по принципу обязательности и имеет императивный характер. При модульной системе обучения оснований для этих требований уже просто нет. Студент изучает дисциплину, потому что он чётко понимает, какую пользу она в будущем ему принесет.

 

Многие считают, что студент должен знать законы, а некоторые всё же считают, что студент должен уметь их применять, но прежде всего, знать. Хотя, ни в адвокатской, прокурорской и судебной практике, знание законов в таком объеме, как предлагают вузы, не востребовано. Это первое расхождение между практикой и образованием. Количественное расхождение. Второе - это объем сложности профессиональных задач и объем развитости навыков, которые необходимы в их решении. Работодатели жалуются  на выпускников: не умеют составить документ, подобрать материал, найти информацию. Не умеют, потому что этому в вузе не учат. Поэтому в вузе необходима переориентация с компетенции запоминания информации на компетенцию ее поиска и применения. Заранее в юридическом вузе определить, какая информация потребуется специалисту, невозможно в силу высокого профилирования, объективно происходящего на практике. Знания и навыки, полученные в вузе, оказываются полезными процентов на 30-40.

 

Достаточно сложно применять модульную систему обучения, если учебный план требует изучения по 12-14 дисциплин в семестр. Конечно, студент устаёт, и это не позволяет ему анализировать либо творчески подходить в решении правовых вопросов. В этой связи общее количество дисциплин в ТГЮУ было сокращено от 58 до 40 дисциплин. В настоящее время студент в семестр изучает 7 модулей, один из которых - иностранный язык. Аналогичная практика за рубежом, в юридических ВУЗах с модульной системой обучения.

 

Если обучение ведется с низким уровнем практической направленности, то это вообще не обучение, а так, простое информирование, просвещение, даже воспитание. В таком случае реальное образование начинается, когда человек приходит в юридическую фирму. Тут обнаруживаются пробелы в образовании, и появляется неуверенность и неудовлетворённость образованием, как у выпускника, так и работодателя. Модульная система призвана воссоединить практику с процессом образования. Основная ее цель - научить студента самостоятельно мыслить.

 

Особую важность при модульной системе представляет обеспеченность студентов учебными материалами, экзаменационными вопросами. В ТГЮУ ведётся работа по созданию локальной сети «Интранет», в которой преподаватель будет загружать учебные материалы, а студенты – скачивать их. Здесь студент также сможет проверить свою рейтинговую успеваемость.

 

В этом и видится эффективность модульной системы обучения, а также повсеместное ее распространение в масштабах всего Узбекистана.

 

 Беседовал Маъруф Усманов.

 

Необходимую информацию о вопросах образования можно найти в программных продуктах «Norma»: МОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, КАДРОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ, ЮРИСТ ПРЕДПРИЯТИЯ и др., а так же ознакомиться с интересными примерами, связанные с интересующей тематикой в соответствующих разделах Справочной службы "Мы отвечаем!"