Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Нужен ли омбудсман для автовладельцев и пешеходов?

12.05.2015

Автопромышленность Узбекистана год от года набирает мощности и расширяет линейку производимых транспортных средств. Все большее число наших сограждан садится за руль автомобилей.

 

Но хотелось бы отметить, что если в действующем законодательстве отдельные разделы Кодекса об административной ответственности, законах «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах», и других1 более или менее понятны, то с правоприменением некоторых норм не все однозначно, в большинстве спорных случаев все необходимо решать в судебном порядке.

 

А памятуя наши поездки по ухабистым дорогам, остановки на автотрассах только ради проверки документов и по поводу «не совсем естественного» цвета лица водителя, перемещение машин из гаражей на необорудованные стоянки, неуемные «аппетиты» парковщиков и другие проблемы, хотелось бы, чтобы их разрешение происходило во внесудебном и быстром режиме.

 

Есть ли выход? 

 

Да, в большинстве стран мира есть омбудсманы, которые активно сотрудничают с гражданским обществом и стоят на страже интересов участников столь чувствительной в социальном смысле сферы. Так, скандинавские защитники по правам детей и людей с ограниченными возможностями добились оснащения светофоров звуковым сигналом и кнопочным переключением, перекрестков – пандусами для въезда-выезда детских и инвалидных колясок. А их коллеги по правам потребителей в Нидерландах и Бельгии весьма скрупулезно разбираются с жалобами по фактам необоснованных сборов, некачественного дорожного полотна или огрехов изготовления и сборки автомобилей и велосипедов. Представитель по правам граждан Польши, Народный защитник Испании, прибалтийские омбудсманы самым пристальным образом реагируют на сигналы от жителей и гостей этих государств на некорректные действия полиции или дорожной службы.

 

Занялись этой проблемой и в ближнем зарубежье. К примеру в России члены Государственной Думы предлагают учредить должность уполномоченного по правам автомобилистов (автоомбудсмена).

 

Об омбудсменах, которые есть в большинстве стран мира, мы тоже уже рассказывали на нашем сайте.


Но импонирует в деятельности этого внесудебного института защиты прав граждан то, что при изучении и разрешении обстоятельств, омбудсман имеет право:

 

- беспрепятственно и без предварительного уведомления посещать органы госвласти и местного самоуправления, пенитенциарные учреждения и места временного содержания; встречаться и беседовать один на один с нужными лицами, знакомиться с документами и обстоятельствами дел;

 

- в течение 10 дней (или более короткий срок) получать у органов госвласти и местного самоуправления, должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

 

- знакомиться со вступившими в законную силу решениями по уголовным, гражданским и административным делам, а также об отказе в возбуждении судебных дел;

 

- поручать соответствующим госорганам и организациям подготовку экспертного заключения и др.

 

По результатам рассмотрения жалоб омбудсман имеет право обратиться в соответствующие органы по поводу возбуждения уголовного или административного дела; может обратиться в суд для восстановления попранных прав; в особых случаях, если меры воздействия, относящиеся к его полномочиям, недостаточны для восстановления нарушенных прав, имеет право обратиться в высшие органы власти страны, выступить перед парламентом.

 

Немаловажно и то, что в соответствии с международными стандартами обращение к нему не облагается пошлиной.

 

 

Существующее Общество автомобилистов Узбекистана пока не в состоянии в силу своего статуса разрешить проблемы автовладельцев.

 

Между тем не нужно забывать и о других участниках дорожного движения – пешеходах, не имеющих собственного общественного объединения, и интересы которых (не считая США и ряда европейских стран), также не всегда учитываются.

 

Четыре года назад в мае 2011 года ООН объявила Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011−2020 годов. За это время планируется создать в странах управление разными направлениями безопасности дорожного движения, повысить безопасность дорог и транспортных средств, улучшить поведение всех участников дорожного движения, усилить службы медицинской помощи после аварий.

 

Да, в нашей стране разработан соответствующий план действий по его обеспечению.

 

Но по данным доклада Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за 2013 год Узбекистан входил в число стран, в которых показатель смертности в результате ДТП составляет в пределах 11,1−13,9 на 100 тысяч населения (в отдельных странах СНГ этот показатель еще выше).

 

При этом безопасность пешеходов является одним из приоритетных направлений ВОЗ, определившей необходимость принятия следующих мер:

 

 – ограничение скорости в жилых зонах до 30 км/ч,

 

 – обеспечение соблюдения правил дорожного движения,

 

 – увеличение числа пешеходных зон,

 

 – улучшение общественного транспорта для снижения воздействия автомобилей.

 

Положа руку на сердце спросим себя, а все ли у нас сделано так?

 

Надо признать, что есть пробелы в нормативном регулировании прав всех участников дорожного движения, и необходимо внести изменения и дополнения в существующие законы и правила. Должно появиться лицо, имеющее достаточно высокий общественный статус, которое продвигало бы процесс имплементации. Думается, что такой уполномоченный, представляя довольно активную часть гражданского общества и регулярно взаимодействуя со СМИ, может работать, имея минимальный штат юристов, психологов, специалистов в сфере страхования, автомобилестроения, строительства и эксплуатации дорог.

 

Считаем, что решить проблемы можно было бы следующим образом:

 

- разработать Положения о введении платных парковок и эвакуации автосредств, которые обязательно должны пройти обсуждение на ЕПИГУ;

 

- определить правомочность действий сотрудников ГСБДД, снимающих с машин госномера за незначительные нарушения ПДД;

 

- составлять инспекторами ГСБДД два или более экземпляров протокола о нарушении ПДД для адекватности оспаривания ситуации в судебном или внесудебном порядке;

 

- ввести материально-правовую ответственность за поврежденное (разрушенное) дорожное покрытие;

 

- узаконить использование показаний радаров-детекторов и видеорегистраторов, приобретение которых не запрещено законодательными и подзаконными актами Узбекистана, в качестве вещественных доказательств при подтверждении точности их показаний органами «Узстандарта»;

 

- нормативно урегулировать эквивалентность показаний, полученных средствами видеофиксации, с уже имеющимися в нормативных актах инструментами фиксации правонарушений на дорогах;

 

- обязать сотрудников ГСБДД предъявлять сертификат «Узстандарта» о ежегодной поверке радара, показания которого вызывают сомнения, а в случае их непредоставления расценивать этот факт как административное правонарушение;

 

- установить справедливый размер страховки за нанесенное увечье пешеходу или повреждения автостредства в результате ДТП.

 

Как видно из далеко не завершенного перечня вопросов неурегулированных правоотношений в сфере безопасного дорожного движения, сделать предстоит больше, чем сделано, и усилиями беспристрастного уполномоченного.

 

Ахтам ХИКМАТОВ, адвокат,

Маъруф УСМАНОВ наш эксперт.

 

1 С данными документами можно ознакомитьсяв ИПС "Законодательство Республики Узбекистан". 


 

Публикации по теме:


Видеофиксация нарушений ПДД: как это будет работать?

 

Автомобиль – на штрафплощадку!

 

Автомобиль − на штрафплощадку! Как забирают и отдают

 

 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 348