Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О правах ребенка надо помнить не только в Международный день

01.06.2016

Так считают Акмаль САИДОВ, директор Национального центра по правам человека и Алия ЮНУСОВА, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

 

Эксперт портала norma.uz в статье «Дети: права без обязанностей и ювенальная юстиция» осветил национальные и международные законодательные акты, касающиеся защиты прав детей. В этом обзоре речь пойдет о документах Международной организации труда и об органах, куда можно и нужно обращаться в случае выявления фактов нарушения прав несовершеннолетних.

 

 

В демографической структуре населения страны преобладает молодежь, и вопросы обеспечения ее прав остаются актуальными всегда.

 

Говорить мы будем о трудовых правах молодых людей, акцентируя внимание на международных обязательствах нашей страны в этом направлении, исполняемых целенаправленно и постоянно, а не только к Международному дню защиты детей.

 

Узбекистаном ратифицировано 13 конвенций Международной организации труда (МОТ), включая семь из ее восьми основополагающих, в том числе в области принудительного труда и недопущения наихудших форм детского труда.

 

Для реализации положений ратифицированных конвенций создана организационная и правовая база, которая развивается с учетом международных норм и стандартов.

 

Особое внимание уделяется вопросам совершенствования правовых механизмов использования детского труда, создания дополнительных гарантий для обеспечения надлежащих условий работы для несовершеннолетних, искоренению наихудших форм детского труда.

 

В рамках реализации Закона «О гарантиях прав ребенка»1 и Национального плана действий совместным постановлением министерств труда и здравоохранения утвержден Список работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, к числу которых отнесена также ручная сборка хлопка в сельском хозяйстве.

 

Отметим, что в стране минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, увеличен с 14 до 15 лет2, т.е. для подготовки молодежи к труду можно нанимать учащихся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время, с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, их заменяющих.

 

Совместным постановлением министерств труда и здравоохранения3 утверждено Положение о требованиях по недопущению использования труда несовершеннолетних.

 

После ратификации в 2008 г. конвенций МОТ №№ 138 и 182 Кабинетом Министров утвержден Национальный план действий по реализации Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.

 

Ежегодные доклады о мерах, предпринимаемых Узбекистаном по недопущению наихудших форм детского труда, направляются в страны – члены МОТ. Нашей страной в рамках обязательств ратифицированных конвенций МОТ и согласно Уставу данной организации ежегодно представляются отчеты по 13 ратифицированным и по 176 нератифицированным конвенциям.

 

Следует особо отметить, что крупномасштабные социально-экономические преобразования, проводимые в стране, минимизировали экономические и социальные предпосылки для использования принудительного и недопустимого детского труда, в том числе при производстве сельхозпродукции.

 

Сельхозпроизводители, включая фермерские хозяйства, привлекая к добровольному труду детей старше 15 лет, принимают на себя обязательства по справедливой оплате труда, соблюдению предусмотренных законодательством для этой категории работников режимов труда и отдыха, обеспечению безопасных условий, полноценным горячим питанием и необходимым медобслуживанием, как указано в ТК.

 

Привлечение детей к работе, включая труд на семейном предприятии или в фермерском хозяйстве, допускается только во внеучебное время и не должно препятствовать полноценному обучению детей в образовательных учреждениях, овладению ими в полном объеме учебной программой.

 

В стране принимаются меры по недопущению принудительного труда. Законом «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием законодательства о защите прав несовершеннолетних»4 установлена административная ответственность за использование труда несовершеннолетних, который может причинить вред их здоровью, безопасности или нравственности; усилена ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и охраны их труда.

 

В этом направлении нужно проводить методичную работу с семьями, разъясняя родителям о недопустимости превалирования стремления достижения дохода над адекватностью трудового воспитания и здоровья ребенка, и при необходимых случаях принимать действенные меры.

 

Получило развитие конструктивное сотрудничество между Узбекистаном и МОТ на основе принятой 25 апреля 2014 года Программы по достойному труду Республики Узбекистан на 2014-2016 годы, одним из приоритетов которой является всестороннее содействие МОТ в эффективной реализации Национального плана действий по применению Конвенции по вопросам детского труда.

 

В Узбекистане предусмотрено ежегодное проведение национального мониторинга с использованием методологии и инструментария МОТ для обеспечения действенного контроля за недопущением юридическими и физическими лицами применения детского труда5.

 

Следует обратить внимание на то, что, какими бы важными ни были принятые нормативные документы, они не приведут к желаемому результату без принятия практических мер, направленных на то, чтобы:

 

- информировать общество о проблеме и мобилизовать его на поддержку в борьбе с наихудшими формами детского труда;

 

- предотвратить вовлечение и освободить детей от наихудших форм детского труда;

 

- реабилитировать таких детей и помочь им продолжить получать образование;

 

- улучшить систему школьного образования, обеспечив работу большого числа школ и учителей, эффективнее адаптировать систему образования к существующим местным потребностям и нуждам;

 

- обеспечить субсидии и финансовую поддержку детям, испытывающим наиболее острую нужду, и их семьям.

 

К нашим гражданам и зарубежным партнерам должно прийти понимание того, что все делается для гармоничного развития нашей молодежи. Привитие навыков к труду и работа в свободное время в интересах своих семей будет осуществляться во благо нашей страны цивилизованно, без нарушения прав и свобод ребенка.

 

В довершение к сказанному необходимо дать практический ответ на вопрос: если стало известно, что нарушаются интересы детей, в т.ч. права ребенка в трудовой сфере, куда обратиться?

 

Возможностей для этого достаточно много (можно обратиться по почте, телефонам доверия, на сайты или прийти на прием), а список органов и организаций (государственных и общественных), обеспечивающих нормальное развитие подрастающего поколения, весьма широк и они владеют различными инструментами воздействия на нарушителей:

 

- органы госвласти на местах (хокимияты). Один из заместителей районной, городской или областной администрации, Совета Министров Каракалпакстана, одновременно являясь председателем отделения Комитета женщин, ведает вопросами защиты материнства и детства;

 

- органы прокуратуры, обеспечивающие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних;

 

- органы по труду, народного образования, здравоохранения и внутренних дел;

 

- органы самоуправления граждан, в которых действуют постоянные комиссии по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта и работают консультанты сходов граждан по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания;

 

- ОДМ «Камолот», Фонд «Болалар», имеющие свои региональные структуры в каждом районе, городе и области, в Республике Каракалпакстан;

 

- Совет Федерации профсоюзов Узбекистана и его региональные органы и организации;

 

- Национальный центр Узбекистана по правам человека, ставящего своей целью защиту интересов социально уязвимых слоев общества;

 

- Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека, имеющего региональных представителей в Каракалпакстане, областях и г.Ташкенте и рассматривающего обращения по нарушению интересов различных категорий населения страны;

 

- депутаты районных, городских и областных кенгашей, Жокаргы Кенеса, Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса.

 

 

 

Записал Маъруф УСМАНОВ.

 

Публикации по теме:


Дети: права без обязанностей и ювенальная юстиция

 


Совершенствование и проблемы законодательного регулирования прав ребенка в Узбекистане

 

Несовершеннолетний идет работать…

 

Обеспечить правовую защиту работодателю и работнику



 

 

 

______________________________________

 

1 От 7.01.2008 г.

2 Закон «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс и Закон «О гарантиях прав ребенка».

3 От 15.01.2010 г.

4 От 21.12.2009 г.

5 Постановление Кабинета Министров от 27 мая 2014 года № 132 «О дополнительных мерах по реализации в 2014-2016 годах ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенций МОТ».

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 630