Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Один из подходов к решению пенсионных споров

15.09.2016

 

Рассмотрим несколько примеров из практики.

Пример первый. Женщина, выходя на льготную пенсию по возрасту (с уменьшением общеустановленного возраста на пять лет), столкнулась с нежеланием органов Пенсионного фонда (далее - ПФ) включать ей в специальный стаж работы период по уходу за единственным ребенком длительностью 3 года. При этом сотрудники ПФ ссылались на ст.35 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий[1] (далее -Положение), а женщина настаивала на применении п.37 того же Положения. Кто прав?


КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА

Cогласно подпункта «ж» части первой п. 35 Положения в стаж работы, дающий право на пенсию, засчитываются:

«ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту».

При этом часть первая п.37 Положения предусматривает несколько иное условие: «периоды, предусмотренные в подпунктах «д» — «и» пункта 35 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы при наличии не менее 5 лет общего стажа работы, указанного в подпунктах «а» — «г» пункта 35 настоящего Положения».

Анализируя обе нормы в совокупности, можно сделать следующий вывод. Поскольку подпункт «ж» части первой п.35 Положения подпадает под данное условие, следовательно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) включается (засчитывается) в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту, при наличии не менее 5 лет общего стажа работы.


 Однако часть пятая ст.234 Трудового кодекса гласит:

«В период отпусков по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность). Эти отпуска засчитываются в трудовой стаж, но не более трех лет в общей сложности, в том числе и в стаж работы по специальности»

 

Для удобства данные нормы изложены в сравнительной таблице:


 Подпункт «ж» части первой п.35 Положения

Часть первая п.37 Положения

Часть пятая ст.234 Трудового кодекса

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту

Периоды, предусмотренные в подпунктах «д» — «и» пункта 35 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы при наличии не менее 5 лет общего стажа работы, указанного в подпунктах «а» — «г» пункта 35 настоящего Положения

В период отпусков по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность). Эти отпуска засчитываются в трудовой стаж, но не более трех лет в общей сложности, в том числе и в стаж работы по специальности.

 

Данное противоречие НПА решается путем применения Закона РУз «О нормативно-правовых актах»[2]

Согласно частям второй и третьей ст.16 Закона «О нормативно-правовых актах»:

нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

 

В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой. 

Соотношение НПА по юридической силе регламентируется главой 2 указанного Закона. Статья 5 Закона предусматривает все виды нормативно-правовых актов, при этом располагает их в строгой иерархии по юридической силе (от высшей к меньшей):

Конституция Республики Узбекистан;

законы Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;

приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;

решения органов государственной власти на местах.

 

В приведенном примере Трудовой кодекс РУз является Законом[3], обладающим высшей юридической силой после Конституции страны.

 

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан и является подзаконным актом.

Следовательно, в силу ст.16 «О нормативно-правовых актах» для решения возникших противоречий между НПА, должен применяться именно Трудовой кодекс РУз, как обладающий более высокой юридической силой по сравнению с Положением.

Таким образом, часть пятая ст.234 Трудового кодекса обязывает в любом случае засчитывать отпуска по уходу за ребенком в трудовой стаж, в том числе и в стаж работы по специальности, но не более трех лет в общей сложности.

 

Поэтому сотрудники ПФ в данном случае толкуют нормы не совсем верно. Женщина имеет полное право на включение периода по уходу за ребенком (единственным) длительностью 3 года в специальный трудовой стаж для получения льготной пенсии с уменьшением общеустановленного возраста в соответствии с законодательством.

 

Пример второй. В нашу рубрику «Мы отвечаем!» недавно обратился мужчина: «С декабря 1996 года по октябрь 2014 года я проходил службу на разных должностях органов внутренних дел… С июля по октябрь месяцы 2000 года был привлечен к антитеррористическим действиям. Согласно ПКМ №252 от 2012 года пункт 39, и закону о борьбе с терроризмом эти дни подлежат льготному исчислению 1 за 3 при начислении пенсий. Сотрудниками ПФ этого не было учтено…» Кто прав?

 

КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА

Согласно п. 55 Временного Положения «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан» (утверждено ПКМ № 16 от 08.01.1993) пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава и их семей осуществляется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Согласно ст.27 Закона РУз «О борьбе с терроризмом» от 15.12.2000г. военнослужащим и сотрудникам государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за два дня, а во время участия в проведении антитеррористической операции один день службы — за три дня.

Специалистам и иным лицам, привлеченным к участию в проведении антитеррористической операции, в стаж работы для назначения пенсии один день участия засчитывается за три дня.

Порядок исчисления льготной выслуги лет определяется законодательством.

Т.е. в самом Законе прямо указана льгота для исчисления пенсии. На основании этого Закона сотрудники ПФ обязаны применить данную льготу (не дожидаясь изменений в подзаконные акты).

Согласно подпункта «а» п.39 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в льготном исчислении засчитываются в стаж:

«а) служба и работа в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга — в тройном размере».

Положение не разъясняет (к сожалению), относится ли антитеррористическая операция к боевым действиям, а также не определяет термин «интернациональный долг». Однако Закон имеет юридическую силу выше, чем Положение, следовательно, применяться должна норма Закона. Исчисление же льготы осуществляется аналогично общего порядка, предусмотренного для подпункта «а» п.39 Положения[4].

Таким образом, льготу следует применять.

Как уже очевидно, однотипный подход к решению некоторых пенсионных проблем состоит в том, чтобы знать соотношение НПА по юридической силе и применять эти знания для защиты своих прав. Случаи могут быть разные, по содержанию вопроса совсем непохожие, но подход к их решению одинаков – анализируйте статус НПА, сравнивайте юридическую силу и, возможно, вы сможете избежать судебного спора.

Если же невозможно решить вопрос мирным путем, Вы можете это сделать в судебном порядке.

 

Зумрад НИЯЗМЕТОВА, адвокат.

 

 


[1] приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров РУз от 08 сентября 2011 года № 252 «Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование порядка назначения и выплаты государственных пенсий»

[2] От 14 декабря 2000 года (в новой редакции от 24 декабря 2012 г.).

[3] кодифицированным

[4] Аналогия закона используется в юриспруденции в необходимых случаях. Данный термин означает, что при отсутствии прямого регулирования применяются правовые норм, регулирующие аналогичные отношения.

 

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий
Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.

Гость_ :

2017-02-04 02:12:01

Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_